г. Пермь |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А50-19139/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
представителя заявителя, Лобастова А.А., предъявлено удостоверение;
представителей заинтересованного лица, Правительства Пермского края, Гайнутдиновой С.В., действующей по доверенности от 14.11.2022, предъявлены удостоверение, диплом; Ивлева С.В., действующего по доверенности от 09.02.2023, предъявлены паспорт, диплом;
представителя третьего лица, Министерства транспорта Пермского края, Ивлева С.В., действующего по доверенности от 03.04.2023, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, заместителя прокурора Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 февраля 2023 года
по делу N А50-19139/2022
по заявлению заместителя прокурора Пермского края
к Правительству Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края (ОГРН 1055900364156 ИНН 5902293202)
заинтересованные лица - Министерство транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678 ИНН 5902291090), общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Групп" (ОГРН 1135904013937 ИНН 5904292998), Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского городского округа (ОГРН 1025901845298 ИНН 5916000368), администрация Краснокамского городского округа (ОГРН 1185958069648 ИНН 5916034600), Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293 ИНН 5902290917), прокурор г. Краснокамска
о признании незаконным бездействия Правительства Пермского края, выразившегося в необеспечении утверждения правового акта, регламентирующего порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", в срок до 01.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пермского края (далее также - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Правительству Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Правительство, Правительство Пермского края) о признании незаконным бездействия Правительства Пермского края, выразившегося в необеспечении утверждения правового акта, регламентирующего порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", в срок до 01.01.2022.
К участию в деле в статусе заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Пермского края (далее - Министерство, Минтранс ПК), общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Групп" (далее - общество, ООО "Феникс-Групп"), муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского городского округа (далее - учреждение, Администрация Краснокамского городского округа), Министерство финансов Пермского края (далее - Министерство финансов), прокурор г. Краснокамска.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 февраля 2023 года требования заместителя прокурора Пермского края оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что заявление прокуратуры мотивировано тем, что Правительство Пермского края обязано было в срок до 01.01.2022 обеспечить утверждение Порядка предоставления в 2022-2024 годах иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам муниципальных образований Пермского края. Между тем, соответствующий правовой акт принят только 02.03.2022.
Отмечает, ч. 7 ст. 139.1 БК РФ, и абз. 1 п. 5(1) Правил N 962-п урегулирован срок, до которого между региональными органами власти края и органами местного самоуправления должны быть заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края (соответственно: 1 января и 15 февраля текущего финансового года). Поскольку законодательством, регулирующим общие положения предоставления межбюджетных трансфертов, установлены конкретные сроки заключения соглашений, к моменту их наступления соответствующим органом власти должен быть разработан и принят правовой акт, регламентирующий порядок предоставления межбюджетных трансфертов; соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта может быть заключено только в соответствии и на основании порядка их предоставления, утвержденного Правительством Пермского края.
Указывает, Правительство Пермского края в развитие этого требования закона в абз.1 п. 5(1) Правил N 962-п в пределах своих полномочий по регулированию бюджетного процесса установило сокращенный срок реализации данной обязанности органами власти Пермского края, который также конкретно определен - до 1 января текущего финансового года. Соответственно, Правительство Пермского края, самостоятельно установив сокращенный по сравнению с ч. 7 ст. 139.1 БК РФ конкретный срок заключения соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из регионального бюджета, обязано обеспечить правовую основу заключения таких соглашений к этому сроку.
Полагает, что абзац 3 пункта 5(1), п. 5(3) Правил N 962-п не свидетельствуют об отсутствии обжалуемого прокуратурой Пермского края незаконного бездействия Правительства Пермского края, поскольку данные нормы к спорным правоотношениями не применима.
Считает, вывод о том, что межбюджетные трансферты на осуществление дорожной деятельности в рамках регионального проекта "Безопасные и качественные дороги" в период января - февраля 2022 года могли быть предоставлены муниципальным образованиям при наличии заявки и кассового плана, вне зависимости от наличия к 01.01.2022 утвержденного Порядка предоставления межбюджетных трансфертов, не мотивирован и противоречит представленным доказательствам.
Настаивает, факт разработки Министерством транспорта Пермского края проекта спорного правового акта 16.12.2021 и прохождение этим проектом процедур согласования в иных заинтересованных исполнительных органах государственной власти края не свидетельствует об исполнении возложенной именно на Правительство Пермского края обязанности утвердить правовой акт к конкретному сроку.
