Екатеринбург |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А60-42781/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Купреенкова В.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственный жилищно-ремонтный трест" Асбестовского городского округа (далее - МУП "ПЖРТ") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель МУП "ПЖРТ" - Валов С.Л. (доверенность от 14.11.2022 N 5).
Муниципальное казенное учреждение "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Асбеста" (далее - истец, МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к МУП "ПЖРТ" (ответчик) о взыскании 2 884 144 руб. 75 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.11.2022 иск удовлетворен в полном объеме: с МУП "ПЖРТ" в бюджет Асбестовского городского округа в лице МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" взыскано 2 884 144 руб. 75 коп. неосновательного обогащения, а также 7564 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску; с МУП "ПЖРТ" в доход федерального бюджета взыскано 29 857 руб. государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУП "ПЖРТ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что денежные средства в виде субсидий были получены на основании подписанных сторонами соглашениями (от 27.02.2019 N 1, от 27.02.2019 N 3, от 29.04.2020 N 3), таким образом, положения статьи 1102 ГК РФ в данном случае применены быть не могут. По решению суда взысканы денежные средства в полном объеме, а не в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Исходя из того, что в основу решения судом положен единственный вывод о том, что МУП "ПЖРТ" АГО не выполнен целевой показатель, предусмотренный соглашениями, так как за основу взят показатель не соответствующие общей площади специализированного жилого фонда дома "Дома ветеран", вместо 3,8 тыс. кв. м, взят показатель 4,4 тыс. кв. м, ответчик считает, что к отношениям, возникшим из соглашений о предоставлении субсидий, в данном случае должны быть применены положения статьи 180 ГК РФ о том, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Податель жалобы отмечает, что условия, предусмотренные в соглашениях, заключенных между МУП "ПЖРТ" АГО и МКУ "УК ЖКХ г. Асбеста" в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" (оплата труда обслуживающего персонала социального жилого дома "Дом Ветеран" и начисления на выплаты по оплате труда) предприятием выполнены полностью, претензий со стороны МКУ "УК ЖКХ г. Асбеста" нет. Несмотря на то, что судом было установлено, что в соглашениях от 27.02.2019 N 1 и от 29.04.2020 N 3 были ошибочно приняты значения показателей результативности 4,4 тыс. кв. м, вместо 3,8 тыс. кв. м, то есть заранее невыполнимые по независящим от МУП "ПЖРТ" объективным причинам, суд принял несоответствующее закону решение об удовлетворении исковых требований по возврату субсидий "ввиду недостижения результатов их предоставления". МУП "ПЖРТ" считает, что выводы суда, что предприятием не достигнуто значение целевого показателя, связанное с приобретением приборов учета электроэнергии, не соответствует материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Счетной палатой Асбестовского городского округа просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Счетной палатой Асбестовского городского округа в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2018 N 19/2 "О бюджете Асбестовского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" бюджетные ассигнования за счет средств бюджета Асбестовского городского округа на предоставление субсидии в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019 году утверждены в сумме:
- 1 735,1 тысяч рублей по подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье 02 1 02 87030 "Субсидии в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран", вид расходов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг";
- 228,2 тысяч рублей по подразделу 0501 "Жилищное хозяйство", целевой статье 02 1 23 87320 "Субсидии на приобретение приборов учета воды и электрической энергии в социальный жилой дом "Дом Ветеран", вид расходов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг";
- 81,0 тысяч рублей по подразделу 0501 "Жилищное хозяйство", целевой статье 02 1 24 87330 "Субсидии на приобретение электрических плит в социальный жилой дом "Дом Ветеран", виду расходов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Лимиты бюджетных ассигнований доведены главным распорядителем бюджетных средств администрацией Асбестовского городского округа до получателя бюджетных средств МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" уведомлением о лимитах бюджетных обязательств в сумме 2 044 300,0 руб.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 17.12.2019 N 29/12 по подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статьей 02 1 02 87030 "Субсидии в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран", вид расходов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" субсидии уменьшены до 1 402,6 тыс. руб.
26.02.2019 комиссией по рассмотрению заявок на предоставление субсидий по возмещению затрат в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019 году, состав которой утвержден постановлением администрации Асбестовского городского округа от 29.12.2018 N 717-ПА, проведена процедура отбора получателя субсидии; по итогам заседания комиссии был определен победитель - получатель субсидии - МУП "ПЖРТ".
