Екатеринбург |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А71-17072/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентства по страхованию вкладов" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по тому же делу по заявлению акционерного общества "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентства по страхованию вкладов" (ОГРН 1021600000036, ИНН 1653016914) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800950025, ИНН 1832015875) о признании недействительным решения об исключении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Промтент" из ЕГРЮЛ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.
Судом кассационной инстанции производится замена стороны по делу - Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике на Управление ФНС России по Удмуртской Республики.
Публичное акционерное общество "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентства по страхованию вкладов" (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительной записи N 2221800160503 от 22.04.2022, внесенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (далее инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Промтент" (ИНН 1841050932) (далее - общество "Промтент", общество).
Решением суда первой инстанции от 29.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 решение суда изменено в отношении взыскания судебных расходов.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывая на то, что судом принято решение о правах и обязанностях ООО "Бизнес-Инвест", которое не привлечено к участию в деле. По мнению заявителя, регистрирующим органом проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не являются достаточными доказательствами проведения всех надлежащих мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе юридического лица, отраженными в ЕГРЮЛ. Исключение из ЕГРЮЛ общества "Промтент" нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов Татфондбанка, лишая возможности удовлетворения требований кредиторов за счет имущества общества.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 11 по Удмуртской Республике общество "Промтент" (ИНН 1841050932) исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации).
Обращаясь с настоящим заявлением, конкурсный управляющий Татфондбанка указал на то, что исключение из ЕГРЮЛ общества "Промтент" нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов Татфондбанка, лишая возможности удовлетворения требований кредиторов за счет имущества общества.
Так, между Татфондбанком и обществом "Промтент" был заключен договор банковского счета от 05.07.2015 N 472005008, на основании которого был открыт расчетный счет 40702810211000005008. На основании Определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2018 по делу N А65-5821/2017 признаны недействительными сделками банковские операции по переводу со счета денежных средств обществу "Промтент" и взысканы в пользу Татфондбанка денежные средства на общую сумму 665 000 руб. Кроме того, с общества "Промтент" в пользу Татфондбанка присуждены к взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. В ходе исполнительного производства 20.11.2018 в пользу банка с должника была взыскана сумма 162 руб. 61 коп. на основании исполнительного листа N ФС 026653529 от 18.10.2018, выданного Арбитражным судом Республики Татарстан по делу N А65-5821/2017 в счет погашения задолженности. Остаток задолженности общества "Промтент" перед Банком составляет 667 837,39 руб., которая не погашена.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался статьями 5, 9, 11, 21.1, 22 Закона N 129-ФЗ, статьями 53.1, 64, 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из того, что процедура по исключению общества "Промтент" проведена в строгом соответствии с положениями действующего законодательства; в момент принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ судебные дела о банкротстве в отношении общества "Промтент" отсутствовали; заявителем не представлено доказательств наличия у общества имущества, денежных средств и/или доказательств возможности его обнаружения.
При этом необходимость в восстановлении в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, которое фактически является недействующим, в соответствии с положениями вышеназванных правовых норм, отсутствует.
Суд апелляционной инстанции оставляя в силе решение суда изменил его в части взыскания с банка государственной пошлины. Оснований для отмены или изменения судебного акта по существу не нашел в силу следующего.
Пунктом 4.2 статьи 9 Закона о регистрации предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 5 статьи 21.1 Закона о регистрации).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 данного Закона (пункт 2 статьи 21.1. Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 указанного Закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Таким образом, суды на основании вышеизложенных положений закона пришли к правильному выводу о том, что обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются, в том числе внесение в ЕГРЮЛ данных о недостоверности указанных в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.
Правильность такого толкования рассматриваемых норм подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о Банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", согласно которой процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Из материалов дела усматривается, что регистрирующим органом в отношении общества "Промтент" в ЕГРЮЛ 20.12.2020 внесена запись (ГРН 2201800510019) о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Основанием для внесения в ЕГРЮЛ данной записи послужил проведенный 15.10.2020 Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике осмотр адреса общества: 426032, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Зимняя, д. 6, литер А, пом. 306-2, в результате которого установлен факт отсутствия постоянно действующего исполнительного органа общества "Промтент".
Согласно протоколу осмотра от 15.10.2020 N 437/20К по вышеуказанному адресу расположено трехэтажное административное здание с офисными и торговыми помещениями. Вход в здание осуществляется свободно. Помещение 306-2 находится на 3 этаже здания. На двери помещения имеется табличка с номером "306", вывеска "ООО "Ритеко". На момент осмотра помещение полностью занимает ООО "Ритеко". Со слов понятого Бармина С.В. ООО "Промтент" (ИНН 1841050932) с апреля 2019 года не находится по данному адресу (л.д. 20-21).
Регистрирующим органом 05.11.2020 в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ направлено уведомление от N 381 (л.д. 19) о необходимости представления достоверных сведений в адрес юридического лица и учредителя (ООО "Транс ЧелныТЭК").
Согласно сведениям, полученным с официального сайта ФГУП "Почта России", заказное письмо с почтовым идентификатором 42600653173425, направленное по адресу места нахождения ООО "Промтент" выслано обратно отправителю по истечении срока хранения (л.д. 32-34).
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
Поскольку общество "Промтент" не исполнило обязанность по внесению в ЕГРЮЛ достоверных сведений об адресе (места нахождения) юридического лица, документы, либо пояснения, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе юридического лица не представлены, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ 30.12.2020 внесена запись о недостоверности сведений об адресе общества (ГРН 2201800510019).
В связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) общества "Промтент" в течение более чем шесть месяцев с момента внесения такой записи, регистрирующим органом 27.12.2021 принято решение N 3864 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общества "Промтент" опубликовано регистрирующим органом в журнале "Вестник государственной регистрации" за N 51(870) от 29.12.2021, часть 2.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В силу отсутствия возражений лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, по истечении трех месяцев после опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом 22.04.2022 внесена запись (ГРН 2221800160503) в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ об исключении общества "Промтент" из ЕГРЮЛ.
Таким образом, процедура, предшествующая исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом соблюдена, решение регистрирующего органа о предстоящем исключении общества "Промтент" из ЕГРЮЛ было в установленном порядке опубликовано, заявления, препятствующие принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра, не поступали.
Суды пришли к верному выводу о соблюдении регистрирующим органом установленной статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, соответственно исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи произведено регистрирующим органом правомерно.
В настоящем случае недостоверность сведений участниками гражданского оборота не опровергнута, внесенная запись от 30.12.2020 ГРН 2201800510019 о недостоверности сведений об адресе общества не оспорена. На протяжении более года (вплоть до внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ - 22.04.2022) сведения о достоверном адресе не представлены, возражений против предстоящего исключения не представлено.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу А71-17072/2022 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентства по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В силу отсутствия возражений лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, по истечении трех месяцев после опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом 22.04.2022 внесена запись (ГРН 2221800160503) в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ об исключении общества "Промтент" из ЕГРЮЛ.
...
Суды пришли к верному выводу о соблюдении регистрирующим органом установленной статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, соответственно исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи произведено регистрирующим органом правомерно."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2023 г. N Ф09-4124/23 по делу N А71-17072/2022