Екатеринбург |
|
26 июля 2023 г. |
Дело N А60-32563/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Ивановой С. О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Алапаевский деревообрабатывающий завод" (далее - общество "ДОЗ", завод), Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ДОЗ" - Сущенко Д.А. (доверенность от 01.12.2022);
Управления - Анисимов Р.Г. (доверенность от 08.08.2022 N 250, диплом);
Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, организатор торгов) - Перехода Г.Г. (доверенность от 23.01.2023, диплом), Пилькевич А.В. (доверенность от 23.03.2022 N 12-25-02/4819, диплом);
индивидуального предпринимателя Перетягина Григория Леонидовича (далее - предприниматель, Перетягин Г.Л., предприниматель Перетягин Г.Л.) - Александрова Д.С. (доверенность от 15.05.2023, диплом), Перетягина А.И. (доверенность от 18.11.2021, диплом, свидетельство о заключении брака).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании незаконными решения от 17.05.2022 и предписания от 17.05.2022, вынесенных по жалобам участников торгов общества с ограниченной ответственностью "Лесторг" (далее - общество "Лесторг"), общества с ограниченной ответственностью "Вектор В" (далее - общество "Вектор В") о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Судом возбуждено производство по делу N А60-32563/2022.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Перетягин Г.Л., общество "Лесторг", общество "Вектор В", общество "ДОЗ".
Перетягин Г.Л. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным вышеуказанного решения Управления от 17.05.2022 в части признания необоснованной жалобы Перетягина Г.Л.
Судом возбуждено производство по делу N А60-44125/2022.
Определением суда от 25.08.2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А60-32563/2022 и NА60-44125/2022, объединенному делу присвоен номер NА60-32563/2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.10. 2022 требования Министерства удовлетворены.
Признаны незаконными решение Управления от 17.05.2022 и предписание от 17.05.2022, вынесенные по жалобам участников торгов общества "Лесторг", общества "Вектор В" на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства. Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 решение суда отменено в части.
Требования предпринимателя удовлетворены.
Дополнительно признано недействительным решение Управления от 17.05.2022 в части признания жалобы Перетягина Г.Л. необоснованной.
На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 21.12.2017 N 1604, подлежащих применению.
По мнению антимонопольного органа, нарушение Министерством правил торгов установлено Комиссией Управления, и выразилось в том, что организатор торгов не установил в Конкурсной документации исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие объектов глубокой переработки древесины на праве собственности или на ином законном основании применительно к разновидностям таких объектов, следствием чего явился необоснованный отказ в допуске к участию в конкурсе; отсутствие подтверждения дополнительной потребности в древесине не указано в исчерпывающем перечне оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, поэтому отказ Министерства по данному критерию в допуске к конкурсу также не правомерен.
Кроме того, антимонопольный орган исходит из того, что участник конкурса должен соответствовать требованиям конкурсной документации, а не сведениям в ЛесЕГАИС, поэтому не имеет значения какой конкретно объем дополнительной потребности в древесине необходим конкретному участнику торгов.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель не соглашается с позицией Управления и просит оставить постановление без изменения.
В кассационной жалобе общество "ДОЗ" просит оставить в силе решение и отменить постановление, ссылаясь на обоснованность его расчетов дополнительной потребности в древесине, которые соответствуют данным ЛесЕГАИС и его заявке на участие в конкурсе, но апелляционным судом не были изучены; организатор торгов допустил общество для участия в конкурсе и не усмотрел недостоверности данных такого критерия.
Общество "ДОЗ" считает, что рассматривая заявку участника, организатор торгов произвел сверку данных системы ЛесЕГАИС и данных, представленных участником, после чего завод был признан соответствующим требованиям законодательства и допущен до следующего этапа конкурса, вместе с тем организатор торгов не предоставил документов, свидетельствующих о предоставлении недостоверных данных в составе заявки общества "ДОЗ" в части расчета дополнительной потребности в древесине.
По мнению общества "ДОЗ" апелляционным судом не изучены материалы дела, отзывы, в постановлении выявлено несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем нарушаются права завода, поскольку правомерно допущенный к участию в конкурсе, представивший корректные данные, занесенные в федеральную систему ЛесЕГАИС, может быть лишен возможности получения баллов при рассмотрении конкурсного предложения, поскольку судом приняты во внимание иные числовые значения для расчета, не подлежащие рассмотрению.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель также не соглашается с позицией общества и просит оставить постановление суда без изменения.
В возражениях на отзыв общество "ДОЗ" указывает, что доводы предпринимателя Перетягина Г.Л. являются необоснованными, поскольку оценка наличия дополнительной потребности в рамках рассматриваемого спора осуществлена без непосредственной оценки, представленных в материалы дела документов, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Министерством в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и на основании приказа от 10.11.2021 N 1282 организован и проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности (из состава земель лесного фонда Свердловской области) для заготовки древесины.