Порядок предоставления из бюджета Асбестовского городского округа субсидий МУП "ПЖРТ" на возмещение затрат в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019 году, утвержден постановлением администрации Асбестовского городского округа от 27.02.2019 N 112-ПА (далее - Порядок N 112-ПА).
Согласно пункту 2 Порядка N 112-ПА субсидия направляется организации, прошедшей отбор - МУП "ПЖРТ" на основании соглашения, заключенного с МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста".
Предоставление субсидии производится в целях возмещения фактически произведенных расходов в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" (оплата труда обслуживающего персонала социального жилого дома "Дом Ветеран" в количестве 7 (семи) единиц и начисления на выплаты по оплате труда, а также приобретение приборов учета воды и электроэнергии в социальный жилой дом "Дом Ветеран", приобретение электрических плит в социальный жилой дом "Дом Ветеран") согласно перечню, утвержденному соглашением (пункт 3 Порядка N 112-ПА).
Согласно п. 6 Порядка N 112-ПА размер субсидии определяется исходя из фактических затрат, произведенных в отчетном периоде на основании представленных документов, указанных в п. 7 настоящего Порядка.
В п. 7 Порядка установлено, что для получения субсидии получатель субсидии ежемесячно предоставляет МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем: 1) отчет (приложение N 1 к Порядку); 2) акт выполненных работ; 3) счет-фактуру (счет); 4) копию ведомости начисленной заработной платы.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является:
1) несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным пунктом 7 настоящего Порядка;
2) непредставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка; 3) недостоверность представленной получателем субсидии информации (п. 9 Порядка N 112-ПА).
В пункте 10 Порядка N 112-ПА указано на то, что получатель субсидии обязан: 1) вести раздельный учет расходов по каждому пункту затрат в соответствии с положением по бухгалтерскому учету; 2) ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставлять МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" отчет о достижении значений показателей результативности (приложение N 2 к Порядку); 3) нести ответственность за предоставление недостоверных отчетных данных.
В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" вправе потребовать возврат предоставленной субсидии.
В соответствии с указанным Порядком между МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" и МУП "ПЖРТ" заключено соглашение от 27.02.2019 N 1 о предоставлении субсидий по возмещению затрат из бюджета Асбестовского городского округа МУП "ПЖРТ" в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019 году, предметом которого является предоставление из бюджета Асбестовского городского округа в 2019 году субсидии в целях возмещения фактически произведенных расходов в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" (оплата труда обслуживающего персонала социального жилого дома "Дом Ветеран" в количестве 7 (семи) единиц и начислений на выплаты по оплате труда) (п. 1.1 соглашения).
Размер субсидии, предоставляемой из бюджета Асбестовского городского округа в 2019 году, с учетом дополнительного соглашения от 20.12.2019, установлен в размере 1 287 042 руб. 88 коп. (пункт 2.1. Соглашения).
Согласно пункту 3.2 Соглашения от 27.02.2019 N 1 получатель ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (за декабрь 2020 года - до 20 декабря 2020 года), представляет Учреждению документы, необходимые для получения Субсидии: отчет (приложение N 2); акт по форме согласно приложению N 4; счет-фактуру; копии ведомости начисленной и выплаченной заработной платы.
Согласно пункту 5.3 Соглашения от 27.02.2019 N 1 Получатель субсидии обязуется: 1) обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных соглашением, в том числе предоставить Учреждению документы, необходимые для предоставления субсидии, указанные в п. 3.2 Соглашения, соответствующие требованиям, установленным Порядком; обеспечить исполнение в срок до 01.02.2020 требования учреждения, указанного в подп. 6 п. 5.1 Соглашения; обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в приложении N 3 к Соглашению; обеспечить представление Учреждению не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия, отчета о достижении значений показателей результативности по форме согласно Порядку.
Подпунктом 6 пункта 5.1 Соглашения установлено, что в случае если Получателем допущены нарушения условий предоставления Субсидии, не достигнуты значения показателей результативности Учреждение обязуется направить получателю требование о возврате средств субсидии в бюджет городского округа.
