Екатеринбург |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А07-32311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Полуяктова А.С., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово - развлекательный комплекс "Хандо" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 по делу N А07-32311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Молоканов Е.О. (доверенность от 10.04.2023).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация), выразившееся в непринятии мер по заявлению общества о признании вещи бесхозяйной, обязании в течение 15 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о признании части участка тепловых сетей от ТК-1 до здания по адресу г. Уфа, ул. Заводская, д. 17 бесхозяйной вещью и совершить все обязательства, вытекающие из него.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС"), индивидуальный предприниматель Дегтев Александр Анатольевич (далее - предприниматель Дегтев А.А.).
Решением суда от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что при наличии в границах муниципального образования бесхозяйных тепловых сетей у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей. Как полагает общество, Администрация согласно п. 6 - 6.5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) после поступления обращения общества обязана была обеспечить проведение проверки бесхозяйного объекта теплоснабжения, однако каких-либо действий по постановке бесхозяйного объекта теплоснабжения на учет Администрацией не проведено. Заявитель считает, что отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорные теплосети является безусловным основанием для признания их бесхозяйными; граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения), при этом общество неоднократно отмечало, что спорные тепловые сети не принадлежат обществу, во владении или ином вещном праве не находятся. По мнению общества, акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности, подписанный между предпринимателем Дегтевым А.А. и обществом, не может рассматриваться как доказательство законного владения спорным объектом, данный акт имеет исключительно технический характер и фиксирует подключение к системам теплоснабжения, подписан сторонами не на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности оперативного управления (или иного законного права) потребителя тепловой энергии, а с целью осуществления теплоснабжения приобретаемого здания, доказательств, подтверждающих, что спорная тепловая сеть принадлежит кому-либо на законных основаниях, наличие правопритязаний на указанное имущество третьих лиц, в материалы дела не представлено. Общество полагает вывод судов о принадлежности ему сетей преждевременным, поскольку спорные тепловые сети им не создавались, на праве собственности или ином вещном праве ему не принадлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:010620:204, а также здания с кадастровым номером 02:55:010620:85, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Заводская, д. 17.
Между обществом "БашРТС" и обществом заключен договор теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) от 01.10.2013 N 472223/РТС, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставить потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Как указывает заявитель, при подписании договора N 472223/РТС акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторонами не согласован и не подписан.
К договору ошибочно приложен акт разграничения балансовой принадлежности, подписанный между обществом "БашРТС" и МБДОУ детский сад N 147 в рамках договора теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 470056/РТС от 01.09.2013 (ул. Пархоменко, 96/1).
Общество отмечает, что не является собственником участка тепловых сетей от ТК-1 до здания по адресу г. Уфа, ул. Заводская, д. 17, соответственно принять участок на эксплуатационную ответственность не может.
При проверке готовности системы теплоснабжения к осенне-зимнему периоду 2020-2021 выявлено, что состояние тепловых сетей от ТК-1 до здания по адресу г. Уфа, ул. Заводская, д. 17 неудовлетворительное, в связи с чем теплоснабжение здания в 2020-2021 годах не осуществлялось.
Общество направило в адрес Администрации заявление от 01.12.2020 N 1/12 о признании бесхозяйной вещью часть тепловых сетей от ТК- 1 до здания по ул. Заводской, д. 17 в г. Уфа.
Администрация, получив заявление общества, 25.12.2021 направила обращение в адрес общества "БашРТС" о проверке указанной сети на предмет бесхозяйного статуса и возможности приема на техническое обслуживание данного участка обществом "БашРТС" в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Общество "БашРТС", рассмотрев обращение, сообщило, что в случае признания Администрацией упомянутых тепловых сетей бесхозяйными и определения в качестве тепловой организации, ответственной за временное обслуживание общества "БашРТС", предварительно необходимо проведение мероприятий по приведению тепловых сетей в технически исправное, работоспособное состояние. К ответу приложен акт технического обследования тепловых сетей, схема, в котором сделан вывод о наличии дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию данного участка теплосети без проведения капитального ремонта.
Общество указывало на то, что обязательств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, Администрация не выполнила.
В целях подготовки к отопительному периоду и подключения к системе теплоснабжения 27.09.2021 заявителем направлен запрос в Администрацию о собственнике тепловых сетей от ТК-1 до здания по ул. Заводская д. 17 в г. Уфа.
