Екатеринбург |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А60-30266/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А60-30266/2021 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительными предписаний.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" - Насибулина А.В. (доверенность от 20.02.2023, диплом).
Акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - заявитель, АО "ЧЭМК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) N 169 от 16.03.2021.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 решение от 25.10.2021 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.07.2022 судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
АО "ЧЭМК" также обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 86-рш от 03.03.2022 (дело N А60-22096/2022).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2022 дела N А60-22096/2022 и N А60-30266/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А60-30266/2021.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2022 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными предписания Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 169 от 16.03.2021, N 86-рш от 03.03.2022. На Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ЧЭМК".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество указывает на то, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы процессуального и материального права. Считает, что материалы, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0608002:264, называемым "шлакоотвал", в соответствии с определением "отхода", данным в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не являются отходами производства, поскольку, находящиеся на земельном участке глыбы, щебень и песок не предназначены для удаления и не подлежат удалению, а являются согласно Федеральному закону от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружаюфей среды" (статья 1) "вторичным сырьем". Соответственно, АО "ЧЭМК" не может указывать в отчете 2-ТП (рекультивация) количество нарушенных земель в строке 1 графе 10 "при размещении (промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов", так как размещенные на этом земельном участке материалы являются не отходами, а вторичным сырьём. Таким образом, требование Управления Росприроднадзора, изложенное в предписаниях N 169 от 16.03.2021 г. и N 86-рш от 03.03.2022 г., поддержанное Семнадцатым апелляционным судом является необоснованным. АО "ЧЭМК" не уклоняется от сдачи статистической отчетности 2-ТП (рекультивация), но считает, что должно показывать количество нарушенных земель в строке 1 в графе 11 "при иных работах" (нарушенных при иных работах - складирование и рассев) и в количестве 47,7 га по размеру площади земельного участка 74:36:0608002:264. Управление Росприроднадзора требование статьи 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не исполнило, следовательно, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением закона и предписание N 86-рш от 03.03.2022 г. подлежит отмене.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, АО "ЧЭМК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:264 площадью 477606 кв. м, разрешенное использование: эксплуатация сооружений (железнодорожные пути шлакового отвала, железнодорожные пути нижнего парка).
На основании распоряжения от 01.02.2021 Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка АО "ЧЭМК" по вопросу выполнения ранее выданного предписания от 27.03.2020 N 70-ч, согласно которому в срок до 02.02.2021 общество "ЧЭМК" обязано устранить нарушение в виде искажения сведений о состоянии нарушенных земель при предоставлении отчетности, предусмотренной Приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" (далее - Приказ Росстата N 676).
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что обществом "ЧЭМК" искажаются сведения о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме 2-ТП (рекультивация), что является нарушением пунктов 1, 2, 6, 7, 11, 17 Приказа Росстата N 676.
По результатам проверки составлен акт от 16.03.2021 N 169 и выдано оспариваемое предписание N 169 от 16.03.2021 с требованием не допускать умышленного искажения сведений о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме N 2-ТП (рекультивация). Срок устранения - 1 февраля 2022 года.
03.03.2022 Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора осуществило документарную проверку в отношении АО "ЧЭМК", предметом которой являлось выполнение требований предписания N 169 от 16.03.2021.
В ходе проверки заинтересованным лицом вновь установлено, что обществом "ЧЭМК" искажаются сведения о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме 2-ТП (рекультивация), что является нарушением пунктов 1, 2, 6, 7, 11, 17 Приказа Росстата N 676.
По результатам проверки составлен акт внеплановой документарной проверки N 86-рш от 03.03.2022, выдано оспариваемое предписание N 86-рш от 03.03.2022 с требованием не допускать умышленного искажения сведений о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме N 2-ТП (рекультивация). Срок устранения - 1 февраля 2023 года.
Не согласившись с вынесенными предписаниями Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 169 от 16.03.2021 и N 86-рш от 03.03.2022, АО "ЧЭМК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Проверяя законность оспариваемых предписаний, суд первой инстанции установил основания для признания их недействительными и удовлетворил заявленные обществом "ЧЭМК" требования. При этом суд исходил из того, что сведения о нарушенных землях заявителем в соответствующей отчетности отражены корректно, ввиду чего оснований для вынесения предписаний заинтересованное лицо не имело.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что предписания вынесены в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р "Об утверждении федерального плана статистических работ", приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы", прав заявителя не нарушают, с учетом следующего.