По мнению апеллянта, мотивы, нормативно-правовое обоснование, по которым суд первой инстанции отклонил доводы заявителя и представленные в их подтверждение доказательства, в обжалуемом решении не приведены, фактически оставлены без исследования и оценки.
Правительством Пермского края, Министерством транспорта представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым считают решение суда законным и обоснованным, правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося решения не имеется, просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Прокуратуры доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на отмене решения суда; представители Правительства Пермского края и Министерства возражали против позиции апеллянта по мотивам письменных отзывов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, требования заявителя основаны на доводах о незаконном бездействии Правительства Пермского края, выразившемся в необеспечении утверждения правового акта, регламентирующего порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", в срок до 01.01.2022.
Суд первой инстанции с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на отмене решения суда.
Как определено частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания бездействия органа власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативно-правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.04.2013 N 16929/12).
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 N 16929/12, по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Исходя из правовой позиции, выраженной в данном постановлении Президиума ВАС РФ, отсутствие прямо определенной в нормативных правовых актах обязанности у публичного органа (в том числе временных параметров (пределов) и форм (способов) исполнения обязанности) означает, что не имеется и оснований для признания такого бездействия незаконным. Названный подход сформирован существующей судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (в частности, определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2017 N 306-КГ17-12640, от 19.07.2018 N 303-КГ18-9403, от 30.07.2018 N 308-КГ18-10100).
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными и справедливыми, вынесенными при полном изучении обстоятельств дела.
При этом суд первой инстанции верно исходил из следующего.
На основании статьи 63.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации. В случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены дотации и иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов Губернатора Пермского края, актов Губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
При этом, согласно статье 16 Закона N 107-ПК, разделу 1 Регламента проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 N 223-п, Правительство ПК в рамках своих полномочий на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, издает постановления и распоряжения.
Правовые акты Правительства принимаются на заседаниях Правительства или Президиума Правительства или в рабочем порядке.
Подготовка проектов правовых актов осуществляется исполнительными органами государственной власти Пермского края (далее - исполнительные органы государственной власти). Руководители и специалисты, осуществляющие подготовку проекта правового акта, указанных органов несут персональную ответственность за содержание, качество подготовки, обеспечение согласования со всеми заинтересованными сторонами, соблюдение сроков и требований, а также за соответствие внесенных изменений в проекты правовых актов замечаниям заинтересованных сторон.
В соответствии Положением о Министерстве транспорта Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 N 828-п, Министерство транспорта Пермского края осуществляет выработку и реализацию региональной политики и нормативное правовое регулирование в сферах рационального и перспективного развития транспортной и дорожной инфраструктуры в Пермском крае, осуществляет функции главного распорядителя средств краевого бюджета по направлениям деятельности Министерства, в том числе расходов бюджета Пермского края в сфере дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры.
Пунктами 3.1.2, 3.5.10 отмеченного Положения установлено, что Министерство осуществляет нормативное правовое регулирование в установленных сферах деятельности в пределах своей компетенции, а также осуществляет подготовку проектов законов Пермского края, иных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится в том числе: - установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; - установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; - предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; - установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
Статьей 135 БК РФ определены формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 136 БК РФ предусмотрены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 139.1 БК РФ установлено, что иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.
Исходя из части 2 статьи 139.1 БК РФ методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 7 статьи 139.1 БК РФ установлено, что если нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрено заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, такие соглашения заключаются до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 139.1 БК РФ).
Правила формирования, предоставления, распределения субсидий и предоставления, распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края утверждены постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2016 N 962-п (далее - Правила N 962-п).
Как определено пунктом 1(1) Правил N 962-п, условия предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, критерии отбора муниципальных образований Пермского края для предоставления межбюджетных трансфертов и их распределения между муниципальными образованиями Пермского края устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Приведенный судом в оспариваемом решении анализ норм федерального и регионального законодательства, определяющих полномочия и обязанность Правительства по правовому регулированию Порядка, не позволяет сделать вывод о наличии в положениях статьи 139.1 БК РФ, как и иных нормативных правовых актах (в т.ч. Правилах N 962-п), ссылку на которые приводит в обоснование своих доводов заявитель, однозначных формулировок, обязывающих Правительство принять правовой акт, регламентирующий порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации" именно до 01.01.2022.
Так, как определено пунктом 1(1) Правил N 962-п, условия предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов (далее - межбюджетные трансферты), критерии отбора муниципальных образований Пермского края для предоставления межбюджетных трансфертов и их распределения между муниципальными образованиями Пермского края устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края (далее - Порядки).