Администрация, рассмотрев запрос общества, сообщила, что участок тепловых сетей от ТК-1 до здания по ул. Заводская, д. 17 в г. Уфа в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан не значится.
Заявителем запрошена информация о мерах, принятых по заявлению общества от 01.12.2020 о признании бесхозяйной вещью части тепловых сетей.
Администрация в письме от 01.11.2021 сообщила, что наружные инженерные коммуникации к зданию имеют обеспечительную вспомогательную функцию и предназначены для обеспечения хозяйственно- бытовых нужд только этого здания, отсутствие на балансовом учете общества сведений о тепловой сети к зданию не является основанием для признания данного объекта бесхозяйным, поскольку он может не являться самостоятельным объектом учета и входить в состав основной недвижимой вещи.
Заявитель же полагает, что часть тепловых сетей является объектом энергетики и предназначено для обслуживания населения города Уфы и поэтому не может входить в состав основной недвижимой вещи, поскольку не может являться объектом приватизации в силу прямого запрета, установленного статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Следовательно, при наличии бесхозяйных тепловых сетей, у органа местного самоуправления возникает обязанность по определению сетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
При этом если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу части 4 статьи 8, частей 5, 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 2 Правил N 808 (определения понятий "граница балансовой принадлежности" и "точка поставки") точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (в данном случае внешняя стена здания общества) с бесхозяйными тепловыми сетями. При этом бремя содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети лежит на организации, оказывающей услуги по передаче энергоресурса.
Заявитель указывал, что непринятие действий по передаче спорного участка тепловых сетей на баланс сетевой организации не подтверждает факт законного владения обществом этим объектом и не обязывает общество его содержать. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет.
Считая, что бездействие Администрации нарушает права общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2010 N ВАС-10469/10 по делу N А06-4829/2009, исходя из смысла названной нормы, отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей на дату принятия оспариваемого распоряжения определялся приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931.
Пунктом 3 Порядка N 931 установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В силу пункта 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей согласно приложению N 1 к настоящему Порядку органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований, в котором указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект, само по себе, не может являться основанием для признания его бесхозяйным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.07.2013 N 1150/13).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 этого же Закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, как верно отмечено судами, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение 30 дней с даты выявления таких сетей.
При этом значимыми обстоятельствами для определения теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).
В силу пункта 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения.
В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменении в некоторые акты Правительства Российской Федерации", под актом разграничения балансовой принадлежности понимается документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании. Границей балансовой принадлежности является линия раздела тепловых сетей между владельцами по признаку собственности или владения на ином основании.
Под бесхозяйными тепловыми сетями (пункт 1 статьи 225 ГК РФ) следует понимать тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации. Орган местного самоуправления до признания права собственности на такие бесхозяйные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, - тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Оснований считать бесхозяйным имуществом теплосеть, эксплуатационная ответственность на которую разграничена в установленном порядке, не имеется (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2018 N 310-КГ18-4441).
Как установлено судами, к договору купли-продажи от 23.01.2012, заключенному между предпринимателем Дегтевым А.А. и обществом, приложен акт приема-передачи балансовых сетей, подписанный директором общества с проставлением печати, согласно которому обществом принята сеть от ТК-1 до здания по ул. Заводской, д. 17 в г. Уфе.
На основании заявки общества от 17.09.2013, к которой указан акт приема-передачи балансовых сетей, между обществом "БашРТС" и обществом заключен договор теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) от 01.10.13 N 472223/РТС по объекту: г. Уфа, ул. Заводская, д. 17 с 01.10.2013.
Факт балансовой принадлежности спорных сетей подтверждается также договором теплоснабжения от 01.07.2011 N 472222, заключенным между обществом "БашРТС" и предпринимателем Дегтевым А.А., схемой границ балансовой принадлежности между Южным РТС ООО "БашРТС" и Дегтевым А.А.
Отклоняя ссылку заявителя на схему теплоснабжения муниципального образования городского округа города Уфа, которой общество "БашРТС" определено собственником котельного цеха N 1 (КЦ-1) и единой теплоснабжающей организацией в зоне действия КЦ-1, суды исходили из следующего.
В сведениях о тепловых сетях города Уфы имеется перечень тепловых сетей ЮРТС ООО "БашРТС", в том числе участок от ТК-1 до Заводская, д. 17, длиной F двухтрубном исчислении 80 м.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
В силу пункта 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных, тепловыми сетями.
В соответствии со схемой теплоснабжения осуществляется развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа. При этом схема теплоснабжения согласно части 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения.
