Екатеринбург |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А50-22039/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Рябовой С.Э., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" Лысьвенский городской водоканал" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель (посредством онлайн-присутствия) Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Каракулова К.А. (доверенность от 06.03.2023 N 14).
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к муниципальному казенному предприятию муниципального образования "Лысьвенский городской округ" Лысьвенский городской водоканал" (далее - предприятие "Лысьвенский городской водоканал") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020, 2021 г. в общей сумме 10 426 647 руб. 11 коп., пеней в сумме 701 932 руб. 05 коп.
Решением арбитражного суда от 21.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Лысьвенский городской водоканал" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лица - муниципального образования "Лысьвенский городской округ" в лице Администрации г. Лысьвы, не привлеченного к участию в деле. Заявитель поясняет, что Администрация Лысьвенского городского округа является собственником имущества, переданного предприятию "Лысьвенский городской водоканал" в оперативное управление. Отмечает, что судом необоснованно не применены нормы закона о казенных предприятиях и субсидиарной ответственности, подлежащие применению.
Кроме того, заявитель полагает, что в случае направления дела на новое рассмотрение суду надлежит исследовать такие обстоятельства как: было ли оказано фактическое воздействие на окружающую среду, правильность расчетов, указанных в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду, их обоснованность, обстоятельства того, почему декларация за 2020 г. была принята управлением 14.03.2022 г., а за 2021 г.- 28.04.2022, не исследован вопрос о причинах неоднократных корректировок деклараций.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пунктом 1 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила НВОС).
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предприятием "Лысьвенский городской водоканал" в управление сданы декларации, подтверждающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) в процессе осуществления производственной деятельности за 2020, 2021 г. на сумму 10 426 647 руб. 11 коп.
При этом оплата за НВОС в сумме 10 426 647 руб. 11 коп., рассчитанная предприятием ответчиком не произведена.
Направленные истцом в адрес ответчика требования об оплате задолженности, пеней, оставлены без удовлетворения, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что согласно уточненному расчету управления общая задолженность предприятия "Лысьвенский городской водоканал" по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и за 2021 годы составила 10 426 647 руб. 11 коп.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен.
Возражая относительно заявленных требований управления, ответчик ссылался на отсутствие финансирования предприятия "Лысьвенский городской водоканал" со стороны Администрации г. Лысьвы как собственника имущества, переданного в оперативное управления ответчика, просил привлечь указанное лицо к участию в деле в качестве соответчика.
Исследовав и оценив указанные доводы предприятия "Лысьвенский городской водоканал", суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства предприятия о привлечении органа местного самоуправления к участию в деле.
Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции, обоснованно отметив, что плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят лица, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16, пункты 1, 4 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Суд кассационной инстанции также отмечает, что довод ответчика, изложенный в кассационной жалобе, о непривлечении Администрации г. Лысьвы к участию в деле также подлежит отклонению с учетом предмета и основания заявленных исковых требований в соответствии с положениями статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалуемые судебные акты суждений о правах и обязанностях указанного лица не содержат.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается наличие задолженности ответчика по платежам за НВОС, доказательств погашения задолженности не представлено, суды обоснованно удовлетворили требования управления о взыскании с предприятия "Лысьвенский городской водоканал" задолженности в сумме 10 426 647 руб. 11 коп., неустойки в сумме 701 932 руб. 05 коп., начисленной на основании статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, признав предоставленный управлением расчет неустойки за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 15.12.2022 исходя из ставки 7,5% арифметически верным и законным.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, об отсутствии финансирования предприятия "Лысьвенский городской водоканал" также являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонен судом, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" Лысьвенский городской водоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции, обоснованно отметив, что плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят лица, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16, пункты 1, 4 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
...
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается наличие задолженности ответчика по платежам за НВОС, доказательств погашения задолженности не представлено, суды обоснованно удовлетворили требования управления о взыскании с предприятия "Лысьвенский городской водоканал" задолженности в сумме 10 426 647 руб. 11 коп., неустойки в сумме 701 932 руб. 05 коп., начисленной на основании статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, признав предоставленный управлением расчет неустойки за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 15.12.2022 исходя из ставки 7,5% арифметически верным и законным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2023 г. N Ф09-4033/23 по делу N А50-22039/2022