Екатеринбург |
|
25 июля 2023 г. |
Дело N А71-15867/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Ивановой С.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова" (далее - учреждение, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Минервина О.В., директор (приказ, паспорт), Шавкунов А.Д. (доверенность от 09.01.2023 N 019, диплом).
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - управление, административный орган) - Бойченко А.В. (доверенность от 19.07.2023 N Д-564/30).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным составленного управлением протокола об изъятии вещей и документов от 30.09.2022 N 12, а также решения и действий административного орган по изъятию оружия и патронов, принадлежащих учреждению (дело N А71-15867/2022).
Учреждение обратилось также в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 21.10.2022 N 18ЛРР5662111022210013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения (дело N А71-16774/2022).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.12.2022 дела N А71-15867/2022 и N А71-16774/2022 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А71-15867/2022.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку судами фактических обстоятельств дела.
Заявитель жалобы считает, что судами не принято во внимание, что учреждением выполнены в полном объеме требования законодательства в области оборота оружия, устанавливающие порядок хранения оружия и патронов, при осуществлении хранения спортивного огнестрельного оружия. Полагает, что выдавая разрешение на хранение, использование оружия и патронов к нему, уполномоченный орган тем самым подтверждает наличие у юридического лица соответствующих лицензионным требованиям условий для обеспечения надлежащего учета, сохранности и безопасного их хранения - во всяком случае, на момент выдачи разрешения (его переоформления или продления). По мнению заявителя, требования законодательства к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также помещению для хранения оружия и патронов, учреждением соблюдены, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: актом проверки от 30.09.2023, разрешением на хранение и использование оружия на стрелковом объекте РФ N 0052167 выданное управлением 15.06.2022 сроком действия до 04.04.2025, согласно которого заявителю, как юридическому лицу, разрешено хранение и использование на стрелковом объекте - крытый тир служебного и гражданского оружия, согласно прилагаемого списка номерного учета оружия, книгой приема-выдачи оружия и патронов, описями хранящегося в КХО тира оружия, актами проверок за 2022 год. Заявитель выражает несогласие с выводом судов о том, что крытый тир учреждения не предназначен для проведения физкультурных и спортивных мероприятий и как следствие не является спортивным объектом. Отмечает, что наличие в структуре заявителя стрелкового объекта - крытый тир, а также его функционального назначения для осуществления спортивной стрельбы из спортивного огнестрельного оружия с нарезным столом и спортивного пневматического оружия подтверждено представленными в деле доказательствами (проектной документацией, сертификатами соответствия). Использование стрелкового объекта - крытый тир учреждением для проведения учебных занятий по видам спорта, связанным с использованием оружия, в частности, по виду спорта "Практическая стрельба" подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами. Указывает, что вывод о том, что тир учреждения считается объектом спорта, так как предназначен для проведения спортивных соревнований по стрелковому спорту и учебных стрельб содержится в приобщенном к материалам дела письме Министерства физической культуры и спорта Удмуртской Республики от 05.04.2023 N 1053/01-33. Полагает, что административным органом не представлено в ходе судебного разбирательства доказательств того, что крытый тир заявителя не пригоден по своему функциональному назначению к проведению физкультурных и спортивных соревнований по стрелковому виду спорта. Заявитель в жалобе указывает, что присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности. Полагает, что отсутствие у учреждения кодов ОКВЭД, не свидетельствует об отсутствии у него крытого тира, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по стрелковым видам спорта и используемого для проведения учебных занятий по виду спорта "практическая стрельба", а также о том, что он не является объектом спорта. Отмечает, что административным органом не представлено доказательств осуществления заявителем экономических видов деятельности предусмотренных кодами ОКВЭД 93.11 и 93.12. Как полагает учреждение, отсутствие у него паспорта безопасности объекта, не свидетельствует об отсутствии у заявителя крытого тира, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по стрелковым видам спорта и используемого для проведения учебных занятий по виду спорта "практическая стрельба", а также о том, что он не является объектом спорта. Отмечает, что здание учреждения эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой оно построено, требования санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" на данный объект не распространяются. Считает, что административным органом в материалах дела не представлено доказательств о проведении в отношении заявителя на ряду с мероприятиями по проверке сохранности оружия проверочных мероприятий по соблюдению санитарных правил СП 2.1.3678-20. Полагает неправомерным отклонение судами его ссылку на приказ Минспорта России от 22.11.2018 N 955, как не распространяющийся на объект заявителя, поскольку считает, что из данного приказа следует, что требования устанавливаются к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы из огнестрельного и пневматического