г. Челябинск |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А47-414/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2022 по делу N А47-414/2022.
В судебном заседании, проводимом посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
от заявителя - некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - Домахина Ю.В. (предъявлены паспорт, доверенность от 20.06.2022);
от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Оренбургской области - Романова Н.В. (предъявлены паспорт, доверенность от 27.12.2022).
Третье лицо - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя третьего лица.
Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее - заявитель, Фонд, Региональный оператор) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федерального казначейства по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене представления от 19.11.2021 N 53-09-32/19-5658 в части пунктов 2, 3, 7, 8, 9.
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2022 (резолютивная часть решения объявлена 19.10.2022) заявленные требования удовлетворены. Представление Управления от 19.11.2021 N 53-09-32/19-5658 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации признано незаконным в части пунктов 2, 3, 7, 8, 9. Кроме того, с Управления в пользу Фонда взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель выражает несогласие с выводами суда о незаконности представления в части пунктов 2,3, указывает при этом, что оспариваемое представление устанавливает невозможность устранения выявленных нарушений и обязывает Фонд лишь принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем. Кроме того, судом не обоснован вывод о том, каким образом оспариваемое представление в части пунктов 2,3 нарушает права граждан Оренбургской области.
Апеллянт также не согласен с выводами суда о неправомерности пункта 7 представления, указывает при этом, что услуги по экспертизе (проверке) сметной стоимости капительного ремонта общего имущества многоквартирных домов не являются обязательными в соответствии с градостроительным законодательством (статья 52 ГрК РФ). На региональном уровне программой капитального ремонта Оренбургской области работы (услуги) по проведению в 2019-2020 годах обследований, разработке проектной и сметной документации, проведению ее экспертизы, не определены.
Податель жалобы также не согласен с выводами суда по пунктам 8,9 представления, полагает, что Управлением установлено и подтверждено нарушение в действиях Фонда по данным пунктам.
Фонд представил в материалы дела отзыв от 19.01.2023 N б/н, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области на основании решения о проведении плановой выездной проверки N 318 от 04.08.2021 проведена проверка некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" по вопросу использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта,, у региональных операторов в 2019-2020 гг.
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.09.2021, согласно акту в деятельности регионального оператора явлены следующие нарушения (в оспариваемой части):
по пункту 2 - в нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 24 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ, Региональным оператором в 2019 году при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества 25 многоквартирных домов использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в размере 89 768 083,34 рублей с предоставлением рассрочки, расчетный срок погашения которой по каждому дому (исходя из планируемых сумм начислений за 2021 год без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт), превышает окончание действия Региональной программы капитального ремонта (2043 год);
по пункту 3 - в нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 24 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ, Региональным оператором в 2020 году при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества 31 многоквартирного дома использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в размере 120 232 495,10 рублей с предоставлением рассрочки, расчетный срок погашения которой по каждому дому (исходя из планируемых сумм начислений за 2021 год без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт в период реализации указанной программы) превышает окончание действия Региональной программы капитального ремонта (2043 год);
по пункту 7 - в нарушение части 1 статьи 174, части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 8.3, части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-VОЗ, Региональным оператором в 2019-2020 годах осуществлена закупка (финансирование) услуг по проведению обследования, разработке проектной и сметной документации, проведению экспертизы вышеуказанной документации, в количестве 1992 шт. для проведения капитального ремонта общего имущества 1440 многоквартирных домов на общую сумму 151262 173,12 рублей, необходимость которых не предусмотрена градостроительным законодательством Российской Федерации, а также, отсутствующих в региональной программе "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, В 2014 - 2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп;
по пункту 8 - в нарушение пункта 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", Региональным оператором в 2019 году проведены работы по капитальному ремонту и осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на территории муниципальных образований Оренбургской области на общую сумму 1 489 351 043,27 рублей, период выполнения которых определен в 2016, 2017, 2018 годах региональной программой "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп (ред. от 18.12.2019);
по пункту 9 - в нарушение пункта 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", Региональным оператором в 2020 году проведены работы по капитальному ремонту и осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на территории муниципальных образований Оренбургской области на общую сумму 1 938 726 725,45 рублей, период выполнения которых определен в 2018-2019 годах, в 2021-2034 годах региональной программой "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп (ред. от 24.12.2020).
Полагая, что представление 53-09-32/19-5658 от 19.11.2021 в части пунктов 2, 3, 7, 8, 9 вынесено незаконно, необоснованно, нарушает его права и законные интересы, Фонд обратился обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности представления Управления в оспариваемой заявителем части.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьей 198, 201 АПК РФ для признания недействительными (незаконными) ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: их несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи, ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета), формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, осуществляет иные полномочия, установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В силу части 3 статьи 265 БК РФ органы Федерального казначейства, в том числе Управление, осуществляют контрольную деятельность по внутреннему государственному финансовому контролю.
