Екатеринбург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А50-22326/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Жаворонкова Д.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А50-22326/2022 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Ермак" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольный орган) от 25.07.2022 N 059/10/18.1-631/2022 по жалобе общества.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что организатором торгов представлена Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18.05.2022 N КУВИ-001/2022-75416307, согласно которой в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:744 установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. При этом сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных на названном земельном участке, отсутствуют. Кроме того, Управление отмечает, что в сведениях о зарегистрированных правах указано, что спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, зарегистрирован 18.10.2006, ограничение прав и обременение объекта не зарегистрировано.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, 05.07.2022 в антимонопольный орган поступила жалоба общества на действия организатора торгов - Управление, Комиссии по проведению торгов при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка - лот N 3 (извещение N 100622/0013716/01). Обществом указано, что в извещении о проведении торгов отсутствуют полные сведения о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, в том числе ограничения в использовании, установленные в пользу третьих лиц; в извещении отсутствовала информация об обременении земельного участка в связи с его расположением в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта. Общество также просило выдать предписание на исключение организатором торгов водного объекта из части земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:744.
Решением антимонопольного органа от 25.07.2022 N 059/10/18.1-631/2022 жалоба общества признана необоснованной.
Полагая, что названное решение антимонопольного органа недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в рассматриваемом извещении о проведении торгов в форме аукциона сведения о наличии водного объекта в границах земельного участка с кадастровым номером 59:32:34100016:744 и существующих вследствие этого ограничениях в использовании земельного участка организатором торгов не указаны, что влечет нарушение прав участников торгов, отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные обществом требования.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
На основании пункта 5 части 3 статьи 39.11 ЗК РФ одним из этапов образования земельного участка для его предоставления в собственность либо в аренду для целей, связанных со строительством зданий, сооружений путем проведения аукциона, по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовки к проведению аукциона является принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
В силу части 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
На основании подпункта 5 и 5.1 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона; земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.
Пунктом 4 частью 21 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях охраны окружающей среды, защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 2 статьи 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктами 13, 14 статьи 105 ЗК РФ к числу таких зон относятся водоохранная зона и прибрежная защитная полоса.
На основании пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Часть 15 статьи 65 ВК РФ определяет виды деятельности, запрещенные в водоохранных зонах.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 статьи 65 ВК РФ ограничениями запрещается: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (часть 17 статьи 65 ВК РФ).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Управлением принято решение о проведении торгов в форме электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка - лот N 3, находящегося в федеральной собственности и свободного от прав третьих лиц и объектов недвижимости.
Организатором торгов 10.06.2022 на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru опубликовано извещение N 100622/0013716/01 о проведении торгов в форме электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности и свободного от прав третьих лиц и объектов недвижимости, в котором в отношении лота N 3 содержится следующая информация: кадастровый номер: 59:32:3410001:744; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование; детальное местоположение: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д. Заосиново; площадь (квадратный метр): 100 000; описание земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; права на участок, ограничения прав: ограничен в использовании в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее - постановление N 138).
Антимонопольный орган, проверив размещенное извещение, сделал вывод о том, что организатор торгов опубликовал все необходимые сведения о предмете торгов в соответствие с требованиями земельного законодательства, в том числе о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства"; об ограничении в использовании - "ограничен в использовании в соответствии с Постановлением N 138".
При этом из схемы границ земельного участка с кадастровым номером 59:32:34100016:744, составленной кадастровым инженером Фокиной А.В. по состоянию на 19.01.2021, следует, что большая часть земельного участка является акваторией. Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра в границах указанного земельного участка расположена часть водного объекта.
Из письма Камского бассейнового водного управления от 06.07.2022 следует, что в АИС "Государственный водный реестр" зарегистрированы сведения о водным объекте - озеро без названия у д. Заосиновка, Кондратовское с/поселение, в границах земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:744, код водного объекта: 10010101011199000000100.
Кроме того, в письме Камского бассейнового водного управления от 23.09.2022 N 2864 указано, что испрашиваемый участок акватории, который находится на земельном участке с кадастровым номером 59:32:34100016:744, относится к земельному участку; оформление договора водопользования возможно только после перевода земельного участка в состав земель водного фонда.
Более того, судом апелляционной инстанции указано, что факт нахождения водного объекта в границах указанного земельного участка подтверждается организатором торгов в письмах от 01.04.2022 N 59-03/2869, от 18.03.2022 N 59-Ем-03/2436, а в письме от 02.06.2021 признавал, что запрашиваемый земельный участок сформирован с нарушением земельного законодательства, поэтому не может являться предметом сделок. Росимущество в своем письме со ссылками на письмо Управления от 02.06.2021 N 59-03/5597, указало на факт формирования земельного участка с границами, пересекающими поверхность водного объекта, с нарушением земельного законодательства.
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции верно сделал вывод о том, что факт нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 59:32:34100016:744 водного объекта подтвержден. В связи с этим, организатор торгов в извещении о проведении аукциона обязан был указать не только о разрешенном использовании земельного участка и его принадлежности к определенной категории земель, но и об ограничениях прав использования земельного участка в связи с нахождением в его границах данного водного объекта.
Таким образом, судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что в распоряжении антимонопольного органа имелись документы, подтверждающие факт нахождения водного объекта в границах земельного участка с кадастровым номером 59:32:34100016:744. Следовательно, выводы антимонопольного органа о том, что при организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка организатор опубликовал все необходимые сведения о предмете торгов (спорном земельном участке) в соответствии с требованиями земельного законодательства неправомерны.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции правильно сделан вывод о том, что не указание в извещении соответствующих ограничений в использовании земельного участка влечет нарушение прав участников торгов - потенциальных арендаторов земельного участка в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия и ограничения в реализации прав арендатора земельного участка на использование земельного участка в соответствии с целью, указанной в договоре аренды, в том числе для сельскохозяйственных нужд.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа недействительным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу N А50-22326/2022 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организатором торгов 10.06.2022 на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru опубликовано извещение N 100622/0013716/01 о проведении торгов в форме электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности и свободного от прав третьих лиц и объектов недвижимости, в котором в отношении лота N 3 содержится следующая информация: кадастровый номер: 59:32:3410001:744; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование; детальное местоположение: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д. Заосиново; площадь (квадратный метр): 100 000; описание земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; права на участок, ограничения прав: ограничен в использовании в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее - постановление N 138)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2023 г. N Ф09-3709/23 по делу N А50-22326/2022