г. Пермь |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А60-30266/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И., судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии:
от заявителя: Насибулина А.В., паспорт, доверенность от 20.02.2023;
от заинтересованного лица: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 октября 2022 года
по делу N А60-30266/2021
по заявлению акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ИНН 7447010227, ОГРН 1027402319361)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - заявитель, АО "ЧЭМК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) N 169 от 16.03.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2021 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.07.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
АО "ЧЭМК" также обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 86-рш от 03.03.2022 (дело N А60-22096/2022).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2022 дела N А60-22096/2022 и NА60-30266/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А60-30266/2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2022 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными предписания Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 169 от 16.03.2021, N 86-рш от 03.03.2022. На Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ЧЭМК".
Не согласившись с принятым судебным актом, Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что из актов проверки Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 169 от 16.03.2021, N 70-4 от 27.03.2020, а также иных документов проверки в 2021 году, по результатам которой выдано предписание N 169, следует, что на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0608002:264, расположенном по адресу: г.Челябинск, ул.Героев Танкограда, 80-п, площадью 477606 кв.м (47,7 га.), принадлежащем АО "ЧЭМК" на праве собственности, размещены отвалы шлака металлургического предприятия - АО "ЧЭМК", площадь земельного участка под шлакоотвалом составляет 38 га. Заинтересованное лицо считает, что факт нарушения земель установлен вступившим в законную силу судебными актами по делам N А76-6202/2017, N А76-29747/2018, N 12-347/2021, установленные судами обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Указывает, что размещение на участке готовой продукции и минерального сырья автоматически не делает данные земли рекультивированными, не снимает с АО "ЧЭМК" обязанности по внесению сведений о нарушенных землях в отчет по форме N 2-ТП (рекультивация) вплоть до момента выполнения рекультивационных мероприятий в полном объеме, что, в свою очередь, и обосновывает необходимость вынесения в адрес заявителя оспариваемых предписаний.
АО "ЧЭМК" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что в 2021 году заявитель начал применять новые технологии, в результате которых находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0608002:264 материалы перестали считаться отходами. В настоящее время указанный земельный участок используется под размещение склада С056, где хранится некондиционное минеральное сырье, используемое для получения товарной продукции, имеющей полезные потребительские свойства. На земельном участке как в 2021 году, так и в настоящее время, АО "ЧЭМК" осуществляет хранение готовой продукции собственного производства и некондиционное минеральное сырье, используемое в производстве АО "ЧЭМК" в рамках реализации программы импортозамещения, ввиду чего не обязан в отчете по форме 2-ТП (раздел 1, строка 1, графа 10) отражать нарушенные земли при размещении промышленных отходов, в строке 2 - отражать отработанные земли. Полагает, что в данном отчете наличие нарушенных земель заявителем правомерно отражено в разделе 1, строке 1, графе 3, 11 как нарушенные земли при иных работах, ввиду чего вынесенные заявителю предписания о необходимости иного отражения противоречат закону, нарушают права заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, в судебное заседание не явились, что препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы не признано.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "ЧЭМК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:264 площадью 477606 кв.м, разрешенное использование: эксплуатация сооружений (железнодорожные пути шлакового отвала, железнодорожные пути нижнего парка).
На основании распоряжения от 01.02.2021 Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка АО "ЧЭМК" по вопросу выполнения ранее выданного предписания от 27.03.2020 N 70-ч, согласно которому в срок до 02.02.2021 общество "ЧЭМК" обязано устранить нарушение в виде искажения сведений о состоянии нарушенных земель при предоставлении отчетности, предусмотренной Приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" (далее - Приказ Росстата N 676).
В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что обществом "ЧЭМК" искажаются сведения о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме 2-ТП (рекультивация), что является нарушением пунктов 1, 2, 6, 7, 11, 17 Приказа Росстата N 676.
