г. Пермь |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А60-65606/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2023 года
по делу N А60-65606/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Миассводоканал" (ИНН 7415060560, ОГРН 1087415001630)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании частично незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Миассводоканал" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление) с заявлением о признании частично незаконным решения от 07.09.2022 N 431-Ч, обязании Уральского межрегионального управления Росприроднадзора внести изменения в указанное разрешение, указав период действия с 29.01.2022 по 28.01.2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несогласие с выводами суда о том, что из буквального толкования слова "продление" следует, что разрешение имеет непрерывный срок. Отмечает, что нормативное обоснование данных выводов, как и нарушений со стороны органов Росприроднадзора, судом не приведено. В нарушение п. 11 Административного регламента заявитель подал заявление о продлении срока разрешения на сброс загрязняющих веществ существенно менее чем за 40 рабочих дней (30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги + 10 рабочих дней в случае приостановления государственной услуги) до дня истечения срока ранее действовавшего разрешения - до 28.01.2022, тем самым ограничил контролирующему органу срок для проверки соответствия природопользователя на наличие оснований для продления разрешения и принятия решения. Полагает, что ответственность за такие действия общества не может быть возложена на территориальный орган Росприроднадзора. По мнению заинтересованного лица, обществом не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие действий должностных лиц положениям Федерального закона N 210-ФЗ, Административного регламента.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы. Также направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ОАО "Миассводоканал" в порядке Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022, обратилось в Управление с заявлением от 14.12.2021 о продлении срока действия имеющегося разрешения на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 29.01.2021 N 431-Ч, которое зарегистрировано в управлении 17.12.2021 за вх. N° 26082.
Управление по результатам рассмотрения заявления ОАО "Миассводоканал" 03.02.2021 направило в адрес предприятия уведомление об отказе в продлении разрешения на сброс по причине несоответствия заявления о продлении разрешения на сбросы и прилагаемых к нему документов требованиям п. 14 названного Административного регламента (отсутствия в материалах заявителя данных аналитических исследований).
Не согласившись с решением об отказе в продлении разрешения на сброс, общество обратилось с досудебной жалобой в адрес руководителя территориального органа Росприроднадзора.
Решением заинтересованного лица от 07 сентября 2022 года N 1098-РШ жалоба удовлетворена, решение об отказе от 03.02.2022 отменено, продлено действие разрешения на сбросы от 29.01.2021 N 431-Ч на срок, предусмотренный требованиями Приказа Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 50 Административного регламента разрешение на сбросы ежегодно продлевается на 1 год.
На основании указанного решения заинтересованным лицом 07.09.2022 выдано разрешение N 431-Ч на сброс загрязняющих веществ в водные объекты сроком действия с 03 февраля 2022 года по 02 февраля 2023 года.
Ранее выданное заинтересованным лицом разрешение N 431-Ч на сброс загрязняющих веществ в водные объекты действовало с 29.01.2021 по 28.01.2022.
Полагая, что в результате применения оспариваемого разрешения от 07.09.2022 нарушаются права последнего в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты в период с 29.01.2022 по 02.02.2022 (сбросы без соответствующего разрешения), заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого разрешения в части периода его действия незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Заявитель оспаривает правомерность указания заинтересованным лицом периода действия разрешение от 07.09.2022 на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ под охраной окружающей среды понимают деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ).
Приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 N 1022 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пункту 11 Административного регламента продление срока действия разрешения на сбросы или предоставление мотивированного отказа в продлении срока действия разрешения на сбросы осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.
В пункте 50 Административного регламента указано, что разрешение на сбросы ежегодно продлевается на 1 год на период выполнения мероприятий по достижению НДС, предусмотренных планом снижения сбросов при совокупности условий: соблюдения установленных лимитов на сбросы; выполнения в установленные сроки мероприятий, включенных в план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, и достижения установленных планом снижения сбросов показателей снижения сбросов.
Административная процедура включает следующие административные действия: прием и регистрация материалов Заявителя; назначение ответственного исполнителя; проверка заявления и документов на предмет комплектности; формирование и направление межведомственных запросов и (или) приостановление предоставления государственной услуги; рассмотрение материалов Заявителя или направление уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по причине некомплектности; принятие решения о продлении разрешения на сбросы или об отказе в продлении разрешения на сбросы; направление уведомления о продлении разрешения на сбросы или уведомления об отказе в продлении разрешения на сбросы; внесение информации о продлении разрешения на сбросы в ПТО УОНВОС (п. 51 Административного регламента).
Согласно пункту 53.2 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктами 25 и 27 Регламента, ответственный исполнитель готовит проект приказа о продлении разрешения на сбросы.
Основаниями для отказа в продлении разрешения на сбросы помимо оснований, указанных в пункте 25 Регламента, являются: а) отсутствие оснований для продления разрешения на сбросы, предусмотренных пунктом 50 Регламента; б) несоответствие заявления о продлении разрешения на сбросы и прилагаемых к нему документов требованиям пункта 14 Регламента; в) выявление превышений установленных лимитов на сбросы с учетом погрешности измерений; г) невыполнение Заявителем в установленные сроки плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий; д) истечение срока реализации плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы (п. 27 Административного регламента).
Обстоятельств, являющихся основанием для отказа в продлении заявителю разрешения на сбросы, судом не установлено, иного заинтересованным лицом не приведено.
Установив, что ранее выданное заинтересованным лицом разрешение от 29.01.2021 действовало по 28.01.2022, заявитель обратился в Управление с заявлением от 14.12.2021 о продлении срока действия имеющегося разрешения на сбросы загрязняющих веществ заблаговременно, до истечения его срока, решение об отказе в продлении разрешения от 03.02.2022 N 09-05-35/962 отменено решением (Актом) руководителя территориального органа Росприроднадзора от 07.09.2022 N 1098-PIII, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о наличии оснований для признания оспариваемого разрешения в части указания срока его действия не соответствующим закону, а также решению от 07.09.2022 N 1098-РШ, нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку устанавливает перерыв в сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, ведет к негативным последствиям для заявителя, чья деятельность в спорный период не могла быть приостановлена по объективным причинам.
Доводы апелляционной жалобы, изложенные в обоснование позиции касательно неправомерного удовлетворения судом заявленных требований, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Принимая во внимание фактические обстоятельства рассматриваемого спора, включая дату обращения заявителя в Управление в целях продления срока действия разрешения на сбросы, отсутствие доказательств наличия оснований для отказа в продлении разрешения на сбросы, что следует из решения от 07.09.2022 N 1098-PIII, учитывая положения Административного регламента, в силу которых разрешение на сбросы ежегодно продлевается на 1 год, установленный п. 11 Административного регламента срок является сроком административной процедуры, регламентирующей последовательность действий заинтересованного лица и время для принятия соответствующего решения, суд обоснованно исходил из необходимости указания срока действия разрешения на сбросы с 29.01.2022.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 января 2023 года по делу N А60-65606/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65606/2022
Истец: ОАО "МИАССВОДОКАНАЛ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