Оспариваемые предписания вынесены Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках представленных полномочий на основании части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьями 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель; лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградаций земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений, при этом порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствий с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия об охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 57.5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р "Об утверждении федерального плана статистических работ" субъектом официального статистического учета, формирующим официальную статистическую информацию по показателю "информация о рекультивации земель", назначена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора утверждена приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы"
Пункты 1, 2, 6, 7, 11 указанного приказа регламентируют порядок заполнения статистической отчетности.
Действительно, в пункте 6, в частности, указано, что в строках 01 и 02 отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года, а в строках 03 и 04 - площади нарушенных и отработанных земель за отчетный год.
В свою очередь к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.
К отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Пунктом 7 Приказа Росстата N 676 предусмотрено, что в строке 05 приводятся площади рекультивированных земель в отчетном году и принятых по актам в целом, а в строках 06-09 площади рекультивированных земель по видам угодий.
Рекультивированными считаются земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), и принятые по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель.
К землям, нарушенным при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), их переработке и проведении геологоразведочных работ, следует относить: карьерные выемки, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, дражные поля, гидроотвалы, деформированные поверхности шахтных полей, канавы, шурфы, площадки буровых скважин и отходы бурения (шламы выбуренной породы и др.), отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, золошлакоотвалы, образующиеся в результате термической переработки твердого топлива, а также загрязненные участки на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях.
К землям, нарушенным при размещении промышленных (в т.ч. строительных) и твердых бытовых отходов, следует относить: земли, нарушенные в результате размещения отходов производства и потребления (пункт 17 Приказа N 676).
Из материалов настоящего дела следует, что общество "ЧЭМК" при заполнении формы 2-ТП (рекультивация), в разделе I строке 1 (наличие нарушенных земель) графе 10 "при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов" указывает 0 га, в строке 2 "в том числе отработанных земель" указывает 0 га.
Между тем по итогам ранее проведенных проверок установлено, что площадь нарушенных земель при размещении промышленных отходов составляет 38 га. Позиция заинтересованного лица состоит в том, что с учетом этих итогов общество не вправе указывать 0 га в разделе I строке 1 (наличие нарушенных земель) графе 10 "при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов", учитывая расположение в пределах участка шлакоотвала в течение длительного времени.
Как указывает заявитель, в состав земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:264, в отношении которого АО "ЧЭМК" ежегодно сдает отчет по форме N 2-ТП (рекультивация), в настоящее время не входят нарушенные при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов и отработанные земли.
Соглашением от 30.12.2019 N ДК-13-23СОД/93/СР-11-д, заключенным обществом "ЧЭМК", Губернатором Челябинской области, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росприроднадзором о взаимодействии в рамках выполнения мероприятий по реализации комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Челябинске, предусмотрено, что общество в период с 2019 по 2028 годы обязано разработать материалы шлакового отвала и рекультивировать земли, нарушенные техногенной деятельностью, а именно: в 2019-2021 годах - разработать проектную документацию на технологию переработки материала "шлакового отвала", в 2022-2024 годах - реализовать технологию переработки материала "шлакового отвала" с получением инертных материалов, в 2025 - 2028 годах - провести техническую и биологическую рекультивацию территории "шлакового отвала" и территории нарушенных земель.
Также заявителем в подтверждение приведенных доводов представлена временная технологическая инструкция ВТИ 139-Ф-180-2021, копия технических условий ТУ 08.12.12-207-00186507-2021, копия каталожного листа продукции, а также сертификаты соответствия на материалы, находящиеся на земельном участке.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-29747/2018, рассмотренному с участием тех же лиц, что и по настоящему делу установлено то, что на принадлежащем заявителю земельном участке с кадастровым номером 74:36:0608002:264 в течение длительного времени расположен шлакоотвал. Также размещение на участке шлакоотвала подтверждено Соглашением от 30.12.2019 N ДК-13-23СОД/93/СР-11-д, заключенным обществом "ЧЭМК", Губернатором Челябинской области, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росприроднадзором, согласно которому общество в период с 2019 по 2028 годы обязано разработать материалы шлакового отвала и рекультивировать земли, нарушенные техногенной деятельностью, а именно: в 2019-2021 годах - разработать проектную документацию на технологию переработки материала "шлакового отвала", в 2022-2024 годах - реализовать технологию переработки материала "шлакового отвала" с получением инертных материалов, в 2025 - 2028 годах - провести техническую и биологическую рекультивацию территории "шлакового отвала" и территории нарушенных земель.
