г. Челябинск |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А47-32/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Композит Групп" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2022 по делу N А47-32/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции участвует представитель акционерного общества "Композит Групп" - Сухинина О.В. (доверенность от 01.02.2023, паспорт).
В судебном заседании, представитель Самарской таможни, ходатайство которого об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции было удовлетворено, не подключился к судебному заседанию с воспроизведением видеоизображения.
Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителем обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая Самарской таможней не реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, явка судом обязательной не признана.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усмотрел предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отложения судебного заседания, судебное разбирательство проведено в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Самарская таможня (далее - истец, таможня) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к акционерному обществу "Композит Групп" (далее - ответчик, общество "Композит Групп") о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора в сумме 6 566 970 руб. 50 коп. в отношении ввезенных на территорию Российской Федерации самоходных машин: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08965, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08969, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08971, в том числе: утилизационный сбор в сумме 5 865 000 руб., пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в сумме 791 970 руб. 50 коп.
Решением суда от 27.12.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Композит Групп" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что молотилки самоходные машины КЗК-12-0100000-12 с заводскими номерами 12971, 12967, 12965, 12969, 08965, 08967, 08969, 08971 обществом с ограниченной ответственностью "ПО "Техресурс" (г. Уфа) не производились, не приобретались и не реализовывались, в связи с чем не могли быть предметом поставки 25.11.2019.
По мнению подателя жалобы, ходатайство об истребовании доказательств нахождения техники на территории Российской Федерации судом первой инстанции необоснованно отклонено.
Апеллянт отмечает, что транспортные средства (шасси), в отношении которых ПТС (ПШТС) не выдавались, не являются выпущенными в обращение на территории Российской Федерации, следовательно, обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении них не возникает.
Податель жалобы указывает, что судом не дана оценка доказательствам, подтверждающим факт эксплуатации конечным покупателем белорусской сельхозтехники (ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция") на территории Республики Казахстан (материалы дела содержат фотографии техники, из которых усматривается, что номера всех основных узлов и агрегатов соответствуют номерам основных узлов и агрегатов молотилок самоходных КЗК-12-0100000-12 производства открытого акционерного общества "Гомсельмаш" 08965, 08967, 08969, 08971).
Податель жалобы также указывает, что судом не дана оценка подтверждения ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" (Республика Казахстан, г. Костанай) факта пересорта (перепутано наименование) спорной техники и факта поставки в их адрес 25.11.2019 4-х единиц молотилок самоходных КЗК-12-0100000-12 производства открытого акционерного общества "Гомселъмаш" с заводскими номерами 08965, 08967, 08969, 08971 (в последующем договорная и товаросопроводительная документация по указанной сделке приведена в соответствие с фактической отгрузкой техники, так согласно дополнительному соглашению N 1 от 13.09.2022 к спецификации N 5 от 22.11.2019 к контракту N ОПСТ-53 от 12.09.2019 и корректирующим УПД N 3598, 3603, 3604, 3605 (номер корректировки 1 от 13.09.2022) с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан поставлена техника белорусского производства с заводскими номерами 08965, 08967, 08969, 08971.
Апеллянт считает неверным вывод суда об аффилированности общества "Композит Групп" с ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан".
Податель жалобы полагает, что утилизационный сбор правомерно не подлежал уплате, поскольку белорусская самоходная техника (комбайны) реализована (фактически вывезена) с территории Российской Федерации в Республику Казахстан и на территории Российской Федерации никогда не эксплуатировалась.
К дате судебного заседания со стороны таможни в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 04.03.2021 проведена камеральная таможенная проверка в отношении акционерного общества "Бузулукский механический завод" (ИНН 5653000012). В период проведения камеральной таможенной проверки (20.04.2021) изменено название АО "Бузулукский механический завод" на акционерное общество "Композит Групп" (сокращенное наименование АО "Композит Групп"), остальные реквизиты общества не изменились.
В ходе проверки выяснилось что АО "Бузулукский механический завод" в рамках контракта N 049/2018 от 06.08.2018 с ТОО "Композит Групп Казахстан" ввезло из Республики Казахстан на территорию Российской Федераций товары: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08951; КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08949; КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08950; КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП. N 08958 (код ТН ВЭД ЕАЭС 8433520000 (статистическая форма учета перемещения товаров N 10412000/021219/С360646).
АО "Бузулукский механический завод" в рамках контракта N 049/2018 от 06.08.2018 с ТОО "Композит Групп Казахстан" ввезло из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации товары: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08965, КЗK-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08969, K3K-12-0100000-12 молотилка самоходная, в комплекте ЗИП N 08971, код ТH ВЭД ЕАЭС 8433510009 (статистическая форма учета перемещения товаров N 10412000/101219/С425415).
