Екатеринбург |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А34-19708/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гуляева Павла Андреевича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.12.2022 по делу N А34-19708/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Управление антимонопольный орган) от 23.11.2021 N 045/04/14.3-184/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Агора" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что все требования, предусмотренные Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) соблюдены, следовательно, в действиях предпринимателя нет состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). При этом предприниматель отмечает, что Управлением не доказан факт того, что спорная реклама является недостоверной и плохо воспринимается потребителем.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением в июле 2021 г. зафиксирована информация следующего содержания: "ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* вместе 10 лет *OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0% = ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ" * К.МЯГОТИНА, 58 * 3 МКР., 37 * ПР. МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ", размещенная в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту N 311 с регистрационным номером у317кх45 в г. Кургане, (акт фиксации от 10.04.2021), с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Управлением по собственной инициативе выявлен факт, указывающий на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в следующем. Зафиксирована информация следующего содержания: крупный шрифт, яркие зеленый и оранжевый цвета, занят основной объем поверхности плаката "*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛET*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0% =ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ЗА*"; мелкий шрифт без каких-либо акцентов цветом, толщиной букв и тому подобной, ниже основного текста: "НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100% НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ "ЛЕГКИЙ НОЛЬ", ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ "ЛЕГКИЙ НОЛЬ" РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ.
ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАИМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ. 8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАИМОДАВЦА/ ОРГАНИЗАТОРА. ЗАИМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК "АГОРА", ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО N 651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНA РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ - ПРИ НАЛИЧИИ)".
Способ крепления баннера: на стекле окна автобуса, следующего по маршруту N 311 с регистрационным номером у317кх45, место распространения: г. Курган, путем наружного размещения (способ распространения).
Административным органом определены лица, в действия которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: общество, предприниматель.
Решением Управления от 27.07.2021 по делу N 045/05/5-19/2021 признана ненадлежащей реклама, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона N 38-ФЗ, рекламодателем которой является общество, рекламораспространителем - предприниматель.
Старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России, рассмотрев 08.11.2021 решение Управления от 27.07.2021 по делу N 045-05/5-19/2021 о нарушении законодательства о рекламе и иные материалы дела, признал их достаточными для составления протокола об административном правонарушении в отношении общества и 08.11.2021 составлен протокол по делу N 045/04/14.3-184/2021 об административном правонарушении.
Управлением вынесено постановление от 23.11.2021 N 045/04/14.3-184/2021 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Полагая, что названное постановление незаконно, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о доказанности административным органом наличия в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрев при этом оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом замены штрафа на предупреждение, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы.
Объективная сторона названного административного правонарушения состоит в нарушении законодательства о рекламе.
Субъектом правонарушения являются физические и юридические лица - рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, а также должностные лица указанных юридических лиц.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
На основании пунктов 1, 2 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии части 1 статьи 28 Федерального закона N 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Исходя из части 3 статьи 28 Федерального закона N 38-ФЗ если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель является рекламораспространителем. Управлением выявлена спорная реклама, содержащая нарушения законодательства о рекламе. Способ крепления баннера: на стекле окна автобуса, следующего по маршруту N 311 с регистрационным номером у 317 кх 45, место распространения: г. Курган, путем наружного размещения (способ распространения).
При этом рассматриваемый информационный блок полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования - финансовых услуг по предоставлению займа, призван формировать и поддерживать интерес к обществу, осуществляющему деятельность под коммерческим наименованием "Отличные наличные" и оказываемой обществом услуге, способствует продвижению их на рынке.
Антимонопольным органом признаны лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: общество и предприниматель.
При осмотре сайта www.otlnal.ru (акт осмотра от 13.04.2021), размещены правила проведения акции "Легкий ноль", согласно условиям акции, акция проводится путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа на 100% при строгом соблюдении условий: 1) на момент получения займа Клиент не должен иметь ни одного действующего либо погашенного займа в Компании; 2) срок, в течение которого не начисляются проценты, составляет не более 7 (семи) дней, при этом Клиент должен в полном объеме погасить заем в сроки, указанные в индивидуальных условиях к договору займа; 3) клиент может оформить заем на более длительный срок, но, чтобы воспользоваться акцией "Легкий ноль", необходимо полностью погасить заем не позднее, чем на 7 (седьмой) календарный день пользования; 4) если клиент не закрывает заем в полном объеме в срок 7 (семь) календарных дней или продлевает срок действия займа, то этот клиент автоматически теряет право на участие в акции "Легкий ноль". Проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке, для данной категория клиента, с первого дня пользования займом; 5) все условия программы распространяются в равной степени как на займы, предоставленные наличными в офисах Компании, так и на займы на займкарту.
Проанализировав материалы дела, суды обоснованно поддержали выводы Управления о том, что информация, выполненная ярким крупным шрифтом: "ЗАЙМ под 0%" вводит потребителя в заблуждение, в связи с наличием иных условий, причем отличных от условий, утвержденных Правилами проведения стимулирующего мероприятия "Легкий ноль": скидка в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100%; условия предлагаются в индивидуальном порядке; сумма займа от 1000 до 30 000 руб.; процентная ставка по займу от 361,35% до 365% годовых, точная процентная ставка, определяется программой скоринга и указывается в договоре; срок займа от 1 до 30 дней.
При этом формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама финансовой услуги (ЗАЙМ под 0%) является наружной, содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (0%). Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламного банера и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы. Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (кредит, займ), лице, предоставляющем финансовые услуги форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.
Названное обстоятельство правомерно расценено судами как свидетельствующее о наличии в действиях предпринимателя, события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина предпринимателя в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Следует отметить, что доводы предпринимателя изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.12.2022 по делу N А34-19708/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гуляева Павла Андреевича - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина предпринимателя в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2023 г. N Ф09-2870/23 по делу N А34-19708/2021