Доказательств ликвидации шлакоотвала, выполнения полной рекультивации земель заявителем не представлено.
Таким образом расположение шлакоотвала на участке, нарушение земель ввиду многолетнего складирования отходов производства является доказанным.
Доводы заявителя о том, что в настоящее время земельный участок используется под размещение склада С056, где хранится некондиционное минеральное сырье, используемое для получения товарной продукции, имеющей полезные потребительские свойства, на земельном участке как в 2021 году, так и в настоящее время, АО "ЧЭМК" осуществляет хранение готовой продукции собственного производства и некондиционное минеральное сырье, используемое в производстве АО "ЧЭМК" в рамках реализации программы импортозамещения, ввиду чего не обязан в отчете по форме 2-ТП (раздел 1, строка 1, графа 10) отражать нарушенные земли при размещении промышленных отходов, в строке 2 - отражать отработанные земли, в отчетах наличие нарушенных земель правомерно отражено в разделе 1, строке 1, графе 3, 11 как нарушенные земли при иных работах, судом апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены с учетом следующего.
Согласно представленной заявителем Временной технологической инструкции ВТИ 139-Ф-180-2021 "Производство рекультиванта из грунта нарушенных земель" (срок введения 01.09.2021) инструкция распространяется на технологию производства рекультиванта из грунта нарушенных земель, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:264 территории АО "ЧЭМК"; рекультивант предназначен для строительства временных автомобильных дорог, благоустройства, планировочных работ и рекультивации земель, производства щебня и песка; инструкция определяет в том числе технологию производства рекультиванта; исходным сырьем, подвергаемым операциям сортировки по фракциям и минеральному составу, является грунт нарушенных земель (п. 2.1 инструкции); грунт нарушенных земель представлен смесью металлургических шлаков от выплавки феррохрома, ферросилиция, силикокальция, иных материалов литейного производства, пыли газоочисток ферросплавного производства, материалов электродного производства, отсевов кварцита, пыли цеха извести, выломки футеровки печей и ковшей, производственного мусора (п. 2.2 инструкции); складирование материалов производилось на протяжении более 70 лет послойно, большая часть поверхности занята слабосцементированными технообломочными материалами; в разрезе земельного участка наблюдается переслаивание шлаков, отсевов и пылей минерального сырья различных производств, содержащих обломки и корольки ферросплавов, с неравномерным их распределением (п. 2.4 инструкции); рекультивант производится путем рассева грунтов на три фракции (п. 4.3 инструкции), складируется в специально отведенном для этого месте (п. 4.10 инструкции) - т. 1 л.д. 104-113.
Заявителем также утверждены Технические условия ТУ 08.12.12-207-00186507-2021 (введены впервые), дата введения - 20.08.2021, на глыбы, щебень и песок из грунта нарушенных земель, уполномоченным органом утвержден каталожный лист продукции (глыбы, щебень и песок из грунта нарушенных земель), заявителем получен сертификат соответствия указанной продукции техническим условиям на срок с 30.09.2021 по 29.09.2024 (т. 1 л.д. 105-122).
Указанными доказательствами подтверждено, что с сентября 2021 года заявителем шлаки, накопленные в течение более 70 лет, образующие шлакоотвал, вызвавшие нарушение земель, используются для производства продукции - глыб, щебня, песка из грунта нарушенных земель. Данное обстоятельство заявителем подтверждено.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости заявителем указанная продукция реализуется.
Вместе с тем использование заявителем шлаков для производства продукции и ее реализация не подтверждают того обстоятельства, что земли, занятые шлакоотвалом, нарушены не вследствие размещения промышленных (в том числе строительных) отходов, а в силу иных обстоятельств.
Следует отметить, что содержание отчета с разбивкой на строки и графы, в том числе с указанием на причины нарушения земель, преследует цель статистического наблюдения за состоянием нарушенных земель и проведением ее рекультивации. Представление указанной отчетности не преследует цели наблюдения за фактическим использованием земель для того или иного вида деятельности.
В данном случае производство заявителем продукции из шлаков, начиная с сентября 2021 года не изменяет причину нарушения земель, занятых шлакоотвалом. Состояние нарушенных земель не изменено. Доказательства разработки проекта рекультивации земель заявителем не представлены.
