Екатеринбург |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А60-35586/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Тороповой М.В., Полуяктова А. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (далее - истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2022 по делу N А60-35586/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
садоводческого некоммерческого товарищества "Репка" (далее - СНТ "Репка", ответчик) - Габдулхаева Н.С. (председатель правления, выписка из протокола от 05.03.2023 N 05-03/2023), Габдулхаев Э.Р. (доверенность от 11.11.2021), Брагина С.А. (доверенность от 11.11.2021);
Федерального агентства лесного хозяйства - Серкова Н.М. (доверенность от 09.11.2022 N 9);
Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" - Вознесенская Е.А. (доверенность от 14.02.2023 N 66/138).
Определением суда от 24.05.2023 судебное заседание отложено на 15.06.2023.
В судебном заседании 15.06.2023 приняли участие представители:
СНТ "Репка" - Брагина С.А. (доверенность от 11.11.2021), Габдулхаев Э.Р. (доверенность от 11.11.2021);
Федерального агентства лесного хозяйства - Серкова Н.М. (доверенность от 09.11.2022 N 9).
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд
Свердловской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и правовой работе администрации Сысертского городского округа (далее - комитет, ответчик), СНТ "Репка" о признании заключенных между Комитетом и СНТ "Репка" недействительными (ничтожными) договоров аренды: 1) N 14_288 от 07.07.2014 земельного участка с кадастровыми номерами (далее - КН) 66:25:1326001:6; 2) N15_063 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:8; 3) N15_005 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:9; 4) N15_006 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:10; 5) N15_007 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:11; 6) N15_008 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:12; 7) N15_008 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:13; 8) N15_010 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:14; 9) N15_011 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:15; 10) N15_012 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:16; 11) N15_013 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:17; 12) N 15_014 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:18; 13) N15_015 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:19; 14) N15_016 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:20; 15) N15_017 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:21; 16) N15_018 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:22; 17) N15_019 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:23; 18) N15_022 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:26; 19) N15_029 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:27; 20) N15_030 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:28; 21) N15_031 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:29; 22) N15_032 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:30; 23) N 15_033 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:31; 24) N 15_034 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:32; 25) N 15_035 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:33; 26) N 15_036 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:34; 27) N 15_037 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:35; 28) N 15_038 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:36; 29) N 15_039 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:37; 30) N 15_040 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:38; 31) N 15_041 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:39; 32) N 15_042 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:40; 33) N 15_043 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:41; 34) N 15_044 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:42; 35) N 15_045 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:43; 36) N 15_046 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:44; 37) N 15_048 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:46; 38) N 15_049 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:47; 39) N 15_051 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:48; 40) N 15_050 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:49; 41) N 15_052 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:50; 42) N 15_053 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:51; 43) N 15_054 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:52; 44) N 15_054 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:53; 45) N 15_056 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:54; 46) N 15_057 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:55; 47) N 15_058 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:56; 48) N 15_059 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:57; 49) N 15_060 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:58; 50) N 15_061 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:59; 51) N 15_062 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:60; снятии с государственного кадастрового учета и исключении из ЕГРН записи о земельных участках с кадастровыми номерами 66:25:1326001:6; 66:25:1326001:8; 66:25:1326001:9; 66:25:1326001:10; 66:25:1326001:11; 66:25:1326001:12; 66:25:1326001:13; 66:25:1326001:14; 66:25:1326001:15; 66:25:1326001:16; 66:25:1326001:17; 66:25:1326001:18; 66:25:1326001:19; 66:25:1326001:20; 66:25:1326001:21 66:25:1326001:22; 66:25:1326001:23; 66:25:1326001:26; 66:25:1326001:27; 66:25:1326001:28; 66:25:1326001:29; 66:25:1326001:30; 66:25:1326001:31; 66:25:1326001:32; 66:25:1326001:33; 66:25:1326001:34; 66:25:1326001:35; 66:25:1326001:36; 66:25:1326001:37; 66:25:1326001:38; 66:25:1326001:39; 66:25:1326001:40; 66:25:1326001:41; 66:25:1326001:42; 66:25:1326001:43; 66:25:1326001:44; 66:25:1326001:46; 66:25:1326001:47; 66:25:1326001:48; 66:25:1326001:49; 66:25:1326001:50; 66:25:1326001:51; 66:25:1326001:52; 66:25:1326001:53; 66:25:1326001:54; 66:25:1326001:55; 66:25:1326001:56; 66:25:1326001:57; 66:25:1326001:58; 66:25:1326001:59; 66:25:1326001:60.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Администрация Сысертского городского округа.
