Екатеринбург |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А47-32/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Гавриленко О.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу акционерного общества "Композит Групп" (далее - общество, АО "Композит Групп") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседании) принял участие представитель Самарской таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Емеличева Е.И. (доверенность от 12.12.2022 N 01-07-23/36763 паспорт, диплом).
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа принял участие представитель общества - Гробылев Д.М. (доверенность от 01.02.2022, удостоверение адвоката).
Таможня обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к АО "Композит Групп" о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора в сумме 6 566 970 руб. 50 коп. в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации самоходных машин: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08965, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08969, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08971, в том числе: утилизационный сбор в сумме 5 865 000 руб., пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в сумме 791 970 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обосновании доводов жалобы, заявитель указывает на неправильное применением судами норм экологического законодательства, а именно статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ). Считает, что при разрешении спора имелись основания для выхода за пределы формального подхода в толковании указанной нормы права. Указывает, что обществу вменялось неисполнение обязанности по оплате утилизационного сбора в связи с ввозом в Российскую Федерацию белорусских комбайнов. При этом АО "Композит Групп" представлены достоверные доказательства вывоза данной техники и ее эксплуатации на территории Республики Казахстан. Ссылается на то, что первичные документы ответчиком оформлены ошибочно (пересорт) в обосновании чего представлены доказательства - сведения, предоставленные производителем ООО "ПО "Техресурс" (г. Уфа) о том, что молотилки самоходные КЗК-12-010000-2с заводскими номерами 2971,12967,12965,12969,08965,08967,08969,08971 ими не производились, не приобретались и не реализовывались, следовательно, не могли быть предметом поставки 25.11.2019. Полагает, что судами не указаны мотивы отклонения данных доказательств. Отмечает, что указанные комбайны никогда не эксплуатировались и не будут эксплуатироваться на территории Российской Федерации, соответственно, никакого вреда окружающей среде, здоровью человека их эксплуатация принести не может, а значит, сумма утилизационного сбора не будет компенсировать вредное воздействие на экологию. В связи с этим полагает, что судами неверно истолкован правовой смысл норм об утилизационном сборе, поэтому, оснований для взимания утилизационного сбора не имеется.
В отзыве таможня указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной таможенной проверки в отношении акционерного общества "Бузулукский механический завод" (правопредшественник АО "Композит Групп"; далее - АО "БМЗ") таможней выявлено, что АО "Бузулукский механический завод" в рамках контракта от 06.08.2018 N 049/2018, заключенного с ТОО "Композит Групп Казахстан" ввезены из Республики Казахстан на территорию Российской Федераций товары: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08951; КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08949; КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08950; КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08958 (код ТН ВЭД ЕАЭС 8433520000; статистическая форма учета перемещения товаров N 10412000/021219/С360646).
АО "БМЗ" в рамках указанного контракта из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации ввезены также товары: КЗК-12- 0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08965; КЗK-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08967; КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08969; K3K-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08971 (код ТH ВЭД ЕАЭС 8433510009; статистическая форма учета перемещения товаров N 10412000/101219/С425415).
АО "БМЗ" в рамках контракта от 11.09.2018 N БМЗ/О-81 с ООО "Автомаш-радиатор" из Республики Кыргызстан на территорию Российской Федерации ввезен товар: КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в., в комплекте ЗИП N 03898; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25.2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03893; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25.2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03909; K3K-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в., в комплекте ЗИП N 03916; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС10К-25. 2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03841; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25.2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03876; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25 2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03907; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в., в комплекте ЗИП N 03912; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25 2019 г.в., в комплекте ЗИП N 03915; КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-ф 10К-25. 2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03943; K3K-8K-0100000-01 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-812, 2018 г.в., в комплекте ЗИП N 00080 (код ТН ВЭД ЕАЭС 8433510009; статистическая форма учета перемещения товаров N 10412000/141220/C526453).
