Екатеринбург |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А07-30850/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2022 по делу N А07-30850/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
Центральной энергетической таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Шахназарян Л.Ф. (доверенность от 21.12.2022 N 5, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Битум Групп" (далее - общество) - Париков В.М. (доверенность от 18.08.2022, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к таможне о признании незаконными и отмене постановлений от 08.09.2022 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N 1000600-534/2022, 1000600-535/2022, 1000600-536/2022, об отмене представлений таможни от 07.09.2022 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, установленных в вышеуказанных постановлениях от 08.09.2022.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что таможней выявлены факты неосуществления обществом декларирования в установленной форме товаров, подлежащих обязательному декларированию (до момента фактического вывоза товаров с территории Российской Федерации заявитель их таможенное декларирование не осуществлял). При этом таможенный орган отмечает, что согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов, вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые с 01.01.2014 из Российской Федерации в государства - члены таможенного союза (Республику Казахстан), в целях учета подлежат таможенному декларированию.
Кроме того, таможня полагает, что в рассматриваемом случае недекларирование перемещенных товаров, стало следствием неверного толкования обществом таможенного законодательства, международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, таможней проведена камеральная проверка в отношении общества, в ходе которой установлено, что между обществом и компанией ТОО "ЛИМБ 2" (Республика Казахстан) заключен внешнеторговый контракт от 03.12.2020 N 01/RUS-KAZ/2021 на поставку товара в количестве и номенклатуре, предусмотренными согласованными сторонами дополнениями. Обществом в адрес получателя (Республика Казахстан) перемещен товар - "Битум жидкий по ТУ 0256-001-73765288-2014" общим количеством 65 174 кг, общей стоимостью 1 352 360 руб. 50 коп., согласно железнодорожной накладной от 20.04.2021 N 30693322, счета-фактуры от 20.04.2021 N Э/06. Названные товаро-сопроводительные документы поименованы в поданной обществом в таможенные органы Российской Фендерации статистической форме учета (далее статформа). Заявленный в статформе код перемещенного товара - 2715000000 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Подача статистической формы учета (регистрационный номер 10006190/200421/С518200, системный номер ED20210420092223725) осуществлялась в электронном виде через портал Федеральной таможенной службы России за электронной цифровой подписью, выданной на имя заместителя директора общества Д.В. Федосеева. Вывоз товара осуществлялся железнодорожным транспортом. Товар перемещен с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан - 25.04.2021. Согласно сведениям, полученным из отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений товар с наименованием "Битум жидкий" по своим физико-химическим характеристикам относится к нефтепродуктам.
Таможенным органом установлено, что общество таможенное декларирование вышеуказанного товара в период с 20.04.2021 по 10.05.2021 в таможенных органах не осуществляло.
Кроме того, в рамках исполнения обязательств по контракту обществом в адрес получателя - ТОО "ЛИМБ 2" (Республика Казахстан) перемещен товар "Битум жидкий по ТУ 0256-001-73765288-2014" общим количеством 22 500 кг, общей стоимостью 560 542 руб. 50 коп., согласно автомобильной международной товарно-транспортной накладной от 27.04.2021 N 001, счета-фактуры от 27.04.2021 N Э/13. Вывоз товара осуществлялся автомобильным транспортом, перемещен с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан - 28.04.2021. Товар с наименованием "Битум жидкий" по своим физико-химическим характеристикам относится к нефтепродуктам. Таможенное декларирование вышеуказанного товара в таможенных органах общество не осуществляло.
Обществом также в рамках исполнения обязательств по контракту в адрес получателя - ТОО "ЛИМБ 2" (Республика Казахстан) перемещен товар "Битум жидкий по ТУ 0256-001-73765288-2014" общим количеством 65 337 кг, общей стоимостью 1 365 543 руб. 30 коп., согласно железнодорожной накладной от 20.04.2021 N 30693185, счета-фактуры от 20.04.2021 N Э/05. Названные товаро-сопроводительные документы поименованы в поданной обществом в таможенные органы Российской Федерации статистической форме учета "Битум Групп". Заявленный в статформе код перемещенного товара - 2715000000 ТН ВЭД ЕАЭС. Подача статистической формы учета осуществлялась в электронном виде через портал Федеральной таможенной службы России за электронной цифровой подписью, выданной на имя заместителя директора общества Д.В. Федосеева.
Вывоз товара осуществлялся железнодорожным транспортом, перемещен с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан - 29.04.2021. Товар по своим физико-химическим характеристикам относится к нефтепродуктам. Таможенным органом установлено, что общество таможенное декларирование товара в таможенных органах не осуществляло.
По факту недекларирования в установленной форме указанных товаров определениями от 25.07.2022 таможня возбудила в отношении общества дела об административном правонарушении N 1000600-534/2022, 1000600-535/2022, 1000600-536/2022. По указанным делам 25.08.2022 в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях по признакам правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлениями от 08.09.2022 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
Таможней также 07.09.2022 вынесены представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, установленного в постановлениях от 08.09.2022 N 1000600-534/2022, 1000600-536/2022, 1000600-535/2022.
Полагая, что названные постановления и представления незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения, незаконности оспариваемых представлений, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по декларированию товара.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является посягательство на установленный государством порядок декларирования товаров.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) виновного лица, выразившиеся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Пунктом 1 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры.