оружия. Отмечает, что представленные в материалах дела сертификаты свидетельствуют о соответствии помещений тира предъявляемым требованиям по баллистической защите, позволяющей применять спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом калибром от 5,6 мм до 9 мм. Считает необоснованным судами учитывать пояснения управления, в которых указано на факт выдачи должностными лицами административного органа учреждению разрешения серии РФ N 0052167 на хранение и использование гражданского спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом; вне спортивного объекта проведена служебная проверка, по результатам которой виновные лица привлечены к ответственности, поскольку в ходе судебного разбирательства управлением не предоставлены результаты проведенной служебной проверки. Учреждение считает неправомерным вывод судов о нахождении гражданского списанного оружия: МА-АК-УЧ N ВВ 4062 в тренерской комнате в период проверки, при этом, учебное занятие со списанным оружием не проводилось, поскольку отсутствие обучающихся в период проведения проверки административным органом свидетельствует только об одном, что на период проверки заявителем сделан перерыв в проведении занятий. Отмечает, что действующим законодательством не установлена обязанность немедленного помещения учебного оружия в комнату хранения оружия в случае перерыва между учебными занятиями. Считает, что судами не учтено, что управлением не представлено доказательств, что условия хранения учебного оружия в тренеркой тира в перерыве между учебными занятиями не обеспечивают сохранность учебного оружия, его безопасное хранение и не исключают доступ к нему посторонних лиц. Указывает, что наличие учебного оружия при проведении проверки свидетельствует о его хранении в условиях обеспечивающих его сохранность и безопасность хранения, а действующий на стрелковом объекте пропускной и внутриобъектовый режим свидетельствует о создании учреждением условий по исключению доступа к нему посторонних лиц. Поскольку, списанное учебное оружие конструктивно предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности и непригодно для производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением и не соответствует понятию оружия, его приобретение юридическими лицами осуществляется без лицензии, разрешения на хранение учебного - списанного оружия подразделениями Росгвардии юридическим лицам не выдаются, учебное оружие конструктивно не предназначено для поражения живой или иной цели и, следовательно, не способно причинить существенный вред жизни и здоровью людей, заявитель полагает, что требования административного органа по хранению учебного списанного оружия в комнатах хранения оружия, на которые получены разрешения, не правомерны, так как порядок хранения списанного учебного оружия законодательством не урегулирован. Выражая несогласие с выводом судов о том, что тренерская комната не является частью комнаты хранения оружия, а также частью крытого тира, на которые оформлено разрешение серии РФ N 0052167, учреждение указывает, что согласно акта проверки от 30.09.2022 административным органом осуществлялась проверка обеспечения условий хранения оружия заявителем, местом проведения проверки в акте указано комната хранения оружия и тир заявителя. При этом отмечает, что помещение тренерской является неотъемлемой частью тира, о чем свидетельствует также имеющаяся в материалах дела проектная документация. Учреждение полагает, что вступившими в законную силу решениями Верховного суда Удмуртской Республики от 28.12.2022 и Октябрьского районного суда г. Ижевска от 20.01.2023 установлено наличие у учреждения законных оснований на хранение и использование оружия на стрелковом объекте для проведения учебных занятий по видам спорта, связанным с использованием оружия. По мнению учреждения, административным органом не представлено доказательств наличия 30.09.2022 оснований, для изъятия у заявителя, принадлежащего на законных основаниях оружия и патронов. Таким образом, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не имелось. Учреждение настаивает на том, что административным органом допущены нарушения процессуальных требовании при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ. Указывает, что должностными лицами управления при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении учреждения, законному представителю юридического лица не разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьями 25.1 и 25.4 КоАП РФ. Считает, что протокол об административном правонарушении и постановление об административном правонарушении не содержат сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения (в каких помещениях хранилось оружие, в какой период времени). Полагает, что в постановлении об административном правонарушении управлением не представлено доказательств вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения. В связи с этим считает, что в действиях учреждения отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ. Факт совершения заявителем выявленных нарушений, вина в совершении вменяемого противоправного деяния, причинно-следственная связь между действиями учреждения и нарушениями требований законодательства не доказаны. Полагает, что результаты проверки, проведенной с грубыми процессуальными нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене на основании заявления юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждение создано в целях сохранения и популяризации музейными средствами истории оружейного дела. Целями деятельности учреждения являются осуществление просветительской, научно - исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций; эффективное использование и распоряжение имуществом Удмуртской Республики (пункты 2.2, 2.3 Устава).
