г. Челябинск |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А07-16043/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2022 по делу N А07-16043/2022.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Республики Башкортостан, приняли участие представители:
акционерного общества "БСК" - Альхамова О.В. (паспорт, диплом, доверенность);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ихсанов А.Р. (служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2023, диплом).
Акционерное общество "Башкирская содовая компания" (ИНН ОГРН 1020202079479, ИНН 0268008010) (далее - АО "БСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по РБ, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительными решения и предписания от 21.02.2022 N ТО002/07/3-208/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Уфимское строительное управление" (ИНН 0278935511, ОГРН 1170280073480), ООО "КВИНТА ПЛЮС" (ИНН 0268055490, ОГРН 1100268002658), ООО "ФАВОРИТ" (ОГРН 1150280022254, ИНН 0219008057), ООО "МХС" (ОГРН 1170280069563, ИНН 0268082286).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2022 заявленные требования удовлетворены: решение и предписание УФАС по РБ от 21.02.2022 N ТО002/07/3-208/2022 признаны недействительными.
УФАС по РБ (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ООО "Уфимское строительное управление" заполнило Календарный график в соответствии с п. 4.5.1.1 и разделом 7.5 Документации и инструкцией по его заполнению. В пункте 5 приложения N 1 "Технические требования" указаны сроки выполнения работ, в нем нет указания, что календарный график должен заполняться в соответствии с приложением N 7 к проекту договора. Календарный график (форма 5) закупочной документации заполняется в соответствии с инструкциями, приведенными в документации о закупке (подраздел 7.5), что и было сделано заявителем. В указанном разделе нет информации о необходимости указания наименования работ в "Календарном графике". Таким образом, требования о том, что календарный график необходимо было заполнить в соответствии с приложением N 7 к проекту договора, документация о закупке не содержала, равно как и отсылки для заполнения приложения N7. В связи с чем, действия Заказчика по отклонению заявки ООО "Уфимское строительное управление", заполнившего график выполнения работ по установленной форме и представленного в составе заявки, признано необоснованным. Документация о закупке не должна вводить в заблуждение, формы для заполнения должны быть понятные и доступны для участников закупки. Если была необходимость заполнить непосредственно приложение N7 к проекту договора (приложение N2), то на это должно было быть указано в закупочной документации. В рассматриваемом случае заказчиком этого сделано не было. В этой связи, действия заказчика нарушают принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и вводят участников закупки в заблуждение. Решение и предписание вынесены в соответствии с компетенцией антимонопольного органа и были направлены на устранение нарушения прав участников закупки. Предписание Управления Заказчиком было исполнено. В закупочную документацию были внесены изменения. В частности, внесены изменения в пункт 7.5. закупочной документации. В исправленной редакции из пункта 7.5. сам календарный график (график выполнения работ) исключен. При этом указано, что календарный график (образец графика выполнения работ прилагается отдельным документом к Документации о закупке). Таким образом, закупочная документация приведена в соответствие Заказчиком, стала доступной и понятной и исключает двоякое толкование.
В представленном отзыве на апелляционной жалобе АО "БСК" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Акционерным обществом "Башкирская содовая компания" (заказчик) опубликовало извещение N 32211064880 о проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора по ремонту административно-бытовых помещений в цехах N N 47,49,50,59,63 на ПП "Сода", место расположения объекта: Республика Башкортостан, ул. Бабушкина, 7, производство "СОДА", АО "БСК" и закупочную документацию.
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Положением о закупке АО "БСК", утвержденным Советом директоров АО "БСК" (протокол от 02.06.2021 N 34).
В соответствии с протоколом от 07.02.2022 N 01.07.02.01-16-149-01 рассмотрения заявок конкурентного отбора заявка участника N319598 ООО "Уфимское строительное управление" была отклонена от участия в закупке на основании п. п. "в", "з" п. 4.9.6 Документации о закупке, а именно "Календарный график" не соответствует сроку исполнения договора, согласно п. 5 приложения N 1 - Технические требования (Техническое задание) к Документации о закупке.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 11.02.2022 поступила жалоба ООО "Уфимское строительное управление" (вх. N 1775) на действия АО "БСК" (заказчика) и его закупочной комиссии при проведении конкурентного отбора в электронной форме (по извещению N 32211064880), выразившиеся в неправомерном, по мнению участника, отклонении заявки ООО "Уфимское строительное управление" от участия в закупке.
УФАС по РБ 21.02.2022 вынесло решение по жалобе N ТО002/07/3-208/2022, которым жалоба ООО "Уфимское строительное управление" признана обоснованной, в действиях АО "БСК" (заказчика) установлено нарушение п. 2 ч. 1, ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, допущенное путем необоснованного отклонения заявки ООО "Уфимское строительное управление" от участия в процедуре закупки (пункт 1). Заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (пункт 2).
