Екатеринбург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А07-16043/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Башкирская содовая компания" (далее - АО "БСК", заказчик) - Альхамова О.В. (доверенность от 09.08.2021 N 02.06.03.01-06/47, диплом).
АО "БСК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления от 21.02.2022 N ТО002/07/3-208/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Уфимское строительное управление", "Квинта плюс", "Фаворит", "МХС".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что ООО "Уфимское строительное управление" заполнена заявка в соответствии с пунктом 4.5.1.1 и разделом 7.5 документации о закупке и инструкцией по его заполнению. Управления считает выводы судов в этой части ошибочными, поскольку в пункте 5 приложения N 1 "технические требования" указаны сроки выполнения работ; в этом пункте отсутствуют указания, что календарный график должен заполняться в соответствии с приложением N 7 к проекту договора. Полагает, что календарный график (форма 5) закупочной документации заполняется в соответствии с инструкциями, приведенными в документации о закупке (подраздел 7.5), что и было сделано. Таким образом, считает, что требования о необходимости заполнения календарного графика в соответствии с приложением N 7 к проекту договора документация о закупке не содержала, равно как и отсылки для заполнения приложения N 7. Как считает заявитель, судами не приняты во внимание обстоятельства того, что календарный график участников закупки, допущенных к рассмотрению первых частей заявок скопирован из приложения N 7 к проекту договора, в то время как в документации о закупке предусмотрена форма 5 (календарный график), также приведена инструкция по заполнению данной формы. В этой связи, считает действия заказчика по отклонению заявки ООО "Уфимское строительное управление" нарушающими принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и вводят участников закупки в заблуждение. В связи с этим управление указывает на законность решения и предписания от 21.02.2022 по делу N ТО002/07/3-208/2022 и направления на устранения нарушения прав участников закупки, полагая, что права и законные интересы АО "БСК" названными выше ненормативными актами не нарушаются.
В отзыве на кассационную жалобу АО "БСК" указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок АО "БСК" (заказчик) опубликовано извещение N 32211064880 о проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора по ремонту административно-бытовых помещений в цехах N 47, 49, 50, 59, 63 на ПП "Сода", место расположения объекта: Республика Башкортостан, ул. Бабушкина, 7, производство "СОДА", АО "БСК" и закупочную документацию.
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом о закупках и Положение о закупке АО "БСК", утвержденное советом директоров АО "БСК" от 02.06.2021 N 34), размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Положение о закупках).
В соответствии с протоколом от 07.02.2022 N 01.07.02.01-16-149-01 рассмотрения заявок конкурентного отбора заявка участника N 319598 ООО "Уфимское строительное управление" отклонена от участия в закупке на основании подпунктов "в", "з" пункта 4.9.6 документации о закупке, а именно "календарный график" не соответствует сроку исполнения договора, согласно пункту 5 приложения N 1 - технические требования (техническое задание) к документации о закупке.
По результатам рассмотрения обращения, поступившего 11.02.2022 от ООО "Уфимское строительное управление" (вх. N 1775) на действия АО "БСК" (заказчика) и его закупочной комиссии при проведении конкурентного отбора в электронной форме (по извещению N 32211064880), о в неправомерном отклонении заявки ООО "Уфимское строительное управление" от участия в закупке, антимонопольным органом 21.02.2022 вынесено решение по жалобе N ТО002/07/3-208/2022, в котором жалоба названного общества признана обоснованной, в действиях АО "БСК" (заказчика) установлено нарушение пункта 2 части 1, статьи 3 Закона закупках, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "Уфимское строительное управление" от участия в процедуре закупки (пункт 1). Заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (пункт 2).
Во исполнение пункта 2 решения управлением 21.02.2022 в отношении заказчика вынесено предписание N ТО002/07/3-208/2022, которым на заказчика возложена обязанность совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурентного отбора в электронной форме (извещение N 32211064880), а именно: отменить протоколы, составленные в ходе закупки, внести изменения в закупочную документацию, продлить сроки приема заявок и завершить процедуру закупки в соответствии с действующим законодательством, сообщить управлению об исполнении выданного предписания до 20.03.2022.
Полагая, что решение и предписание управления приняты с нарушением норм действующего законодательства, нарушают права и законные интересы, АО "БСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными, суды удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 этого Федерального закона (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).