Приложением N 2 к Соглашению является отчет о расходах в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" на 1 число месяца 2019 года с разделением расходов: расходы на оплату труда обслуживающего персонала социального жилого дома и начисления на выплаты по оплате труда.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5.1. Соглашения от 27.02.2019 N 1 определены следующие показатели результативности (приложении N 3 к Соглашению от 27.02.2019 N 1):
Наименование цели и задач целевых показателей |
Единица измерения |
Значение целевого показателя реализации муниципальной программы на 2019 год |
Общая площадь специализированного жилого фонда |
Тысяч квадратных метров |
4,4 |
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Порядка N 112-ПА между МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" и МУП "ПЖРТ" заключено соглашение от 27.02.2019 N 3 о предоставлении субсидий по возмещению затрат из бюджета Асбестовского городского округа МУП "ПЖРТ" в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019 году, предметом которого является предоставление из бюджета Асбестовского городского округа в 2019 году субсидии в целях возмещения фактически произведенных расходов в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" (приобретение приборов учета воды и электроэнергии в социальный жилой дом "Дом Ветеран") (п. 1.1 соглашения).
Согласно пункту 2.1 Соглашения от 27.02.2019 N 3 размер субсидии, предоставляемой из бюджета Асбестовского городского округа, в 2019 году установлен в размере 228 200 руб.
В пункте 3.2 Соглашения от 27.02.2019 N 3 определено, что получатель ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (за декабрь 2020 года - до 20 декабря 2020 года), представляет Учреждению документы, необходимые для получения Субсидии: отчет (приложение N 2); акт по форме согласно приложению N 4; счет-фактуру; копии ведомости начисленной и выплаченной заработной платы.
Согласно пункту 5.3 Соглашения от 27.02.2019 N 3 получатель субсидии обязуется: 1) обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных соглашением, в том числе предоставить Учреждению документы, необходимые для предоставления субсидии, указанные в п. 3.2 Соглашения, соответствующие требованиям, установленным Порядком; обеспечить исполнение в срок до 01.02.2020 требования учреждения, указанного в подп. 6 п. 5.1 Соглашения; обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в приложении N 3 к Соглашению; обеспечить представление Учреждению не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия, отчета о достижении значений показателей результативности по форме согласно Порядку.
Подпунктом 6 пункта 5.1 Соглашения установлено, что в случае если Получателем допущены нарушения условий предоставления Субсидии, не достигнуты значения показателей результативности Учреждение обязуется направить получателю требование о возврате средств субсидии в бюджет городского округа.
Приложением N 2 к Соглашению является отчет о расходах в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" на 1 число месяца 2019 года с разделением расходов на приобретение приборов учета электроэнергии и приобретение приборов учета воды.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5.1 Соглашения от 27.02.2019 N 3 определены следующие показатели результативности (приложении N 3 к Соглашению от 27.02.2019 N 3):
Наименование цели (целей) и задач целевых показателей |
Единица измерения |
Значение целевого показателя реализации муниципальной программы на 2019 год |
Количество приобретенных приборов учета электроэнергии |
шт. |
60 |
Количество приобретенных приборов учета воды |
шт. |
178 |
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Постановления администрации Асбестовского городского округа от 27.04.2020 N 270-ПА "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Асбестовского городского округа субсидии Муниципальному унитарному предприятию "Производственный жилищно-ремонтный трест" Асбестовского городского округа субсидии по возмещению затрат в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2020 году" (далее - Порядок N 270-ПА) между МКУ "УК ЖКХ г. Асбеста" и МУП "ПЖРТ" АГО было заключено Соглашение от 29.04.2020 N 3 о предоставлении субсидии для возмещения фактически произведенных расходов в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" (оплата труда обслуживающего персонала социального жилого дома "Дом Ветеран", начисления на выплаты по оплате труда персонала) (пункт 1.1. Соглашения).
При этом Порядок N 270-ПА содержит аналогичные положения, определяющие условия предоставления субсидии, наименование и формы документов, предоставляемых получателем субсидии для их получения, сроки и порядок их предоставления, а также основания для отказа в предоставлении субсидии и обязанности получателя субсидии по их возврату в бюджет в случае нарушения условий предоставления субсидии.
Размер субсидии, предоставляемой из бюджета Асбестовского городского округа в 2020 году, с учетом дополнительного соглашения от 30.12.2020 N 1, установлен в размере 1 368 901,87 руб. (пункт 2.1. Соглашения).
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 5.3 Соглашения от 29.04.2020 N 3 Получатель субсидии обязуется, в том числе, обеспечивать выполнение условий предоставления Субсидии, установленных соглашением, в том числе представить Учреждению документы, необходимые для предоставления Субсидии, указанные в пункте 3.2. соглашения, соответствующие требованиям, установленным Порядком; обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в приложении N 3 к соглашению.