Решением суда Свердловской области от 22.09.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит обжалуемые судебные акты отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, судебный акт по делу N А60-28423/2016 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку истец к участию в деле не привлекался. Истец отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 принадлежит Российской Федерации на праве собственности, отнесен к категории земель "земли лесного фонда", с указанием правообладателя - Российская Федерация; спорная территория не должна была быть отнесена к землям запаса. Как полагает заявитель, земельные участки ответчика сформированы из земель, ранее принадлежавших сельскохозяйственному предприятию "Кадниковское", у которого в пользовании находились колхозные леса, правовой статус которых определялся Основами земельного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных законом СССР от 13.12.1968, Положением о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 04.03.1968 N 144. При этом пунктом 1 указанного Положения предусматривалось, что колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что в рассматриваемом случае не соблюдена процедура перевода земель из одной категории в другую, предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает необоснованной ссылку судов на недействующий в части нормативный документ.
Как отмечает истец, спорные участки покрыты лесом, возраст лесных наслаждений более 90 лет, на момент приобретения участков находились на них; приобретая участки для сельскохозяйственного производства, необходимо было удостовериться, что данные участки не относятся к землям государственного лесного фонда. Как отмечает заявитель, СНТ "Репка" в рамках дела N А60-1508/2022 обратилось о признании недействительным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области о внесении изменений в ГЛР, исключении сведений из ГЛР сведений о земельных участках, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений. В рамках названного дела, судом установлено, что земельный участок покрыт плотной хвойной древесной растительностью. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о недобросовестности ответчиков. Федеральное агентство лесного хозяйства указывает, что использование спорных участков наносит ущерб экологической системе.
Федеральное агентство лесного хозяйства, ссылается на решение Свердловского областного суда от 04.10.2021, в котором суд установил нарушение процедуры перевода земель из одной категории в другую, в границы населенного пункта Токарево вошли земли лесного фонда, генеральный план Сысертского городского округа не был согласован с Рослесхозом.
Кроме того, заявитель полагает, что срок исковой давности не пропущен.
В отзывах СНТ "Репка", Комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.06.2012 СНТ "Репка" обратилось в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, расположенного по адресу: Свердловская обл., р-н Сысертский (примыкает к черте д. Токарево); категория земли: земли запаса урочище Кадниковский; 66:25:0000000:338 - единое землепользование (66:25:1326001:2 - обособленный участок).
На основании постановления Администрации Сысертского городского округа от 07.07.2014 N 2026 "О предварительном согласовании и предоставлении в аренду земельного участка СНТ "Репка" и в соответствии со статьями 22, 28, 29, 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании постановления Администрации Сысертского городского округа от 08.08.2012 N 2016 "Об утверждении акта выбора земельного участка N 31 от 20 июля 2012 года, расположенного на территории Свердловской области в Сысертском районе, примерно в 800 метрах восточнее деревни Токарево", распоряжения Правительства Свердловской области от 21.04.2014 N 497-РП "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель земли сельскохозяйственного назначения", кадастрового паспорта земельного участка от 03.06.2014 N 66/301/272211 был предварительно согласован земельный участок площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 66:25:1326001:6 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенный на территории Свердловской области в Сысертском районе, примерно в 800 метрах восточнее деревни Токарево, с разрешенным использованием для ведения коллективного садоводства и предоставлен СНТ "Репка" в аренду сроком на пять лет.
