Екатеринбург |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А50-19139/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Ивановой С.О.,
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Пермского края (далее также - прокуратура, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края в помещении суда по адресу: Пермский край, г. Пермь ул. Екатерининская, д. 177.
В судебном заседании в Арбитражном суде Пермского края присутствуют:
представитель прокуратуры - Лобастов А.А. (удостоверение);
представители Правительства Пермского края - Ивлев С.В. (доверенность от 09.02.2023 N 01-95-26), Гайнутдинова С.В. (доверенность от 14.11.2022 N 01-95-98);
представители Министерства транспорта Пермского края - Гайнутдинова С.В. (доверенность от 30.12.2022 N 44-01-16-31), Ивлев С.В. (доверенность от 03.04.2023 N 44-01-16-12).
Заместитель прокурора Пермского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Правительству Пермского края в лице Администрации Губернатора Пермского края (далее - Правительство, Правительство Пермского края) о признании незаконным бездействия Правительства Пермского края, выразившегося в необеспечении утверждения правового акта, регламентирующего порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", в срок до 01.01.2022.
К участию в деле в статусе заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Пермского края (далее - Министерство), общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Групп" (далее - общество "Феникс-Групп", общество), муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского городского округа (далее - учреждение, Администрация Краснокамского городского округа), Министерство финансов Пермского края (далее - Министерство финансов), прокурор г. Краснокамска.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2023 требования прокуратуры оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокуратура ссылается на неправильное толкование судами норм права, применении норм, не подлежащих применению, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о том, что Правительство Пермского края обязано было в срок до 01.01.2022 обеспечить утверждение Порядка предоставления в 2022-2024 годах иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам муниципальных образований Пермского края. Между тем, соответствующий правовой акт принят только 02.03.2022.
Отмечает, что часть 7 статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и абзаца 1 пункта 5(1) постановления Правительства Пермского края от 21.10.2016 N 962-п (далее - Правила N 962-п) урегулирован срок, до которого между региональными органами власти края и органами местного самоуправления должны быть заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края (соответственно: 1 января и 15 февраля текущего финансового года). Поскольку законодательством, регулирующим общие положения предоставления межбюджетных трансфертов, установлены конкретные сроки заключения соглашений, к моменту их наступления соответствующим органом власти должен быть разработан и принят правовой акт, регламентирующий порядок предоставления межбюджетных трансфертов; соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта может быть заключено только в соответствии и на основании порядка их предоставления, утвержденного Правительством Пермского края.
Указывает на то, что Правительство Пермского края в развитие этого требования закона в абзаце 1 пункта 5(1) Правил N 962-п в пределах своих полномочий по регулированию бюджетного процесса установило сокращенный срок реализации данной обязанности органами власти Пермского края, который также конкретно определен - до 1 января текущего финансового года.
Прокуратура обращает внимание, что Правительство Пермского края, самостоятельно установив сокращенный по сравнению с частью 7 статьи 139.1 БК РФ конкретный срок заключения соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из регионального бюджета, обязано обеспечить правовую основу заключения таких соглашений к этому сроку.
Полагает, что абзац 3 пункта 5(1), пункта 5(3) Правил N 962-п не свидетельствуют об отсутствии обжалуемого прокуратурой Пермского края незаконного бездействия Правительства Пермского края, поскольку данные нормы к спорным правоотношениями не применима.
Считает, что вывод судов о том, что межбюджетные трансферты на осуществление дорожной деятельности в рамках регионального проекта "Безопасные и качественные дороги" в период января - февраля 2022 года могли быть предоставлены муниципальным образованиям при наличии заявки и кассового плана, вне зависимости от наличия к 01.01.2022 утвержденного Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, не мотивирован и противоречит представленным доказательствам.
Настаивает, что факт разработки Министерством транспорта Пермского края проекта спорного правового акта 16.12.2021 и прохождение этим проектом процедур согласования в иных заинтересованных исполнительных органах государственной власти края не свидетельствует об исполнении возложенной именно на Правительство Пермского края обязанности утвердить правовой акт к конкретному сроку.