По результатам проверки составлен акт от 16.03.2021 N 169 и выдано оспариваемое предписание N 169 от 16.03.2021 с требованием не допускать умышленного искажения сведений о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме N 2-ТП (рекультивация). Срок устранения - 1 февраля 2022 года.
Впоследствии 03.03.2022 Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора осуществило документарную проверку в отношении АО "ЧЭМК", предметом которой являлось выполнение требований предписания N 169 от 16.03.2021.
В ходе проверки заинтересованным лицом вновь установлено, что обществом "ЧЭМК" искажаются сведения о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме 2-ТП (рекультивация), что является нарушением пунктов 1, 2, 6, 7, 11, 17 Приказа Росстата N 676.
По результатам проверки составлен акт внеплановой документарной проверки N 86-рш от 03.03.2022, выдано оспариваемое предписание N 86-рш от 03.03.2022 с требованием не допускать умышленного искажения сведений о состоянии нарушенных и отработанных земель при предоставлении отчетности по форме N 2-ТП (рекультивация). Срок устранения - 1 февраля 2023 года.
Не согласившись с вынесенными предписаниями Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 169 от 16.03.2021 и N 86-рш от 03.03.2022, АО "ЧЭМК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Проверяя законность оспариваемых предписаний, суд первой инстанции установил основания для признания их недействительными и удовлетворил заявленные обществом "ЧЭМК" требования. При этом суд исходил из того, что сведения о нарушенных землях заявителем в соответствующей отчетности отражены корректно, ввиду чего оснований для вынесения предписаний заинтересованное лицо не имело.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.
Оспариваемые предписания вынесены Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках представленных полномочий на основании части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьями 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель; лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградаций земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений, при этом порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствий с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия об охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использований земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных й иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 57.5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р "Об утверждении федерального плана статистических работ" субъектом официального статистического учета, формирующим официальную статистическую информацию по показателю "информация о рекультивации земель", назначена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора утверждена приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы"
Пункты 1, 2, 6, 7, 11 указанного приказа регламентируют порядок заполнения статистической отчетности.
Действительно, в пункте 6, в частности, указано, что в строках 01 и 02 отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года, а в строках 03 и 04 - площади нарушенных и отработанных земель за отчетный год.
В свою очередь к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.
К отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Пунктом 7 Приказа Росстата N 676 предусмотрено, что в строке 05 приводятся площади рекультивированных земель в отчетном году и принятых по актам в целом, а в строках 06-09 площади рекультивированных земель по видам угодий.
Рекультивированными считаются земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), и принятые по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель.
К землям, нарушенным при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), их переработке и проведении геологоразведочных работ, следует относить: карьерные выемки, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, дражные поля, гидроотвалы, деформированные поверхности шахтных полей, канавы, шурфы, площадки буровых скважин и отходы бурения (шламы выбуренной породы и др.), отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, золошлакоотвалы, образующиеся в результате термической переработки твердого топлива, а также загрязненные участки на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях.
К землям, нарушенным при размещении промышленных (в т.ч. строительных) и твердых бытовых отходов, следует относить: земли, нарушенные в результате размещения отходов производства и потребления (пункт 17 Приказа N 676).
Из материалов настоящего дела следует, что общество "ЧЭМК" при заполнении формы 2-ТП (рекультивация), в разделе I строке 1 (наличие нарушенных земель) графе 10 "при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов" указывает 0 га, в строке 2 "в том числе отработанных земель" указывает 0 га.
Между тем по итогам ранее проведенных проверок установлено, что площадь нарушенных земель при размещении промышленных отходов составляет 38 га. Позиция заинтересованного лица состоит в том, что с учетом этих итогов общество не вправе указывать 0 га в разделе I строке 1 (наличие нарушенных земель) графе 10 "при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов", учитывая расположение в пределах участка шлакоотвала в течение длительного времени.
Как указывает заявитель. в состав земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:264, в отношении которого АО "ЧЭМК" ежегодно сдает отчет по форме N 2-ТП (рекультивация), в настоящее время не входят нарушенные при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов и отработанные земли.
