Екатеринбург |
|
28 июля 2023 г. |
Дело N А34-18091/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Краснобаевой И.А., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петуховский лесхоз" (далее - общество, ответчик) на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.01.2023 по делу N А34-18091/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества -Родионова Е.С. (доверенность от 21.05.2019).
В судебном заседании 17.07.2023 объявлен перерыв до 24.07.2023.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском к обществу "Петуховский лесхоз" о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 22.10.2009 N 34-Др, в пункт 6 и в приложения N 2 и N 4 в соответствии с просительной частью искового заявления с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части удовлетворенных требований по внесению изменений на 2021 год, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что при наличии материалов отвода и таксации расчет арендной платы должен производиться исходя и объемов древесины, изъятой на лесном участке, на основании указанных материалов. Как отмечает ответчик, обществом в 2021 году проведен отвод лесосек, на основании которого оформлены лесные декларации, поданы в Департамент и приняты им; объем изъятия по всем лесным декларациям составил 48 711 куб. м, стоимость лесных ресурсов - 649 093 руб. 47 коп. Таким образом, арендная плата по договору N 34-Др от 22.10.2009 составляет 649 093 руб. 47 коп. По мнению заявителя, использовать больший объем лесных ресурсов в 2021 году общество не имело возможности ввиду того, что приказ об утверждении заключения государственной экспертизы изменений Проекта освоения лесов был принят 20.05.2021, в связи с чем, ответчик возможность заготовки древесины получена только после 21.05.2021. Общество поясняет, что невозможность использования лесного участка до этого срока была связана с тем, что Проект освоения лесов, может быть представлен на экспертизу лишь после внесения изменений в договор аренды лесного участка на основании изменений лесохозяйственного регламента Петуховского лесничества, при этом сам лесохозяйственный регламент был утвержден лишь 29.01.2021, после чего началась процедура внесения изменений в договор аренды лесного участка с последующей подготовкой Проекта освоения лесов.
Общество указывает на расхождение стоимости незадекларированного в 2021 году объема древесины в расчетах Департамента и общества, вызванное, по мнению заявителя, в связи с несоответствием качества растущих лесных насаждений на лесном участке характеристикам, заложенным Департаментом в расчет арендной платы (соотношение деловой и дровяной древесины).
Заявитель считает неправомерным вывод судов о наличии возможности у общества доосвоения лесных ресурсов после 31.12.2021, поскольку суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, освоение лесхозом неиспользованного в 2021 году объема древесины в последующие годы приведет к превышению расчетной лесосеки;
Заявитель считает, что все изменения вносятся только на будущий период и не могут изменять отношения по действующему договору, в том числе исполненные сторонами, при наличии материалов отводов и таксации расчет арендной платы должен производиться исходя и объемов древесины, изъятой на лесном участке, на основании указанных материалов, соответственно, если арендатор задекларировал и заготовил древесину, внес за это арендную плату, то договор в этой части следует считать исполненным, то есть прекращенным.
Заявитель не согласен с выводом судов о том, что невнесение изменений в размер арендной платы приведет к бесплатному использованию арендатором лесных ресурсов, напротив, считает, что установление арендной платы в размере, рассчитанном Департаментом, приведет к его неосновательному обогащению.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона между Департаментом (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 22.10.2009 N 34-Др, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора (пункт 1).
Схема расположения лесных участков и их характеристики приведены в приложениях N 1 и N 2 к договору.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что ежегодный объём изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов предварительно определены настоящим договором (приложения N 3 и N 6), окончательно устанавливаются проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
На основании пункта 6 договора арендная плата по договору составляет 273 800 руб.
Арендатор вносит арендную плату в полном объёме в сроки, определенные приложением N 4 (оформляется ежегодно за один месяц до декларируемого периода) к настоящему договору.
В случае полного или частичного отсутствия материалов отвода и таксации лесосек расчет арендной платы на очередной год производится арендодателем по ставке платы, установленной для средней категории крупности соответствующей породы по первому разряду такс (пункт 7 договора).
В силу пункта 8 договора размер арендной платы не может быть ниже платы, рассчитанной на основе ставок устанавливаемых федеральными органами власти.
