Екатеринбург |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А07-29912/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - УФК по Республике Башкортостан, УФК по РБ, Управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - заявитель, Минстрой РБ, Министерство) - Хазеева Э.М. (доверенность от 09.12.2022).
Минстрой РБ обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УФК по РБ о признании недействительным представления от 02.08.2021 N 0100-20-06/5833.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Республики Башкортостан, городской округ город Уфа Республики Башкортостан, городское поселение Чишминский поссовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, городское поселение город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, сельское поселение Верхнекигинский сельсовет муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан, сельское поселение Кудеевский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, сельское поселение Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, сельское поселение Буздякский сельсовет муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан, сельское поселение Новобелокатайский сельсовет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, городской округ город Салават Республики Башкортостан, сельское поселение Куганакский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, сельское поселение Наумовский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, городской округ город Октябрьский Республики Башкортостан, сельское поселение Стерлибашевский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан, сельское поселение Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, сельское поселение Ермолаевский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, городское поселение город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, городской округ город Стерлитамак Республики Башкортостан, городской округ город Нефтекамск Республики Башкортостан, муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан, муниципальный район Федоровский район Республики Башкортостан, муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан.
Решением суда от 14.11.2022 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судами норм материального права.
В обоснование жалобы УФК по Республике Башкортостан указывает следующее.
По пункту 1 представления. В 2019 году Минстроем РБ не приняты меры ко взысканию с 22 муниципальных образований остатков неиспользованных средств предоставленных межбюджетных трансфертов (субвенций), источником которых являются средства федерального бюджета на сумму 6 791 634,66 рублей. и возврату указанных средств в доход федерального бюджета.
По пункту 2 представления. В 2020 году неиспользованные остатки средств субвенций, источником финансового обеспечения которых выступают средства федерального бюджета образованы 25 муниципальными образованиями на общую сумму 8 767 214,76 рублей. Сведения о наличии неиспользованных остатков средств, образованных муниципальными образованиями в 2020 году Минстроем РБ в Министерство строительства и архитектуры Российской Федерации не направлялись.
Как по пункту 1, так и по пункту 2 представления Управлением в качестве нарушения указано не нецелевое использование бюджетных средств, а неправомерное использование средств межбюджетных трансферов, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета, а именно не принятие мер к возврату неиспользованного остатка средств.
По пунктам 3, 4 представления. В нарушение статей 132, 140, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в 2019 году Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан не приняты меры, направленные на возврат получателями межбюджетного трансферта средств, в связи с недостижением значения показателей результативности по пяти вышеописанным муниципальным районам на общую сумму 55 464 161,00 рубль. Согласно отчета о предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма по состоянию на 01.01.2021, в 2020 году гражданам предоставлялись жилые помещения, приобретенные Администрацией городского округа город Уфа в 2018 году. Стоимость приобретенных, но не переданных гражданам жилых помещений в 2020 году составила 41 427 276,55 рублей. При условии отсутствия заключенного договора найма специализированного жилого помещения в течение отчетного периода включение сведений в показатель результативности является неправомерным.
По пунктам 5, 6 представления. Расчет размера субвенции производится исходя из норматива 33 кв. м на одного человека - получателя мер социальной поддержки. В 2019 году детям-сиротам приобретено 33 жилых помещения общей стоимостью 26 628 246,03 рубля, площадь которых менее нормативно установленной, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств на общую сумму 2 938 845,97 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета на сумму 2 586 184,45 рублей.
В рассматриваемом случае, при использовании предоставленных субвенций муниципальными образованиями результат предоставления бюджетных средств не достигнут.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УФК по РБ в период с 27.04.2021 по 10.06.2021 в отношении Минстроя РБ проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
По результатам проверки УФК по РБ составлен акт выездной проверки от 10.06.2021. На основании акта УФК по РБ выдано представление от 02.08.2021 N 0100-20-06/5833 об устранении выявленных бюджетных нарушений, в котором указано, что за проверяемый период с 01.01.2019 по 31.12.2020 Минстроем РБ допущены бюджетные нарушения.
Минстрой РБ, не согласившись с указанным представлением, обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны Министерства нарушений бюджетного законодательства.
Выводы судов являются верными на основании следующего.
Исходя из положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 270.2. БК РФ определено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
С учетом приведенных норм суды пришли к выводу, что оспариваемое представление вынесено УФК по Республике Башкортостан в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В проверяемом периоде государственная функция по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализована в Республике Башкортостан на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 N 686 "Об утверждении государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" (далее - Государственная программа N 686).
