Екатеринбург |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А71-6211/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.
судей Ященок Т.П., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2022 по делу N А71-6211/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Митягин А.Ю. (доверенность от 22.08.2022 N 51400-04-21/082, диплом), Михина Ж.А. (доверенность от 05.09.2022 N 51400-04-21/082, диплом).
От Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 28.03.2023 кассационная жалоба принята к производству Арбитражного суда Уральского округа для рассмотрения в судебном заседании, назначенном на 16.05.2023. Назначены председательствующий судья Вдовин Ю.В., судьи Поротникова Е.А., Иванова С.О.
Определением от 16.05.2023 судебное заседание отложено на 15.06.2023.
Определением от 15.06.2023 судебное заседание отложено на 13.07.2023.
Определением от 03.07.2023 произведена замена судей. Председательствующий судья Иванова С.О., судьи Ященок Т.П., Суханова Н.Н.
Акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - заявитель, общество "ЭнергосбыТ Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене предписания от 27.01.2022 N 115/06-02 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Савина Инна Валерьевна, Сунь Хайхун.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЭнергосбыТ Плюс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе общество обращает внимание суда округа на то, что судами не учтена позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в решении от 26.07.2022 N АКПИ22-310.
Заявитель полагает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют сроки предоставления платежных документов (пункт 67 Правил N 354), однако, не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
В отзыве на кассационную жалобу УЖКХ Администрации г. Ижевска просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения в отношении общества мероприятий по контролю, Управлением составлен акт, от 27.01.2022 N 115/06-02, которым установлено, что в жилом помещении N 74 многоквартирного дома N 35 по улице Камбарская в городе Ижевск приостановлено предоставление коммунальной услуги "электроснабжение" с нарушением пункта 119 Правил N 354.
Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения Управлением обществу предписания от 27.01.2022 N 115/06-02.
Указанным предписанием обществу предписано в срок 14.04.2022 провести мероприятия по восстановлению предоставления коммунальной услуги "Электроснабжение" в жилом помещении N 74 многоквартирного дома N 35 по улице Камбарская г. Ижевска.
Несогласие общества с указанным предписанием послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого предписания нормам действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их изменения или отмены.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу положений части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 понятие "коммунальные услуги" определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; "исполнителем" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под "ресурсоснабжающей организацией" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
На основании подпункта "б" пункта 119 Правил N 354 при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
Подпунктом "в" пункта 119 Правил N 354 предусмотрено, что при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении десяти дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Таким образом, из содержания подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Условие об извещении потребителя-должника может считаться соблюденным лишь при фактическом извещении потребителя, и режим ограничения (приостановления) подачи коммунальной услуги потребителю может быть введен только при наличии доказательств получения им такого извещения и истечения 20-дневного срока для исполнения обязанности по погашению задолженности.
Судами установлено, что 29.12.2021 в квартире N 74 спорного многоквартирного дома, было приостановлено предоставление коммунальной услуги "Электроснабжение" путем установки устройства ограничения водоотведения "полимерная заглушка (НПВХ)", что следует из акта о введении ограничений (приостановления) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению от 29.12.2021 N 12259 ф/л.
На момент приостановления предоставления коммунальной услуги "электроснабжение" 29.12.2021, общество являлось исполнителем данной услуги.
Для расчетов по предоставленным коммунальным услугам общества "Энергосбыт Плюс" к жилому помещению N 74 МКД N 35 по улице Камбарская в городе Ижевск закреплен единый лицевой счет N 4479982000, количество проживающих в данном жилом помещении - 2 человека.
По состоянию на 01.12.2021 на лицевом счете N 4479982000 числилась задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 283 098 руб. 73 коп., в том числе за коммунальную услугу "Электроснабжение" в сумме 39 298 руб. 74 коп., что превышает сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу "Электроснабжение".
Основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги "Электроснабжение" послужило наличие на лицевом счета собственника квартиры N 74 многоквартирного дома, задолженности за коммунальную услугу "Электроснабжение" в сумме 39 298 руб. 74 коп., превышающей сумму двух месячных размеров платы за данную коммунальную услугу.
В связи с наличием задолженности, превышающей сумму 2 месячных размеров платы за данную коммунальную услугу, общество включило текст соответствующего предупреждения о приостановлении предоставления коммунальной услуги "Электроснабжение" в связи с имеющейся задолженностью за данную коммунальную услугу в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги за октябрь 2021 года.
Указанный платежный документ направлен потребителю в виде почтовой корреспонденции, на основании договора, заключенного между обществом "ЭнергосбыТ Плюс" и Загребиной Г.С. от 01.09.2021 N 33-2021, факт выполнения работ по доставке потребителю платежного документа на оплату коммунальных услуг за октябрь 2021 года подтвержден актом выполненных работ.
Вместе с тем, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что из содержания представленных обществом в материалы рассматриваемого дела документов не усматривается факт вручения уведомления и дата его получения потребителем.
Таким образом, в отсутствие иных доказательств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество не подтвердило факт надлежащего уведомления потребителя о наличии задолженности и о планируемом приостановлении подачи электроснабжения.
При этом, судами правомерно учтено, что включение в платежный документ текста соответствующего предупреждения (уведомления) само по себе не противоречит положению подпункта "а" пункта 119 Правил N 354, однако, указанным пунктом установлены также требования о том, чтобы избранный исполнителем способ предупреждения (уведомления) потребителя обеспечивал подтверждение факта и даты его получения потребителем и позволял установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Суды верно исходили их того, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Так, доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией-исполнителем коммунальной услуги, на что неоднократно указывал в своих судебных актах Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20.12.2011 N 29-П, определение от 29.09.2011 N 1113-О-О), а также Верховный Суд Российской Федерации в решении от 25.09.2013 N АКПИ13-852).
При этом, суды исходя из совокупного анализа положений пункта 119 Правил N 354, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, определении от 29.09.2011 N 11133-О-О, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 25.09.2013 N АКПИ 13-852, пришли к правомерному выводу о том, что общие правила ГК РФ об извещении стороны договора, не могут быть применены в отношении потребителя, использующего такие услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и являющегося потребителем в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемое предписание законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы общества.
Ссылки заявителя на судебную практику, в том числе решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N АКПИ22-310 в подтверждение своих доводов, судом округа отклоняются, поскольку в указанном деле суд не рассматривал вопросы установления конкретных фактических обстоятельств, связанных с надлежащим уведомлением (доставлением) платежного документа.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают нарушение судами обеих инстанций норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, основаны на их неверном толковании и сводятся лишь к переоценке выводов судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, а также фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.10.2022 по делу N А71-6211/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно исходили их того, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Так, доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией-исполнителем коммунальной услуги, на что неоднократно указывал в своих судебных актах Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20.12.2011 N 29-П, определение от 29.09.2011 N 1113-О-О), а также Верховный Суд Российской Федерации в решении от 25.09.2013 N АКПИ13-852).
При этом, суды исходя из совокупного анализа положений пункта 119 Правил N 354, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, определении от 29.09.2011 N 11133-О-О, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 25.09.2013 N АКПИ 13-852, пришли к правомерному выводу о том, что общие правила ГК РФ об извещении стороны договора, не могут быть применены в отношении потребителя, использующего такие услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и являющегося потребителем в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
...
Ссылки заявителя на судебную практику, в том числе решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N АКПИ22-310 в подтверждение своих доводов, судом округа отклоняются, поскольку в указанном деле суд не рассматривал вопросы установления конкретных фактических обстоятельств, связанных с надлежащим уведомлением (доставлением) платежного документа."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2023 г. N Ф09-2279/23 по делу N А71-6211/2022