Пунктом 3(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, определено, что распределение иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями Пермского края утверждается законом Пермского края о бюджете Пермского края и (или) принятыми в соответствии с ним до 15 февраля очередного финансового года нормативными правовыми актами Правительства Пермского края, за исключением иных межбюджетных трансфертов: - источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервного фонда Правительства Пермского края; - предоставление которых осуществляется за счет иным образом зарезервированных в бюджете Пермского края бюджетных ассигнований, которые подлежат распределению нормативными правовыми актами Правительства Пермского края до 01 октября текущего финансового года; - утвержденных законом Пермского края о внесении изменений в закон Пермского края о бюджете Пермского края (далее - закон о внесении изменений в бюджет) и которые подлежат распределению нормативными правовыми актами Правительства Пермского края не позднее 30 дней после дня вступления в силу закона о внесении изменений в бюджет; - на возмещение фактически осуществленных расходов муниципальных образований Пермского края; - на поощрение муниципальных образований, в том числе за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития и (или) лучшие практики деятельности органов местного самоуправления; - объемы которых обусловлены поступлением доходов федерального бюджета и (или) бюджета Пермского края; - предоставляемых на конкурсной основе.
Разделом 4 Правил N 962-п установлено, что в качестве условий предоставления и расходования межбюджетных трансфертов в Порядках обязательно предусматриваются: 4.1. требование о наличии в бюджете муниципального образования Пермского края бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Пермского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского края субсидии (предусматривается при софинансировании); 4.2. требование о применении мер ответственности в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; 4.3. предоставление межбюджетных трансфертов на основании соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов (далее также - соглашение); 4.4. наличие в составе заявок муниципальных образований Пермского края на предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе) реестра (перечня) находящихся на исполнении, вступивших в силу судебных решений по социально значимым обязательствам в рамках направлений расходования межбюджетных трансфертов по представленной заявке.
Исходя из абзаца первого пункта 5(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов заключаются после доведения Министерством финансов Пермского края лимитов бюджетных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов до главного распорядителя средств бюджета Пермского края, но не позднее 1 января текущего финансового года, за исключением случаев, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, пункте 5(3) настоящих Правил.
Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями Пермского края нормативными правовыми актами (правовыми актами) Правительства Пермского края, а также соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, распределяемых в том числе на реализацию мероприятий, предусмотренных Порядком, заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу нормативных правовых актов (правовых актов) Правительства Пермского края (главных распорядителей средств бюджета Пермского края) о распределении межбюджетных трансфертов (абзац второй пункта 5(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п).
Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов с участием средств федерального бюджета заключаются не позднее 30 дней со дня вступления в силу соответствующих соглашений с федеральными органами исполнительной власти на срок, который не может быть менее срока, на который утверждено распределение межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями (абзац третий пункта 5(1) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п).
В абзаце пятом Правил N 962-п закреплено, что бюджетные ассигнования текущего финансового года в объеме межбюджетного трансферта, по которому не заключено соглашение о его предоставлении, после 15 февраля очередного финансового года, а также по истечении 30 дней после дня вступления в силу закона о внесении изменений в бюджет направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пермского края для оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований Пермского края в размере межбюджетного трансферта, в отношении которого в установленный срок не заключено соглашение о его предоставлении из бюджета Пермского края, в порядке, установленном Правительством Пермского края.
Исходя из пункта 5(3) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, в случае утверждения объема межбюджетных трансфертов законом о внесении изменений в бюджет соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов заключается: - не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона о внесении изменений в бюджет (за исключением межбюджетных трансфертов, указанных в абзацах третьем, четвертом настоящего пункта); - в сроки, установленные абзацем вторым пункта 5(1) настоящих Правил, для межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями Пермского края нормативными правовыми актами (правовыми актами) Правительства Пермского края, или межбюджетных трансфертов, распределяемых в том числе на реализацию мероприятий, предусмотренных Порядком, нормативными правовыми актами Правительства Пермского края (главных распорядителей средств бюджета Пермского края); - в сроки, установленные абзацем третьим пункта 5(1) настоящих Правил, для межбюджетных трансфертов с участием средств федерального бюджета.