Из письма от 01.04.2021 N 03938 ОАО "Гомсельмаш" получены сведения, согласно которым таможенным органом в ходе проверки установлено, что все перечисленные выше зерноуборочные комбайны (молотилки самоходные) являются продукцией производства ОАО "Гомсельмаш" Республика Беларусь, зерноуборочные комбайны (молотилки самоходные) с заводскими номерами 08951, 08949, 08950, 08958, 08965, 08967, 08969, 08971 имеют двигатели мощностью 330 л.с., произведены в 2018 году; зерноуборочные комбайны (молотилки самоходные) с заводскими номерами 03898, 03893, 03909, 03916, 03841, 03876, 03907, 03912, 03915, 03943, имеют двигатели мощностью 250 л.с., произведены в 2019 году; зерноуборочный комбайн (молотилка самоходная) с заводским номером 00080 имеет двигатель мощностью 230 л.с. произведен в 2018 году.
Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области "О представлении информации" письмом от 02.03.2021 N 18/24/01038дсп в ответ на запрос от 19.02.2021 Отдела проверок после выпуска товаров и деятельности лиц N 3 службы по Ульяновской области Самарской таможни направлены документы подтверждающие факт ввоза указанных выше товаров, а также сообщено об отсутствии информации о фактах уплаты утилизационного сбора в отношении спорных товаров.
В ходе аналитических мероприятий при подготовке к проведению камеральной таможенной проверки отделом проверок после выпуска товаров и деятельности лиц N 3 службы по Ульяновской области Самарской таможни 20.02.2021 направлен запрос N 09-05-09/074 в отдел таможенных платежей Самарской таможни с целью установления фактов уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных товаров, которым сообщено, что в зоне деятельности таможни не установлены факты уплаты утилизационного сбора АО "БМЗ" при ввозе вышеуказанных товаров на территорию Российской Федерации (служебная записка от 26.02.2021 N 03-01-18/083).
Отделом проверок после выпуска товаров и деятельности лиц N 3 службы по Ульяновской области Самарской таможни 02.03.2021 направлен запрос N 09-05-09/093 в отдел таможенных платежей Самарской таможни с целью установления фактов уплаты утилизационного сбора в отношении названных выше товаров ТОО "Композит Групп Казахстан", ООО "Автомашрадиатор", ОАО "Гомсельмаш", которым сообщено, что за период с 01.01.2019 по 02.03.2021 в зоне деятельности таможни не установлены факты уплаты утилизационного сбора ТОО "Композит Групп Казахстан", ООО "Автомашрадиатор", ОАО "Гомсельмаш" в отношении данных товаров (служебная записка от 04.03.2021 N 03-01-18/087).
В ходе камеральной таможенной проверки сведения и документы, подтверждающие исполнение требований Федерального закона N 89-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 81) по уплате утилизационного сбора в отношении проверяемых товаров таможней не получены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для произведения таможней расчета суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении проверяемых товаров, согласно которому сумма неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенных самоходных машин: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08965, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08969, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08971 составила 5 865 000 руб.
По результатам проверки таможенным органом составлен акт проверки от 17.06.2021 N 1041200/210/170621/А000110 и в адрес АО "Композит Групп" направлено требование от 18.06.2021 N 09-05-06/15792 об уплате вышеуказанной суммы утилизационного сбора.
Неисполнение обществом обязанности по уплате утилизационного сбора послужило основанием для обращения таможни в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из их законности и обоснованности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
На основании статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением N 81 утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, в пункте 17 которого предусмотрено, что в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что АО "Композит Групп" ввезены транспортные средства, которые не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
Проанализировав нормы Федерального закона N 89-ФЗ, суды верно заключили, что в отношении импортируемых транспортных средств, самоходных машин законодателем в силу императивного правового регулирования в качестве основного условия для признания плательщиком утилизационного сбора установлен факт ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации. В связи с этим обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза на территорию Российской Федерации транспортного средства, самоходной машины и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
Из материалов дела следует, что АО "Композит Групп" осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации самоходных машин продукции ОАО "Гомсельмаш" (Республика Беларусь) из Республики Казахстан на основании контракта от 06.08.2018 N 049/2018, который заключен с ТОО "Композит Групп Казахстан". Факт ввоза и перемещения четырех самоходных машин в Российскую Федерацию заявителем не отрицается и подтверждается статистической формой учёта перемещения товаров N 10412000/101219/С425415, которая заявлена и подана обществом самостоятельно в таможенный орган.