Во исполнение пункта 2 решения УФАС по РБ 21.02.2022 выдало предписание N ТО002/07/3-208/2022, которым обязало Заказчика совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурентного отбора в электронной форме (извещение N 32211064880), а именно: отменить протоколы, составленные в ходе закупки, внести изменения в закупочную документацию, продлить сроки приема заявок и завершить процедуру закупки в соответствии с действующим законодательством, сообщить УФАС по РБ об исполнении выданного предписания до 20.03.2022.
АО "БСК", полагая, что вышеуказанные решение и предписание УФАС по РБ от 21.02.2022 приняты с нарушением действующего законодательства и нарушают права и законные интересы, обратилось с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентирован положениями Закона N 223-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе ч. 10 ст. 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В силу ч. 10 ст.3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с указанным Законом и Положением о закупке заказчика.
В соответствии с п. 4.5.1.1. Документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение N 4 - Состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 (Образцы основных форм документов, включаемых в заявку).
В приложении N 4 "состав заявки" Документации о закупке указано, что заявка на участие в закупке должна содержать комплект документов с учетом требований подраздела 4.5, а также иных условий документации о закупке.
Как следует из приложения N 4, в составе заявки участника закупки обязательно должен быть приложен "Календарный график" (форма 5).
В соответствии с п. 7.5.2.2. Инструкции по заполнению "Календарного графика" (формы 5), предусмотренной Документацией о закупке, в графике поставки продукции приводятся расчетные сроки поставки всех видов продукции в рамках договора, перечисленных в коммерческом предложении в соответствии с Техническими требованиями.
Пунктом 5 Приложения N 1 "Технические требования" (Техническое задание) Документации о закупке, установлены сроки выполнения работ: начало выполнение работ - с даты подписания договора, окончание выполнения работ - октябрь 2022 г. согласно графику выполнения работ (Приложение N 2).
Исходя из размещенной Заказчиком в ЕИС Документации о закупке Приложение N 2 - это проект договора, неотъемлемой частью которого является Приложение N 7 "График выполнения работ".
Таким образом, участник закупки должен формировать "Календарный график" в соответствии с графиком, который является приложением к договору.
Пунктом 4.9.2 Документации о закупке установлено, что в рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 (Приложение N 5 Отборочные критерии рассмотрения заявок).
Согласно п. 11 раздела 12 (Отборочные критерии рассмотрения заявок) проверка "Календарного графика" осуществляется на соответствие требованиям к срокам и этапам реализации договора, раздел 8 (Приложение N 1 Технические требования (Техническое задание)).
Пунктом 4.9.6 Документации оговорено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки, в том числе в случае:
"в") несоответствие предлагаемой продукции предъявленным требованиям, включая несоответствие технической части заявки по составу, содержанию требованиям технического задания и условиям договора, к продукции и ее описанию;
"з") несоответствие заявки по составу и/или оформлению (кроме правильности оформления конверта - только для конкурентных закупок, проводимых в открытой форме) предъявленным требованиям, в том числе по объему и содержанию представляемых документов, а также по подписанию уполномоченным лицом.
В графике выполненных работ Приложения N 7 к договору определено 28 наименований (объектов) работ в рамках ремонта административно-бытовых помещений в цехах NN 47,49,50,59,63 на ПП "Сода". У каждого наименования работ (объекта) указан свой определенный срок (месяц) выполнения работ.
В "Календарном графике", который приложен в составе заявки ООО "Уфимское строительное управление" указаны 4 этапа выполнения работ без указания наименования работ (объектов) и из него не имеется возможности установить в каком месяце будут выполняться работы по тем или иным объектам, в которых необходимо выполнить ремонт.
Приведенное в "Календарном графике" ООО "Уфимское строительное управление" наименование предмета конкурентного отбора с разбивкой общего срока на 4 этапа не является графиком выполнения работ по смыслу закупочной документации Заказчика АО "БСК". Участник закупки скопировал календарный график, который является образцом в Документации о закупке
Между тем, график выполнения работ предполагает указание отдельных видов работ (объектов) с детальными сроками их выполнения (в месяцах), сумма которых должна в итоге равняться общему сроку выполнения работ в соответствии с п. 5 Технического задания.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В силу п. 7.1.3 Положения о закупке, документация о закупке может содержать любые требования к подготовке заявки участником (помимо прямо установленных Положением), которые вытекают из других требований заказчика и направлены на получение заказчиком информации, необходимой для рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также заключения договора.
Согласно п. 9.6.7 Положения о закупке, поставщик подает заявку по форме, в порядке, а также в соответствии с требованиями и до истечения срока, указанного в закупке.