В пределах государственного задания учреждение осуществляет следующие виды деятельности: публичный показ музейных предметов и музейных коллекций; создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок; формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов и музейных коллекций (пункт 2.4 Устава).
Основными видами деятельности учреждения в соответствии с пунктом 2.6 Устава являются деятельность зрелищно-развлекательная прочая, включая деятельность тиров, деятельность организаторов мероприятий, не связанных со спортом или искусством, с собственными помещениями или без них; образование дополнительное детей и взрослых; образование профессиональное дополнительное другие.
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 15.06.2022 серии РФ N 0052167 на хранение и использование оружия на стрелковом объекте, выданную Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, сроком действия до 04.04.2025. Указанное разрешение позволяет хранить и использовать гражданское и служебное оружие согласно списку номерного учета оружия, в том числе гражданское спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом.
На основании пункта 67.2 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом Росгвардии от 14.01.2020 N 8, сотрудниками отделения лицензионно-разрешительной работы (по обслуживанию особо важных и режимных объектов Удмуртской Республики) управления 30.09.2022 в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия) проведена проверка обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов учреждением, находящихся по адресу: г. Ижевск, ул. Бородина, 19, в ходе которой административным органом выявлены нарушения в сфере оборота оружия: 1) в нарушение статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), абзаца 2 пункта 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему), пункта 163 Инструкции по организации работы отдела внутренних дел по контролю, за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" (далее - Инструкция N 288), выразившееся в том, что гражданское списанное оружие "МА-АК-УЧ" N ВВ 4062 не хранилось в помещении для хранения оружия и патронов, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках); 2) в нарушение пункта 2 статьи 6 Закона об оружии хранилось и использовалось гражданское спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом и патроны к ним ("Байкал-442", кал. 9x18 мм, N 134427631; "Байкал-442", кал. 9x18 мм, N 1444200621; "Байкал442" кал. 9x18 мм, N 134424034; "Байкал-442", кал. 9x18 мм, N 1944280255; "Байкал-442", кал. 9x18 мм, N 1944280347; "МР-446С Viking", кал. 9x19 мм, N 1444690392; "МР-446С Viking", кал. 9x19 мм, N 1944690106; "МР-446С Viking", кал. 9x19 мм, N 2044690417А; "МР-446С Viking", кал. 9x19 мм, N 2044690418А; "Р226 ТК-Pro", кал. 9x19мм, N 15226065; "ПЛК", кал. 9x19 мм, N 2218203499; "ПЛК", кал. 9x19 мм, N 2218203477; патроны кал. 9x18 мм в количестве 5260 (пять тысяч двести шестьдесят) шт.)), при этом музей спортивным объектом не является.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 30.09.2022 и протокол об изъятии вещей и документов от 30.09.2022 N 12, согласно которому изъяты вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а именно: 12 единиц спортивного короткоствольного огнестрельного оружия с нарезным стволом и 5260 патронов к нему.
