Екатеринбург |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А50-20078/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - Минфин России, ответчик, заявитель жалобы) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А50-20078/2022, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Муниципальное образование "Город Березники" в лице Администрации города Березники (далее - Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России 5 682 525 руб. 98 коп. убытков, возникших вследствие оказания муниципальными дошкольными образовательными учреждениями города Березники услуг по уходу и присмотру за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми-инвалидами.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации города Березники, Управление образования администрации города Березники, Пермский край в лице Министерства образования и науки Пермского края, Министерство финансов Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.11.2022 исковые требования Администрации удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, Минфин России обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить по основаниям, установленным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение, неправильное применение судами норм материального права), направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что по своей юридической природе расходы, связанные с присмотром и уходом за детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не являются льготами, а представляют собой одну из общегосударственных гарантий доступности получения образования и подлежат финансированию из местного бюджета. Полагает, что судами неправомерно удовлетворены требования истца о возмещении расходов на обеспечение детей продуктовыми наборами, поскольку обеспечение детей продуктовыми наборами осуществлялась за счет средств бюджета муниципального образования и во исполнение муниципальных программ, в связи с чем предъявленные расходы нельзя считать убытками муниципального образования. По мнению заявителя жалобы, Администрация не доказала также противоправность поведения Минфина России, что также исключает удовлетворение заявленных исковых требований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2020 году поименованными в исковом заявлении муниципальными дошкольными образовательными организациями города Березники обеспечивалось исполнение обязанностей по присмотру и уходу за детьми, посещающими данные дошкольное образовательные учреждения, за счет средств местного бюджета.
Образовательные учреждения, помимо осуществления образовательной деятельности, осуществляли уход и присмотр за несовершеннолетними детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей такую деятельность, устанавливал плату, взимаемую с родителей, представителей, и ее размер.
Исходя из постановления Администрации от 27.06.2019 N 1795 (в редакции постановления Администрации от 29.11.2019 N 3180) размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Березники с 01.01.2020 составлял 35 руб. 39 коп. - для групп с 4-часовым пребыванием, 126 руб. 88 коп. - для групп с 10,5 и 12-часовым пребыванием.
Также постановлением Администрации от 15.05.2020 N 01-02-635 утвержден Порядок обеспечения наборами питания детей, относящихся к категориям, указанным в части 3 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Порядок N 01-02-635), на основании которого дети указанных категорий обеспечивались продуктовыми наборами.
Полагая, что муниципальное образование "Город Березники" понесло убытки, подлежащие возмещению за счет казны Российской Федерации, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании понесенных в 2020 году убытков в сумме 5 682 525 руб. 98 коп., из которых 1 326 000 руб. составляют траты на приобретение продуктовых наборов.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что финансовое обеспечение деятельности, связанной с присмотром и уходом за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, является расходным обязательством Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа оснований для их отмены не усматривает.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В пункте 34 статьи 2 Закона об образовании определено, что присмотр и уход за детьми является комплексом мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В силу пункта 1 статьи 65 Закона об образовании присмотр и уход за детьми осуществляется только дошкольными образовательными организациями.
Как следует из части 2 статьи 65 Закона об образовании, за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает родительскую плату, и ее размер, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 65 Закона об образовании за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу подпунктов 13, 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 13);
- социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусмотренные названным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон N 159-ФЗ не относит присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, к предусмотренным им дополнительным гарантиям по социальной поддержке.
Решение данного вопроса, в том числе механизм финансового обеспечения обязательств по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за детьми с туберкулезной интоксикацией, в соответствии с Законом об образовании и другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесены.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, суды правомерно указали на то, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона об образовании нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации).
Указанная позиция судов является законной и обоснованной, подтверждена практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение от 21.05.2019 N 302-ЭС19-9577, определение от 04.12.2019 N 301-ЭС19-21821).
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что размер ущерба материалами дела подтвержден и ответчиком не оспорен, суды правомерно взыскали с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в сумме 5 682 525 руб. 98 коп.
Изложенный в кассационной жалобе довод заявителя о том, что расходы, связанные с присмотром и уходом за детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не являются льготами, а представляют собой одну из общегосударственных гарантий доступности получения образования и подлежат финансированию из местного бюджета, судом округа отклоняется как основанный на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Доводы Минфина России о том, что расходы муниципального образования на обеспечение в порядке части 3 статьи 65 Закона об образовании детей указанной категории продуктовыми наборами являются на основании статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходным обязательном муниципального образования, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, правомерно ими отклонены исходя из следующего.
На основании пункта 34 статьи 2 Закона об образовании присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях в рамках услуг по присмотру и уходу за детьми, соответствующие нормативные затраты предусмотрены Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, доведенными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2014 N 08-1002.
Также действуют утвержденные совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2012 N 213н/178 Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, которые разработаны в целях совершенствования организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Организация питания детей и подростков в организованных детских коллективах предусмотрена Методическими рекомендациями "МР 2.4.5.0131-18. 2.4.5. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Практические аспекты организации рационального питания детей и подростков, организация мониторинга питания", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.08.2018, с возможностью применения организациями по уходу и присмотру за детьми.
Соответствующие рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций приведены в Методических рекомендациях "МР 2.4.0179-20. 2.4. Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.05.2020.
Постановлением Администрации города Березники от 15.05.2020 N 01-02- 635 утвержден Порядок N 01-02-635, на основании которого дети указанных категорий при временном непосещении образовательных учреждений обеспечивались продуктовыми наборами, что не противоречит Закону об образовании и охватывается понятием уход и присмотр за детьми.
Учитывая изложенное, вопреки позиции Минфина России, суды пришли к верному выводу о том, что финансирование указанных расходов, с учетом приведенных нормативных установлений, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2009 N ВАС-5660/09 по делу N А05-3784/2008 не принимается, поскольку судебные акты в рамках указанного дела принимались в период действия Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", утратившего силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем жалобы норм права, регулирующих спорные правоотношения, основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не является.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях в рамках услуг по присмотру и уходу за детьми, соответствующие нормативные затраты предусмотрены Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, доведенными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2014 N 08-1002.
Также действуют утвержденные совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2012 N 213н/178 Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, которые разработаны в целях совершенствования организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
...
Ссылка заявителя кассационной жалобы на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2009 N ВАС-5660/09 по делу N А05-3784/2008 не принимается, поскольку судебные акты в рамках указанного дела принимались в период действия Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", утратившего силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июня 2023 г. N Ф09-2671/23 по делу N А50-20078/2022