Представление заявителем отчетности по форме 2-ТП за 2020 год, за 2021 год применительно к земельному участку с кадастровым номером 74:36:0608002:264 без указания площади нарушенных земель в разделе I строке 1 (наличие нарушенных земель) графе 10 "при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов" отражено в акте проверки от 16.03.2021 N 169, а также в акте последующей проверки от 03.03.2022. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, нарушение заявителем обязательных требований к отчетности, искажение отчетности за 2020 год, 2021 год, невыполнение ранее внесенного предписания предписании N 169 от 16.03.2021 заявителем допущено.
Поскольку искажение статистической отчетности в части неправильного отражения нарушенных земель (неуказания в графе 10, указания в графе 11) имело место, то предписание о необходимости корректного отражения сведений в отчетности закону соответствует.
Как следует из материалов дела, 04.02.2022 АО "ЧЭМК" получило решение о проведении документарной проверки (внеплановой) N 86-рш.
Решение N 86-рш от 31.01.2022 направлено на проверку исполнения требований предписания N 169 от 16.03.2021.
В обоснование заявленных требований общество "ЧЭМК" указывает на то, что проводя проверку, государственный инспектор сравнил данные отчетов 2-ТП (рекультивация) за 2020 и 2021 годы по двум разным земельным участками: Сухореченское месторождение п. Сухореченский и г. Челябинск.
Соблюдая претензионный порядок, 10.03.2022 АО "ЧЭМК" обратилось с жалобой (исх. N 13-24-102) к заместителю руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора. Согласно решению от 28.03.2022 в удовлетворении жалобы отказано, так как ошибка при сравнении отчетов 2-ТП (рекультивация) произошла в результате того, что АО "ЧЭМК" в письме N 42эк/96 от 15.02.2022 сослалось на отчет 2-ТП (рекультивация) N 5780586 и государственный инспектор при проверке, рассматривал именно этот отчет.
Из материалов дела следует, что отчет 2-ТП (рекультивация) N 5780586 сдан АО "ЧЭМК" по земельному участку, расположенному на Сухореченском месторождении п. Сухореченский, то есть по земельному участку, не обозначенному в предписании N 169 от 16.03.2021. У отчета 2-ТП (рекультивация) по земельному участку, обозначенному в предписании N 169 от 16.03.2021, номер 5919200.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства проведения проверки, установив, что документарная проверка проведена за 2020 и 2021 годы с сравнением отчетности по двум разным земельным участкам АО "ЧЭМК" пришел к выводу о том, что результаты проверки нельзя признать обоснованными, в связи с чем признал предписание N 86-рш от 03.03.2022, нарушающим права и законные интересы АО "ЧЭМК".
Вместе с тем, несмотря на допущенные ошибки при проведении проверки по исполнению требований предписания N 169 от 16.03.2021, в результате которой вынесено предписание N 86-рш от 03.03.2022, с учетом отсутствия оснований для признания недействительным предписания N 169 от 16.03.2021, доказанности материалами дела обязанности АО "ЧЭМК" вносить сведения о нарушенных землях в отчет по форме 2-ТП (рекультивация), а также принимая во внимание, что отчетность за 2021 год заявителем сдана с отражением информации аналогично отчетности за 2020 год, то последующее предписание N 86-рш от 03.03.2022 об устранении искажения обществом сведений в отчетности по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0608002:264 следует признать законным и обоснованным.
Ошибка при сравнении отчетов 2-ТП (рекультивация) произошла в результате действий самого заявителя, которым при проведении документарной проверки представлен отчет, не имеющий отношения к земельному участку с кадастровым номером 74:36:0608002:264. Представление заявителем при проведении проверки недостоверных сведений в данном случае лишает заявителя права ссылаться на указанные обстоятельства как на основание для признания результатов проверки недействительными.
С учетом изложенного оснований для признания недействительным предписаний Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 169 от 16.03.2021, N 86-рш от 03.03.2022 не имелось.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалоб не влияют на оценку законности и обоснованности постановления суда, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по делу N А60-30266/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора утверждена приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы"
...
Пунктом 7 Приказа Росстата N 676 предусмотрено, что в строке 05 приводятся площади рекультивированных земель в отчетном году и принятых по актам в целом, а в строках 06-09 площади рекультивированных земель по видам угодий.
...
К землям, нарушенным при размещении промышленных (в т.ч. строительных) и твердых бытовых отходов, следует относить: земли, нарушенные в результате размещения отходов производства и потребления (пункт 17 Приказа N 676)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2023 г. N Ф09-2961/22 по делу N А60-30266/2021
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2961/2022
03.03.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17333/2021
27.10.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30266/2021
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2961/2022
25.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17333/2021
25.10.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30266/2021