Публичные полномочия Управления по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены в пункте 1 статьи 269.2 БК РФ, в соответствии с которым полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу части 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Во исполнение статьи 186 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций, в соответствии с которыми Федеральное казначейство и его территориальные органы при выполнении контрольных функций в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
Фонд является исполнителем Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Как следует из материалов дела, по пунктам 2, 3 представления Фонду вменяется нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 24 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ, выразившееся в том, что Региональным оператором
- в 2019 году при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества 25 многоквартирных домов использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в размере 89 768 083,34 рублей с предоставлением рассрочки, расчетный срок погашения которой по каждому дому (исходя из планируемых сумм начислений за 2021 год без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт), превышает окончание действия Региональной программы капитального ремонта (2043 год) (пункт 2 представления);
- в 2020 году при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества 31 многоквартирного дома использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в размере 120 232 495,10 рублей с предоставлением рассрочки, расчетный срок погашения которой по каждому дому (исходя из планируемых сумм начислений за 2021 год без учета увеличения размера уплачиваемых взносов на капитальный ремонт в период реализации указанной программы) превышает окончание действия Региональной программы капитального ремонта (2043 год) (пункт 3 представления).
Удовлетворяя требования заявителя и признавая незаконным представление в части вышеуказанных пунктов (пункты 2,3), суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что указанные в данных пунктах нарушения не могут быть устранены региональным оператором и нарушают права граждан Оренбургской области на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сроки, предусмотренные региональной программой.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, при этом полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В части 1 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 4 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам на территории Оренбургской области установлены Законом Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" (далее - Закон N 1762/539-V-ОЗ).
Пунктом 4 статьи 24 Закона N 1762/539-V-ОЗ предусмотрено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В случае использования региональным оператором для оплаты работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - заимствования), региональный оператор одновременно предоставляет собственникам помещений в таком многоквартирном доме рассрочку оплаты указанных работ и (или) услуг на сумму указанных заимствований в период действия региональной программы капитального ремонта на меньший из следующих сроков:
срок до следующего проведения работ и (или) услуг по капитальному ремонту этих же элементов конструкций и инженерных систем в многоквартирном доме, предусматриваемый региональной программой капитального ремонта;
пять лет для многоквартирных домов, в которых износ фундамента, и (или) стен, и (или) перекрытий составляет более 60 процентов, и для многоквартирных домов в случае переноса срока проведения капитального ремонта общего имущества на более ранний, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
Таким образом, пунктом 4 статьи 24 Закона N 1762/539-V-ОЗ прямо предусмотрено, что в случае заимствования средств для оплаты работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление региональным оператором рассрочки оплаты соответствующих работ (услуг) ограничено периодом действия региональной программы.
Между тем, Управлением при проведении проверки установлено, что в 2019 и 2020 году при оплате работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Фондом использованы (заимствованы) средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора с предоставлением рассрочки, при этом расчетный срок установлен за пределами действия Региональной программы капитального ремонта (2043 год).
При таких обстоятельствах, Управлением правомерно установлено нарушение в действиях Фонда по пунктам 2 и 3 оспариваемого представления.
Признавая недействительным представление в части названных пунктов суд первой инстанции не указал, в чем выразилось несоответствие указанных пунктов представления требованиям действующего законодательства.
В свою очередь выводы суда первой инстанции о том, что указанные в данных пунктах нарушения не могут быть устранены региональным оператором и нарушают права граждан Оренбургской области на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сроки, предусмотренные региональной программой, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения указывается в представлении только в случае невозможности непосредственного устранения выявленных нарушений.
В данном случае Управлением установлено отсутствие у Фонда возможности устранения выявленных нарушений, в связи с чем в оспариваемом представлении указано требование принять меры по устранению причин и условий нарушения. Указанное требование направлено на принятие Фондом мер по недопущению аналогичных нарушений в будущем, в связи с чем не может нарушать прав граждан Оренбургской области.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что выявленные нарушения не могут быть устранены региональным оператором и нарушают права граждан Оренбургской области на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сроки, предусмотренные региональной программой, являются необоснованными.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконным представления в части 2,3 пунктов у суда первой инстанции не имелось.