В пункте 3.2 Соглашения от 27.02.2019 N 3 определено, что получатель ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (за декабрь 2020 года - до 20 декабря 2020 года), представляет Учреждению документы, необходимые для получения Субсидии: отчет (приложение N 2); акт по форме согласно приложению N 4; счет-фактуру; копии ведомости начисленной и выплаченной заработной платы.
Подпунктом 6 пункта 5.1 Соглашения установлено, что в случае если Получателем допущены нарушения условий предоставления Субсидии, не достигнуты значения показателей результативности Учреждение обязуется направить получателю требование о возврате средств субсидии в бюджет городского округа.
Приложением N 2 к Соглашению является отчет о расходах в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" на 1 число месяца 2020 года с разделением расходов: расходы на оплату труда обслуживающего персонала социального жилого дома и начисления на выплаты по оплате труда
Подпунктом 4 пункта 5.1. Соглашения от 29.04.2020 N 3 определены следующие показатели результативности (приложение N 3 к Соглашению от 29.04.2020 N 3):
Наименование цели (целей) и задач целевых показателей |
Единица измерения |
Значение целевого показателя реализации муниципальной программы на 2019 год |
Фактическое значение целевого показателя |
Причина неисполнения (не достижения) целевого показателя |
Общая площадь специализированного жилого фонда |
тыс. кв. м |
4,4 |
|
|
Счетной палатой Асбестовского городского округа в ходе проверки законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств Асбестовского городского округа, направленных на предоставление субсидий на содержание муниципального жилого дома "Дом "Ветеран" в 2019 и 2020 году, как следует из акта от 22.02.2022, установлено, в том числе, следующее:
- в нарушение подпункта 4 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 5.3 Соглашений от 27.02.2019 N 1, от 29.04.2020 N 3 копии ведомостей начисленной заработной платы, заверенные в установленном порядке, получателем субсидии (МУП "ПЖРТ" АГО) в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" не направлялись, к контрольному мероприятию не предоставлялись. Первичные учетные документы по начислениям на выплаты по оплате труда получателем субсидии в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" не направлялись, к контрольному мероприятию не предоставлялись;
- в нарушение подпункта 3 пункта 5.3 Соглашений от 27.02.2019 N 1, от 27.02.2019 N 3, от 29.04.2020 N 3 получателем субсидии (МУП "ПЖРТ" АГО) не достигнуты значения показателей результативности, установленные в приложении N 3 к указанным Соглашениям.
По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Асбестовского городского округа в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" внесено представление от 05.03.2022 N 5, в котором Счетной палатой Асбестовского городского округа предложено МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" организовать работу по взысканию средств субсидии в бюджет Асбестовского городского округа в связи с выявленными нарушениями МУП "ПЖРТ" условий предоставлении субсидии в части достижения целевого показателя результативности в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в общей сумме 2 884 144,75 руб., в том числе:
- в рамках исполнения подпункта 6 пункта 5.1 Соглашения от 27.02.2019 N 1 в сумме 1 287 042,88 руб.;
- в рамках исполнения подпункта 6 пункта 5.1 Соглашения от 27.02.2019 N 3 в сумме 228 200 руб.;
- в рамках исполнения подпункта 6 пункта 5.1 Соглашения от 29.04.2020 N 3 в сумме 1 368 901,87 руб.
МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" направило МУП "ПЖРТ" претензии от 30.03.2022 N 703, от 30.03.2022 N 704, от 30.03.2022 N 705 с предложением перечислить средства субсидии в бюджет Асбестовского городского округа.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке требований, изложенных в названных претензиях, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными и удовлетворены в заявленном истцом размере.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) (действовавшими в спорный период), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", статьями 27, 30 Устава Асбестовского городского округа, муниципальной программой "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Асбестовском городском округе до 2024 года", утвержденной постановлением администрации Асбестовского городского округа от 05.12.2013 N 778-ПА, администрацией Асбестовского городского округа изданы постановления:
- от 29.12.2018 N 717-ПА "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, субсидии по возмещению затрат в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019 году" (далее - Порядок N 717-ПА);
- от 12.03.2020 N 157-ПА "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, субсидии по возмещению затрат в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2020 году" (далее - Порядок N 157-ПА).
Целью предоставления субсидий, согласно пункту 3.1 вышеуказанных Порядков, является возмещение затрат в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019-2020 годах.
