Екатеринбург |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А60-32040/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Поротниковой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК ЖКХ "Авангард Хоум" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Белоярского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительными Распоряжения Главы Белоярского городского округа от 16.05.2022 N 276 "Об определении управляющей организации для многоквартирных домов, расположенных по адресам: Свердловская область, Белоярский городской округ, поселок городского типа Белоярский, улица Заболотная, дом 13, поселок городского типа Белоярский, улица Калинина, дом 70, поселок городского типа Белоярский, улица Титова, дом 8, поселок городского типа Белоярский, улица Юбилейная, дом 7, село Черноусово, улица Мира, дом 11, село Черноусово, улица Центральная, дом 11, поселок Студенческий, улица Мира, дом 25, поселок Студенческий, улица Мира, дом 33А, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 84, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 88, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 94, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 102" (далее - Распоряжение N 276); распоряжения Главы Белоярского городского округа от 20.05.2022 N 295 "Об определении управляющей организации для многоквартирных домов, расположенных по адресам: Свердловская область, Белоярский городской округ, поселок городского типа Белоярский, улица Западная, дом 12, станция Марамзино, дом 6" (далее - Распоряжение N 295) и обязании заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что поскольку при издании распоряжений были нарушены требования Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), а также Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), обусловленные не проведением конкурса, заявитель был незаконно определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует установлено судами и следует из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 880 от 27.08.2018, выданную Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент).
Главой Белоярского городского округа 16 мая 2022 года вынесено Распоряжение N 276 "Об определении управляющей организации для многоквартирных домов, расположенных по адресам: Свердловская область, Белоярский городской округ, поселок городского типа Белоярский, улица Заболотная, дом13, поселок городского типа Белоярский, ул. Калинина, дом 70, поселок Белоярский, ул. Титова, дом 8, поселок городского типа Белоярский, улица Юбилейная, дом 7, село Черноусово, улица Мира, дом 11, село Черноусово, улица Центральная, дом 11, поселок Студенческий, улица Мира, дом 25, поселок Студенческий, улица Мира, дом 33А, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 84, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 88, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 94, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 102".
Также, 20 мая 2022 года Главой Белоярского городского округа вынесено Распоряжение N 295 "Об определении управляющей организации для многоквартирных домов, расположенных по адресам: Свердловская область, Белоярский городской округ, поселок городского типа Белоярский, улица Западная, дом 2, станция Марамзино, дом 6" (далее по тексту - Распоряжения).
На основании указанных Распоряжений общество определено управляющей организацией по управлению многоквартирными домами в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 1616.
Согласно указанным Распоряжениям на общество возложены обязанности:
- приступить к управлению многоквартирными домами по адресам: Свердловская область, Белоярский городской округ, поселок городского типа Белоярский, улица Заболотная, дом 13, поселок городского типа Белоярский, улица Калинина, дом 70, поселок городского типа Белоярский, улица Титова, дом 8, поселок городского типа Белоярский, улица Юбилейная, дом 7, село Черноусово, улица Мира, дом 11, село Черноусово, улица Центральная, дом 11, поселок Студенческий, улица Мира, дом 25, поселок Студенческий, улица Мира, дом 33А, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 84, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 88, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 94, село Большебрусянское, улица Кирова, дом 102, Свердловская область, Белоярский городской округ, поселок городского типа Белоярский, улица Западная, дом 12, станция Марамзино, дом 6 с даты включения указанных домов в реестр лицензий управляющей организации Департаментом; - производить работы и услуги по управлению многоквартирными домами, по содержанию и эксплуатации общего имущества многоквартирных домов осуществлять в зависимости от видов благоустройства многоквартирных домов в объеме, необходимом для комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства, технических регламентов, требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм и правил, но не менее, чем установлено минимальным Перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290;
- оказывать коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
При этом стоимость работ и услуг по содержанию и управлению общим имуществом многоквартирных домов установить в соответствии с Постановлением главы Белоярского городского округа от 14.02.2017 N 305 "Об утверждении размера платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ управления многоквартирным домом".
Полагая, что указанные распоряжения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о правомерности оспариваемых распоряжений и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с этим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 данной статьи, но не более одного года
В силу пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В Перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в Перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами N 75 (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в Перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В силу пункта 6 Правил N 1616 управляющие организации включаются в Перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в Перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке).
Основания и периодичность актуализации уполномоченным органом перечня организаций предусмотрены пунктом 7 Правил N 1616, в том числе при поступлении заявления управляющей организации о включении ее в перечень организаций, составлении протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (подпункты "в", "г" пункта 7) в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из Перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в Перечень организаций.
Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня (абзац 3 пункта 8 Правил N 1616).
В силу приведенных положений в Перечень подлежат включению компании, подавшие соответствующую заявку, а также компании, которые участвуют в открытом конкурсе по отбору управляющей организации.
С учетом системного толкования вышеуказанных правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, общество было включено на основании поданного им заявления, учитывая, что информация о включении общества в указанный Перечень была размещена в государственной информационной системе ЖКХ в разделе "Реестр управляющих организаций" и на официальном сайте Белоярского городского округа, суды справедливо заключили, что, подавая заявление, общество добровольно на свой риск приняла на себя обязательство по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616.
Вопреки доводам общества о том, что оно не имело возможности заключить договор управления со спорными многоквартирными домами на основании распоряжений, так как конкурс не проводился, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из ошибочного субъективного толкования обществом части 17 статьи 161 ЖК РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции справедливо заключил, что оценка действий Администрации по не проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании не входит в предмет требований по настоящему делу.
Также, судами правомерно учтено, что на основании заявления общества от 02.06.2022 об исключении из перечня организаций, на основании поступившего заявления Постановлением главы Белоярского городского округа от 01.07.2022 N 846 общество исключено из Перечня управляющих организаций для управления МКД, расположенных на территории Белоярского городского округа собственниками помещений которого не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта.
В данном случае обществом не указано, какие именно его права были нарушены оспариваемыми Распоряжениями и какие права подлежат восстановлению.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
Доводы общества, вновь приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и признаются судом округа несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК ЖКХ "Авангард Хоум" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из Перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в Перечень организаций.
Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня (абзац 3 пункта 8 Правил N 1616).
...
Вопреки доводам общества о том, что оно не имело возможности заключить договор управления со спорными многоквартирными домами на основании распоряжений, так как конкурс не проводился, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из ошибочного субъективного толкования обществом части 17 статьи 161 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2023 г. N Ф09-2248/23 по делу N А60-32040/2022