АО "Бузулукский механический завод" в рамках контракта N БМЗ/О-81 от 11.09.2018 с ООО "Автомаш-радиатор" ввезло из Республики Кыргызстан на территорию Российской Федерации товар: КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в., в комплекте ЗИП N 03898, КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25.2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03893, КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25.2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03909, K3K-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в,. в комплекте ЗИП N 03916, КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03841, КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25.2019 г.в.. в комплекте ЗИП N 03876, КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03907, КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в,. в комплекте ЗИП N 03912,КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-10К-25. 2019 г.в,. в комплекте ЗИП N 03915, КЗК-10-3-0100000 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-ф 10К-25. 2019 г.в. в комплекте ЗИП N 03943, K3K-8K-0100000-01 молотилка самоходная к зерноуборочному комбайну КЗС-812, 2018 г.в., в комплекте ЗИП N 00080. Код ТН ВЭД ЕАЭС 8433510009 (статистическая форма учета перемещения товаров N 10412000/141220/C526453).
Согласно сведениям, полученным из письма ОАО "Гомсельмаш" от 01.04.2021 N 03938, таможенным органом в ходе проверки установлено, что все вышеперечисленные зерноуборочные комбайны (молотилки самоходные) являются продукцией производства ОАО "Гомсельмаш" Республика Беларусь, зерноуборочные комбайны (молотилки самоходные) с заводскими номерами 08951, 08949, 08950, 08958, 08965, 08967, 08969, 08971 имеют двигатели мощностью 330 л.с., произведены в 2018 г.;
зерноуборочные комбайны (молотилки самоходные) с заводскими номерами 03898, 03893, 03909, 03916, 03841, 03876, 03907, 03912, 03915, 03943, имеют двигатели мощностью 250 л.с., произведены в 2019 г.; зерноуборочный комбайн (молотилка самоходная) с заводским номером 00080 имеет двигатель мощностью 230 л.с. произведен в 2018 г.
19.02.2021 отделом проверок после выпуска товаров и деятельности лиц N 3 службы по Ульяновской области Самарской таможни направлен запрос N 09-05-10/04476 в адрес УФНС России по Оренбургской области "О представлении информации".
УФНС России по Оренбургской области письмом N 18/24/01038дсп от 02.03.2021 направило документы подтверждающие факт ввоза вышеуказанных товаров, кроме того Управление сообщает об отсутствии информации о фактах уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных товаров.
20.02.2021 в ходе аналитических мероприятий при подготовке к проведению камеральной таможенной проверки отделом проверок после выпуска товаров и деятельности лиц N 3 службы по Ульяновской области Самарской таможни был направлен запрос N 09-05-09/074 в отдел таможенных платежей Самарской таможни с целью установления фактов уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных товаров.
Отдел таможенных платежей Самарской таможни служебной запиской от 26.02.2021 N 03-01-18/083 сообщил, что в зоне деятельности Самарской таможни не установлены факты уплаты утилизационного сбора АО "БМЗ" при ввозе вышеуказанных товаров на территорию Российской Федерации.
02.03.2021 отделом проверок после выпуска товаров и деятельности лиц N 3 службы по Ульяновской области Самарской таможни направлен запрос N 09-05-09/093 в отдел таможенных платежей Самарской таможни с целью установления фактов уплаты утилизационного сбора в отношении вышеуказанных товаров ТОО "Композит Групп Казахстан", ООО "Автомаш-радиатор", ОАО "Гомсельмаш".
Отдел таможенных платежей Самарской таможни служебной запиской от 04.03.2021 N 03-01-18/087 сообщил, что за период с 01.01.2019 по 02.03.2021 в зоне деятельности Самарской таможни не установлены факты уплаты утилизационного сбора ТОО "Композит Групп Казахстан", ООО "Автомаш-радиатор", ОАО "Гомсельмаш" в отношении вышеуказанных товаров.
В ходе данной камеральной таможенной проверки сведения и документы, подтверждающие исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" по уплате утилизационного сбора в отношении проверяемых товаров Самарской таможней получены не были.
Произведен расчет суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении проверяемых товаров. Сумма неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенных самоходных машин: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08965, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08969, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08971 составил 5 865 000 руб.
По результатам проверки составлен акт проверки от 17.06.2021 N 1041200/210/170621/А000110.
Таможенным органом в адрес общества "Композит Групп" направлено требование N 09-05-06/15792 от 18.06.2021 об уплате вышеуказанной суммы.
Неисполнение обществом "Композит Групп" обязанности по уплате утилизационного сбора послужило основанием для обращения таможни в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 названной статьи виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Постановления N 81).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем ввезены транспортные средства, которые не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89.
Из анализа норм Закона N 89-ФЗ следует, что в отношении импортируемых транспортных средств, самоходных машин законодателем в силу императивного правового регулирования в качестве основного условия для признания плательщиком утилизационного сбора установлен факт ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации. Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза на территорию Российской Федерации транспортного средства, самоходной машины и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
Согласно материалам дела, обществом "Композит Групп" осуществлен ввоз на территорию РФ самоходных машин: КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08965, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08969, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08971.