Пунктом 3.3 Порядка N 717-ПА установлено, что в 2019 году субсидии направляются на возмещение затрат по содержанию муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран":
- оплата труда обслуживающего персонала с начислениями;
- приобретение приборов учета воды и электроэнергии в социальный жилой дом "Дом Ветеран";
- приобретение электрических плит в социальный жилой дом "Дом Ветеран".
Порядок N 157-ПА не содержит информации о мероприятиях, подлежащих оплате за счет субсидий по возмещению затрат в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2020 году.
Пунктом 4.4. Порядков N 717-ПА, N 157-ПА, установлено, что в случаях выявления нарушений условия предоставления субсидий, либо в случаях их нецелевого использования, субсидия по требованию МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" подлежит возврату получателем субсидии в бюджет Асбестовского городского округа. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в пункте 12 Порядка N 112-ПА, в котором предусмотрено, что в случае нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" вправе потребовать возврат предоставленной субсидии.
При рассмотрении спора судами установлено, что между МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" и МУП "ПЖРТ" были заключены Соглашения от 27.02.2019 N 1, от 29.04.2020 N 3 о предоставлении субсидии для возмещения фактически произведенных расходов в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в 2019 и 2020 году, а именно на оплату труда обслуживающего персонала социального жилого дома "Дом Ветеран", начисления на выплаты по оплате труда персонала (пункт 1.1. Соглашений).
В соответствии с приложением N 1 к Соглашению от 27.02.2019 N 1 (в редакции Дополнительного соглашения от 20.12.2019 б/н) общее количество штатных единиц, занятых обслуживанием социального жилого дома "Дом Ветеран" - 7,0 единиц с ежемесячным фондом оплаты труда 103 640,30 руб. Расчетный годовой фонд оплаты труда составил 1 287 042,88 руб.
В соответствии с приложением N 1 к Соглашению от 29.04.2020 N 3 (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2020 N 1) общее количество штатных единиц, занятых обслуживанием социального жилого дома "Дом Ветеран" - 5,0 штатных единиц с ежемесячным фондом оплаты труда 93 842,40 руб. Расчетный годовой фонд оплаты труда составил 1 368 901,87 рублей.
Согласно пункту 3.2 Соглашений от 27.02.2019 N 1, от 29.04.2020 N 3 Получатель ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (за декабрь 2020 года - до 20 декабря 2020 года), обязал представлять Учреждению документы, необходимые для получения Субсидии: отчет (приложение N 2); акт по форме согласно приложению N 4; счет-фактуру; копии ведомости начисленной и выплаченной заработной платы.
Счетной палатой Асбестовского городского округа в ходе контрольного мероприятия установлено и в акте от 22.02.2022 отражено, что в рамках исполнения Соглашения от 27.02.2019 N 1 в 2019 году МУП "ПЖРТ" АГО (Получатель) направило в МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" (Учреждение): 1) Ежемесячные Отчеты о расходах в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран", на общую сумму 1 287 042,88 руб.; 2) Акты на общую сумму 1 287 042,88 руб.; 3) Счета-фактуры на общую сумму 1 287 042,88 руб.
Судом установлено, что в нарушение условий подпункта 4 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 5.3 Соглашения от 27.02.2019 N 1 копии ведомости начисленной заработной платы, заверенные в установленном порядке, МУП "ПЖРТ" АГО в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" не направлялись, к контрольному мероприятию не предоставлялись. Первичные учетные документы по начислениям на выплаты по оплате труда МУП "ПЖРТ" АГО в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" также не направлялись и в рамках контрольного мероприятия не предоставлялись.
В целях подтверждения произведенных расходов по оплате труда обслуживающего персонала социального жилого дома "Дом Ветеран" МУП "ПЖРТ" АГО в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" направляло ежемесячную форму "Полный свод начислений, удержаний и выплат МУП "ПЖРТ" АГО". Данная форма включает в себя общую информацию по начислению заработной платы семи работникам, но не содержит подписи должностных лиц, оформивших данный документ.
Кроме того, установлено, что в рамках исполнения Соглашения от 29.04.2020 N 3 МУП "ПЖРТ" АГО в 2020 году направило в МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста": 1) Отчеты о расходах в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" на общую сумму 1368901,87 рублей; 2) Акты на общую сумму 1 368 901,87 руб.; 3) Счета-фактуры на общую сумму 1 368 901,87 руб.