По пункту 7 Фонду вменяется нарушение части 1 статьи 174, части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 8.3, части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Закона N 1762/539-V-ОЗ, выразившееся в осуществлении в 2019-2020 закупки (финансировании) услуг по проведению обследования, разработке проектной и сметной документации, проведению экспертизы вышеуказанной документации, в количестве 1992 шт. для проведения капитального ремонта общего имущества 1440 многоквартирных домов на общую сумму 151262173,12 рублей, необходимость которых не предусмотрена градостроительным законодательством Российской Федерации, а также, отсутствующих в региональной программе "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 1762/539-V-ОЗ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, включает в себя: - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; - ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; - ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; - утепление и ремонт фасада; - ремонт фундамента многоквартирного дома - ремонт систем пожаротушения, дымоудаления; - разработку проектно-сметной документации; - проведение экспертизы проектно-сметной документации; - выполнение работ по осуществлению строительного контроля; - выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 824 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов", после завершения работ по замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Раздел 2 паспорта программы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп N 1263-пп "Об утверждении региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах" предусматривает, что в программе устанавливаются очередность и год начала планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который не превышает трех календарных лет. В установленный период по конструктивным элементам и (или) инженерным системам многоквартирного дома предусмотрено выполнение проектных и строительно-монтажных работ. Проектные работы включают в себя обследование, разработку проектно-сметной документации, проведение экспертизы такой документации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 10.10.2019 N 774-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области на 2020 - 2022 годы, в котором предусмотрено выполнение, в том числе, проектных работ, включающих в себя разработку проектной и сметной документации, проведение экспертизы указанной документации.
Проанализировав указанные положения действующего законодательства, а также исходя из положений статьи 18 Закона N 1762/539-V-ОЗ, прямо предусматривающей наличие в перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме разработку проектно-сметной документации, проведение экспертизы проектно-сметной документации, положений региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Фонда нарушений, вменяемых пунктом 7 оспариваемого представления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое представление в части 7 пункта.
Пунктами 8,9 представления Фонду вменяются нарушение пункта 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества, выразившиеся в следующем:
- в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", выразившееся в проведении в 2019 году работ по капитальному ремонту и осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на территории муниципальных образований Оренбургской области на общую сумму 1 489 351 043, 27 рублей, период выполнения которых определен в 2016, 2017, 2018 годах региональной программой "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп (ред. от 18.12.2019);
- в 2020 году проведены работы по капитальному ремонту и осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, на территории муниципальных образований Оренбургской области на общую сумму 1 938 726 725, 45 рублей, период выполнения которых определен в 2018-2019 годах, в 2021-2034 годах региональной программой "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп (ред. от 24.12.2020).
Согласно пункту 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Пункт 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правила определения в региональных программах планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Согласно данной норме такой плановый период может определяться указанием либо на календарный год, либо на период, в течение которого должен быть проведен такой ремонт, при этом данный период не должен превышать трех лет.
Постановлением правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах".
Целью региональной Программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Оренбургской области является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, перечень которых определен в приложении к Программе, обеспечение нормальных эксплуатационных характеристик общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Задачи Программы заключаются в организации системы финансирования и проведения капитального, ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области. Срок реализации Программы 2014-2043 годы.
В Программе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Оренбургской области установлена очередность и плановый год начала проведения капитального ремонта.
Раздел 2 паспорта программы предусматривает, что в Программе устанавливаются очередность и год начала планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который не превышает трех календарных лет. В установленный период по конструктивным элементам и (или) инженерным системам многоквартирного дома предусмотрено выполнение проектных и строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 7 статьи 168 ЖК РФ, пункту 4 статьи 11 Закона N 1762/539-V-03 в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Постановлениями Правительства Оренбургской области N 617-п от 31.08.2016, N 774-п от 10.10.2019 утверждены краткосрочные планы реализации региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, на 2017-2019, 2020-2022 годы, которыми установлены конкретные сроки завершения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, включенных в план 2019 года, а также включенных в план 2020 года соответствует нормам жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах, как верном отмечено судом первой инстанции, действия регионального оператора, квалифицированные в качестве нарушения по пунктам 8,9 представления, не являются нарушением законодательства и не могут быть устранены региональным оператором, поскольку формирование и утверждение региональной программы капитального ремонта и краткосрочных планов ее реализации осуществляется Правительством Оренбургской области на основании сведений, представленных органами местного самоуправления.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое представление в части 8,9 пунктов.
Таким образом, оспариваемое представление от 19.11.2021 N 53-09-32/19-5658 подлежит признанию незаконным в части пунктов 7,8,9.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2022 по делу N А47-414/2022 изменить, изложив абзацы 1 и 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Требования некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" удовлетворить частично.
Признать недействительными пункты 7, 8, 9 представления Управления Федерального казначейства по Оренбургской области N 53-09-32/19-5658 от 19.11.2021.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
В остальной части решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2022 по делу N А47-414/2022 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-414/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управлление Федерального казначейства по Оренбургской области
Третье лицо: Арбитражный суд Уральского округа, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области