Таким образом, из анализа перечисленных положений статьи 139.1 БК РФ и Правил N 962-п следует, что Правительство наделено полномочиями на принятие порядка (правил) предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
При этом заявитель, ссылаясь на положения ч.7 ст.139.1 БК РФ и абз. 1 п. 5(1) Правил N 962-п, полагает, что законодательно Правительство обязано было реализовать указанные полномочия по принятию названного порядка в 2022 году именно в срок до 01.01.2022.
Однако, из дословного прочтения положений статьи 139.1 БК РФ, пунктов 5(1), 5(3) Правил N 962-п, в редакции постановления Правительства Пермского края от 25.11.2021 N 919-п, как и иных нормативных установлений, однозначно не следует, что правовой акт, регламентирующий порядок предоставления в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, направленных на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации", должен был быть принят именно до 01.01.2022.
Как следует из материалов дела, проект постановления Правительства об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов был разработан специалистами Министерства и запущен на согласование в системе МСЭД 16.12.2021, при этом в связи с наличием замечаний у согласующих исполнительных органов государственной власти Пермского края, а также функциональных подразделений согласование Проекта завершено 02.03.2022 и в тот же день принято постановление Правительства ПК от 02.03.2022 N 161-п об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов.
На дату первичного обращения прокуратуры Пермского края с соответствующим представлением, денежные средства перечислены ООО "Феникс-Групп" в полном объеме, а также утверждены все необходимые нормативные акты, о чем было сообщено в подготовленных Правительством ПК ответах в прокуратуру.
Постановлением Правительства от 02.03.2022 N 161-п утвержден Порядок предоставления в 2022-2024 годах иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам муниципальных образований Пермского края. При этом указанное постановление, как следует из его содержания, вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2022 года.
Этот Порядок устанавливает цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на достижение целевых показателей регионального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги Пермского края и Пермской городской агломерации" национального проекта "Безопасные качественные дороги" бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края, а также порядок возврата, отчетность и контроль за его использованием (далее соответственно - ИМТ, Региональный проект, муниципальные образования).
Предоставление ИМТ бюджетам муниципальных образований осуществляется в целях финансового обеспечения реализации Регионального проекта. Перечень объектов, на которые расходуются ИМТ, устанавливается приказом Министерства транспорта Пермского края.
ИМТ носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Главным распорядителем ИМТ является Министерство.
Таким образом, доводы заявителя о незаконности бездействия Правительства Пермского края являются ошибочными и основаны на неверном толковании приведенных им норм Бюджетного кодекса РФ и регионального законодательства; незаконного бездействия заявителем по заявленной редакции требований (признание незаконным бездействия по не обеспечению принятия правового акта до 01.01.2022) не доказано.
Кроме того, следует отметить, что федеральный законодатель установил правила, по которым осуществляется заключение соглашений до принятия необходимых правовых актов на уровне Правительства Российской Федерации.
В связи с чем, утверждение прокуратуры Пермского края о наличии обязанности у Правительства Пермского края принять вышеуказанные правовые акты до 01.01.2022, является ошибочным и не соответствует действующему законодательству.
Судом объективно оценено, что Правительством Пермского края доказаны законность совершаемых действий (определен уполномоченный орган, разработан и согласован проект, принято соответствующее постановление и утвержден в установленном порядке нормативный правовой акт, направлены письма в соответствующие органы) и отсутствие бездействия, что исключает удовлетворение заявленных требований на основании статьи 201 АПК РФ.
В решении приведены лишь те обстоятельства и доказательства, которые имеют правовое значение для разрешения спора по существу, остальные (в т.ч. доводы заявителя о соотношении обязанности главного распорядителя средств бюджета Пермского края заключить к нормативно определенному сроку соглашение о предоставлении местному бюджету иных межбюджетных трансфертов и полномочий Правительства Пермского края утвердить Порядок и др.) обоснованно признаны не имеющими самостоятельного правового значения для дела, что отражено в оспариваемом решении.
По приведенным в постановлении мотивам изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
В отношении позиции заявителя об отсутствии в решении суда оценки части доводов и представленных доказательств, апелляционный суд считает необходимым обратить внимание на то, что отсутствие в решении суда первой инстанции полного списка всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в материалы дела, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательств, представленных сторонами спора в обоснование позиций. Нарушений процессуального характера при рассмотрении дела и при изготовлении судебного акта судом первой инстанции не допущено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
По приведенным мотивам апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции, принятое законно и обосновано, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 февраля 2023 года по делу N А50-19139/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19139/2022
Истец: Прокуратура Пермского края
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОКАМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ООО "ФЕНИКС-ГРУПП", Прокуратура города Краснокамска