Соглашением от 30.12.2019 N ДК-13-23СОД/93/СР-11-д, заключенным обществом "ЧЭМК", Губернатором Челябинской области, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росприроднадзором о взаимодействии в рамках выполнения мероприятий по реализации комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Челябинске, предусмотрено, что общество в период с 2019 по 2028 годы обязано разработать материалы шлакового отвала и рекультивировать земли, нарушенные техногенной деятельностью, а именно: в 2019-2021 годах - разработать проектную документацию на технологию переработки материала "шлакового отвала", в 2022-2024 годах - реализовать технологию переработки материала "шлакового отвала" с получением инертных материалов, в 2025 - 2028 годах - провести техническую и биологическую рекультивацию территории "шлакового отвала" и территории нарушенных земель.
Также заявителем в подтверждение приведенных доводов представлена временная технологическая инструкция ВТИ 139-Ф-180-2021, копия технических условий ТУ 08.12.12-207-00186507-2021, копия каталожного листа продукции, а также сертификаты соответствия на материалы, находящиеся на земельном участке.
По результатам исследования и оценки представленных в дело доказательств суд первой инстанции, установив, что на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0608002:264 АО "ЧЭМК" хранит готовую продукцию собственного производства и некондиционное минеральное сырье, используемое в производстве АО "ЧЭМК", в связи с чем АО "ЧЭМК" при заполнении отчета N 2-ТП (рекультивация) в строке о нарушенных землях указывает 0 (ноль), пришел к выводу о том, что спорные земли нарушенными и отработанными не являются, признав предписание заинтересованного лица N 169 от 16.03.2021 нарушающим права и законные интересы АО "ЧЭМК" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С указанными выводами апелляционный суд согласиться не может.
То обстоятельство, что на принадлежащем заявителю земельном участке с кадастровым номером 74:36:0608002:264 в течение длительного времени расположен шлакоотвал, установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-29747/2018, рассмотренному с участием тех же лиц, что и по настоящему делу. Также размещение на участке шлакоотвала подтверждено Соглашением от 30.12.2019 N ДК-13-23СОД/93/СР-11-д, заключенным обществом "ЧЭМК", Губернатором Челябинской области, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росприроднадзором, согласно которому общество в период с 2019 по 2028 годы обязано разработать материалы шлакового отвала и рекультивировать земли, нарушенные техногенной деятельностью, а именно: в 2019-2021 годах - разработать проектную документацию на технологию переработки материала "шлакового отвала", в 2022-2024 годах - реализовать технологию переработки материала "шлакового отвала" с получением инертных материалов, в 2025 - 2028 годах - провести техническую и биологическую рекультивацию территории "шлакового отвала" и территории нарушенных земель.
Доказательств ликвидации шлакоотвала, выполнения полной рекультивации земель заявителем не представлено.
Таким образом расположение шлакоотвала на участке, нарушение земель ввиду многолетнего складирования отходов производства является доказанным.
Доводы заявителя о том, что в настоящее время земельный участок используется под размещение склада С056, где хранится некондиционное минеральное сырье, используемое для получения товарной продукции, имеющей полезные потребительские свойства, на земельном участке как в 2021 году, так и в настоящее время, АО "ЧЭМК" осуществляет хранение готовой продукции собственного производства и некондиционное минеральное сырье, используемое в производстве АО "ЧЭМК" в рамках реализации программы импортозамещения, ввиду чего не обязан в отчете по форме 2-ТП (раздел 1, строка 1, графа 10) отражать нарушенные земли при размещении промышленных отходов, в строке 2 - отражать отработанные земли, в отчетах наличие нарушенных земель правомерно отражено в разделе 1, строке 1, графе 3, 11 как нарушенные земли при иных работах, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены с учетом следующего.