Требования к содержанию схемы теплоснабжения установлены частью 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении.
Согласно части 16 статьи 14 Закона о теплоснабжении в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация, которая обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 15, п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществляется в сроки, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения.
Разрабатывается схема теплоснабжения на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке
генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения. При этом схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением отдельных случаев (пункты 7, 10 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схеме теплоснабжения (пункт 36 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Актуализация схемы теплоснабжения осуществляется в таком же порядке, как и разработка и утверждение схемы теплоснабжения. Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается на официальном сайте уполномоченного органа не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения (пункт 37 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема, актуализированная схема теплоснабжения должна быть утверждена (в случае если утверждение схемы теплоснабжения в полномочии федерального органа (население более 500 тыс. человек), то в указанный срок актуализированный проект схемы теплоснабжения направляется на утверждение в соответствующий федеральный орган), за исключением случая разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (пункты 37, 38 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Судами учтено, что по итогам заседании экспертного совета Министерства энергетики Российской Федерации, основной темой повестки которого стало рассмотрение проекта схемы теплоснабжения столицы Башкортостана до 2042 года, принято решение рекомендовать представленную схему к утверждению; приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 21.09.2022 N 978 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года" утверждена схема теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года, все ранее утвержденные актуализированные схемы теплоснабжения признаны утратившими силу.
В актуализированной и утвержденной схеме теплоснабжения до 2042 года информация по зданию, где располагается общество, отсутствует.
При исследовании Главы 1 Приложения 1.1 утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года, Главы 8 Приложения 1, дополнительного соглашения N 7 от 27.08.2021 к договору N 517 аренды недвижимого имущества, утвержденной схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 суды установили, что тепловая сеть от ТК-1 до ул. Заводская д. 17 не входит в зону обслуживания общества "БашРТС".
Исходя из изложенного, схема теплоснабжения не может свидетельствовать о праве собственности общества "БашРТС" на указанные в запросе участка тепловой сети от ТК-1 до здания по ул. Заводская, д. 17.
Суды выявили, что ввиду отсутствия в схеме теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2042 года информации о спорном участке тепловой сети, а также ошибочного включения в схему теплоснабжения муниципального образования городского округа город Уфа на период до 2033 года спорного участка тепловой сети от ТК-1 до здания по ул. Заводская д. 17, данная сеть не учитывалась при расчете затрат на содержание и не включена в тариф общества "БашРТС".
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 разъяснено, что вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24.09.2013 N 1160/13 объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком.
При таких обстоятельствах, вопрос о принадлежности имущества к категории недвижимого имущества может быть разрешен судами с учетом его технических параметров исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права.
С учетом изложенного, поскольку спорные объекты находятся во владении, пользовании и распоряжении заявителя, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрацией не допущено бездействия, выраженного в непостановке бесхозяйного имущества на учет.
Судами отмечено, что обращение общества в орган местного самоуправления не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации принять в муниципальную собственность спорный участок сети водоснабжения и проведение всех необходимых для этого процедур. Орган местного самоуправления обязан инициировать обращение о постановке на учет бесхозяйного объекта, исходя из полномочий соответствующих органов местного самоуправления и интересов местного сообщества. Спорные участки сети предназначены для осуществления хозяйственной деятельности только заявителя, затрагивают только его экономические интересы.
Так как органы местного самоуправления занимают особое место в отношениях по предоставлению коммунальных услуг, то к их полномочиям относится организация в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Кроме того, одной из основных обязанностей является контроль и надлежащее содержание имущества, используемого для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, находящегося в собственности муниципальных образований.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных выше норм, суды сочли, что полномочия органов местного самоуправления в отношении спорных сетей ограничиваются только обязанностью по принятию на баланс централизованных систем, которые связаны с интересами населения.
Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы судов, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления подлежат отклонению.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.01.2023 по делу N А07-32311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово - развлекательный комплекс "Хандо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С.Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 16 статьи 14 Закона о теплоснабжении в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация, которая обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 15, п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
...
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08 разъяснено, что вопрос о принадлежности того или иного сооружения к категории недвижимости решается в каждом конкретном случае исходя из объективных характеристик, влияющих на возможность перемещения таких сооружений без несоразмерного ущерба их назначению. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться судом с учетом всех документов.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24.09.2013 N 1160/13 объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2023 г. N Ф09-3770/23 по делу N А07-32311/2021