Определением от 22.07.2022 судом истребованы документы и сведения у ОАО "Гомсельмаш" об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218, (молотилка самоходная КЗК12-010000-12, заводской номер 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971), 2018 года выпуска, у ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" - сведения о приобретении зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS1218 (молотилка самоходная КЗК - 12-010000-12, 2019 года выпуска (заводской номер 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971), договор купли-продажи от 05.12.2019 N 525, с приложениями, товаросопроводительные документы, у ООО "ПО Техресурс" - сведения об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218, (молотилка самоходная КЗК12-010000-12) с заводскими номерами 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971, сведения о приобретении данных машин (договор, товаросопроводительные документы).
Определением от 26.09.2022 судом истребованы также сведения: у ООО "ПО Техресврс" - сведения об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218, (молотилка самоходная КЗК-12-010000-12) с заводскими номерами 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971, сведения о приобретении данных машин (договор, товаросопроводительные документы), у ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" - уставные документы, документы о смене наименования с ТОО "КомпозитГрупп Казахстан".
Судами установлено, что в ответ на запрос суда, названными выше лицами представлены следующие документы и сведения, а именно: ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" представлены договор о государственных закупках товаров от 05.12.2019 N 525, заключенный между ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" (заказчик) и ТОО "Торговый дом МТЗ Казахстан" (поставщик) на поставку комбайна зерноуборочного, электронный счет-фактуру, накладная на отпуск товара на сторону от 11.12.2019, акт приема-передачи от 11.12.2019 товара - зерноуборочный комбайн ПАЛЕССЕ GS-1218 (молотилка самоходная КЗК-12-0100000-12), производство ООО "Техресурс", год выпуска 2019, в количестве 5 штук, заводские номера 12971, 12967, 12965, 12004, 12969.
ОАО "Гомсельмаш" 13.09.2022 представлены суду сведения о номерах двигателей, установленных на молотилках самоходных КЗК-12-0100000Б12, выпущенных в 2018 в ОАО "Гомсельмаш": заводской номер комбайна 08965 - номер двигателя ЯМЗ-238ДЕ-22 ТУ 37.319.259 J0640252, N 08967 - J0638373, N 08969 - J0642657, N 08971 - J0640286.
ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" в ответ на запрос суда подтвердило, что при поставке допущена пересортица и в их адрес поставлена техника: молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08965, двигатель J0640252; молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08967, двигатель J0638373; молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08969, двигатель J0642657; молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08971, двигатель J0640286; молотилка производства ООО "ПО Техноресурс" заводской номер 12004.
ООО "ПО Техноресурс" в ответе на запрос указано, что из перечисленных в определении зерноуборочных комбайнов ПЛЛЕССЕ GS-1218 (молотилок самоходных КЗК-12-010000-2) 25.11.2019 в адрес АО "Бузулукский механический завод" (в настоящем АО "Композит Групп") реализован лишь зерноуборочный комбайн ПАЛЕССЕ GS-1218 с заводским номером 12004, идентификационные признаки и номерные агрегаты которого следующие: N двигателя: 238ДЕ-22 К0656154 N гидравлического блока: N 1057-1810 N гидронасоса: PVH112 N 21851904. Сведения об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218 (молотилка самоходная КЗК12-010000-2) с заводскими номерами 12971, 12967, 12965, 12969, 08965, 08967, 08969, 08971 предоставить не предоставляется возможным, так как данные молотилки самоходные не производились, не приобретались и, следовательно, никому не реализовывались.
Проанализировав представленные в ответ на определения об истребовании доказательств от 22.07.2022, 26.09.2022 сведения, материалы камеральной проверки, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили не подтвержденным достоверными и допустимыми доказательствами факт вывоза самоходных машин
Доказательств обратного заявителем в материалы дела, суду не представлено.
Судами учтено, что корректировочные счета-фактуры на зерноуборочные комбайны производства ОАО "Гомсельмаш" с заводскими номерами 08965, 08967, 08969, 08971 составлены 13.09.2022, то есть, спустя девять месяцев с даты поступления заявления в суд (10.01.2022). Скорректированные отгрузочные документы датированы 13.09.2022, подписаны директором ТОО "Композит Групп Казахстан", проставлена печать организации - ТОО "Композит Групп Казахстан". При этом организация ТОО "КомпозитГрупп Казахстан" переименована в ТОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан", на запрос суда от ТОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан" 17.10.2022 поступили документы от имени ОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан", с новой печатью.
