Екатеринбург |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А76-25757/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции (онлайн-заседание), а также с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" (далее - общество, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи приняли участие представители общества - Буян О.В. (доверенность от 29.12.2022);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) - Дрыга А.А. (доверенность от 09.01.2023) и Пимштейн Н.В. (доверенность от 09.01.2023).
В судебном заседании в режиме веб-конференции (онлайн-заседание) принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром газификация" (далее - общество "Газпром газификация") - Цветков В.В. (доверенность от 25.07.2022).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к иинистерству о признании незаконным постановления министерства от 03.06.2022 N 45/1 "Об установлении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям общества, а также о возложении обязанности на министерство установить экономически обоснованные расходы на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям общества в рамках догазификации по заявлению общества от 06.05.2022 N 01/СС-04/1174 (Вх.N 5069/02), с учетом расходов, понесенных на догазификацию домовладений, адреса которых отсутствуют в пообъектном плане - графике догазификации, являющемся составной частью Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Челябинской области на 2017-2026 годы, утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2017 N 474-П (согласно перечню, приведенному в уточненном заявлении от 09.11.2022) (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество "Газпром газификация", Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - Минстрой Челябинской области).
постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество полагает, что действующее законодательство однозначно указывает на возможность осуществления догазификации в отношении домовладений, отсутствующих в пообъектном плане графике догазификации, являющемся составной частью Региональной программы газификации, соответственно, обязывает газораспределительные организации нести затраты на догазификацию домовладений, отсутствующих в плане-графике.
По мнению заявителя жалобы, отсутствие домовладений в пообъектном плане-графике догазификации никоим образом не должно влиять на обязанность министерства принять решение об определении экономически обоснованных расходов на догазификацию на основании документов, предоставленных газораспределительной организацией.
В представленном отзыве общество "Газпром газификация" поддерживает доводы кассационной жалобы.
Министерство настаивает на несостоятельности доводов общества, просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Заинтересованное лицо отмечает, что министерство не уполномочено на определение соответствия отнесения объектов к догазификации.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество является газораспределительной организацией, осуществляющей деятельность по транспортировке газа, а также по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, осуществляет часть функций единого оператора газификации, являясь представителем Единого оператора газификации общества "Газпром газификация" на территории Челябинской области, на основании соответствующего договора.
В целях обеспечения финансирования мероприятий по догазификации, выполняемых заявителем в качестве исполнителя, между последним и обществом "Газпром газификация" заключен договор о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации от 21.01.2022 N Ф05-78/2022.
Общество 06.05.2022 обратилось с заявлением N 01/СС-04/1174 в министерство об установлении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования в размере 28 434,072 тыс. руб., сложившихся в IV квартале 2021 года в результате подключения 157 объектов.
Постановлением министерства от 03.06.2022 N 45/1 установлено, что в отношении 88 объектов догазификации расходы заявителя на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации в размере 8 401,318 тыс. руб. являются экономически обоснованными.
Таким образом, указанным постановлением установлен размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в размере 8 401, 318 тыс. руб.
Суммарное отклонение от предложения заявителя составило 20 032,755 тыс. руб. (в том числе, по 69 объектам, которые отсутствуют в пообъектном плане - графики догазификации, (-) 15 033,74 тыс. руб.).
В отношении 69 объектов, отсутствующих в пообъектном плане - графике догазификации, члены Правления министерства отметили, что к полномочиям министерства не относится определение соответствия отнесения объектов к догазификации, а также рекомендовали заявителю урегулировать данный вопрос с уполномоченным органом, как это предусмотрено пунктом 6 (2) Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 (далее - Правила разработки и реализации региональных программ газификации).
Не согласившись с вышеуказанным основанием для отказа, полагая, что установленный размер не соответствует действительному, поскольку при его определении не учтены расходы на часть объектов, указанных в заявлении, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о том, что до включения объектов в пообъектный план-график догазификации у министерства отсутствует возможность определения размера между фактически понесенными расходами на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и средствами, получаемыми в результате введения специальных надбавок и установления тарифа газораспределительной организации, а также получаемыми заявителем от иных источников финансирования по итогам отчетного периода.
Суд исходил из того, что включение объекта в программу газификации, в том числе в пообъектный план - график догазификации, является подтверждением, что в отношении данного объекта уполномоченным органом будет осуществлен контроль за фактическим выполнением мероприятий в рамках догазификации, а также подтверждением того, что в отношении объекта осуществляется именно догазификация, а не иная процедура.