В соответствии с п. 9.7.1 Положения о закупке, каждая заявка на участие в закупке, поступившая в установленном порядке, проверяется на соответствие всем установленным в документации о закупке требованиям (критериям отбора) и в строгом соответствии с ними. Порядок рассмотрения заявок устанавливается в документации о закупке.
Цель рассмотрения заявок - принятие решения в отношении каждой заявки на участие в закупке о ее соответствии или о несоответствии всем установленным в документации о закупке требованиям (критериям отбора) (п. 9.7.2).
Участник, заявка которого признана не соответствующей хотя бы одному требованию (критерию отбора) из установленных, не допускается к участию в закупке (заявка отклоняется) (п. 9.7.4).
На основании п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с п. 2.1.2 Документации о закупке подробные требования к участникам, а также к документам, подтверждающим соответствие установленным требованиям, приведены в Разделе 3. Порядок проведения закупки и участия в ней, инструкции по подготовке заявок, а также последующий порядок заключения договора приведены в Разделах 4 - 4.18. Порядок применения отдельных дополнительных элементов проводимой закупки изложен в Разделе 6. Образцы форм документов, которые необходимо подготовить и включить в состав заявки, приведены в Разделе 7.
Пунктом 2.1.3 Документации о закупке установлено, что требования к поставляемой продукции, включая срок, объем и место поставки продукции, изложены в Приложении N 1 к настоящей документации о закупке. Проект договора, который планируется заключить по результатам закупки, включая форму, сроки и порядок оплаты, приведен в Приложении N 2 к документации о закупке.
В силу п. 4.5.1.1 Документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (Приложение N 4 - Состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в Разделе 7 "Образцы основных форм документов, включаемых в заявку".
Доводы антимонопольного органа о том, что требований о необходимости заполнения календарного графика в соответствии с Приложением N 7 к проекту договора, документация о закупке не содержала, равно как и отсылки для заполнения Приложения N7, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку в пункте 5 Приложения N1 "Технические требования" имеется прямое указание на Приложение N2 "Проект договора", а Приложение N7 является его неотъемлемой частью. Документация о закупке имеет однозначные требования, позволяющие участнику надлежащим образом оформить заявку и принять участие в закупке.
Довод относительного того, что в Инструкции по заполнению "Календарного графика" в разделе 7.5.2 Документации о закупке нет информации о необходимости указания наименования работ в "Календарном графике" также подлежат отклонению. Как уже было указано выше, в Приложении N 7 к Проекту договора в графике выполнения работ определено 28 наименований (объектов / этапов) работ в рамках ремонта административно-бытовых помещений в цехах N N 47,49,50,59,63 на ПП "Сода". У каждого наименования работ (объекта / этапа) указан свой определенный срок (месяц) выполнения работ.
В соответствии с п.1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Условие о сроках выполнения работ является одним из основных условий договора подряда.
При этом для согласования промежуточных сроков стороны должны выделить конкретные этапы работы (с определением перечня и объема работы по каждому из них) и с учетом сроков начала и окончания работы указать срок окончания каждого этапа. Сроком завершения последнего этапа работы будет являться конечный срок выполнения всей работы.
Кроме того, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ).
Принимая во внимание указанные нормы права и положения документации о закупке, участник закупки должен был формировать "Календарный график" в соответствии с графиком, который является приложением к договору с указанием наименований работ/видов (этапов) работ, сроков выполнения в месяцах по каждому наименованию работ/видов (этапов) работ.
Однако из представленного ООО "Уфимское строительное управление" невозможно установить перечень и объем работ, в каком месяце будут выполняться работы по тем или иным объектам, в которых необходимо выполнить ремонт. Кроме того, в "Календарном графике" (графике выполнения работ) предоставленном ООО "Уфимское строительное управление" срок выполнения по этапу "Сдача исполнительной документации и подписание актов КС-2, КС-3" установлен - октябрь 2022 г. Вместе с тем, в проекте договора согласно "Графику выполнения работ" (Приложение N 7) "Сдача исполнительной документации и подписание актов КС-2, КС-3" должна осуществлять ежемесячно с марта по октябрь 2022 г.
При таких обстоятельствах отклонение заявки ООО "Уфимское строительное управление" в связи с несоответствием "Календарного графика" требованиям Документации о закупке по основаниям, приведенным в п. п. "в", "з" п. 4.9.6 Документации о закупке является обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемых решения УФАС по РБ от 21.02.2022 по жалобе N ТО002/07/3-208/2022 и предписания от 21.02.2022 N ТО002/07/3-208/2022 недействительными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2022 по делу N А07-16043/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16043/2022
Истец: АО "БСК"
Ответчик: УФАС ПО РБ
Третье лицо: ООО "УФИМСКОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ", ООО "КВИНТА ПЛЮС", ООО "МХС", ООО "ФАВОРИТ"