На основании пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с указанным Законом и Положением о закупке заказчика.
Из материалов дела следует, что заказчиком в установленном порядке разработано и утверждено Положение о закупке, в пункте 4.5.1.1 которого предусмотрено, что участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение N 4 - состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 (образцы основных форм документов, включаемых в заявку).
В приложении N 4 "состав заявки" документации о закупке установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать комплект документов с учетом требований подраздела 4.5, а также иных условий документации о закупке. В составе заявки участника закупки обязательно должен быть приложен "календарный график" (форма 5) (приложения N 4).
В соответствии с пунктом 7.5.2.2 инструкции по заполнению "календарного графика" (формы 5), предусмотренной документацией о закупке, в графике поставки продукции приводятся расчетные сроки поставки всех видов продукции в рамках договора, перечисленных в коммерческом предложении в соответствии с техническими требованиями.
Пунктом 5 приложения N 1 "технические требования" (техническое задание) документации о закупке, установлены сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с даты подписания договора; окончание выполнения работ - октябрь 2022 года согласно графику выполнения работ (приложение N 2).
С учетом изложенного суды верно заключили, исходя из размещенной заказчиком в Единой информационной системе документации о закупке приложение N 2 - это проект договора, неотъемлемой частью которого является приложение N 7 "график выполнения работ", сделав обоснованный вывод о том, что участник закупки должен формировать "календарный график" в соответствии с графиком, который является приложением к договору.
В силу пункта 4.9.2 документации о закупке проверка каждой заявки в рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) осуществляется на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 (приложение N 5 отборочные критерии рассмотрения заявок).
Согласно пункту 11 раздела 12 (отборочные критерии рассмотрения заявок) проверка "календарного графика" производятся на соответствие требованиям к срокам и этапам реализации договора, раздел 8 (приложение N 1 технические требования (техническое задание)).
Пунктом 4.9.6 документации о закупке оговорено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки, в том числе в случае: несоответствия предлагаемой продукции предъявленным требованиям, включая несоответствие технической части заявки по составу, содержанию требованиям технического задания и условиям договора, к продукции и ее описанию (подпункт "в"); несоответствия заявки по составу и/или оформлению (кроме правильности оформления конверта - только для конкурентных закупок, проводимых в открытой форме) предъявленным требованиям, в том числе по объему и содержанию представляемых документов, а также по подписанию уполномоченным лицом (подпункт "з").
На основании пункта 7.1.3 Положения о закупке, документация о закупке может содержать любые требования к подготовке заявки участником (помимо прямо установленных Положением), которые вытекают из других требований заказчика и направлены на получение заказчиком информации, необходимой для рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также заключения договора.
Согласно пункту 9.6.7 Положения о закупке, поставщик подает заявку по форме, в порядке, а также в соответствии с требованиями и до истечения срока, указанного в закупке.
В соответствии с пунктом 9.7.1 Положения о закупке, каждая заявка на участие в закупке, поступившая в установленном порядке, проверяется на соответствие всем установленным в документации о закупке требованиям (критериям отбора) и в строгом соответствии с ними. Порядок рассмотрения заявок устанавливается в документации о закупке. Цель рассмотрения заявок - принятие решения в отношении каждой заявки на участие в закупке о ее соответствии или о несоответствии всем установленным в документации о закупке требованиям (критериям отбора) (пункт 9.7.2 Положения о закупке).
Участник, заявка которого признана не соответствующей хотя бы одному требованию (критерию отбора) из установленных, не допускается к участию в закупке (заявка отклоняется; пункт 9.7.4 Положения о закупке).
В соответствии с пунктом 2.1.2 документации о закупке подробные требования к участникам, а также к документам, подтверждающим соответствие установленным требованиям, приведены в разделе 3. Порядок проведения закупки и участия в ней, инструкции по подготовке заявок, а также последующий порядок заключения договора приведены в разделах 4 - 4.18. Порядок применения отдельных дополнительных элементов проводимой закупки изложен в разделе 6. Образцы форм документов, которые необходимо подготовить и включить в состав заявки, приведены в разделе 7.
