Екатеринбург |
|
23 июня 2023 г. |
Дело N А60-51850/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Серовский" (далее - отдел МВД, заинтересованное лицо) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - общество, региональный оператор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением отделу МВД о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, об обязании предоставить сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных, в отношении прилагаемого к исковому заявлению перечня жилых помещений.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2022 заявленные требования удовлетворены, бездействие отдела МВД, выразившееся в непредоставлении обществу сведений о зарегистрированных гражданах в отношении следующего перечня жилых помещений в пгт. Гари: ул. Молодежная, д.10, кв. 2, ул. Колхозная, д. 24, ул. Пионерская, д. 33, кв. 2, ул. Колхозная, д.36-5, ул. Школьная, д. 23, ул. Трудовая, д. 32, кв. 4, ул. Кооперативная, д. 4, кв. 2, ул. Междуречная, д. 1, кв. 1, ул. Трудовая, д. 34, кв. 1, ул. Промысловая, д. 14, кв. 1, ул. Чадова, д. 14, ул. Лесная, д. 8, кв. 2, ул. Ясная, д. 10, признано незаконным. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных, в отношении указанного выше перечня жилых помещений.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отдел МВД просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение положений законодательства о персональных данных, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов о законности отказа в предоставлении региональному оператору информации о гражданах заинтересованное лицо указывает на отсутствие у лица, подписавшего соответствующий запрос, полномочий на представление интересов общества (к запросу заявителя прилагалась копия доверенности с истекшим сроком действия). Кроме того, кассатор отмечает наличие у регионального оператора возможности получения соответствующих данных из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество, являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными (далее - ТКО), обратилось в миграционный пункт Отделения полиции N 20 (дислокация пгт. Гари) отдела МВД с запросом (исх. N И-РИЦ-2022-27828 от 27.07.2022) о предоставлении сведений о собственниках/зарегистрированных лицах по адресам: пгт. Гари, ул. Молодежная, д. 10, кв. 2, ул. Колхозная, д. 24, ул. Пионерская, д. 33, кв. 2, ул. Колхозная, д. 36 5, ул. Школьная, д. 23, ул. Трудовая, д. 32, кв. 4, ул. Кооперативная, д. 4, кв. 2,ул. Междуречная, д. 1, кв.1, ул. Трудовая, д. 34, кв. 1, ул. Промысловая, д. 14, кв. 1, ул. Чадова, д. 14, ул. Лесная, д. 8, кв. 2, ул. Ясная, д. 10 с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных.
В установленный законом срок запрашиваемая информация в адрес регионального оператора не поступила.
Не согласившись с указанным отказом в предоставлении запрашиваемых сведений, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Общество включено в реестр операторов персональных данных (что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/), то есть является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, являющихся стороной публичного договора по оказанию услуги по обращению с ТКО.
С учетом изложенного суды правомерно заключили, что заявитель вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011N 354 (далее - Правила N 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Как следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в случае, когда она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, суды правомерно указали, что заявитель, являясь оператором персональных данных, вправе обратиться в отдел МВД за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению ТКО.
Вопреки позиции заявителя жалобы, наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у отдела МВД.
Кроме того, судами учтено, что при проверке информации, содержащейся в ГИС ЖКХ относительно спорных жилых помещений, установлено, что информация о количестве проживающих внесена не по всем жилым помещениям.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая приведенные выше положения законодательства о персональных данных, установив, что запрашиваемые региональным оператором у заинтересованного лица сведения являются сведениями, право на получение которых у общества имеется, а обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета, суды правомерно удовлетворили заявление общества в полном объеме.
Аналогичные выводы изложены при рассмотрении дела N А76-20209/2021 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2022 N 309-ЭС22-13591).
Доводы отдела МВД о непредоставлении представителем общества надлежащей доверенности в подтверждение полномочий рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку указанное обстоятельство не явилось основанием для отказа в предоставлении сведений, иного в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Серовский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в случае, когда она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая приведенные выше положения законодательства о персональных данных, установив, что запрашиваемые региональным оператором у заинтересованного лица сведения являются сведениями, право на получение которых у общества имеется, а обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета, суды правомерно удовлетворили заявление общества в полном объеме.
Аналогичные выводы изложены при рассмотрении дела N А76-20209/2021 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2022 N 309-ЭС22-13591)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2023 г. N Ф09-3380/23 по делу N А60-51850/2022