Согласно представленной заявителем Временной технологической инструкции ВТИ 139-Ф-180-2021 "Производство рекультиванта из грунта нарушенных земель" (срок введения 01.09.2021) инструкция распространяется на технологию производства рекультиванта из грунта нарушенных земель, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:264 территории АО "ЧЭМК"; рекультивант предназначен для строительства временных автомобильных дорог, благоустройства, планировочных работ и рекультивации земель, производства щебня и песка; инструкция определяет в том числе технологию производства рекультиванта; исходным сырьем, подвергаемым операциям сортировки по фракциям и минеральному составу, является грунт нарушенных земель (п.2.1 инструкции); грунт нарушенных земель представлен смесью металлургических шлаков от выплавки феррохрома, ферросицилия, силикокальция, иных материалов литейного производства, пыли газоочисток ферросплавного производства, материалов электродного производства, отсевов кварцита, пыли цеха извести, выломки футеровки печей и ковшей, производственного мусора (п.2.2 инструкции); складирование материалов производилось на протяжении более 70 лет послойно, большая часть поверхности занята слабосцементированными технообломочными материалами; в разрезе земельного участка наблюдается переслаивание шлкков, отсевов и пылей минерального сырья различных производств, содержащих обломки и корольки ферросплавов, с неравномерным их распределением (п.2.4 инструкции); рекультивант производится путем рассева грунтов на три фракции (п.4.3 инструкции), складируется в специально отведенном для этого месте (п.4.10 инструкции) - т.1 л.д.104-113.
Заявителем также утверждены Технические условия ТУ 08.12.12-207-00186507-2021 (введены впервые), дата введения - 20.08.2021, на глыбы, щебень и песок из грунта нарушенных земель, уполномоченным органом утвержден каталожный лист продукции (глыбы, щебень и песок из грунта нарушенных земель), заявителем получен сертификат соответствия указанной продукции техническим условиям на срок с 30.09.2021 по 29.09.2024 (т.1 л.д.105-122).
Указанными доказательствами подтверждено, что с сентября 2021 года заявителем шлаки, накопленные в течение более 70 лет, образующие шлакоотвал, вызвавшие нарушение земель, используются для производства продукции - глыб, щебня, песка из грунта нарушенных земель. Данное обстоятельство заявителем подтверждено.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости заявителем указанная продукция реализуется.
Вместе с тем использование заявителем шлаков для производства продукции и ее реализация не подтверждают того обстоятельства, что земли, занятые шлакоотвалом, нарушены не вследствие размещения промышленных (в том числе строительных) отходов, а в силу иных обстоятельств.
Следует отметить, что содержание отчета с разбивкой на строки и графы, в том числе с указанием на причины нарушения земель, преследует цель статистического наблюдения за состоянием нарушенных земель и проведением ее рекультивации. Представление указанной отчетности не преследует цели наблюдения за фактическим использованием земель для того или иного вида деятельности.
В данном случае производство заявителем продукции из шлаков, начиная с сентября 2021 года не изменяет причину нарушения земель, занятых шлакоотвалом. Состояние нарушенных земель не изменено. Доказательства разработки проекта рекультивации земель заявителем не представлены.
С учетом изложенного доводы ответчика о необходимости отражения заявителем в отчете по форме 2-ТП в разделе I строке 1 (наличие нарушенных земель) графе 10 "при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов", судом апелляционной инстанции признаны обоснованными.
Представление заявителем отчетности по форме 2-ТП за 2020 год, за 2021 год применительно к земельному участку с кадастровым номером 74:36:0608002:264 без указания площади нарушенных земель в разделе I строке 1 (наличие нарушенных земель) графе 10 "при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых отходов" отражено в акте проверки от 16.03.2021 N 169, а также в акте последующей проверки от 03.03.2022. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, нарушение заявителем обязательных требований к отчетности, искажение отчетности за 2020 год, 2021 год, невыполнение ранее внесенного предписания предписании N 169 от 16.03.2021 заявителем допущено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными заявителем доводами о том, что земли, занятые шлакоотвалом, не являются отработанными, учитывая что данные земли до настоящего времени заняты и используются заявителем в целях хранения шлаков и производства рекультиванта.