Однако, в нарушение условий подпункта 4 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 5.3 Соглашения от 29.04.2020 N 3 копии ведомости начисленной и выплаченной заработной платы, заверенные в установленном порядке, МУП "ПЖРТ" АГО в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" не направлялись, к контрольному мероприятию не предоставлялись. Первичные учетные документы по начислениям на выплаты по оплате труда МУП "ПЖРТ" АГО в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" также не направлялись и в рамках контрольного мероприятия не предоставлялись.
В целях подтверждения произведенных расходов по оплате труда обслуживающего персонала социального жилого дома "Дом Ветеран" за 2020 год МУП "ПЖРТ" АГО в адрес МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" направляло ежемесячную форму "Полный свод начислений, удержаний и выплат МУП "ПЖРТ" АГО". Данная форма включает в себя общую информацию по начислению заработной платы работникам, но не содержит подписи должностных лиц, оформивших данный документ и информации о перечислении заработной платы обслуживающему персоналу социального жилого дома "Дом Ветеран".
Как верно указали суды, представленные формы "Полный свод начислений, удержаний и выплат" правомерно не приняты в ходе контрольного мероприятия по приведенным в акте от 22.02.2022 основаниям, поскольку согласно п. 3.2 Соглашений не является документом, необходимым для получения субсидии.
В данном случае условием получения субсидии является представление копии ведомости начисленной и выплаченной обслуживающему персоналу заработной платы, подтверждающей фактическое несение ответчиком затрат в размере, установленном в Приложении N 1 к данным Соглашениям.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, подписав вышеуказанные Соглашения, ответчик выразил согласие со всеми их условиями, в том числе с условием предоставления истцу документов, необходимых для предоставления субсидий, а также наличия у истца права требовать возврата субсидий в случае выявления нарушений условия предоставления субсидий.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком условий предоставления субсидий, установленных пунктом 3.2, подпункта 1 пункта 5.3 Соглашений от 27.02.2019 N 1, от 29.04.2020 N 3.
Учитывая, что субсидия получена ответчиком в нарушение условий Порядка и Соглашения, оснований для признания ответчика добросовестным получателем субсидии не имеется, суды правомерно удовлетворили требования истца в указанной части и взыскании с ответчика средств субсидий в размере 2 655 944 руб. 75 коп. (1 287 042 руб. 88 коп. + 1 368 901 руб. 87 коп.), предоставляемых МУП "ПЖРТ" из бюджета Асбестовского городского округа в соответствии с Соглашениями от 27.02.2019 N 1, от 29.04.2020 N 3.
В отношении требования истца в части взыскания субсидии в размере 228 200 руб., предоставленной из бюджета Асбестовского городского округа в целях возмещения фактически произведенных расходов в сфере содержания муниципального имущества социального жилого дома "Дом Ветеран" в рамках Соглашения от 27.02.2019 N 3, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно расчету размера субсидии - приложение N 1 к соглашению от 27.02.2019 N 3 субсидия выделялась на возмещение из бюджета затрат на приобретение приборов учета электроэнергии в количестве 60 штук на сумму 147 000 руб. и на приобретение приборов учета воды в количестве 178 на сумму 81 168 руб., всего 228 200 руб.
В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой Асбестовского городского округа установлено, в акте от 22.02.2022 зафиксировано и представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что документы, установленные п. 3.2 Соглашения от 27.02.2019 N 3 получателем субсидии в адрес Учреждения направлены, из которых следует, что в 2019 году МУП "ПЖРТ" приобретено следующее оборудование:
Дата |
N |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Цена за ед-цу (руб.) |
Сумма (руб.) |
14.01.2019 |
6 |
Эл / Счетчик АГАТ |
шт. |
1,00 |
4 900,00 |
4 900,00 |
12.04.2019 |
152 |
Счетчик электрической энергии НЕВА МТ 112 |
шт. |
70,00 |
1 455,00 |
101 850,00 |
14.11.2019 |
МР-616 |
Счетчик электрической энергии СЕ 102 R5 1 145 |
шт. |
37,00 |
1 505,00 |
55 685,00 |
12.12.2019 |
МР-659 |
Счетчик холодной и горячей воды СВУ-15 б/к (Росконтроль) |
шт. |
140,00 |
470,00 |
65 800,00 |
Итого: |
228 235,00 |
Установка (замена) приборов учета воды и электроэнергии в помещениях Дома "Ветеран" подтверждается актом замены счетчика электрической энергии от 31.05.2019 на счетчик НЕВА МТ 112 в количестве 60 штук и актом замены счетчиков холодной и горячей воды от 17.01.2020 на счетчики СВУ-15 б/к в количестве 140 штук, что также установлено и отражено Счетной палатой в акте от 22.02.2022 (стр. 29): установка (замена) приборов учета воды и электроэнергии в помещениях Дома "Ветеран" произведена слесарями-сантехниками и электриком МУП "ПЖРТ" АГО.