Между Комитетом и СНТ "Репка" заключен договор аренды от 07.07.2014 N 14_288 земельного участка из земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:25:1326001:6, находящийся по адресу: Свердловская область, Сысертский район, примерно в 800 метрах восточнее деревни Токарево, площадью 100 000 кв. м с целевым использованием: для ведения коллективного садоводства.
Срок аренды земельным участком установлен с 07.07.2014 по 07.07.2019.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Росреестра по Свердловской области 18.08.2014.
Согласно сведениям ГКН предоставленный товариществу земельный участок 66:25:1326001:6 содержится и содержался (до его раздела) в ГКН с категорией земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок образован из исходного земельного участка с номером 66:25:0000000:338, урочище "Кадниковский" (категории земель запаса), который в свою очередь был образован из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:162, относящегося также к землям запаса.
Перевод земельного участка 66:25:1326001:6 из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения осуществлен Правительством Свердловской области в соответствии с Федеральным законом 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" распоряжением от 21.04.2014 N 497-РП "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с постановлением Администрации Сысертского городского округа от 29.12.2014 N 4195 "О предоставлении в аренду земельных участков СНТ "Репка", Проектом организации и застройки территории земельного участка с кадастровым номером 66:25:1326001:6 коллективного сада СНТ "Репка", утвержденного постановлением администрации Сысертского городского округа от 10.10.2014 N 3288 осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 66:25:1326001:6.
В результате раздела земельного участка образовано 55 земельных участков, а земельный участок с кадастровым номером 66:25:1326001:6 сохранен в измененных границах.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа и СНТ "Репка" заключены договоры аренды N 15_063 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:8; N 15_005 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:9; N 15_006 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:10; N 15_007 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:11; N 15_008 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:12; N 15_008 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:13; N 15_010 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:14; N 15_011 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:15; N 15_012 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:16; N 15_013 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:17; N 15_014 от 19.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:18; N 15_015 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:19; N 15_016 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:20; N 15_017 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:21; N 15_018 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:22; N 15_019 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:23; N 15_022 от 20.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:26; N 15_029 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:27; N 15_030 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:28; N 15_031 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:29; N 15_032 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:30; N 15_033 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:31; N 15_034 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:32; N 15_035 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:33; N 15_036 от 26.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:34; N 15_037 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:35; N 15_038 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:36; N 15_039 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:37; N 15_040 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:38; N 15_041 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:39; N 15_042 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:40; N 15_043 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:41; N 15_044 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:42; N 15_045 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:43; N 15_046 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:44; N 15_048 от 27.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:46; N 15_049 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:47; N 15_051 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:48; N 15_050 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:49; N 15_052 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:50; N 15_053 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:51; N 15_054 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:52; N 15_054 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:53; N 15_056 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:54; N 15_057 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:55; N 15_058 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:56; N 15_059 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:57; N 15_060 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:58; N 15_061 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:59; N 15_062 от 28.01.2015 земельного участка с КН 66:25:1326001:60.
Земельные участки, в соответствии со сведениями в едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Как отмечает истец, земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:1326001:6, 66:25:1326001:26, 66:25:1326001:27, 66:25:1326001:8, 66:25:1326001:28, 66:25:1326001:29, 66:25:1326001:60, 66:25:1326001:59, 66:25:1326001:30, 66:25:1326001:31, 66:25:1326001:58, 66:25:1326001:57, 66:25:1326001:32, 66:25:1326001:33, 66:25:1326001:56, 66:25:1326001:55, 66:25:1326001:34, 66:25:1326001:35, 66:25:1326001:54, 66:25:1326001:53, 66:25:1326001:36, 66:25:1326001:37, 66:25:1326001:52, 66:25:1326001:10, 66:25:1326001:9, 66:25:1326001:11, 66:25:1326001:51, 66:25:1326001:38, 66:25:1326001:39, 66:25:1326001:50, 66:25:1326001:48, 66:25:1326001:40, 66:25:1326001:41, 66:25:1326001:49, 66:25:1326001:47, 66:25:1326001:42, 66:25:1326001:43, 66:25:1326001:45, 66:25:1326001:46, 66:25:1326001:44, 66:25:1326001:23, 66:25:1326001:22, 66:25:1326001:21, 66:25:1326001:20, 66:25:1326001:19, 66:25:1326001:18, 66:25:1326001:17, 66:25:1326001:16, 66:25:1326001:15, 66:25:1326001:14, 66:25:1326001:13, 66:25:1326001:12 фактически расположены в выделе 8 квартала 28 урочища земли запаса "Кадниковское" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, относятся к категории земель лесного фонда, и соответственно, являются федеральной собственностью.