Ответчик осуществил ввоз спорных самоходных машин - зерноуборочные комбайны - самоходные молотилки, 4 штуки, код единой ТН ВЭД Союза 8433 51 000 9, продукция ОАО "Гомсельмаш", страна производства: Республика Беларусь - на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан на основании контракта от 06.08.2018 N 049/2018, который заключен с ТОО "Композит Групп Казахстан".
Факт ввоза и перемещения четырех самоходных машин в Российскую Федерацию заявителем не отрицается и подтверждается статистической формой учёта перемещения товаров N 10412000/101219/С425415, которую общество заявило и подало в таможенный орган самостоятельно.
Определением от 22.07.2022 судом истребованы документы и сведения у ОАО "Гомсельмаш" об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218, (молотилка самоходная КЗК-12-010000-12, заводской номер 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971), 2018 года выпуска, у ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" - сведения о приобретении зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS1218 (молотилка самоходная КЗК -12-010000-12, 2019 года выпуска (заводской номер 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971), договор купли-продажи N 525 от 05.12.2019, с приложениями, товаросопроводительные документы, у ООО "ПО Техресурс" - сведения об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218, (молотилка самоходная КЗК-12-010000-12) с заводскими номерами 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971, сведения о приобретении данных машин (договор, товаросопроводительные документы).
Определением от 26.09.2022 судом истребованы следующие сведения: у ООО "ПО Техресврс" - сведения об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218, (молотилка самоходная КЗК-12-010000-12) с заводскими номерами 12971, 12967, 12965, 12969, 12004, 08965, 08967, 08969, 08971, сведения о приобретении данных машин (договор, товаросопроводительные документы), у ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" - уставные документы, документы о смене наименования с ТОО "КомпозитГрупп Казахстан".
ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" на запрос суда представило договор о государственных закупках товаров от 05.12.2019 N 525, заключенный между ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" (заказчик) и ТОО "Торговый дом МТЗ Казахстан" (поставщик) на поставку комбайна зерноуборочного, электронный счет-фактуру, накладную на отпуск товара на сторону от 11.12.2019, акт приема-передачи от 11.12.2019 товара - зерноуборочный комбайн ПАЛЕССЕ GS-1218 (молотилка самоходная КЗК-12-0100000-12), производство ООО "Техресурс", год выпуска 2019 год, в количестве 5 штук, заводские номера 12971, 12967, 12965, 12004, 12969.
ОАО "Гомсельмаш" 13.09.2022 представило сведения о номерах двигателей, установленных на молотилках самоходных КЗК-12-0100000Б12, выпущенных в 2018 в ОАО "Гомсельмаш": заводской номер комбайна 08965 - номер двигателя ЯМЗ-238ДЕ-22 ТУ 37.319.259 J0640252, N 08967 - J0638373, N 08969 - J0642657, N 08971 - J0640286.
ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" в ответ на запрос суда подтвердило, что при поставке допущена пересортица и в их адрес поставлена техника:
- молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08965, двигатель J0640252;
- молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08967, двигатель J0638373;
- молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08969, двигатель J0642657;
- молотилка производства ОАО "Гомсельмаш", заводской номер 08971, двигатель J0640286;
- молотилка производства ООО "ПО Техноресурс" заводской номер 12004.
ООО "ПО Техноресурс" в ответе на запрос указало, что из перечисленных в определении зерноуборочных комбайнов ПЛЛЕССЕ GS-1218 (молотилок самоходных КЗК-12-010000-2) 25.11.2019 в адрес АО "Бузулукский механический завод" (в настоящем АО "Композит Групп") реализован лишь зерноуборочный комбайн ПАЛЕССЕ GS-1218 с заводским номером 12004, идентификационные признаки и номерные агрегаты которого следующие:
N двигателя: 238ДЕ-22 К0656154
N гидравлического блока: N 1057-1810
N гидронасоса: PVH112 N 21851904.
Сведения об идентификационных признаках и номерных агрегатах зерноуборочных комбайнов ПАЛЕССЕ GS-1218 (молотилка самоходная КЗК-12-010000-2) с заводскими номерами 12971, 12967, 12965, 12969, 08965, 08967, 08969, 08971 предоставить не предоставляется возможным, так как данные молотилки самоходные не производились, не приобретались и, следовательно, никому не реализовывались.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в ответ на определения об истребовании доказательств от 22.07.2022, 26.09.2022 сведения, материалы камеральной проверки, пришел к выводу, что факт вывоза самоходных машин достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден.
Так, корректировочные счета-фактуры на зерноуборочные комбайны производства ОАО "Гомсельмаш" с заводскими номерами 08965, 08967, 08969, 08971 составлены только 13.09.2022, то есть, спустя девять месяцев с даты поступления заявления в суд (10.01.2022).