Пунктом 2.1.3 документации о закупке установлено, что требования к поставляемой продукции, включая срок, объем и место поставки продукции, изложены в приложении N 1 к названной документации о закупке. Проект договора, который планируется заключить по результатам закупки, включая форму, сроки и порядок оплаты, приведен в приложении N 2 к документации о закупке.
В силу пункта 4.5.1.1 документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение N 4 - состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 "образцы основных форм документов, включаемых в заявку".
Согласно пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда устанавливаются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Условие о сроках выполнения работ является одним из основных условий договора подряда. При этом для согласования промежуточных сроков стороны должны выделить конкретные этапы работы (с определением перечня и объема работы по каждому из них) и с учетом сроков начала и окончания работы указать срок окончания каждого этапа. Сроком завершения последнего этапа работы будет являться конечный срок выполнения всей работы.
Кроме того, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (абзац 2 пунктом 1 статьи 708 ГК РФ).
Судами дана оценка графику выполненных работ приложения N 7 к договору по ремонту административно-бытовых помещений в цехах N 47, 49, 50, 59, 63 на ПП "Сода", в соответствии с которой установлено 28 наименований (объектов) работ в рамках данного ремонта; при этом у каждого наименования работ (объекта) указан свой определенный срок (месяц) выполнения работ.
Проанализировав состав заявки ООО "Уфимское строительное управление", суды установили также, что в "календарном графике", который приложен в составе заявки данного участника указаны 4 этапа выполнения работ без указания наименования работ (объектов) и без указания на то, в каком месяце будут выполняться работы по тем или иным объектам, в которых необходимо выполнить ремонт, обоснованно посчитав, что приведенное в "календарном графике" ООО "Уфимское строительное управление" наименование предмета конкурентного отбора с разбивкой общего срока на 4 этапа не является графиком выполнения работ по смыслу закупочной документации заказчика АО "БСК".
С учетом установленного, оцененного в совокупности судами верно заключено, что участником закупки фактически скопирован календарный график, который является образцом в документации о закупке, между тем, график выполнения работ предполагает указание отдельных видов работ (объектов) с детальными сроками их выполнения (в месяцах), сумма которых должна в итоге равняться общему сроку выполнения работ в соответствии с пунктом 5 технического задания.
Кроме того, судами установлено, что в "календарном графике" (графике выполнения работ) предоставленном ООО "Уфимское строительное управление", срок выполнения по этапу "сдача исполнительной документации и подписание актов КС-2, КС-3" установлен - октябрь 2022 года, тогда как в проекте договора согласно "графику выполнения работ" (приложение N 7) "сдача исполнительной документации и подписание актов КС-2, КС-3" должна осуществлять ежемесячно с марта по октябрь 2022 года.
Принимая во внимание указанные нормы права, положения документации о закупке, суды сделали обоснованный вывод о том, что участник закупки должен был формировать "календарный график" в соответствии с графиком, который является приложением к договору с указанием наименований работ/видов (этапов) работ, сроков выполнения в месяцах по каждому наименованию работ/видов (этапов) работ.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили, что отклонение заявки ООО "Уфимское строительное управление" в связи с несоответствием "календарного графика" требованиям документации о закупке по основаниям, приведенным в подпунктах "в", "з" пункта 4.9.6 документации о закупке является обоснованным, правомерно признав недействительными оспариваемые решение и предписание управления от 21.02.2022 N ТО002/07/3-208/2022.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и сделанные на их основании выводы, управлением в материалы дела, суду не представлено (часть 5 статьи 200, статья 65 АПК РФ).
При той совокупности представленных в дело доказательств судами правомерно удовлетворены заявленные АО "БСК"" требования.
Все доводы, приведенные антимонопольным органом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом, иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. По существу доводы направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда устанавливаются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Условие о сроках выполнения работ является одним из основных условий договора подряда. При этом для согласования промежуточных сроков стороны должны выделить конкретные этапы работы (с определением перечня и объема работы по каждому из них) и с учетом сроков начала и окончания работы указать срок окончания каждого этапа. Сроком завершения последнего этапа работы будет являться конечный срок выполнения всей работы.
Кроме того, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (абзац 2 пунктом 1 статьи 708 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2023 г. N Ф09-3467/23 по делу N А07-16043/2022