На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 24.11.2008 N 66 АГ 472074 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, который отнесен к категории земель "земли лесного фонда", с указанием правообладателя - Российская Федерация.
Как указал истец, согласно заключению Уральского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" о графическом совмещении границ спорных земельных участков с действующими материалами лесоустройства Сысертского лесничества, Центрального участкового лесничества земли запаса урочища "Кадниковское" от 18.08.2021 N Ф31/638 границы спорных земельных участков имеют пересечение с лесным фондом.
В приложении к заключению представлены карты-схемы графического совмещения границ спорных земельных участков с действующими материалами лесоустройства, перечень пересечения и координаты поворотных точек в системе координат МСК-66.
Согласно космоснимкам, представленным на публичной кадастровой карте, спорные земельные участки в большей степени покрыты лесом.
Из пояснений истца также следует, что фактически по договорам аренды СНТ "Репка" передан лесной массив, находящийся на землях лесного фонда и принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что заключенные между Комитетом и СНТ "Репка" сделки по вышеуказанным договорам аренды земельных участков являются недействительными, поскольку границы спорных земельных участков имеют наложение на земли лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды, отказывая в удовлетворении иска, учли обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А60-28423/2016, об отсутствии наложения границ спорных земельных участков на земли лесного фонда, посчитав их имеющими преюдициальное значение для разрешения настоящего спора. Суды указали, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец по существу повторно (с учетом дела N А60-28423/2016) просит признать недействительными заключенные между Комитетом и СНТ "Репка" сделки по договорам аренды земельных участков, ссылаясь на то, что границы спорных земельных участков имеют наложение на земли лесного фонда, по существу пытается преодолеть выводы, сделанные в рамках дела N А60-28423/2016 (по иску территориального подразделения), что является недопустимым и противоречит принципу обязательности судебных актов.
Суды приняли во внимание выводы судов по делу N А60-28423/2016 о том, что поскольку земли в границах совхоза "Кадниковский" предоставлены для сельскохозяйственного использования; перевод земель, занятых лесными насаждениями, включенных в границы земель запаса урочище "Кадниковский", в земли лесного фонда не производился в установленном законодательством порядке, в связи с чем отнесение ранее закрепленного за сельскохозяйственным предприятием совхоз "Кадниковский" к категории земель - земли лесного фонда, в отсутствие перевода земельного участка в данную категорию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2014 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) незаконно. С учетом соблюдения процедуры перевода земельного участка по инициативе ответчика, суды сочли, что СНТ "Репка" является добросовестным получателем прав на участки. Суды пришли также к выводу о пропуске заявителем срока исковой давности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Вывод судов о преюдициальном значении обстоятельств, установленных судебным актом по делу N А60-28423/2016, является необоснованным.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу данной нормы обстоятельства, установленные по ранее рассмотренному делу, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле.
Федеральное агентство лесного хозяйства не привлекалось к участию в деле N А60-28423/2016. Истцом по указанному делу выступал Департамент лесного хозяйства Свердловской области. В силу несоблюдения субъективных пределов преюдиции обстоятельства, установленные при рассмотрении указанного дела, не имеют преюдициального значения для истца по настоящему делу, ссылка судов на данный судебный акт ошибочна.