Разрешая спор, судом апелляционной инстанции установлено, в целях выполнения обязательств по соглашению от 27.02.2019 N 3 ответчиком приобретены и установлены в помещениях Дома "Ветеран" 60 штук счетчиков электрической энергии (НЕВА МТ 112) по цене 1455 руб. за шт. и 140 штук счетчиков холодной и горячей воды (СВУ-15 б/к) по цене 470 руб. за шт., соблюдены условия получения субсидии, установленные п. 3.2 соглашения, по представлению необходимых документов, достигнуты показатели результативности по приобретению приборов учета электроэнергии.
Учитывая изложенное, суд апелляционный инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика предоставленной и использованной им по целевому назначению субсидии в размере 153 000 руб., исходя из расчета: (60 x 1455 руб.) + (140 x 470 руб.).
Судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что правовая природа договорного обязательства о предоставлении субсидии заключается в безвозмездной передаче денежных средств ее получателю для направления их на общеполезные социально значимые цели. Целью предоставления субсидии в данном случае является финансирование затрат на приобретение приборов учета воды и электрической энергии в социальный жилой дом "Дом Ветеран".
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, и при нецелевом использовании субсидии.
Указанный правовой подход подтверждается судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453).
Несоблюдение получателем субсидии условия о предоставлении отчетности в процессе пользования субсидией не является критерием для отнесения его к лицам, не имеющим право на получение субсидии, и при недоказанности нецелевого использования средств субсидии не влечет ее возврат (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 308-ЭС18-12601).
Как отметил Конституционный Суд в Определении от 9 июня 2022 года N 1451-О Конституционный Суд проанализировал положения пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии; при этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, а также уплате штрафа.
Следовательно, возврат субсидии возможен в части, если в оставшейся части цели предоставления конкретной субсидии будут полностью достигнуты.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в данном случае приобретением приборов учета электроэнергии в количестве 60 штук цели предоставления субсидии достигнуты, приобретением приборов учета холодной и горячей воды цели предоставления субсидии достигнуты в части, при этом доказательств последствия не достижения значения показателей результативности приобретением приборов учета воды в указанной части истцом не представлено, акт Счетной палаты таких выводов не содержит, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии оснований для возврата всей суммы предоставленной субсидии.
Установив, что расходование субсидии на приобретение остальных 48 штук приборов учета электроэнергии не соответствует условиям предоставления субсидии, установленным Соглашением от 27.02.2019 N 3, поскольку субсидии были выделены на приобретение приборов учета электроэнергии в количестве 60 штук, в части взыскания 75 200 руб. исковые требования судом апелляционной инстанции признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в части, взыскав с МУП "ПЖРТ" АГО в пользу МКУ "УЗ ЖКХ г. Асбеста" денежные средства в сумме 2 731 044 руб. 75 коп.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, являлись предметом исследования суда, и им дана надлежащая правовая оценка, по существу указанные доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку определением Арбитражного суда Уральского округа от 13.04.2023 заявителю жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с муниципального унитарного предприятия "Производственный жилищно-ремонтный трест" Асбестовского городского округа в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственный жилищно-ремонтный трест" Асбестовского городского округа - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Производственный жилищно-ремонтный трест" Асбестовского городского округа в федеральный бюджет Российской Федерации 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоблюдение получателем субсидии условия о предоставлении отчетности в процессе пользования субсидией не является критерием для отнесения его к лицам, не имеющим право на получение субсидии, и при недоказанности нецелевого использования средств субсидии не влечет ее возврат (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 308-ЭС18-12601).
Как отметил Конституционный Суд в Определении от 9 июня 2022 года N 1451-О Конституционный Суд проанализировал положения пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии; при этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, а также уплате штрафа."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2023 г. N Ф09-2814/23 по делу N А60-42781/2022