Екатеринбург |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А60-65606/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, заинтересованное лицо) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Миассводоканал" (далее - заявитель, общество)-Григорьев А.М. по доверенности от 25.11.2022, диплом;
Управления - Милков И.Г.по доверенности от 09.01.2023, диплом.
Общество обратилось в арбитражный суд к управлению с заявлением о признании частично незаконным решения от 07.09.2022 N 431-Ч, обязании внести изменения в указанное разрешение, указав период действия с 29.01.2022 по 28.01.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
Управление просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а именно Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ), а также статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), также настаивает на том, что в рассматриваемом случае суды подменили собой решение управления, обязывая внести изменения в оспариваемое разрешение, с указанием периода действия с 29.01.2022 года по 28.01.2023 года.
Полагает, что суды не установили необходимой совокупности обстоятельств, позволяющей признать недействительным ненормативный правовой акт, а общество не доказало существенных неблагоприятных условий или объективных затруднений в исполнении установленного порядка предоставления (продления) услуг по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как установлено судами и это подтверждено материалами дела, управлением 03.02.2022 в ответ на заявление общества от 14.12.2021 направлено уведомление об отказе в продлении разрешения срока действия имеющегося разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 29.01.2021 N 431-Ч.
Решением управления от 07.09.2022 N 1098-РШ решение об отказе от 03.02.2022 отменено, продлено действие разрешения на сбросы от 29.01.2021 N 431-Ч на срок, предусмотренный требованиями Приказа Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 50 Административного регламента разрешение на сбросы ежегодно продлевается на 1 год.
На основании указанного решения заинтересованным лицом 07.09.2022 выдано разрешение N 431-Ч на сброс загрязняющих веществ в водные объекты сроком действия с 03.02.2022 по 02.02.2023.
Ранее выданное заинтересованным лицом разрешение N 431-Ч на сброс загрязняющих веществ в водные объекты действовало с 29.01.2021 по 28.01.2022.
Полагая, что в результате применения оспариваемого разрешения от 07.09.2022 нарушаются его права в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты в период с 29.01.2022 по 02.02.2022 (сбросы без соответствующего разрешения), заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия для этого правовых оснований.
Окружной суд считает, что спор разрешен судами нижестоящих инстанций верно.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 г., действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Частью 1.1 указанной нормы установлено, что с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 11 Административного регламента продление срока действия разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в продлении срока действия разрешения на сбросы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
В пункте 50 Административного регламента указано, что разрешение на сбросы ежегодно продлевается на 1 год на период выполнения мероприятий по достижению НДС, предусмотренных планом снижения сбросов при совокупности условий: соблюдения установленных лимитов на сбросы; выполнения в установленные сроки мероприятий, включенных в план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, и достижения установленных планом снижения сбросов показателей снижения сбросов.
Административная процедура включает следующие административные действия: прием и регистрация материалов Заявителя; назначение ответственного исполнителя; проверка заявления и документов на предмет комплектности; формирование и направление межведомственных запросов и (или) приостановление предоставления государственной услуги; рассмотрение материалов Заявителя или направление уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по причине некомплектности; принятие решения о продлении разрешения на сбросы или об отказе в продлении разрешения на сбросы; направление уведомления о продлении разрешения на сбросы или уведомления об отказе в продлении разрешения на сбросы; внесение информации о продлении разрешения на сбросы в ПТО УОНВОС (п. 51 Административного регламента).
Согласно пункту 53.2 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктами 25 и 27 Регламента, ответственный исполнитель готовит проект приказа о продлении разрешения на сбросы.
Основаниями для отказа в продлении разрешения на сбросы помимо оснований, указанных в пункте 25 Регламента, являются: а) отсутствие оснований для продления разрешения на сбросы, предусмотренных пунктом 50 Регламента; б) несоответствие заявления о продлении разрешения на сбросы и прилагаемых к нему документов требованиям пункта 14 Регламента; в) выявление превышений установленных лимитов на сбросы с учетом погрешности измерений; г) невыполнение Заявителем в установленные сроки плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий; д) истечение срока реализации плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы (п. 27 Административного регламента).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что выданное заинтересованным лицом разрешение от 29.01.2021 действовало по 28.01.2022, в то время как заявитель обратился в управление с заявлением от 14.12.2021 о продлении срока действия имеющегося разрешения на сбросы загрязняющих веществ заблаговременно, до истечения его срока.
Обстоятельств, являющихся основанием для отказа в продлении заявителю разрешения на сбросы, судом не установлено, иного заинтересованным лицом не приведено.
Следовательно, суды пришли к обоснованным выводам о наличии оснований для признания оспариваемого разрешения в части указания срока его действия не соответствующим закону, а также решению от 07.09.2022 N 1098-РШ, нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку устанавливается перерыв в сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, что ведет к негативным последствиям для заявителя, чья деятельность в спорный период не могла быть приостановлена по объективным причинам.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения недействительными.
Приняв во внимание фактические обстоятельства рассматриваемого спора, включая дату обращения заявителя в управление в целях продления срока действия разрешения на сбросы, отсутствие доказательств наличия оснований для отказа в продлении разрешения на сбросы, суды обоснованно исходили из необходимости указания срока действия разрешения на сбросы с 29.01.2022.
Приводимые возражения кассатора судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, основаны на ином их толковании, которое не следует из их содержания.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению н подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 53.2 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктами 25 и 27 Регламента, ответственный исполнитель готовит проект приказа о продлении разрешения на сбросы.
Основаниями для отказа в продлении разрешения на сбросы помимо оснований, указанных в пункте 25 Регламента, являются: а) отсутствие оснований для продления разрешения на сбросы, предусмотренных пунктом 50 Регламента; б) несоответствие заявления о продлении разрешения на сбросы и прилагаемых к нему документов требованиям пункта 14 Регламента; в) выявление превышений установленных лимитов на сбросы с учетом погрешности измерений; г) невыполнение Заявителем в установленные сроки плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий; д) истечение срока реализации плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы (п. 27 Административного регламента)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2023 г. N Ф09-3535/23 по делу N А60-65606/2022