Правительством Пермского края, Министерством транспорта представлены письменные отзывы на кассационную жалобу, согласно которым они считают судебные акты законными и обоснованными, правовых оснований для отмены или изменения не находят, просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, требования прокуратуры основаны на доводах о незаконном бездействии Правительства Пермского края, выразившемся в необеспечении утверждения правового акта, регламентирующего порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", в срок до 01.01.2022.
Суд первой инстанции, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ, прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания бездействия органа власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативно-правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
На основании статьи 63.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
В случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены дотации и иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов Губернатора Пермского края, актов Губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
При этом, согласно статье 16 Закона N 107-ПК, разделу 1 Регламента проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 N 223-п, Правительство Пермского края в рамках своих полномочий на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, издает постановления и распоряжения.
Правовые акты Правительства принимаются на заседаниях Правительства или Президиума Правительства или в рабочем порядке.
Подготовка проектов правовых актов осуществляется исполнительными органами государственной власти Пермского края (далее - исполнительные органы государственной власти). Руководители и специалисты, осуществляющие подготовку проекта правового акта, указанных органов несут персональную ответственность за содержание, качество подготовки, обеспечение согласования со всеми заинтересованными сторонами, соблюдение сроков и требований, а также за соответствие внесенных изменений в проекты правовых актов замечаниям заинтересованных сторон.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 828-п (далее - Положение N 828-п), Министерство транспорта Пермского края осуществляет выработку и реализацию региональной политики и нормативное правовое регулирование в сферах рационального и перспективного развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Пермском крае, осуществляет функции главного распорядителя средств краевого бюджета по направлениям деятельности Министерства, в том числе расходов бюджета Пермского края в сфере дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры.
Пунктами 3.1.2, 3.5.10 Положения N 828-п установлено, что Министерство осуществляет нормативное правовое регулирование в установленных сферах деятельности в пределах своей компетенции, а также осуществляет подготовку проектов законов Пермского края, иных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Пунктом 4 статьи 3 БК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится в том числе: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
Статьей 135 БК РФ определены формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 136 БК РФ предусмотрены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 139.1 БК РФ установлено, что иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.
Исходя из части 2 статьи 139.1 БК РФ методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 7 статьи 139.1 БК РФ установлено, что если нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрено заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, такие соглашения заключаются до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 139.1 БК РФ).
Правила формирования, предоставления, распределения субсидий и предоставления, распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края утверждены Правилами N 962-п.
Как определено пунктом 1(1) Правил N 962-п, условия предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, критерии отбора муниципальных образований Пермского края для предоставления межбюджетных трансфертов и их распределения между муниципальными образованиями Пермского края устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Анализ норм федерального и регионального законодательства, определяющих полномочия и обязанность Правительства по правовому регулированию Порядка, не позволил судам сделать вывод о наличии в положениях статьи 139.1 БК РФ, как и иных нормативных правовых актах (в т.ч. Правилах N 962-п), ссылку на которые приводит в обоснование своих доводов заявитель, однозначных формулировок, обязывающих Правительство принять правовой акт, регламентирующий порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации" именно до 01.01.2022.
Так, как определено пунктом 1(1) Правил N 962-п, условия предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов (далее - межбюджетные трансферты), критерии отбора муниципальных образований Пермского края для предоставления межбюджетных трансфертов и их распределения между муниципальными образованиями Пермского края устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края (далее - Порядки).
Пунктом 3(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, определено, что распределение иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями Пермского края утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края и (или) принятыми в соответствии с ним до 15 февраля очередного финансового года нормативными правовыми актами Правительства Пермского края, за исключением иных межбюджетных трансфертов: - источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервного фонда Правительства Пермского края; предоставление которых осуществляется за счет иным образом зарезервированных в бюджете Пермского края бюджетных ассигнований, которые подлежат распределению нормативными правовыми актами Правительства Пермского края до 01 октября текущего финансового года; утвержденных законом Пермского края о внесении изменений в закон Пермского края о бюджете Пермского края (далее - закон о внесении изменений в бюджет) и которые подлежат распределению нормативными правовыми актами Правительства Пермского края не позднее 30 дней после дня вступления в силу закона о внесении изменений в бюджет; на возмещение фактически осуществленных расходов муниципальных образований Пермского края; на поощрение муниципальных образований, в том числе за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития и (или) лучшие практики деятельности органов местного самоуправления; объемы которых обусловлены поступлением доходов федерального бюджета и (или) бюджета Пермского края; предоставляемых на конкурсной основе.