Кроме того, судом кассационной инстанции вывод судов о пропуске истцом срока исковой давности признается также необоснованным.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в 3 года (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Суд посчитал, что поскольку контроль должен осуществляться систематически, о совершенных своим подведомственным органом действиях по возможному обнаружению наложения иных земель на земли лесного фонда, истец мог и должен был узнать не позднее 31.12.2016, тогда как настоящий иск предъявлен в суд 30.07.2022, то есть, с пропуском истцом срока исковой давности.
Вместе с тем судами не учтено, что истец при рассмотрении дела N А60-28423/2016 не принимал участия.
Закон связывает начало течения срока исковой давности с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Согласно заключению Уральского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" о графическом совмещении границ спорных земельных участков с действующими материалами лесоустройства Сысертского лесничества, Центрального участкового лесничества земли запаса урочища "Кадниковское" от 18.08.2021 N Ф31/638 границы спорных земельных участков имеют пересечение с лесным фондом.
Таким образом, истцу стало известно о наложении иных земель на земли лесного фонда не ранее 2021 года. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права ранее указанного момента.
Настоящий иск предъявлен в суд 30.07.2022, в пределах срока исковой давности.
В обоснование иска Федеральное агентство лесного хозяйства ссылалось на то, что границы спорных земельных участков имеют наложение на земли лесного фонда; фактически по договорам аренды СНТ "Репка" передан лесной массив, находящийся на землях лесного фонда и принадлежащий на праве собственности Российской Федерации; земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 отнесен к категории земель "земли лесного фонда"; из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведен не был.
В силу пунктов 1, 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применять другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6, 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса" от 04.12.2006 N 201-ФЗ (далее - Закон N201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438).
Федеральное агентство лесного хозяйства ссылалось на то, что спорные участки покрыты лесом, на большей части земельного участка расположена древесно-кустарниковая растительность, возраст лесных насаждений составляет более 90 лет, на момент приобретения участков лесные насаждения находились на участке, свободные почвы отсутствуют.
Из материалов дела следует, что земельные участки СНТ "Репка" сформированы из земель, ранее принадлежавших сельскохозяйственному предприятию "Кадниковское", у которого в пользовании находились колхозные леса для обеспечения потребности населения в древесине. В отношении земельных участков проведено лесоустройство, составлены планы и планшеты лесонасаждений.
Как пояснил истец, земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 отнесен к землям лесного фонда; из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведен не был.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Как указал заявитель, земли, занятые лесами, постановлением главы администрации Свердловской области о 06.09.1994 N 118 площадью 5430 га переданы Сысертскому межхозяйственному лесхозу, общая площадь лесхоза на 01.01.1996 составляет 23 924 га, в состав земель также включены земли запаса урочище "Кадниковское" 5016 га.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, который отнесен к категории земель "земли лесного фонда", в 2008 году, сведения об участке с кадастровым номером 66:25:0000000:384 внесены в ЕГРН по результатам государственной регистрации в 2008 году на основании заявления территориального органа Росимущества и плана лесного участка.
Между тем судами не исследованы вопросы, касающиеся образования спорных земельных участков, их фактического использования, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также добросовестности приобретателя.
Установление указанных обстоятельств являются значимыми для рассмотрения настоящего спора.
Следует также отметить, что Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" Лесной кодекс дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого
назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509. Данным постановлением допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса.
Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом. Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований.
Постановление Правительства N 1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного, с учетом того, что обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судами не установлены, принимая во внимание, что доводы заявителя кассационной жалобы подлежат проверке судами, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене в соответствии с частями 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - передаче на новое рассмотрение суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо устранить указанные недостатки, а также с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и имеющихся в нем доказательств установить обстоятельства, имеющие значение для дела, касающиеся образования спорных земельных участков, их фактического использования, наличия либо отсутствия в границах этих участков лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя, исследовать и дать оценку всем представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2022 по делу N А60-35586/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление указанных обстоятельств являются значимыми для рассмотрения настоящего спора.
Следует также отметить, что Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" Лесной кодекс дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого
назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509. Данным постановлением допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2023 г. N Ф09-2612/23 по делу N А60-35586/2022