В соответствии с паспортом Государственной программы N 686 ответственным исполнителем государственной программы является Минстрой РФ. Соисполнителями Государственной программы N 686 являются соответственно органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан (последние - по согласованию), иные учреждения и организации.
Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениям, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (далее - Закон N 260-з), наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. На Минстрой РБ возложены функции по контролю за осуществлением указанных полномочий органами местного самоуправления (пункт 2.2. части 1 статьи 10 Закона N 260-з). Финансовые и материальные средства, передаваемые органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В проверяемом периоде действовали Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 (далее - Правила от 15.04.2014 N 296).
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил от 15.04.2014 N 296 одним из условий предоставления субсидии являлось заключение соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила от 30.09.2014 N 999).
В соответствии с пунктом 11 Правил от 15.04.2014 N 296 результатом использования субсидии субъектом Российской Федерации является достижение показателя результативности использования субсидии - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году.
В 2019 году между Министерством просвещения Российской Федерации (Министерство) и Правительством Республики Башкортостан (Субъект) в соответствии с Правилами от 30.09.2014 N 999 заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 01.02.2019 N 073-08-2019-282 (далее - Соглашение).
В силу части 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Согласно пункту 1 представления в нарушение статьи 132, пункта 5 статьи 242 БК РФ в 2019 году Минстроем РБ допущено неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета, а именно не приняты меры к возврату неиспользованного остатка средств в сумме 6 791 634,66 рублей в доход федерального бюджета.
Суды, установив, что остатки средств, предоставленных в 2019 году в виде межбюджетных трансфертов (субвенций), источником которых была субсидия из федерального бюджета с привлечением дополнительных средств бюджета Республики Башкортостан, направлены муниципальными образованиями на приобретение жилых помещений в рамках реализации региональной программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договорам найма, пришли к обоснованному выводу о том, что по состоянию на 01.01.2020 неиспользованных остатков средств федерального бюджета не имелось, что свидетельствует об отсутствии бюджетных нарушений со стороны Минстроя РБ, указанных в п. 1 оспариваемого Представления.
Согласно пункту 2 представления в нарушение статьи 132, пункта 5 статьи 242 БК РФ в 2020 году Минстроем РБ допущено неправомерное использование средств межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета, а именно не приняты меры к возврату неиспользованного остатка средств в сумме 8 767 214,76 рублей в доход федерального бюджета.
Судами установлено, что в 2020 году неиспользованные остатки средств субвенций, источником финансового обеспечения которых выступают средства федерального бюджета, образованы 25 муниципальными образованиями на общую сумму 8 767 214 руб. 76 коп. Указанные средства с привлечением дополнительных средств бюджета Республики Башкортостан, выделяемых на аналогичные цели, направлены муниципальными образованиями на приобретение жилых помещений в рамках реализации региональной программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договорам найма.
В свою очередь 24.07.2020 в Соглашение от 18.12.2019 N 073-09-2020-466, заключенное между Республикой Башкортостан и Министерством просвещения Российской Федерации, внесены изменения дополнительным соглашением N 073-09-2020-466/1, в части дополнения условием о предоставлении Республикой Башкортостан информации о наличии экономии, полученной по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, а также предложений о заключении дополнительного соглашения к Соглашению, предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства Субъекта, софинасируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера предоставленной Субсидии.
Во исполнение указанного условия дополнительного соглашения Минстроем РБ в адрес Министерства просвещения Российской Федерации направлена информация об остатке средств 2020 года, потребность в которых отсутствовала, а также предложение о заключении дополнительного соглашения к Соглашению, предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства Республики Башкортостан, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии из федерального бюджета (письмо от 16.12.2020 N 16-01/79).
Дополнительным соглашением, заключенным между Республикой Башкортостан и Министерством просвещения Российской Федерации от 22.12.2020 N 073-08-2020-466/7, размер бюджетных ассигнований и субсидии на 2020 год Республике Башкортостан был уменьшен.
Факт направления Минстроем РБ в Министерство просвещения Российской Федерации информации о наличии неосвоенного финансирования в 2020 году подтвержден Управлением, отражен в Акте.
Кроме того, по вопросу возможности использования экономии средств, полученных по результатам заключения муниципальных контрактов в 2020 году, на приобретение жилых помещений с привлечением дополнительных средств из бюджета Республики Башкортостан Минстроем РБ был направлен запрос в Министерство просвещения Российской Федерации (главный распорядитель средств федерального бюджета по анализируемому направлению).
В ответе от 18.06.2021 N АБ-238/07 Министерство просвещения Российской Федерации сообщило, что с учетом поручения Правительства Российской Федерации от 17.12.2019 N ДМ-П8-87пр о необходимости поэтапной ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа решение о направлении сложившейся экономии средств субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений детям-сиротам или лицам из их числа принимается на уровне субъекта Российской Федерации исходя из принципа целевого расходования бюджетных средств, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (копия письма имеется в материалах дела).