Разделом 4 Правил N 962-п установлено, что в качестве условий предоставления и расходования межбюджетных трансфертов в Порядках обязательно предусматриваются: 4.1. требование о наличии в бюджете муниципального образования Пермского края бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Пермского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского края субсидии (предусматривается при софинансировании); 4.2. требование о применении мер ответственности в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; 4.3. предоставление межбюджетных трансфертов на основании соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов (далее также - соглашение); 4.4. наличие в составе заявок муниципальных образований Пермского края на предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе) реестра (перечня) находящихся на исполнении, вступивших в силу судебных решений по социально значимым обязательствам в рамках направлений расходования межбюджетных трансфертов по представленной заявке.
Исходя из абзаца первого пункта 5(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов заключаются после доведения Министерством финансов Пермского края лимитов бюджетных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов до главного распорядителя средств бюджета Пермского края, но не позднее 1 января текущего финансового года, за исключением случаев, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, пункте 5(3) настоящих Правил.
Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями Пермского края нормативными правовыми актами (правовыми актами) Правительства Пермского края, а также соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, распределяемых в том числе на реализацию мероприятий, предусмотренных Порядком, заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу нормативных правовых актов (правовых актов) Правительства Пермского края (главных распорядителей средств бюджета Пермского края) о распределении межбюджетных трансфертов (абзац второй пункта 5(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п).
Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов с участием средств федерального бюджета заключаются не позднее 30 дней со дня вступления в силу соответствующих соглашений с федеральными органами исполнительной власти на срок, который не может быть менее срока, на который утверждено распределение межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями (абзац третий пункта 5(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п).
В абзаце пятом Правил N 962-п закреплено, что бюджетные ассигнования текущего финансового года в объеме межбюджетного трансферта, по которому не заключено соглашение о его предоставлении, после 15 февраля очередного финансового года, а также по истечении 30 дней после дня вступления в силу закона о внесении изменений в бюджет направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пермского края для оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований Пермского края в размере межбюджетного трансферта, в отношении которого в установленный срок не заключено соглашение о его предоставлении из бюджета Пермского края, в порядке, установленном Правительством Пермского края.
Исходя из пункта 5(3) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, в случае утверждения объема межбюджетных трансфертов законом о внесении изменений в бюджет соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов заключается: - не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона о внесении изменений в бюджет (за исключением межбюджетных трансфертов, указанных в абзацах третьем, четвертом настоящего пункта); в сроки, установленные абзацем вторым пункта 5(1) настоящих Правил, для межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями Пермского края нормативными правовыми актами (правовыми актами) Правительства Пермского края, или межбюджетных трансфертов, распределяемых в том числе на реализацию мероприятий, предусмотренных Порядком, нормативными правовыми актами Правительства Пермского края (главных распорядителей средств бюджета Пермского края); в сроки, установленные абзацем третьим пункта 5(1) настоящих Правил, для межбюджетных трансфертов с участием средств федерального бюджета.
Из анализа перечисленных положений статьи 139.1 БК РФ и Правил N 962-п суды обоснованно заключили, что Правительство наделено полномочиями на принятие порядка (правил) предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
При этом прокуратура Пермского края, ссылаясь на положения части 7 статьи 139.1 БК РФ и абзаца 1 пункта 5(1) Правил N 962-п, полагает, что законодательно Правительство обязано было реализовать указанные полномочия по принятию названного порядка в 2022 году именно в срок до 01.01.2022.
Однако, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, из дословного прочтения положений статьи 139.1 БК РФ, пунктов 5(1), 5(3) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, как и иных нормативных установлений, однозначно не следует, что правовой акт, регламентирующий порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", должен был быть принят именно до 01.01.2022.