Согласно объяснению Шавкунова А.Д. от 30.09.2023, работающему с июня 2020 года в должности начальника службы безопасности учреждения, в его обязанности входит обеспечение безопасности музея, сохранности имущества музей, в том числе оружия и патронов, пропускного и внутриобъектного режимов. Оружие, указанное в пункте 1 акта за исключением "ПЛК" хранилось и использовалось на основании выданного ЦЛРР разрешения от 15.06.2022 серии РФ N 0052167. Списанное оружие "МА-АК-УЧ", N ВВ 4062 хранилось вне комнаты хранения оружия, но в помещении, обеспечивающим сохранность и исключающим доступ посторонних лиц, а именно, в тренерской стрелкового тира. Списанное оружие не отображено в книге приема и выдачи оружия и патронов, поскольку данное оружие никогда в КХО не помещалось.
Административным органом в присутствии представителя учреждения 11.10.2022 составлен протокол N 18 ЛРР 5662 111022210013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, 21.10.2022 в присутствии представителя учреждения вынесено постановление N 18ЛРР 5662 111022210013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Полагая незаконными протокол изъятия вещей и документов от 30.09.2022 N 12, решение и действия управления по изъятию оружия и патронов, принадлежащих учреждению, а также постановление о назначении административного наказания, учреждение обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения в области оборота оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий.
Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица, ответственные за обеспечение соблюдения правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий. Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта, связанные с нарушением правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, урегулированы Законом об оружии, положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Согласно статье 1 Закона об оружии под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации; при этом патрон - это устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение; оружие - это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; списанное оружие - это огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие); нарезное огнестрельное оружие (огнестрельное оружие с нарезным стволом) - это огнестрельное оружие, канал ствола которого имеет сечение, форму или нарезы (выступы и углубления) на внутренней поверхности, придающие в процессе выстрела метаемому снаряжению вращательное движение вокруг своей оси.
В соответствии со статьей 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
В силу статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в пункте 54 которых предусмотрено разрешение юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
В силу пункта 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны к нему подлежат хранению в помещениях для хранения оружия и патронов, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках). Совместное с оружием и патронами к нему хранение иного имущества не допускается.
Аналогичные требования содержит в пункте 163 Инструкции N 288.
Согласно пункту 168 Инструкции N 288 оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
Исходя из указанных положений, основными требованиями законодательства по хранению оружия и патронов, является обязательным наличие условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ посторонних лиц непосредственно к оружию. При этом обязанность по организации надлежащего обеспечения сохранности оружия и предотвращения доступа к нему посторонних лиц возложена исключительно на лицо, которому выдано соответствующее разрешение на его хранение.
Судами из материалов дела установлено, что проведенным административным органом проверочным мероприятием выявлено нахождение гражданского списанного оружия "МА-АК-УЧ" N ВВ 4062 вне помещения для хранения оружия и патронов, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках), что не обеспечивает условия его сохранности, безопасности хранения и исключения доступа к нему посторонних лиц, что подтверждается непосредственным обнаружением сотрудниками административного органа, фотоматериалами, приложенными к акту проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 30.09.2022.
Согласно объяснениям начальника службы безопасности учреждения от 30.09.2022 Шавкунова А.Д., списанное оружие "МА-АК-УЧ" N ВВ 4062 хранилось вне комнаты хранения оружия, но в помещении, обеспечивающим сохранность и исключающим доступ посторонних лиц, а именно, в тренерской стрелкового тира; списанное оружие не отображено в книге приема и выдачи оружия и патронов, поскольку данное оружие никогда в КХО не помещалось.
Из материалов дела следует, что учреждение осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 15.06.2022 серии РФ N 0052167 на хранение и использование оружия на стрелковом объекте, выданной Центром лицензионно-разрешительной работы управления. Указанное разрешение позволяет хранить и использовать гражданское и служебное оружие согласно списку номерного учета оружия, в том числе гражданское спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона об оружии хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом запрещается.
Согласно статьей 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте) объектом спорта является объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества; спортивные мероприятия - это спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную часть, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов; физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой; спортивное сооружение - это инженерно-строительный объект, предназначенный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.
