Екатеринбург |
|
31 июля 2023 г. |
Дело N А60-61791/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Столярова А.А., Краснобаевой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фатеево" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2023 по делу N А60-61791/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Акатьев К.А. (доверенность от 14.10.2022);
Администрации города Екатеринбурга (далее - администрация) - Михайлов П.А. (доверенность от 11.09.2022 N 159/05/04-14/0111).
Общество обратилось в суд с заявлением к администрации о признании незаконным решения комиссии по подготовке проекта схемы размещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" от 18.10.2022 об отказе от внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части изменения площади места размещения нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: город Екатеринбург, улица Белинского, дом 180 с "16" метров квадратных на "46" метров квадратных; обязать администрацию внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" путем изменения сведений в отношении объекта, расположенного по адресу: город Екатеринбург, улица Белинского, дом 180 с "16" метров квадратных на "46" метров квадратных (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что судами неверно конкретизирован предмет требований, вопрос о соответствии или несоответствия размещения павильона площадью 46 кв. м. нормативно-правовым актам является связанным, но вторичным при оценке законности и обоснованности принятого Комиссией решения; суды при рассмотрении настоящего дела устанавливали именно факт соответствия места размещения нормативно-правовым актам, а не законность и обоснованность принятого Комиссией решения. Общество указывает на наличие в действиях администрации признаков злоупотребления правом. По мнению общества, учитывая возможность перемещения нестационарного торгового объекта в пределах места размещения ввиду отсутствия конкретной точки размещение объекта, размещение объекта большей площади без нарушения правил благоустройства или положений ГОСТ Р 50597-2017 возможно. Общество полагает, что суды неправомерно применили положения ГОСТ Р 50597-2017, не обладающего нормативным характером и изложили его в некорректной редакции, проигнорировав нормы Федерального закона "О стандартизации", подтверждающие ненормативный характер стандарта. По мнению заявителя, суды приняли в основу решения неотносимые к делу обстоятельства. Общество считает, что предоставление заявителю компенсационного места размещения не исключает право обратиться с заявлением об увеличении площади объекта. Заявитель полагает также, что администрацией не представлено доказательств, оспаривающих доводы заявителя, технический паспорт не является относимым доказательством.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является правообладателем места размещения нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: г. Екатеринбург, улица Белинского, дом 180, о чем между заявителем и Администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга заключен договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта от 01.07.2022 N 347к-2022/Ч.
Заявитель обратился с заявлением от 10.10.2022 на имя председателя Комитета по товарному рынку администрации о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в отношении места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: города Екатеринбург, улица Белинского, дом 180, в части увеличения площади места размещения с 16 кв. м до 46 кв. м.
Решением комиссии по подготовке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - комиссия) отказано во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части изменения площади места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, дом 180 с "16 кв. м" на "46 кв. м".
В связи с тем, что протоколы заседания комиссии не подлежат опубликованию, заявитель узнал о принятом решении лишь после получения ответа от Комитета по товарному рынку Администрации
Решение комиссии мотивированно тем, что увеличение площади места размещения повлечет за собой нарушение требований подпункта 5 пункта 231 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утв. решением Екатеринбургской городской думы от 26.06.2012 N 29/61 и пункта 5.1.1 ГОСТ Р50597-2017.
Полагая, что решение является незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями подпункта 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
В частности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7).
Согласно частям 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), в пункте 9 которых установлено, что внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном для включения объектов в такую схему.
Таким образом, разработка, утверждение, внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, действующих в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Пункт 3 Порядка определяет цели разработки схемы размещения нестационарных объектов, к которым относится: 1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; 2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; 3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; 4) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; 5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов; 6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 18 Порядка схема размещения основывается на: 1) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной нестационарной торговли, в том числе на результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения; 2) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга.
Пунктом 26 Порядка N 295-ПП предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения: 1) наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 Порядка N 295-ПП; 2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; 3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 16 Порядка N 295-ПП, не допускается включение в схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Как было установлено судами, комиссией (протокол заседания от 18.10.2022 N 13/42/29.2-05) принято отрицательное решение об изменении площади места размещения павильона "Общественное питание" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, 180 с "16 кв. м" на "46 кв. м".