Судами принято во внимание, по спецификации от 22.11.2019 N 5 сторонами согласовано наименование, количество и цена поставляемого товара. Согласно данной спецификации АО "КомпозитГрупп" (ранее - AO "БМЗ") должно поставить в адрес ТОО "КомпозитГрупп Казахстан" "Зерноуборочные комбайны ПАЛЕССЕ GS-1218 (молотилка самоходная КЗК -1200100000-12) производства ООО "ТехРесурс", г. Уфа, Республики Башкортостан в количестве 4 штук. Поставленный товар принят покупателем без замечаний, в дальнейшем, продан на территории Республики Казахстан, претензионная работа о несоответствии поставленного товара спецификации от 22.11.2019 N 5 не велась, переоформление документов до 13.09.2022 не производилось. С учетом изложенного, поскольку претензионная работа не велась и документы не переоформлялись, постольку пересортица выгодна ОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан".
Судами установлено из материалов дела наличие аффилированности между ответчиком и ТОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан".
Судами установлено также, что конечным получателем техники являлось ТОО Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция.
Судами дана оценка договору о государственных закупках товаров от 05.12.2019 N 525, заключенному между ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" (заказчик) и ТОО "Торговый дом МТЗ Казахстан" (поставщик), акту приема-передачи товара от 11.12.2019, паспортов техники, согласно которой суды установили, что ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" приобретены зерноуборочные комбайны ПАЛЕССЕ GS1218 (молотилка самоходная КЗК-12-0100000-12), производство ООО Техресурс, 2019 года выпуска, АО "Композит Групп" ввезены на территорию Российской Федерации комбайны 2018 года.
Судами установлено также, что техника производства ООО "ТехРесурс" и ОАО "Гомсельмаш" имеет разные годы выпуска: техника ООО "ТехРесурс" произведена в 2019 году, ОАО "Гомсельмаш" - в 2018 г.
Таким образом, отклоняя соответствующие доводы общества, суды обоснованно заключили о недоказанности того, что самоходные машины КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08965, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08969, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08971 с территории Российской Федерации вывезены.
С учетом установленного, оцененного в совокупности, принимая во внимание, что факт ввоза на территорию Российской Федерации указанных самоходных машин материалами дела подтвержден, достоверных и допустимых доказательств вывоза данных самоходных машин на территорию Казахстана не представлено, доказательства уплаты утилизационного взноса отсутствуют, суды правомерно удовлетворили требование таможни о взыскании с АО "Композит Групп" неуплаченного утилизационного сбора в сумме 5 865 000 руб.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими обстоятельств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно пункту 11 (1) постановления N 81 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Проверив расчет пеней, который составил 791 970 руб. 50 коп., суды обоснованно признали его правильным.
АО "Композит Групп" расчет не оспорен, контррасчет пени в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что требование таможни о взыскании с АО "Композит Групп" пени в размере 791 970 руб. 50 коп., начисленной на задолженность в размере 5 865 000 руб., является обоснованным.
Отклоняя доводы общества о неверном применении норм экологического законодательства (статья 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ), суды верно указали, что уплата утилизационного сбора обусловлена ввозом транспортного средства на территорию Российской Федерации, в то время как факт последующего вывоза техники правового значения не имеют, такого основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора законодательством не предусмотрено.
Таким образом, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в том числе экспертизы, по правилам статьи 71 АПК РФ, суды правомерно удовлетворили заявленные таможенным органом требования.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иных выводов.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Композит Групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 (1) постановления N 81 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
...
АО "Композит Групп" расчет не оспорен, контррасчет пени в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что требование таможни о взыскании с АО "Композит Групп" пени в размере 791 970 руб. 50 коп., начисленной на задолженность в размере 5 865 000 руб., является обоснованным.
Отклоняя доводы общества о неверном применении норм экологического законодательства (статья 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ), суды верно указали, что уплата утилизационного сбора обусловлена ввозом транспортного средства на территорию Российской Федерации, в то время как факт последующего вывоза техники правового значения не имеют, такого основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора законодательством не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2023 г. N Ф09-3325/23 по делу N А47-32/2022