На основании пункта 1 статьи 104, подпункта 1 пункта 1 статьи 105, части 2 статьи 110 ТК ЕАЭС при помещении под таможенные процедуры товары подлежат таможенному декларированию, при котором используется декларация на товары. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС или территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории ЕАЭС или территории Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что в рамках таможенного союза государств - членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств - членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
Согласно пункту 3 статьи 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС), в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства - члены не применяют меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Такие исключительные случаи установлены в статье 29 Договора о ЕАЭС.
Статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан, заключенного в г. Москве 09.12.2010, (далее - Соглашение) предусмотрено, что нефть и нефтепродукты, классифицируемые в группе 27 ТН ВЭД ТС, вывозимые с 01.01.2014 из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Таможенного союза.
При этом соглашение не содержит в себе положений, относящихся к исключительным случаям, предусмотренным статьей 29 Договора о ЕАЭС
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 N 2502-р, протоколом от 24.12.2013 в указанное Соглашение внесены изменения, предусматривающие, что нефть и нефтепродукты, классифицируемые в группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые с 01.01.2014 из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, в Соглашении поименованы нефтепродукты всей группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС, без конкретизации подсубпозиций.
В то же время, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан" (далее - Постановление N 529), таможенному декларированию (как если бы товары вывозились за пределы ЕАЭС, но без уплаты таможенных платежей, включая сборов за таможенные операции) подлежат товары при их вывозе в страны ЕАЭС, классифицируемые в соответствии со следующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС: 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании служебной записки начальника отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от 27.05.2022 " 10-08/391, спорный товар "битум жидкий" представляет собой остаточный битум в виде остатков вакуумной перегонки нефти в вакуумной ректификационной колонне, а также смеси нефтяных остатков и дистиллятов, в терминологии ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется в подсубпозиции 2715 00 000 0 как смесь битумная группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС "Нефть и продукты их перегонки...".
В связи с этим из указанного перечня кодов ТН ВЭД ЕАЭС следует, что не вся группа товаров 27 подлежит декларированию. В частности, код товара 2715000000 (отраженный заявителем при представлении статистических форм на спорный товар и подтвержденный служебной запиской от 27.05.2022 N 10-08/391 в составе материалов дел об административном правонарушении) не включен Постановлением N 529 в перечень кодов товаров, вывоз которых с территории России в Республику Казахстан должен сопровождаться подачей таможенному органу декларации на товары.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о наличии противоречий и правовой неопределенности в положениях перечисленных международных договоров, существования правовых норм, исключающих действие положений статьи 3 Соглашения.
Кроме того, суды на основании положений части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", с учетом письма Федеральной таможенной службы России от 09.10.2017 N 13-15/56626, верно сделали вывод о том, что на товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, коды которых не поименованы в Постановлении N 529, в случае их вывоза с территории Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС необходимо подавать статистические формы учета перемещения товаров.
Информация о необходимости подавать статистические формы учета перемещения товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, коды которых не поименованы в Постановлении N 529, в случае их вывоза с территории РФ в государства - члены Евразийского экономического союза также была размещена на официальных сайтах подразделений таможни.
Общество подготовило и направило статистические формы учета перемещения товаров в таможенный орган, которые были зарегистрированы таможенным органом путем присвоения регистрационных номеров.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии виновного характера в оцениваемых действиях общества ввиду наличия противоречий в нормативном регулировании и исполнения обществом разъяснений таможенных органов.
Отсутствие вины, как обязательного признака состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды правомерно признали незаконными постановления таможни от 08.09.2022 N 1000600-534/2022, 1000600-535/2022, 1000600-536/2022 и выданные в связи с указанными постановлениями представления от 07.09.2022.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.12.2022 по делу N А07-30850/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании служебной записки начальника отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от 27.05.2022 " 10-08/391, спорный товар "битум жидкий" представляет собой остаточный битум в виде остатков вакуумной перегонки нефти в вакуумной ректификационной колонне, а также смеси нефтяных остатков и дистиллятов, в терминологии ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется в подсубпозиции 2715 00 000 0 как смесь битумная группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС "Нефть и продукты их перегонки...".
В связи с этим из указанного перечня кодов ТН ВЭД ЕАЭС следует, что не вся группа товаров 27 подлежит декларированию. В частности, код товара 2715000000 (отраженный заявителем при представлении статистических форм на спорный товар и подтвержденный служебной запиской от 27.05.2022 N 10-08/391 в составе материалов дел об административном правонарушении) не включен Постановлением N 529 в перечень кодов товаров, вывоз которых с территории России в Республику Казахстан должен сопровождаться подачей таможенному органу декларации на товары.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о наличии противоречий и правовой неопределенности в положениях перечисленных международных договоров, существования правовых норм, исключающих действие положений статьи 3 Соглашения.
Кроме того, суды на основании положений части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", с учетом письма Федеральной таможенной службы России от 09.10.2017 N 13-15/56626, верно сделали вывод о том, что на товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, коды которых не поименованы в Постановлении N 529, в случае их вывоза с территории Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС необходимо подавать статистические формы учета перемещения товаров.
Информация о необходимости подавать статистические формы учета перемещения товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, коды которых не поименованы в Постановлении N 529, в случае их вывоза с территории РФ в государства - члены Евразийского экономического союза также была размещена на официальных сайтах подразделений таможни.
...
Отсутствие вины, как обязательного признака состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2023 г. N Ф09-3364/23 по делу N А07-30850/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3364/2023
09.03.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1239/2023
17.01.2023 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-30850/2022
30.12.2022 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-30850/2022