Согласно пункту 10 договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение 20 (двадцати) дней арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Размер арендной платы подлежит изменению при уточнении разрешенных объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 11 договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристики приведены в приложениях N 1, N 2 к настоящему договору.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что ежегодный объём изъятия лесных ресурсов на арендуемых лесных участках, объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов предварительно определены настоящим договором (приложения N 3, N 6), окончательно устанавливаются проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 25 срок действия договора устанавливается с 01.01.2010 по 31.12.2049.
Приложением N 3 установлен ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства лесном участке.
В Приложении N 6 согласованы объемы и сроки исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
По акту приема-передачи лесной участок передан арендатору (приложение N 5).
Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 29.01.2021 N 52 утвержден новый "Лесохозяйственный регламент Петуховского лесничества", согласно которому изменились количественные характеристики использования лесного участка, а именно изменилась расчетная лесосека и условия использования лесов - лесохозяйственные, лесовосстановительные мероприятия, а также нормы обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах (Приложения N 3, 6 к договору).
Приказом Департамента от 17.06.2022 N 282 внесены изменения в приказ Департамента от 29.01.2021 N 52, которым утвержден новый Лесохозяйственный регламент Петуховского лесничества, в регламент были внесены изменения, касающиеся количественных характеристик использования лесного участка.
На основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Курганской области от 12.04.2021 по делу N А34-3359/2021, от 01.08.2022 по делу N А34-10992/2022 внесены изменения в приложения N 3 и 6 к договору лесного участка N 34-Др от 22.10.2009 на 2021 г., 2022 г. и последующие годы, соответственно.
Ссылаясь на недопустимость нарушения принципа платности использования лесов, с учетом того, что существенно изменились объемы лесных ресурсов, производить изъятие которых вправе лесопользователь - общество "Петуховский лесхоз", по сравнению с объемами, установленными первоначальными условиями договора аренды лесного участка N 34-Др от 22.10.2009, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
Статьей 72 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в силу части 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму, которой предусмотрена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Нормами Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора, также предусматривался общий запрет на изменение условий аукциона в отношении договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенных по результатам аукциона, из которого должны были исходить стороны при заключении договора.
Как установлено судами, приказом Департамента от 20.05.2021 N 229 утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов общества "Петуховский лесхоз" договор аренды лесного участка от 22.10.2009 N 34-Др.
На основании части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
В силу положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - постановление N 310).
Статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (ч. 6 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что изменения, внесенные в Лесохозяйственный регламент Петуховского лесничества, по сравнению с условиями договора являются существенными, ввиду значительного изменения ежегодного допустимого объема заготовки, перераспределения объема заготовки по видам рубок и хозяйствам; изменения видов и объемов лесохозяйственных, лесовосстановительных, санитарных и противопожарных мероприятий.
При этом размер арендной платы должен быть увеличен или уменьшен пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, также при необходимости внесены иные соответствующие изменения, в том числе в части уточнения объема лесохозяйственных мероприятий.
Невнесение изменений в размер арендной платы означало бы использование лесов с изъятием лесных ресурсов, в том числе заготовку древесины, арендатором бесплатно (в случае, если объем допустимого изъятия лесных ресурсов фактически выше, чем было предусмотрено в договоре аренды), либо неосновательное обогащение арендодателя (если объем допустимого изъятия фактически ниже, чем было предусмотрено договором аренды) (письма Рослесхоза от 22.01.2014 N АБ-05-47/581 "О проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на территории лесных участков, предоставленных в аренду", от 16.11.2012 N ЮД-10- 54/13313 "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка").
Обращение истца с рассматриваемым требованием в суд мотивированно недопустимостью нарушения принципа платности использования лесов, с учетом существенного изменения объемов лесных ресурсов, производить изъятие которых вправе лесопользователь - общество "Петуховский лесхоз", по сравнению с объемами, установленными первоначальными условиями договора аренды лесного участка N 34-Др от 22.10.2009.