Кроме того, суд отметил, что заявитель не лишен и до настоящего времени урегулировать данный вопрос с уполномоченным на то органом.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы поддержал, признав их законными и обоснованными.
Суд округа, рассмотрев доводы кассационной жалобы, не находит оснований для иных выводов, чем те, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанций.
Полномочия по определению экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по догазификации реализуются министерством в соответствии с разделом VII Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 (далее - Методические указания).
В силу подпункта "г" пункта 4 Методических указаний регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляемых без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение Заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение, не покрытых финансовыми средствами, получаемыми газораспределительными организациями (далее - ГРО) в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ГРО и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемыми ГРО от иных источников финансирования.
Раздел 7 Методических указаний регламентирует процедуру определения размера расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации.
Для определения размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, ГРО предоставляет в регулирующий орган сведения о фактически понесенных расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования за отчетный квартал после завершения мероприятий по созданию сети газораспределения (рекомендуемый образец оформления приведен в приложении N 11 к Методическим указаниям) (пункт 44).
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний сведения о фактически понесенных расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, подтверждаются актом законченного строительством объекта, для случаев, когда требуется только фактическое присоединение газоиспользующего оборудования (без необходимости создания сети газораспределения до границ земельного участка Заявителя) - актом о подключении (технологическом присоединении).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" (далее - Основные положения).
В силу абзаца 3 пункта 26 (22) Основных положений, подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования указанных физических лиц также осуществляется без взимания с них средств по договорам о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, которые заключены после 21 апреля 2021 г. и по которым акты о подключении (технологическом присоединении) не подписаны (в случае направления такими лицами обращения к исполнителю с просьбой о включении в договор о подключении условия о бесплатности оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения до границ земельного участка, на котором расположено домовладение).
В соответствии с пунктом 26 (26) Основных положений в целях определения экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий на осуществление технологического присоединения заявителей, указанных в абзаце втором пункта 26 (22) настоящих Основных положений, газораспределительные организации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) сведения о фактически понесенных расходах на технологическое присоединение за отчетный квартал в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
Размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 1 месяца с даты поступления сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Как указывалось ранее, в отношении 69 объектов, отсутствующих в пообъектном плане - графике догазификации, члены Правления министерства отметили, что к полномочиям министерства не относится определение соответствия отнесения объектов к догазификации, а также рекомендовали заявителю урегулировать данный вопрос с уполномоченным органом.
Догазициакация - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа (пункт 2 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547)).
Как указано в пункте 6 (2) Правил разработки и реализации региональных программ газификации также указано, что догазификацией является осуществление подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладении, принадлежащем физическим лицам, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам, без взимания средств с физического лица при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил разработки и реализации региональных программ газификации составной частью программы газификации являются сводный план - график догазификации и пообъектный план - график догазификации.
Приложением 2 к Правилам разработки и реализации региональных программ газификации определено, что в пообъектном плане - графике догазификации подлежат указанию мероприятия, необходимые для создания технической возможности подключения домовладений.
Проанализировав вышеуказанные нормативные положения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что включение объекта в сводный план - график догазификации и пообъектный план - график догазификации, являющихся составной частью программы газификации, является подтверждением того, что в отношении данного объекта уполномоченным органом будет осуществлен контроль за фактическим выполнением мероприятий в рамках догазификации, а также подтверждением того, что в отношении объекта осуществляется именно догазификация, а не какая-нибудь иная процедура.
Кроме того, суды приняли во внимание, что в соответствии с приложением N 11 к Методическим указаниям фактические экономически обоснованные расходы в рамках догазификации определяются для каждого объекта (столбец 3), которому присваивается уникальный код (столбец 4). Код объекта должен содержать, в том числе год, в котором объект включен в программу газификации и уникальный код проекта, таким образом, указанные сведения подлежат представлению заявителем в министерство.
Со ссылкой на позицию ФАС России (письмо от 14.10.2022 N ВК/94795/22) министерство указывало, что при определении размера экономически обоснованных расходов за подключение газоиспользующего оборудования в рамках догазификации учитываются фактически понесенные расходы в рамках догазификации, а также расходы по созданию сетей газораспределения, включенных в программу газификации, в отношении которых заявителями еще не направлялись заявки о догазификации, в рамках догазификации.
Таким образом, фактические расходы должны быть понесены только при выполнении мероприятий в рамках догазификации, соответственно, заявителем должно быть подтверждено осуществление в отношении объекта только и исключительно догазификации, а также отнесение выполненных мероприятий к догазификации.
Как указано в пункте 6 (2), подпункте "а" пункта 6 (6) Правил разработки и реализации региональных программ газификации предложения об изменении программы газификации, направляемые газораспределительными организациями и организациями - собственниками систем газоснабжения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в целях догазификации, подлежат включению в программу газификации (в сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации) в течение 7 рабочих дней со дня поступления предложений.
С учетом изложенного, как правомерно отметили суды, предложения об изменении программы газификации должны направляться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации со стороны организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределительных организаций, к которым относится заявитель.
Таким образом, нормы действующего законодательства предусматривают ежеквартальное предоставление газораспределительной организацией в министерство сведений о фактически понесенных расходах на выполнение мероприятий по догазификации. По результатам включения спорных объектов в пообъектный план-график догазификации и сводный план-график догазификации, Министерством, на основании сведений, предусмотренных пунктом 26 (26) Основных положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, будет установлен размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации.
Фактические расходы на догазификацию утверждаются ежеквартально. В соответствующем решении регулирующего органа отражается размер между фактически понесенными расходами на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и средствами, получаемыми в результате введения специальных надбавок и установления тарифа газораспределительной организации, а также получаемыми газораспределительной организацией от иных источников финансирования по итогам отчетного квартала.
Установив, что в соответствии с письмом Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - Минстрой) от 23.05.2022 N 5708 (с корректировкой от 27.05.2022 N 5914) из заявленных 157 объектов в пообъектный план-график догазификации включены лишь 88 объектов, в отсутствие доказательств включения оставшихся 69 объектов в пообъектный план-график догазификации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что до включения объектов в пообъектный план-график догазификации у министерства отсутствует возможность определения размера между фактически понесенными расходами на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и средствами, получаемыми в результате введения специальных надбавок и установления тарифа газораспределительной организации, а также получаемыми заявителем от иных источников финансирования по итогам отчетного периода, что также подтверждается правовой позицией ФАС России, указанной в письме от 21.06.2022 NВК/59401/22.
С учетом изложенного, совокупность вышеприведенных норм действующего законодательства устанавливает необходимость включения объектов догазификации в программу газификации, в том числе, в пообъектный план-график догазификации, и заявитель в настоящее время не лишен права на установление размера экономически обоснованных расходов в отношении спорных 69 объектов на выполнение мероприятий в рамках догазификации. В соответствии с пунктом 6 (5) Правил N 903 сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации формируются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мероприятий в отношении всех газифицированных населенных пунктов субъекта Российской Федерации, в том числе - с учетом предложений, указанных в пункте 6 (2) Правил N903. Подпунктом "а" пункта 6 (6) Правил N 903 установлено, что формирование сводного плана-графика догазификации и пообъектного плана-графика догазификации осуществляется на основании предложений единого оператора газификации (регионального оператора газификации), газораспределительной организации.
Доводы жалобы общества не опровергают того, что министерство как орган, уполномоченный на рассмотрение заявлений об установлении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, орган, не уполномочен на определение соответствия отнесения объектов к объектам догазификации.
Учитывая, что заявитель не лишен и до настоящего времени урегулировать данный вопрос с уполномоченным органом, как это предусмотрено пунктом 6 (2) Правил разработки и реализации региональных программ, суд округа не находит оснований для выводов о несоответствии действий министерства и принятого решения положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в пункте 6 (2), подпункте "а" пункта 6 (6) Правил разработки и реализации региональных программ газификации предложения об изменении программы газификации, направляемые газораспределительными организациями и организациями - собственниками систем газоснабжения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в целях догазификации, подлежат включению в программу газификации (в сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации) в течение 7 рабочих дней со дня поступления предложений.
С учетом изложенного, как правомерно отметили суды, предложения об изменении программы газификации должны направляться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации со стороны организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределительных организаций, к которым относится заявитель.
Таким образом, нормы действующего законодательства предусматривают ежеквартальное предоставление газораспределительной организацией в министерство сведений о фактически понесенных расходах на выполнение мероприятий по догазификации. По результатам включения спорных объектов в пообъектный план-график догазификации и сводный план-график догазификации, Министерством, на основании сведений, предусмотренных пунктом 26 (26) Основных положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, будет установлен размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2023 г. N Ф09-3725/23 по делу N А76-25757/2022