Извещение о проведении аукциона опубликовано 27.12.2021 на сайте www.torgi.gov.ru.
Дата вскрытия конвертов 18.04.2022.
Конкурс проводился 20.04. 2022.
Предмет конкурса - лесной участок из состава земель лесного фонда для заготовки древесины, местоположение: Свердловская область, Ирбитское муниципальное образование, Ирбитское лесничество, Зайковское участковое лесничество, урочище колхоз им. Мичурина, кварталы 1 (выделы и кварталы перечислены на стр.2-4 решения суда); площадь: 5380,8 га (53 808 920 кв.м); кадастровый номер 66:11:0000000:2462; начальная цена: 3 396 000 руб.
Для участия в конкурсе поступило 4 заявки: 1. Предприниматель Перетягин Г.Л.; 2 Общество "Вектор В"; 3. Общество "ДОЗ"; 4. Общество "ЛесТорг".
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 18.04.2022 N 5 к участию в конкурсе допущены заявки предпринимателя и общества "ДОЗ". Иным двум участникам в допуске отказано.
Согласно протоколу от 18.04.2022 заявки общества "Вектор В" и общества "ЛесТорг" отклонены, поскольку не соответствует требованиям частей 4, 20 статьи 80.1 ЛК РФ, согласно которым к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 20.04.2022 N 6 победителем конкурса по результатам подсчета количества баллов признано общество "ДОЗ".
В Управление в порядке статьей 18.1 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ) поступили жалобы предпринимателя Перетягина Г.Л., общества "ЛесТорг" и общества "Вектор В" на действия (бездействие) организатора торгов в лице Министерства, совершенные (допущенные) при организации и проведении вышеуказанного конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины.
Жалобы Перетягина Г.Л., общества "ЛесТорг" и общества "Вектор В" рассмотрены Комиссией антимонопольного органа в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения принято решение от 17.05.2022 по жалобам N 066/01/18.1-1413/2022, N 066/01/18.1-1472/2022, N 066/01/18.1-1478/2022, которым жалоба Перетягина Г.Л. признана необоснованной, жалобы общества "ЛесТорг" и общества "Вектор В" признаны обоснованными, в действиях организатора торгов в лице Министерства выявлено нарушение пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ, которое выразилось в неустановлении в конкурсной документации исчерпывающего перечня документов, подтверждающих наличие объектов глубокой переработки древесины на праве собственности или на ином законном основании применительно к разновидностям таких объектов, следствием чего явился необоснованный отказ в допуске общества "ЛесТорг" и общества "Вектор В" к участию в конкурсе.
Организатору торгов выдано предписание от 17.05.2022 об устранении выявленных нарушений, которым в срок до 24.06.2022 предписано принять меры по отмене протоколов от 18.04.2022 N 5 и от 20.04.2022 N 6 и рассмотрению поступивших заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Министерство и Перетягин Г.Л. обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями.
Суд первой инстанции установил фактические и правовые основания для удовлетворения заявления Министерства и отсутствие таковых для удовлетворения заявления предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции счел выводы суда первой инстанции в части заявления Министерства правильными, но признал ошибочными выводы, касающиеся требований предпринимателя, которые удовлетворил.
Согласно части 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, проводится на основании решения принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.
На основании части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.
Во исполнение части 5 статьи 80.1 ЛК РФ приказом Минприроды России от 29.06.2018 N 303 (далее - Приказ N 303) утверждены требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядок и способы подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требования к формату такого заявления и порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса.
Во исполнение части 6 статьи 80.1 ЛК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 N 1475 утверждены Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине (далее - Правила N 1475).
Отказ в проведении конкурса на основании части 8 статьи 80.1 ЛК РФ допускается, если: заявление подано лицом, не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи (пункт 1); отсутствует подтверждение дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 5); несоответствие заявления о проведении конкурса и прилагающихся к нему документов требованиям, установленным в соответствии с частью 5 настоящей статьи (пункт 6).
В силу части 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 данной статьи.
Основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является в том числе представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частями 2, 4 статьи 80.1 ЛК РФ к лицам, которые вправе направить заявление об организации и проведении конкурса, то есть не владеющим на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (ОЛИ), предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, то есть уполномоченный орган на этапе допуска к участию в конкурсе оценивает участника на предмет владения ОЛИ, включая объекты глубокой переработки древесины, а также выясняет, имеется ли дополнительная потребность в древесине.