Скорректированные отгрузочные документы датированы 13.09.2022, подписаны директором ТОО "Композит Групп Казахстан", проставлена печать организации - ТОО "Композит Групп Казахстан".
Вместе с тем, организация ТОО "КомпозитГрупп Казахстан" переименована в ТОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан", на запрос суда от ТОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан" 17.10.2022 поступили документы от имени ОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан", с новой печатью.
Более того, по Спецификации N 5 от 22.11.2019 сторонами согласовано наименование, количество и цена поставляемого товара.
Согласно данной спецификации общество "КомпозитГрупп" (ранее - OA "Бузулукский механический завод") должно поставить в адрес ТОО "КомпозитГрупп Казахстан" "Зерноуборочные комбайны ПАЛЕССЕ GS-1218 (молотилка самоходная КЗК -1200100000-12) производства ООО "ТехРесурс", г. Уфа, РБ. в количестве 4 штук. Поставленный товар принят покупателем без замечаний, в дальнейшем продан на территории Республики Казахстан, претензионная работа о несоответствии поставленного товара Спецификации N 5 не велась, до 13.09.2022 переоформление документов не производилось.
В связи с тем, что претензионная работа не велась и документы не переоформлялись, поскольку пересортица выгодна ТОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан", суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что между ответчиком и ТОО "Машиностроительный завод МТЗ Казахстан" имеется аффилированность.
Согласно материалам дела, конечным получателем техники являлось ТОО Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция. Так, из договора о государственных закупках товаров от 05.12.2019 N 525, заключенного между ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" (заказчик) и ТОО "Торговый дом МТЗ Казахстан" (поставщик), акта приема-передачи от 11.12.2019 товара, паспортов техники, следует, что ТОО "Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция" приобретены зерноуборочные комбайны ПАЛЕССЕ GS1218 (молотилка самоходная КЗК-12-0100000-12), производство ООО Техресурс, 2019 года выпуска, в то время как обществом "Композит Групп" были ввезены на территорию Российской Федерации комбайны 2018 года.
Техника производства ООО "ТехРесурс" и ОАО "Гомсельмаш" имеет разные годы выпуска: техника ООО "ТехРесурс" произведена в 2019 году, ОАО "Гомсельмаш" - в 2018 г.
Таким образом, довод о том, что самоходные машины КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08965, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08967, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08969, КЗК-12-0100000-12 молотилка самоходная в комплекте ЗИП N 08971 вывезены с территории Российской Федерации не подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что факт ввоза на территорию Российской Федерации указанных самоходных машин материалами дела подтвержден, достоверных и допустимых доказательств вывоза данных самоходных машин на территорию Казахстана не представлено, доказательства уплаты утилизационного взноса отсутствуют, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика неуплаченного утилизационного сбора в сумме 5 865 000 руб.
В свою очередь таможенным органом также заявлено требование о взыскании с ответчика на основании пункта 11 (1) Постановления N 81 пени за неуплату утилизационного сбора.
Согласно пункту 11 (1) Постановления N 81 непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Суд первой инстанции, проверив расчет пеней, обоснованно признал его правильным. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет пени в материалы дела не представлен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование таможни о взыскании с общества "Композит Групп" пени в размере 791 970 руб. 50 коп., начисленной на задолженность в размере 5 865 000 руб., является обоснованным, в связи с чем правомерно удовлетворил требования истца.
Доводам апеллянта судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований с которой не согласиться у суда апелляционной инстанции отсутствует.
В ответ на доводы заявителя коллегия судей соглашается с возражениями таможенного органа о том, что уплата утилизационного сбора обусловлена ввозом транспортного средства на территорию Российской Федерации, факт последующего вывоза техники правового значения не имеют, такого основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора законодательством не предусмотрено.
Кроме того, судом принимается во внимание довод таможенного органа относительно отсутствия разумного объяснения хозяйственных операций, которые пытается в ходе судебного разбирательства доказать заявитель, по ввозу спорной техники с территории Республики Казахстан (25(23).11.2019 и вывоз ее в Республику Казахстан 25.11.2019.
Ссылка заявителя на судебную практику, согласно которой для уплаты утилизационного сбора имеет значение дата получения ПТС (или паспорта самоходной машины) на транспортное средство, не принята судом, поскольку имеется иная практика. Так определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2018 N 307-КГ18-11866 поддержана правовая позиция, согласно которой неполучение паспорта самоходной машины не освобождает декларанта от обязанности по уплате утилизационного сбора.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2022 по делу N А47-32/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Композит Групп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-32/2022
Истец: Самарская таможня
Ответчик: АО "Композит Групп"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "ПО "ТЕХРЕСУРС", ТОО Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция, ТОО Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан