г. Челябинск |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А76-25757/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2022 по делу N А76-25757/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" - Кох О.В. (паспорт, доверенность от 29.12.2022, диплом);
Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Дрыга А.А. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом); Захарова Н.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2023, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Газпром газификация" - Цветков В.В. (паспорт, доверенность 78 АВ2369581 от 25.07.2022, диплом).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Челябинск" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Челябинск", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) с учетом принятых судом уточнений:
- о признании незаконным постановления Министерства от 03.06.2022 N 45/1 "Об установлении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Челябинск",
- о возложении обязанности на Министерство установить экономически обоснованные расходы на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Челябинск" в рамках догазификации по заявлению Общества от 06.05.2022 N 01/СС-04/1174 (вх.N 5069/02), с учетом расходов, понесенных на догазификацию домовладений, адреса которых отсутствуют в пообъектном плане - графике догазификации, являющемся составной частью Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Челябинской области на 2017-2026 годы, утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2017 N 474-П (согласно перечню, приведенному в уточненном заявлении от 09.11.2022).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены ООО "Газпром газификация", Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Газпром газораспределение Челябинск" (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что право на догазификацию действующее законодательство не связывает с наличием либо отсутствием домовладения заявителя в пообъектном плане-графике, являющемся составной частью Региональной программы газификации. Правила N 1547 с наличием конкретного домовладения в пообъектном плане-графике связывают лишь порядок определения срока осуществления мероприятий по подключению и прямо предусматривают возможность отсутствия домовладения в пообъектном плане-графике (пункт 122 Правил N 1547). Действующее законодательство однозначно указывает на возможность осуществления догазификации в отношении домовладений, отсутствующих в пообъектном плане графике догазификации, являющемся составной частью Региональной программы газификации. Из содержания пункт 6(2) Правил N 903 не следует, что газораспределительная организация каждый раз при поступлении заявки на подключение (технологическое присоединение) в рамках доргазификации обязана направлять предложения об изменении программы газификации. В соответствии с пунктом 6(2) Правил N 903 такие предложения подлежат направлению только в соответствии с Правилами N 1547. Правилами N 1547 предусмотрено два основания для направления предложений об изменении программы газификации, а именно в случаях: если для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем (п. 121 Правил N 1547); необходимости прокладки газораспределительных сетей в населенном пункте (негазифицированные населенные пункты) (п. 121 Правил N 1547). Из содержания пункта 6(5) Правил N 903, вопреки мнению МТРиЭ, не следует, что в пообъектный план - график надлежит включать все домовладения, независимо от мероприятий, которые надлежит провести для обеспечения подключения соответствующего домовладения. Для подключения домовладений, фактически понесенные расходы на присоединение которых предоставлены в МТРиЭ по итогам 4 квартала 2021 года, необходимо было выполнение лишь мероприятий по врезке, без необходимости строительства газопроводов до границы земельного участка заявителя в принципе, или же мероприятий по строительству газопроводов - вводов, без необходимости строительства распределительных газопроводов (газораспределительных сетей) соответственно, отсутствовала целесообразность и необходимость включения домовладений в пообъектный план- график. Позиция МТРиЭ о возможности и необходимости включения всех домовладений в пообъектный план - график, и особенно уже подключенных к сети газораспределения не соответствует действующему законодательству. Исполненное обязательство, установленное договором, из которого усматривается оказание услуги по подключению (технологическому присоединению) физическому лицу без взимания платы является достаточным доказательством осуществления в отношении домовладения именно догазификации, что влечет за собой право газораспределительной организации на получение возмещения понесенных фактических расходов и обязанность регулирующего органа установить экономически обоснованные расходы.
В представленном отзыве ООО "Газпром газификация" просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
От Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Рассмотрение настоящего дела в судебном заседании реализовано с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания). Организация участия в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания осуществляется в порядке, установленном статьями 153, 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Газпром газораспределение Челябинск" является газораспределительной организацией, осуществляющей деятельность по транспортировке газа, а также по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.
АО "Газпром газораспределение Челябинск" является также представителем Единого оператора газификации ООО "Газпром газификация" на территории Челябинской области, на основании договора N ПД-05-0055/2021 от 07.10.2021, заявитель осуществляет часть функций единого оператора газификации.
Для обеспечения финансирования мероприятий по догазификации, выполняемых заявителем в качестве исполнителя, между последним и ООО "Газпром газификация" заключен договор о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации N Ф05-78/2022 от 21.01.2022.
06.05.2022 заявитель обратился с заявлением N 01/СС-04/1174 в Министерство об установлении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования.
Постановлением Министерства от 03.06.2022 N 45/1 установлен размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в размере 8 401, 318 тыс.руб.
Полагая, что установленный размер не соответствует действительному, поскольку при его определении не учтены расходы на часть объектов, указанных в заявлении, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о том, что до включения объектов в пообъектный план-график догазификации у Министерства отсутствует возможность определения размера между фактически понесенными расходами на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и средствами, получаемыми в результате введения специальных надбавок и установления тарифа газораспределительной организации, а также получаемыми заявителем от иных источников финансирования по итогам отчетного периода.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300 (далее - Положение), Правление Министерства рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства (п. 19 Положения).
Полномочия по определению экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по догазификации реализуются Министерством в соответствии с разделом VII Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 (далее - Методические указания).
Как следует из материалов дела, оспариваемое в рамках настоящего дела, постановление принято на заседании Правления Министерства 03.06.2022, что подтверждается выпиской из протокола N 45/1, оспариваемым постановлением установлен размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям Газпром.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Министерством в пределах его полномочий.
Методические указания определяют процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - плата за технологическое присоединение) и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - стандартизированные тарифные ставки). Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), газораспределительными организациями (далее - ГРО), владеющими на праве собственности или на ином законном основании газораспределительной сетью, непосредственно к которой или опосредованно через сеть газораспределения и (или) газопотребления иного владельца, который не оказывает услуги по транспортировке газа (далее - основной абонент), бесхозяйную газораспределительную сеть, планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а также юридическими или физическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков, намеренными осуществить или осуществляющими на них строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к газораспределительной сети или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к газораспределительной сети (далее - Заявители).
В силу п. п. "г" п. 4 Методических указаний регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляемых без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение Заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение, не покрытых финансовыми средствами, получаемыми ГРО в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ГРО и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемыми ГРО от иных источников финансирования.
Раздел 7 Методических указаний регламентирует процедуру определения размера расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации.
Так, в силу п. 43 Методических указаний, для расчета планового размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, ГРО направляет в регулирующий орган следующие материалы: а) заявление об определении размера экономически обоснованных расходов за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, за отчетный год. Указанное заявление подписывается уполномоченным лицом ГРО и скрепляется печатью ГРО (при наличии); б) актуальная на 1 октября текущего календарного года учетная политика ГРО для целей бухгалтерского учета; в) расчет численности работников структурных подразделений ГРО, занятых в сфере реализации мероприятий по подключению (технологическому присоединению), с приложением статистической отчетности, содержащей сведения о численности и заработной плате работников структурных подразделений ГРО, за предыдущий календарный год; г) копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с раздельным учетом расходов и доходов по регулируемым видам деятельности с приложением копий отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств; д) информация о составе планируемых расходов на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования в случае, указанном в подпункте "г" пункта 4 Методических указаний (рекомендуемый образец оформления приведен в приложении N 10 к Методическим указаниям), за отчетный год.
Для определения размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, ГРО предоставляет в регулирующий орган сведения о фактически понесенных расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования за отчетный квартал после завершения мероприятий по созданию сети газораспределения (рекомендуемый образец оформления приведен в приложении N 11 к Методическим указаниям) (п. 44).
Сведения о фактически понесенных расходах на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 4 Методических указаний, подтверждаются актом законченного строительством объекта, для случаев, когда требуется только фактическое присоединение газоиспользующего оборудования (без необходимости создания сети газораспределения до границ земельного участка Заявителя) - актом о подключении (технологическом присоединении) (п. 45).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" (далее - Основные положения).
Согласно абзацу 2 п. 26 (22) подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования физических лиц (за исключением выполнения мероприятий в границах земельных участков, на которых располагаются домовладения этих физических лиц), намеревающихся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, осуществляется без взимания с них средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение заявителя, проложены газораспределительные сети, по которым осуществляется транспортировка газа, а также при наличии у таких лиц документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение и земельный участок, на котором расположено это домовладение.
В силу абзаца 3 п. 26 (22) Основных положений, подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования указанных физических лиц также осуществляется без взимания с них средств по договорам о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, которые заключены после 21 апреля 2021 г. и по которым акты о подключении (технологическом присоединении) не подписаны (в случае направления такими лицами обращения к исполнителю с просьбой о включении в договор о подключении условия о бесплатности оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения до границ земельного участка, на котором расположено домовладение).
В соответствии с п. 26 (26) Основных положений в целях определения экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий на осуществление технологического присоединения заявителей, указанных в абзаце втором пункта 26 (22) настоящих Основных положений, газораспределительные организации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) сведения о фактически понесенных расходах на технологическое присоединение за отчетный квартал в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
Размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 1 месяца с даты поступления сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно подпункту ж пункта 4 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 N 903 - (далее Правила разработки) мероприятия по догазификации определяются в программе газификации с отражением объектов (адрес, домовладения, для которого реализуются мероприятия, необходимые для создания технической возможности его подключения (улица, номер домовладения)) в пообъектном плане-графике догазификации.
Как следует из материалов дела, 06.05.2022 заявитель обратился с заявлением N 01/СС-04/1174 в Министерство об установлении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования.
Постановлением Министерства от 03.06.2022 N 45/1 установлен размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в размере 8 401, 318 тыс.руб.
При этом, судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление Министерства от 03.06.2022 N 45/1 вынесено в отношении 88 объектов догазификации, установленные данным постановлением расходы заявителя на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) указанных 88 объектов в рамках догазификации в размере 8 401,318 тыс. руб. являются экономически обоснованными и заявителем не оспариваются.
В соответствии с выпиской из протокола заседания Правления Министерства от 03.06.2022 N 45 Обществом при обращении в Министерство, были заявлены фактические расходы в размере 28 434,072 тыс. руб., сложившиеся в IV квартале 2021 г. в результате подключения 157 объектов, суммарное отклонение от предложения заявителя составило 20 032,755 тыс. руб. (в том числе, по 69 объектам, которые отсутствуют в пообъектном плане - графики догазификации, (-) 15 033,74 тыс. руб.).
В отношении 69 объектов, отсутствующих в пообъектном плане - графике догазификации, члены Правления Министерства отметили, что к полномочиям Министерства не относится определение соответствия отнесения объектов к догазификации, а также рекомендовали заявителю урегулировать данный вопрос с уполномоченным органом, как это предусмотрено п. 6 (2) Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 (далее - Правила разработки и реализации региональных программ газификации).
Пункт 2 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения (технологического присоединения)), дано понятие догазификации, под которым понимается осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
В п. 6 (2) Правил разработки и реализации региональных программ газификации также указано, что догазификацией является осуществление подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладении, принадлежащем физическим лицам, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам, без взимания средств с физического лица при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
В соответствии с п. п. "ж" п. 4 Правил разработки и реализации региональных программ газификации составной частью программы газификации являются сводный план - график догазификации и пообъектный план - график догазификации.
Приложением 2 к Правилам разработки и реализации региональных программ газификации определено, что в пообъектном плане - графике догазификации подлежат указанию мероприятия, необходимые для создания технической возможности подключения домовладений.
Таким образом, обоснованным является довод представителей Министерства о том, что включение объекта в программу газификации, в том числе в пообъектный план - график догазификации, является подтверждением, что в отношении данного объекта уполномоченным органом будет осуществлен контроль за фактическим выполнением мероприятий в рамках догазификации, а также подтверждением того, что в отношении объекта осуществляется именно догазификация, а не какая-нибудь иная процедура.
Кроме того, правомерно представители Министерства указывают и на то, что фактические экономически обоснованные расходы в рамках догазификации определяются для каждого объекта (столбец 3), которому присваивается уникальный код (столбец 4). Код объекта должен содержать, в том числе год, в котором объект включен в программу газификации и уникальный код проекта, таким образом, указанные сведения подлежат представлению заявителем в Министерство (приложение N 11 к Методическим указаниям).
Учитывая все изложенное, Министерство обоснованно указывает, со ссылкой также и на позицию ФАС России (письмо от 14.10.2022 N ВК/94795/22), что при определении размера экономически обоснованных расходов за подключение газоиспользующего оборудования в рамках догазификации учитываются фактически понесенные расходы в рамках догазификации, а также расходы по созданию сетей газораспределения, включенных в программу газификации, в отношении которых заявителями еще не направлялись заявки о догазификации, в рамках догазификации.
Таким образом, фактические расходы должны быть понесены только при выполнении мероприятий в рамках догазификации, соответственно, заявителем должно быть подтверждено осуществление в отношении объекта только и исключительно догазификации, а также отнесение выполненных мероприятий к догазификации.
Как верно отметил представитель Министерства, доказательств того, что в отношении 69 спорных объектов должна осуществляться именно догазификация, равно как доказательств выполнения всех фактических мероприятий, требующихся для догазификации, в отсутствие определения таких мероприятий, доказательств, что ранее в отношении данных объектов не выделялись иные средства для осуществления газификации (догазификации), заявителем в Министерство не представлено.
При этом, следует учитывать, что постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2017 N 474-П утверждена региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Челябинской области на 2017 - 2026 год, в том числе пообъектный план-график догазификации.
В силу положений п. 6 (2), пп. "а" п. 6 (6) Правил разработки и реализации региональных программ газификации предложения об изменении программы газификации, направляемые газораспределительными организациями и организациями - собственниками систем газоснабжения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в целях догазификации, подлежат включению в программу газификации (в сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации) в течение 7 рабочих дней со дня поступления предложений.
Таким образом, представители Министерства приводят обоснованный довод о том, что предусматривается, что предложения об изменении программы газификации должны направляться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации со стороны организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределительных организаций, к которым относится заявитель.
В настоящее время действует региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в Челябинской области на 2017 - 2026 год в редакции изменений, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 05.09.2022 N 495-П.
В соответствии с письмом Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - Минстрой) от 23.05.2022 N 5708 (с корректировкой от 27.05.2022 N 5914) из заявленных 157 объектов в пообъектный план-график догазификации включены 88 объектов.
Доказательств того, что заявитель обращался в Минстрой о включении остальных 69 объектов в пообъектный план-график догазификации, доказательств включения указанных объектов в пообъектный план-график догазификации, заявителем, в нарушение ст. 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации, представлено не было.
Нормы действующего законодательства предусматривают ежеквартальное предоставление газораспределительной организацией в Министерство сведений о фактически понесенных расходах на выполнение мероприятий по догазификации. По результатам включения спорных объектов в пообъектный план-график догазификации и сводный план-график догазификации, Министерством, на основании сведений, предусмотренных п. 26 (26) Основных положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, будет установлен размер экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий в рамках догазификации.
Фактические расходы на догазификацию утверждаются ежеквартально. В соответствующем решении регулирующего органа отражается размер между фактически понесенными расходами на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и средствами, получаемыми в результате введения специальных надбавок и установления тарифа газораспределительной организации, а также получаемыми газораспределительной организацией от иных источников финансирования по итогам отчетного квартала.
Таким образом, до включения объектов в пообъектный план-график догазификации у Министерства отсутствует возможность определения размера между фактически понесенными расходами на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и средствами, получаемыми в результате введения специальных надбавок и установления тарифа газораспределительной организации, а также получаемыми заявителем от иных источников финансирования по итогам отчетного периода, что также подтверждается правовой позицией ФАС России, указанной в письме от 21.06.2022 N ВК/59401/22.
С учетом изложенного, совокупность вышеприведенных норм действующего законодательства устанавливает необходимость включения объектов догазификации в программу газификации, в том числе, в пообъектный план-график догазификации, и заявитель в настоящее время не лишен права на установление размера экономически обоснованных расходов в отношении спорных 69 объектов на выполнение мероприятий в рамках догазификации. В соответствии с пунктом 6 (5) Правил N 903 сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации формируются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мероприятий в отношении всех газифицированных населенных пунктов субъекта Российской Федерации, в том числе -с учетом предложений, указанных в пункте 6 (2) Правил N903. Подпунктом "а" пункта 6 (6) Правил N 903 установлено, что формирование сводного плана-графика догазификации и пообъектного плана-графика догазификации осуществляется на основании предложений единого оператора газификации (регионального оператора газификации), газораспределительной организации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с отсутствием установления размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в отношении 69 объектов, не включенных в пообъектный план - график, отсутствию обязанности включать данные объекты в пообъектный план - график, поскольку право заявителя на подключение в рамках догазификации определяется в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ N 1547 от 13.09.2021 на этапе рассмотрения заявки, а не на этапе формирования пообъектного плана-графика.
Вместе с тем, указанные выводы не свидетельствуют о неверной позиции Министерства, поскольку Министерство, как уполномоченный на рассмотрение заявлений об установлении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования, орган, в полномочиях которого не имеется полномочий по определению соответствия отнесения объектов к объектам догазификации.
Кроме того, заявитель не лишен и до настоящего времени урегулировать данный вопрос с уполномоченным органом, как это предусмотрено п. 6 (2) Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903. Обратное, приведет к злоупотреблениям в виде отсутствия фактической необходимости в проведении указанной работы и надлежащему формированию плана-графика.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, которые были полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции, что нашло свое отражение в решении суда. Фактические обстоятельства дела были правильно установлены судом, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2022 по делу N А76-25757/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25757/2022
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК"
Ответчик: Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
Третье лицо: Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, ООО "Газпром газификация"