Судами установлено, что проект постановления Правительства об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов был разработан специалистами Министерства и запущен на согласование в системе МСЭД 16.12.2021, при этом в связи с наличием замечаний у согласующих исполнительных органов государственной власти Пермского края, а также функциональных подразделений согласование Проекта завершено 02.03.2022 и в тот же день принято постановление Правительства Пермского края от 02.03.2022 N 161-п "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 - 2024 годах иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам муниципальных образований Пермского края" (далее - Постановление N 161-п).
На дату первичного обращения прокуратуры Пермского края с соответствующим представлением, денежные средства перечислены обществу "Феникс-Групп" в полном объеме, а также утверждены все необходимые нормативные акты, о чем было сообщено в подготовленных Правительством Пермского края ответах в прокуратуру.
Постановлением N 161-п утвержден Порядок предоставления в 2022-2024 годах иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам муниципальных образований Пермского края (далее - Порядок). При этом указанное постановление, как следует из его содержания, вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
Этот Порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации" национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края, а также порядок возврата, отчетность и контроль за его использованием (далее соответственно - ИМТ, Региональный проект, муниципальные образования).
Предоставление ИМТ бюджетам муниципальных образований осуществляется в целях финансового обеспечения реализации Регионального проекта. Перечень объектов, на которые расходуются ИМТ, устанавливается приказом Министерства транспорта Пермского края.
ИМТ носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Главным распорядителем ИМТ является Министерство.
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций считает, что доводы прокуратуры Пермского края о допущении Правительством Пермского края незаконного бездействия являются ошибочными и основаны на неверном толковании приведенных им норм Бюджетного кодекса РФ и регионального законодательства; незаконного бездействия заявителем по заявленной редакции требований (признание незаконным бездействия по не обеспечению принятия правового акта до 01.01.2022) не доказано.
Судами первой и апелляционной инстанций объективно оценено, что Правительством Пермского края совершаемых необходимые действия (определен уполномоченный орган, разработан и согласован проект, принято соответствующее постановление и утвержден в установленном порядке нормативный правовой акт, направлены письма в соответствующие органы), что свидетельствует об отсутствии бездействия и, соответственно, исключает удовлетворение заявленных требований на основании статьи 201 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что в судебных актах приведены лишь те обстоятельства и доказательства, которые имеют правовое значение для разрешения спора по существу, остальные (в т.ч. доводы прокуратуры Пермского края о соотношении обязанности главного распорядителя средств бюджета Пермского края заключить к нормативно определенному сроку соглашение о предоставлении местному бюджету иных межбюджетных трансфертов и полномочий Правительства Пермского края утвердить Порядок и др.) обоснованно признаны судами не имеющими самостоятельного правового значения для дела, что отражено в оспариваемом решении и постановлении.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на представленных в дело доказательствах, при установлении всех фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора.
Приведенные в кассационной жалобе доводы прокуратуры не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратура Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа перечисленных положений статьи 139.1 БК РФ и Правил N 962-п суды обоснованно заключили, что Правительство наделено полномочиями на принятие порядка (правил) предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
При этом прокуратура Пермского края, ссылаясь на положения части 7 статьи 139.1 БК РФ и абзаца 1 пункта 5(1) Правил N 962-п, полагает, что законодательно Правительство обязано было реализовать указанные полномочия по принятию названного порядка в 2022 году именно в срок до 01.01.2022.
Однако, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, из дословного прочтения положений статьи 139.1 БК РФ, пунктов 5(1), 5(3) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, как и иных нормативных установлений, однозначно не следует, что правовой акт, регламентирующий порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", должен был быть принят именно до 01.01.2022.
...
Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций считает, что доводы прокуратуры Пермского края о допущении Правительством Пермского края незаконного бездействия являются ошибочными и основаны на неверном толковании приведенных им норм Бюджетного кодекса РФ и регионального законодательства; незаконного бездействия заявителем по заявленной редакции требований (признание незаконным бездействия по не обеспечению принятия правового акта до 01.01.2022) не доказано."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2023 г. N Ф09-3235/23 по делу N А50-19139/2022