Из данных Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Росреестра филиала по Удмуртской Республике об основных характеристиках объекта недвижимости учреждения судами установлено, что в графе "виды разрешенного использования" сведения о спортивном объекте - отсутствуют.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "Деятельность в области спорта" определена кодом классифицируемых группировок N 93. Деятельность спортивных объектов определена кодом 93.11, деятельность спортивных клубов определена кодом 93.12.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированной в отношении учреждения, коды ОКВЭД 93.11 и 93.12 в качестве основного и (или) дополнительного видов экономической деятельности - отсутствуют; в уставе учреждения в целях, предметах и видах деятельности отсутствуют занятия (деятельность) в области спорта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (далее - СП 2.1.3678-20), в разделе 6 которого установлены требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта предъявляются санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с пунктом 6.1.9. СП 2.1.3678-20 здания объектов спорта оборудуются необходимым набором вспомогательных помещений для лиц, занимающихся физической культурой и спортом: отдельными раздевалками для мужчин и женщин, оборудованными туалетами и душевыми. Должен быть организован медицинский пункт, комнаты тренеров (инструкторов), помещение для хранения спортивного инвентаря и оборудования, гардеробные, помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов.
Доказательства, подтверждающие соответствие объекта, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Бородина, д. 19, указанным санитарным правилам учреждением в материалы дела не представлены и судами не установлено.
В силу статьи 37.1 Закона о спорте федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет формирование и ведение Всероссийского реестра объектов спорта.
Порядок формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений устанавливается приказом Минспорта России от 12.09.2014 N 766 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений", в пункте 22 которого предусмотрено, что сведения из Реестра предоставляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, путем их размещения Департаментом инвестиционного развития и управления государственным имуществом Минспорта России па официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Доказательств того, что спорный объект, принадлежащий заявителю, зарегистрирован во Всероссийском реестре объектов спорта учреждением в материалы дела, суду также не представлены.
К объектам спорта предъявляются требования антитеррористической защищенности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта" (далее - Требования к антитеррористической безопасности), в соответствии с которыми на каждый объект спорта составляется паспорт безопасности, который согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта спорта и утверждается ответственным лицом.
В силу пункта 6 Требований к антитеррористической безопасности для проведения категорирования объекта спорта решением ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию объекта спорта, к работе которой могут привлекаться представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию).
Ответственным лицом по созданию комиссии является собственник или иной законный владелец объекта спорта (пункт 7 Методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта, утвержденных приказом Минспорта России от 30.09.2015 N 921).
В соответствии с пунктом 6(1) Требований к антитеррористической безопасности комиссия создается: а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов спорта - не позднее 1 сентября 2016 года; б) при вводе в эксплуатацию нового объекта спорта - в течение 4 месяцев со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию; в) при актуализации паспорта безопасности объекта спорта - в течение 4 месяцев со дня принятия решения об актуализации паспорта безопасности объекта спорта.
Доказательств наличия у учреждения паспорта безопасности объекта спорта, документов, подтверждающих создание комиссии для проведения обследования и категорирования объекта спорта, судами из материалов дела не установлено и заявителем не представлено.
Таким образом, как верно посчитали суды, здание учреждения, в котором размещена комната хранения оружия на основании разрешения серии РФ N 0052167, не может быть отнесена к объекту спорта, обоснованно заключив, что учреждением нарушены положения пункта 2 статьи 6 Закона об оружии, запрещающего хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, учреждением в материалы дела, суду не представлено.
Приобретенное оружие подлежит регистрации в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона об оружии.
В части 3 статьи 9 Закона об оружии установлено, что в заявлении о выдаче лицензии указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные этим Федеральным законом документы.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные данным Федеральным законом основания (часть 4 статьи Закона об оружии).
Суды верно отметили, что данный закон не содержит положений, предусматривающих в целях получения лицензии предоставить для подтверждения спортивного статуса организации, осуществляющей свою деятельность в соответствующих видах спорта, связанных с использованием оружия, договор со спортивной федерацией и договор на использование каких-либо норм обеспечения спортивным, охотничьим либо иным видом гражданского оружия и патронов к нему.