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что в 2020 году средства межбюджетных трансфертов (субвенций) использованы муниципальными образованиями на цели, предусмотренные Соглашением для достижения значения результатов использования субсидии, полученной из федерального бюджета, по согласованию с главным распорядителем средств федерального бюджета - Министерством просвещения Российской Федерации, т.е. бюджетные нарушения со стороны Минстроя РБ, указанные в п. 1 оспариваемого Представления, отсутствуют.
Согласно пунктам 3,4 Представления в нарушение статей 132, 140, пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ Минстроем РБ не приняты меры, направленные на возврат получателями межбюджетного трансферта средств, в связи с недостижением значения показателей результативности в 2019 году на общую сумму 55 464 161,00 руб., в 2020 году на общую сумму 41 427 276,55 руб.
Судами установлено, что при расчете показателей результативности в разрезе муниципальных образований УФК по РБ не учтены жилые помещения, приобретенные путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов в 2019 году (2020 году) и фактически предоставленные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в последующие годы (2020-2022 гг.) в связи с незавершенностью строительства многоквартирных домов в отчетном году.
Судами отражено, что представленными Минстроем РБ в материалы дела доказательствами - муниципальными контрактами подтверждается приобретение в 2019, 2020 годах муниципальными образованиями Республики Башкортостан жилых помещений для детей-сирот, что позволяет считать установленные показатели результативности использования субсидии достигнутыми.
При этом судами отмечено, что фактическое предоставление муниципальными образованиями жилых помещений лицам, из числа лиц названной категории (подтверждается представленными договорами найма специализированного жилого помещения) в последующие отчетные периоды (2020, 2021 годы соответственно) обусловлено объективными причинами - приобретением жилья для указанных лиц по договорам участия в долевом строительстве и, соответственно, длительностью строительства многоквартирных домов. УФК по РБ не доказана возможность достижения показателя результативности с использованием меньшего объема бюджетных средств путем приобретения жилья только на вторичном рынке жилья либо возможность достижения указанным способом более высокого показателя результативности, что требовалось от уполномоченного органа согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны Минстроя РФ бюджетных нарушений, указанных в пунктах 3, 4 оспариваемого представления, поскольку в положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Закона N 159-ФЗ, в соответствии с которым органами местного самоуправления приобретались жилые помещения для детей-сирот, не установлены запреты на заключение договора участия в долевом строительстве для приобретения жилых помещений.
Согласно пунктам 5, 6 Представления в нарушение статей 34, 132, 140, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Способа (методики) расчета нормативов общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Законом N 260-з, Правил от 15.04.2014 N 296 в 2019, 2020 годах Минстроем РБ не обеспечен в полной мере контроль, в результате чего муниципальными образованиями Республики Башкортостан приобретены жилые помещения в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, площадью менее 33 квадратных метра, что привело к неэффективному использованию средств бюджета Российской Федерации в 2019 году на общую сумму 4 045 994,46 рубля (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета на сумму 3 560 475,12 рублей), в 2020 году на общую сумму 2 938 845,97 рублей (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета на сумму 2 586 184,45 рубля).
Согласно статье 7 Закона N 159-ФЗ и Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 188-з) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2005 N 250-з "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" к полномочиям органов местного самоуправления в Республике Башкортостан в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан относится установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения.
Из содержания приведенных нормативных правовых актов следует, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам по норме предоставления жилого помещения, устанавливаемой органами местного самоуправления самостоятельно.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2012 N 203-р органам местного самоуправления Республики Башкортостан рекомендовано установить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, показатель размера жилой площади 33 кв. м используется как среднее только при расчете размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно Методике, утвержденной Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-3.
Судами отмечено, что доказательств возможности приобретения на предоставленные бюджетные средства необходимого количества жилых помещений с площадью равной 33 кв. м для обеспечения показателей результативности программы, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии со стороны Минстроя РФ бюджетных нарушений, указанных в пунктах 5, 6 оспариваемого представления.
Суды верно исходили из того, что Минстроем РБ не допущено бюджетных нарушений, показатели результативности муниципальными образованиями Республики Башкортостан достигнуты, принятие Минстроем РБ мер по возврату получателями межбюджетных трансфертов средств в федеральный бюджет не требовалось, поскольку указанные средства направлены на приобретение жилых помещений для детей-сирот.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 7 Закона N 159-ФЗ и Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 188-з) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2023 г. N Ф09-3361/23 по делу N А07-29912/2021