Екатеринбург |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А07-28999/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Краснобаевой И. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу при ведении протокола помощником судьи Поповой Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыли представители:
федерального государственного бюджетного научного учреждения "Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук" - Юлчурин С.А. (доверенность от 08.02.2023);
федерального государственного бюджетного научного учреждения "Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук" - Щекотунов С.А. (доверенность 05.06.2023).
В Арбитражном суде Уральского округа принял участие представитель:
индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича - Казанцев Е.В.(доверенность от 03.02.2023 N 02АА6099466).
Индивидуальный предприниматель Дудин Андрей Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Дудин А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, содержащим следующие требования:
- истребовать в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению Росимущества (далее - Территориальное управление Росимущества) в Республике Башкортостан копию поручения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 20.01.2022 N АШ10/1338;
- признать недействительным поручение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 20.01.2022 N АШ10/1338;
- признать незаконными действия должностных лиц Территориального управления Росимущества по предоставлению земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному научному учреждению Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук;
- обязать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Территориальное управление Росимущества устранить нарушения прав и законных интересов ИП Дудина А.В. путем проведения торгов на право аренды земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Бирский район.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук" (далее - Учреждение УФИЦ РАН).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Дудин А. В. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы предприниматель указывает на то, что суды неверно установили обстоятельства отсутствия незаконности предоставления Учреждению УФИЦ РАН в силу земельного законодательства и первоочередного обращения ИП Дудина А.В. с заявлением о проведении торгов на право аренды и не проведения предусмотренных законом действий с момента обращения предпринимателя и до момента обращения Учреждения УФИЦ РАН.
Также податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с принципом значения земли как природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также принципом платности использования земель, следует признать, что разумными и направленными на защиту интересов Российской Федерации, как собственника земельных участков, являются действия его распорядителя именно по проведению торгов по продаже права аренды земельного участка и получению максимально возможной величины арендной платы от его использования, и как следствие, пополнения его бюджета, а не предоставление земельного участка безвозмездно на праве постоянного пользования бюджетному учреждению.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение УФИЦ РАН просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как верно установлено судами и следует из материалов дела, в мае 2021 года ИП Дудин А.В. обратился в Территориальное управление Росимущества с заявлением о возможности проведения торгов по предоставлению в аренду для сельскохозяйственного производства в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Бирский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).
Как указал заявитель, необходимость предоставления указанного земельного участка была обусловлена недостаточностью имеющихся у предпринимателя сельскохозяйственных площадей для откорма значительного поголовья скота и возделывания сельскохозяйственных культур, а также расположением вблизи указанного земельного участка зданий животноводческого комплекса, принадлежащего предпринимателю.
На указанное заявление заявителем получен ответ о том, что Территориальным Управлением Росимуществ проводятся мероприятия по подготовке комплекта документов для направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в целях получения поручения на вовлечение в хозяйственный оборот земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 путем проведения торгов на право аренды.
В марте 2022 года предпринимателю стало известно, что указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению УФИЦ РАН.
Предприниматель обратился в Территориальное управление Росимущества с заявлением о разъяснении причин не проведения планируемых торгов на право аренды земельного участка, а также причин передачи указанного земельного участка Учреждению УФИЦ РАН в преимущественном порядке.
На указанное заявление предпринимателю был предоставлен ответ, в котором указано, что основанием для передачи земельного участка Учреждению УФИЦ РАН явилось поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.01.2022 N АШ10/1338 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению УФИЦ РАН.
Полагая, что распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом о предоставлении земельного участка Учреждению УФИЦ РАН в постоянное (бессрочное) пользование при наличии заявления предпринимателя о проведении торгов подлежит признанию недействительным, а действия должностных лиц Территориального управления Росимущества незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.
Апелляционный суд поддержал выводы суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в мае 2021 года ИП Дудин А.В. обратился в Территориальное управление с заявлением возможности проведения торгов по предоставлению в аренду для сельскохозяйственного производства в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Бирский район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
На указанное заявление заявителем получен ответ о том, что Территориальным Управлением Росимущества проводятся мероприятия по подготовке комплекта документов для направления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в целях получения поручения на вовлечение в хозяйственный оборот земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 путем проведения торгов на право аренды.
В марте 2022 года предпринимателю стало известно, что указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование УФИЦ РАН на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.01.2022N АШ10/1338 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению УФИЦ РАН.
По результатам рассмотрения обращения Учреждения УФИЦ РАН от 09.12.2021 N 17101-931.1-2141 в адрес Территориального Управления Росимущества поступило поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.01.2022 N АШ-10/133 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению УФИЦ РАН.
Во исполнение вышеуказанного поручения, Территориальным Управлением Росимущества издано распоряжение от 31.01.2022 N 02-30-р о передаче земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению УФИЦ РАН.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу положений подпунктов 7 и 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 02:13:000000:6, общей площадью 3324,22 гектара, зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением УФИЦ РАН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Судами обеих инстанций верно установлено, что Учреждение УФИЦ РАН по своей организационно-правовой форме является Федеральным государственным бюджетным научным учреждением, соответственно подпадает под критерии требований статьи 39.9 ЗК РФ, необходимых для предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование без проведения торгов.
Как верно указал апелляционный суд, факт незаконного закрепления земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 за Учреждением УФИЦ РАН, заявителем не доказан, и доводы заявителя о принятии указанного поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.01.2022 N АШ10/1338 направлены исключительно на воспрепятствование заявителю в приобретении земельного участка в аренду, материалами дела не подтверждены, вследствие чего, принятием поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.01.2022 N АШ10/1338 права заявителя нарушаться не могут, что в силу части 1 статьи 198 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании ненормативного акта недействительным.
Довод ИП Дудина А.В. о том, что на защиту интересов Российской Федерации, как собственника земельных участков, направлены действия его распорядителя именно по проведению торгов по продаже права аренды земельного участка и получению максимально возможной величины арендной платы от его использования, и как следствие, пополнения его бюджета, а не предоставление земельного участка безвозмездно на праве постоянного пользования бюджетному учреждению, отклоняется судом округа как противоречащие действующему земельному законодательству.
С учетом установленных фактических обстоятельств настоящего дела, учитывая, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю без проведения торгов явилось поручение Территориального Управления Росимущества от 31.01.2022 N 02-30-р о передаче земельного участка с кадастровым номером 02:13:000000:6 в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению УФИЦ РАН, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений подпунктов 7 и 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
...
Судами обеих инстанций верно установлено, что Учреждение УФИЦ РАН по своей организационно-правовой форме является Федеральным государственным бюджетным научным учреждением, соответственно подпадает под критерии требований статьи 39.9 ЗК РФ, необходимых для предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование без проведения торгов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2023 г. N Ф09-3787/23 по делу N А07-28999/2022