Судами правомерно отклонены доводы учреждения о том, что оно имеет крытый тир, который соответствует требованиям к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы, утвержденных приказом Минспорта России от 22.11.2018 N 955, вследствие чего крытый тир является спортивным объектом, указав на приказ Минспорта России от 22.11.2018 N 955, изданного в силу пункта 2.1 статьи 6 Закона об оружии, устанавливающего требования в отношении ношения и перевозки в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также использование такого оружия в границах населенных пунктов вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы, которые распространяются на тиры, в которых используется исключительно пневматическое оружие. Соблюдение данных требований свидетельствует о баллистической защищенности тира, а не о соответствии тира объекту спорта.
Ссылка заявителя на письмо Министерства спорта Российской Федерации от 07.11.2022 N 07-07-18/9595Ю, также правомерно не принята судами ввиду отсутствия в нем вывода о том, что крытый тир учреждения является объектом спорта.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, суды также верно отклонили ссылку заявителя на письмо Министерства по физической культуре и спорту Удмуртской Республики от 05.04.2023 N 1053/01-33.
В силу пункта 57 Правил N 814 хранение спортивного огнестрельного оружия, в том числе, с нарезным стволом, либо спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибром более 4,5 мм, спортивного холодного клинкового и метательного оружия, охотничьего оружия может осуществляться юридическими лицами, получившими разрешение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте, в помещениях, оборудованных с учетом требований этих Правил.
Ссылка заявителя на выдачу должностными лицами административного органа разрешительных документов на приобретение, хранение и использование оружия на стрелковом объекте заявителя и, как следствие, подтверждения факта соблюдения им требований законодательства по обеспечению сохранности и учета оружия и патронов, правомерно отклонена судами, поскольку факт выдачи разрешительной документации в прошлом не является гарантом того, что и в последующем лицо, получившее данное разрешение, будет неукоснительно соблюдать требования законодательства.
Судами учтены пояснения управления, из которых установлено, что по факту выдачи должностными лицами административного органа учреждения разрешения серии РФ N 0052167 на хранение и использование гражданского спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом вне спортивного объекта проведена служебная проверка, по результатам которой виновные лица привлечены к ответственности.
Кроме того, как верно отметили суды, факт выдачи разрешительной документации не влияет на правильность выводов административного органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении.
Довод заявителя о том, что законность хранения и использования на стрелковом объекте - крытый тир оружия и патронов подтверждена вступившими в законную силу решением Верховного суда Удмуртской Республике от 28.12.2022, постановлением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 20.01.2023, правомерно отклонен судами, так как указанные судебные акты приняты по делам об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении правил передачи оружия, в то время как при рассмотрении данных дел правовая оценка действиям учреждения по хранению спортивного оружия с нарезным стволом не производилась.
Ссылка заявителя на то, что гражданское списанное оружие МА-АК-УЧ N ВВ 4062 находилось в тренерской комнате учреждения в связи с проведением с 9 ч 00 мин. до 18 ч 00 мин. учебных занятий с ним, судами обоснованно отклонена, установив, что в период времени с 15 ч 00 мин. до 17 ч 00 мин. 30.09.2022 в данной тренерской комнате находились должностные лица административного органа, осуществляющие проверку учетных документов оружия и патронов, присутствовали также директор учреждения Минервина О.В., начальник службы безопасности учреждения Шавкунов А.Д., при этом, учебное занятие со списанным оружием: МА-АК-УЧ N ВВ 4062 не проводилось. Кроме этого, тренерская комната не является частью комнаты хранения оружия, а также частью крытого тира, на которые оформлено разрешение серии РФ N 0052167.
Доводы учреждения о том, что требований к условиям хранения списанного оружия законодательством Российской Федерации не предусмотрено, судами верно непринят с учетом того, что в силу статей 3, 22 Закона об оружии списанное оружие является гражданским оружием и должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц, кроме того, в соответствии с инструкцией N 288 принадлежащее юридическим лицам гражданское списанное оружие подлежит хранению в специальных помещениях для хранения оружия и патронов, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках).
Данный вывод судов не переценивается судом кассационной инстанцией.