Судами приняты во внимание вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Курганской области от 12.04.2021 по делу N А34-3359/2021, от 01.08.2022 N А34-10992/2022 в которых установлено существенное изменение условий лесопользования по договору аренды, в связи с чем произошло увеличение объема изъятия лесных ресурсов, предусмотренного утвержденным проектом освоения лесов (в 2021 г. - 73 940 куб. м, в 2022 и последующие годы - 77 200 куб. м).
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела в котором участвуют те же лица.
Данные изменения касаются существенных условий, заключенного между истцом и ответчиком договора аренды (качественные, количественные характеристики лесного участка, объем использования лесов и размер арендной платы).
Судами учтено, что изменение объемов изъятия произведено по инициативе общества, поскольку установлен факт существенного изменения количественных и качественных характеристик переданного в аренду обществу лесного участка.
Таким образом, вывод судов о необходимости внесения изменений в договор аренды в части годового размера арендной платы является правильным.
Годовой размер арендной платы на 2021 год составляет 2 389 135 руб., на 2022 и последующие годы - 2 836 531 руб. с учетом ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением N 310.
Ответчик, возражая против внесения изменений договор, действие которых распространяется на 2021 год, указал, что в настоящее время договор считается исполненным (прекращенным) в указанной части.
Отклоняя данный довод, суд учел, что Департамент обратился с настоящим иском в 2021 году (11.11.2021) после вступления в силу решения Арбитражного суда Курганской области от 12.04.2021 по делу N А34-3359/2021 о внесении изменений в спорный договор в части объемов изъятия лесных ресурсов (заготовки древесины) на 2021 год, поскольку размер арендной платы может вноситься неравномерными платежами в разные периоды года, следовательно, величина измененной по решению суда арендной платы подлежит начислению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее исковое заявление о внесении изменений в договор.
Судами правомерно отклонен довод заявителя об отсутствии у него в 2021 году возможности использовать недоосвоенный объем древесины, в связи с чем цель аренды лесного участка за 2021 год уже не может быть достигнута.
В силу пункта 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с Методикой, установленной Правительством Российской Федерации (пункт 5 указанной статьи).
Размер арендной платы по договору аренды лесного участка в силу норм специального законодательства и пунктов 8,11 договора зависит от количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, но не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.17 Правил заготовки древесины в целях заготовки древесины проводится отвод лесосеки, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке (ст.69.1 ЛК РФ). При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, в том числе определяются преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, а также другие характеристики.
В обоснование требований, в частности расчета, положены материалы таксации лесного участка и лесохозяйственный Регламент Петуховского лесничества, в связи с чем доводы о несоответствии качества растущих лесных насаждений на лесном участке характеристикам, заложенным Департаментом в расчет арендной платы являются несостоятельными, отклоняются.
Размер арендной платы определяется не по фактически изъятому объему лесных ресурсов, а применительно к установленному объему заготовки древесины, и при отсутствии доказательств изменения условий договора в части согласования объема заготовок и арендной платы, оснований для освобождения арендатора от ее оплаты не имеется.
В силу Приказов Минприроды России от 30.07.2020 N 539 и от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", действовавших в 2021-2022 гг. срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 2 Правил).
Действующим законодательством предусмотрена возможность использования арендатором лесного участка дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины.
Следовательно, у лесопользователя имелась возможность на доосвоение лесных ресурсов и после 31 декабря 2021 года, на что и указано Департаментом.
Оценив условия договора аренды лесного участка с учетом положений ст. 431 ГК РФ, суды выявили, что арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворения исковые требования Департамента о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 34- Др от 22.10.2009 в пункт 6, и приложения N 2, N 4 на 2021, 2022 и последующие годы, в соответствии со статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.01.2023 по делу N А34-18091/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петуховский лесхоз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А.Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Приказов Минприроды России от 30.07.2020 N 539 и от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", действовавших в 2021-2022 гг. срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 2 Правил).
...
Оценив условия договора аренды лесного участка с учетом положений ст. 431 ГК РФ, суды выявили, что арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворения исковые требования Департамента о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 34- Др от 22.10.2009 в пункт 6, и приложения N 2, N 4 на 2021, 2022 и последующие годы, в соответствии со статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2023 г. N Ф09-4100/23 по делу N А34-18091/2021