В обоснование причины отказа указано, что увеличение площади места размещения повлечет за собой нарушение требований: - подпункта 5 пункта 231 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, согласно которому в границах муниципального образования "город Екатеринбург" не допускается размещение нестационарных торговых объектов на тротуарах, если свободная ширина прохода от крайних элементов нестационарного торгового объекта до края проезжей части, а также границ парковочной разметки автотранспорта, опор конструкций, стволов деревьев, других отдельно стоящих выступающих элементов, включая здания, строения, сооружения, не позволяет обеспечить беспрепятственное пешеходное движение в соответствии с установленными требованиями (СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*"); - пункта 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", согласно которому тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства.
Апелляционным судом отмечено, что в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения").
Подпунктом 4 пункта 7 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, установлен запрет на создание препятствий на путях следования пешеходов, велосипедистов, малогабаритных групп населения, специализированной техники. Под созданием препятствий на пути следования понимается создание препятствия для участников движения, которое вынуждает изменить направление движения и скорость.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в случае испрашиваемого увеличения площади, место размещения нестационарного торгового объекта не будет соответствовать подпункту 5 пункта 231 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург, утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, а также пункту 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Судами принято во внимание, что спорное место размещения нестационарного торгового объекта является компенсационным местом размещения, предоставленным заявителю взамен исключенного места размещения нестационарного торгового объекта - павильона "Общественное питание" площадью 16 кв. м по адресу: пересечение улиц Краснолесья и Вильгельма де Геннина.
По смыслу компенсационного механизма, предусмотренного Порядком N 295-ПП, при исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения, нестационарный торговый объект должен быть перемещен на предоставленное, взамен исключенного место размещение.
Однако заявителем в настоящее время нестационарный торговый объект по указанному адресу не размещен.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение комиссии является законным.
Довод заявителя об отсутствии в оспариваемом отказе конкретных координат объекта являлся предметом исследования судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Так, при принятии решения проводится проверка на соответствие места размещения требованиям законодательства согласно пункту 16 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП.
Предметом рассмотрения комиссии являлось конкретное место конкретной площади; при рассмотрении вопроса о предоставлении компенсационного места размещения комиссия руководствовалась параметрами именно исключенного места размещения; при рассмотрении вопроса о включении места размещения в качестве компенсационного привлекались специалисты территориального органа Администрации, на территории которого будет размещен предполагаемый объект.
Специалисты территориального органа выходили на место и проводили необходимые замеры.
В данном случае на заседание комиссии предоставлены фотоматериалы Администрацией Чкаловского района Екатеринбурга, из которых следует, какое именно место являлось предметом рассмотрения.
Мнение апеллянта о том, что представленные в дело фотоматериалы являются ненадлежащими доказательствами, вышеизложенное также не опровергают.
Кроме того, суды учли, что Администрацией совместно с представителями Администрации Чкаловского района Екатеринбурга осуществлен повторный выезд к месту размещения нестационарного торгового объекта, проведены измерения расстояния места размещения, площадь которого, по мнению заявителя, подлежит увеличению.
Составлена план-схема предполагаемого места размещения нестационарного торгового объекта (далее - План-схема), из анализа которой следует, что увеличение площади нестационарного торгового объекта повлечет нарушение правил благоустройства, и для такого вывода не требуется наличие специальных познаний. Исходя из план-схемы ширина нестационарного торгового объекта в данном месте размещения не может превышать 4 м, в связи расположением люка, соответственно, в случае увеличения площади места размещения нестационарного торгового объекта до 46 кв. м, тротуар будет полностью загорожен. На момент составления план-схемы, нестационарный торговый объект в месте размещения площадью 16 кв. м отсутствовал.
Вопреки мнению заявителя, перемещение нестационарного торгового объекта в пределах одного адресного ориентира невозможно, предоставленное компенсационное место размещения нестационарного торгового объекта площадью 16 кв. м является единственным возможным местом размещения в пределах предложенного адресного ориентира.
Кроме того, как указано Администрацией, текущее место размещения, находится в пределах охранной зоны тепловых сетей, что противоречит п. 5 Типовых Правил охраны коммунальных тепловых сетей", утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197, которым установлен абсолютный запрет на размещение в охранной зоне временных строений.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы судов, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления подлежат отклонению.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2023 по делу N А60-61791/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фатеево"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А.Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом отмечено, что в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения").
...
По смыслу компенсационного механизма, предусмотренного Порядком N 295-ПП, при исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения, нестационарный торговый объект должен быть перемещен на предоставленное, взамен исключенного место размещение."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 июля 2023 г. N Ф09-4222/23 по делу N А60-61791/2022