Таким образом, исследовав и оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили факт совершения учреждением административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 1.5, статьи 2.1 КоАП РФ, суды обоснованно пришли к выводу о подтверждении материалами дела вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих факт принятия учреждением исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на их соблюдение, как и что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для учреждения препятствиями, судами не установлено, учреждением в материалы дела не представлено.
При установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды правомерно посчитали доказанным материалами дела наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Доводы жалобы о том, что административным органом допущены нарушения процессуальных требовании при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ, судами правомерно отклонены исходя из следующего.
Судами установлено, что, поскольку в нарушение пункта 2 статьи 6 Закона об оружии в учреждении хранилось и использовалось спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом, в то время как музей общества спортивным объектом не являлся, должностные лица административного органа на основании абзаца 6 пункта 1 части 1 статьи 27, статьи 28 указанного Закона 30.09.2022 произвели изъятие гражданского спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, о чем составлен протокол об изъятии вещей и документов от 30.09.2022 N 12, в рамках которого изъято 12 единиц спортивного короткоствольного огнестрельного оружия с нарезным стволом, а также 3460 штук патронов к нему и не опровергает вывод судов об обеспечительном характере действий по изъятию оружия и патронов.
Как следует из материалов дела, по выявленным нарушениям в отношении учреждения 21.10.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 18ЛРР5662111022210013 по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель учреждения извещен уведомлением, которое вручено 03.10.2022. Копия протокола об административном правонарушении, а также приложения к нему, в котором указаны права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, вручена законному представителю учреждения 12.10.2022, что подтверждается материалами дела.
С учетом установленного, суды правомерно посчитали, что должностными лицами административного органа при составлении протокола об изъятии вещей и документов соблюдены права и законные интересы.
Судами установлено также, что должностным лицом административного органа в отсутствие надлежаще уведомленного законного представителя учреждения 21.10.2022 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 18ЛРР5662111022210013.
С учетом установленного суды верно заключили, что процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, так как учреждению предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении, при этом протокол об административно правонарушении составлен, и постановление о назначении административного наказания вынесено в присутствии представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола и вынесения постановления.
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении и постановление об административном правонарушении не содержат сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения, судами правомерно отклонен как противоречащий материалам дела, поскольку в протоколе об административном правонарушении и постановление об административном правонарушении данные сведения содержатся и указано, что 30.09.2022 в период времени с 15 ч 00 мин. до 17 ч 05 мин. сотрудниками управления в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия - проверки учреждения, расположенною по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Бородина, 19, выявлены нарушения в сфере оборота оружия.
Довод заявителя о хранении учебного оружия вне сейфа не соответствует фактическим обстоятельствам, судами также обоснованно не принят, поскольку подтверждается материалами дела, в том числе фотоматериалами, актом проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 30.09.2022, объяснением начальника службы безопасности учреждения от 30.09.2022 Шавкунова А.Д.
Судами установлено, что наказание административным органом назначено с учетом того, что ранее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, заявитель не привлекался, а также отсутствия вреда или угрозы причинения вреда и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушений малозначительными и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судами не установлено.
Оснований для переоценки данных выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления управления, а также незаконными протокола об изъятии вещей и документов от 30.09.2022 N 12, составленного управлением, решения и действия по изъятию оружия и патронов, принадлежащих учреждению.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, относительно порядка проведения проверки, полномочий проверяющего, соблюдения условий хранения оружия обществом, действия и решения по изъятию оружия судом первой и апелляционной инстанций проверены, и им дана надлежащая правовая оценка. Между тем, данные доводы фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, по выявленным нарушениям в отношении учреждения 21.10.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 18ЛРР5662111022210013 по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель учреждения извещен уведомлением, которое вручено 03.10.2022. Копия протокола об административном правонарушении, а также приложения к нему, в котором указаны права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, вручена законному представителю учреждения 12.10.2022, что подтверждается материалами дела.
...
Судами установлено, что наказание административным органом назначено с учетом того, что ранее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, заявитель не привлекался, а также отсутствия вреда или угрозы причинения вреда и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушений малозначительными и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2023 г. N Ф09-4843/23 по делу N А71-15867/2022