Вместе с тем, поскольку искажение статистической отчетности в части неправильного отражения нарушенных земель (неуказания в графе 10, указания в графе 11) имело место, то предписание о необходимости корректного отражения сведений в отчетности закону соответствует.
Как следует из материалов дела, 04.02.2022 АО "ЧЭМК" получило решение о проведении документарной проверки (внеплановой) N 86-рш.
Решение N 86-рш от 31.01.2022 направлено на проверку исполнения требований предписания N 169 от 16.03.2021.
В обоснование заявленных требований общество "ЧЭМК" указывает на то, что проводя проверку, государственный инспектор сравнил данные отчетов 2-ТП (рекультивация) за 2020 и 2021 годы по двум разным земельным участками: Сухореченское месторождение п. Сухоречинский и г. Челябинск.
Соблюдая претензионный порядок, 10.03.2022 АО "ЧЭМК" обратилось с жалобой (исх. N 13-24-102) к заместителю руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора. Согласно решению от 28.03.2022 в удовлетворении жалобы отказано, так как ошибка при сравнении отчетов 2-ТП (рекультивация) произошла в результате того, что АО "ЧЭМК" в письме N 42эк/96 от 15.02.2022 сослалось на отчет 2-ТП (рекультивация) N 5780586 и государственный инспектор при проверке, рассматривал именно этот отчет.
Из материалов дела следует, что отчет 2-ТП (рекультивация) N 5780586 сдан АО "ЧЭМК" по земельному участку, расположенному на Сухореченском месторождении п. Сухореченский, то есть по земельному участку, не обозначенному в предписании N 169 от 16.03.2021. У отчета 2-ТП (рекультивация) по земельному участку, обозначенному в предписании N 169 от 16.03.2021, номер 5919200.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства проведения проверки, установив, что документарная проверка проведена за 2020 и 2021 годы с сравнением отчетности по двум разным земельным участкам АО "ЧЭМК" пришел к выводу о том, что результаты проверки нельзя признать обоснованными, в связи с чем признал предписание N 86-рш от 03.03.2022, нарушающим права и законные интересы АО "ЧЭМК".
Вместе с тем, несмотря на допущенные ошибки при проведении проверки по исполнению требований предписания N 169 от 16.03.2021, в результате которой вынесено предписание N 86-рш от 03.03.2022, с учетом отсутствия оснований для признания недействительным предписания N 169 от 16.03.2021, доказанности материалами дела обязанности АО "ЧЭМК" вносить сведения о нарушенных землях в отчет по форме 2-ТП (рекультивация), а также принимая во внимание, что отчетность за 2021 год заявителем сдана с отражением информации аналогично отчетности за 2020 год, то последующее предписание N 86-рш от 03.03.2022 об устранении искажения обществом сведений в отчетности по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0608002:264 следует признать законным и обоснованным.
При этом что ошибка при сравнении отчетов 2-ТП (рекультивация) произошла в результате действий самого заявителя, которым при проведении документарной проверки представлен отчет, не имеющий отношения к земельному участку с кадастровым номером 74:36:0608002:264. Представление заявителем при проведении проверки недостоверных сведений в данном случае лишает заявителя права ссылаться на указанные обстоятельства как на основание для признания результатов проверки недействительными.
С учетом изложенного оснований для признания недействительным предписаний Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 169 от 16.03.2021, N 86-рш от 03.03.2022 не имелось.
Предписания вынесены в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р "Об утверждении федерального плана статистических работ", приказом Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы", прав заявителя не нарушают.
Решение суда от 27.10.2022 подлежит отмене (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2022 года по делу N А60-30266/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
В.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30266/2021
Истец: АО "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2961/2022
03.03.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17333/2021
27.10.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30266/2021
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2961/2022
25.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17333/2021
25.10.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30266/2021