Пунктом 12 части 6 статьи 50.6 ЛК РФ предусмотрено, что в ЛесЕГАИС содержится документированная информация об адресах (местоположении) объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В ЛесЕГАИС должна содержаться информация об ОЛИ как совокупности объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности.
Арбитражным судом установлено, что общество "Лесторг" и общество "Вектор В" не подтвердили надлежащим образом наличие у них объектов ОЛИ на праве собственности или на ином законном основании.
Данный вывод правильным, поскольку суды исходили из того, что Министерство правомерно руководствовалось требованиями, которые установлены статьей 80.1 ЛК РФ и Приказом N 303.
В соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ с заявлением о проведении конкурса вправе обратиться лицо, владеющие на праве собственности или на ином законном основании ОЛИ, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.
Пунктом 12 части 6 статьи 50.6 ЛК РФ предусмотрено, что в ЛесЕГАИС содержится документированная информация об адресах (местоположении) объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.12.2017 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" под промышленной инфраструктурой понимается совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности.
Таким образом, в ЛесЕГАИС должна содержаться информация об ОЛИ как совокупности объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности.
Поскольку суд установил, что общество "ЛесТорг" и общество "Вектор В" не подтвердили наличие у них объектов ОЛИ, сведения о которых внесены в ЛесЕГАИС, отказ Министерства в допуске к участию в конкурсе является законным и обоснованным.
Кроме того, судом установлено, что из заявки общества "ЛесТорг" следует, что она вообще подана на участие в ином аукционе (на аренду участка с кадастровым номером 66:17:0000000:5527 в Качканарском участковом лесничестве) (файл "Заявка ООО ЛесТорг.pdf" к отзыву Министерства на апелляционную жалобу).
При указанных установленных обстоятельствах доводы антимонопольного органа подлежат отклонению.
Доводы общества "ДОЗ" о том, что рассматривая заявку участника, организатор торгов произвел сверку данных системы ЛесЕГАИС и завод был признан соответствующим требованиям законодательства и допущен до следующего этапа конкурса, вместе с тем документов, свидетельствующих о предоставлении недостоверных данных в составе заявки общества "ДОЗ" в части расчета дополнительной потребности в древесине не представлено, подлежат отклонению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, доказывая наличие дополнительной потребности в древесине, общество "ДОЗ" в своей заявке (приложении к ней - "Расчет потребности в дополнительном объеме заготовки") указало, что в 2019 году приобрело 20 328 куб. м древесины, в 2020 году - 6582 куб.м, в 2021 году - 13 145 куб. м. Среднегодовой объем приобретенной древесины - 13 352 куб.м.
Вместе с тем постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А60-21013/2022 Арбитражного суда Свердловской области установлено и обществом "ДОЗ" в рамках рассматриваемого дела не опровергнуто, что по данным ЛесЕГАИС, фактический объем приобретенной древесины составил в 2019 году - 20 328,312 куб.м, в 2020 году - 8009,42 куб.м, в 2021 году - 25 638,94 куб.м соответственно. Среднегодовой объем приобретенной древесины - 17 992,22 куб.м.
Таким образом общество "ДОЗ" занизило в заявке среднегодовой объем приобретенной древесины, тем самым завысив размер дополнительной потребности в древесине, что не было учтено Министерством при допуске заявки общества "ДОЗ" к участию в конкурсе.
На основании установленного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что сведения, предоставленные обществом "ДОЗ" с заявкой на участие в конкурсе, являются недостоверными.
Вопреки доводам общества "ДОЗ" выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование обществом "ДОЗ" положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Определением суда от 25.05.2023 производство по кассационным жалобам было приостановлено до получения результатов рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела N А60-21013/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 309-ЭС23-7242 в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Иные доводы жалоб не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А60-32563/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Алапаевский деревообрабатывающий завод", Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, доказывая наличие дополнительной потребности в древесине, общество "ДОЗ" в своей заявке (приложении к ней - "Расчет потребности в дополнительном объеме заготовки") указало, что в 2019 году приобрело 20 328 куб. м древесины, в 2020 году - 6582 куб.м, в 2021 году - 13 145 куб. м. Среднегодовой объем приобретенной древесины - 13 352 куб.м.
Вместе с тем постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А60-21013/2022 Арбитражного суда Свердловской области установлено и обществом "ДОЗ" в рамках рассматриваемого дела не опровергнуто, что по данным ЛесЕГАИС, фактический объем приобретенной древесины составил в 2019 году - 20 328,312 куб.м, в 2020 году - 8009,42 куб.м, в 2021 году - 25 638,94 куб.м соответственно. Среднегодовой объем приобретенной древесины - 17 992,22 куб.м.
...
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 309-ЭС23-7242 в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2023 г. N Ф09-2325/23 по делу N А60-32563/2022