Екатеринбург |
|
15 августа 2023 г. |
Дело N А47-8050/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Полуяктова А.С., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Оренбургской области) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2023 по делу N А47-8050/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Агропром" (далее - общество "Агропром", общество) - Зорина О.М. (доверенность от 03.04.2023 N 2).
Общество "Агропром" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к ТУ Росимущества в Оренбургской области о признании незаконным решения, содержащееся в письме от 21.04.2020 N 56-НБ-03/1831, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность обществу земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56:17:10240010:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район и об обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области в срок не позднее 30 календарных дней с даты вступления в силу решения суда направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56.17.1024001:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район по кадастровой стоимости, действовавшей на дату подачи заявлений в ТУ Росимущества в Оренбургской области (17.12.2019 и 31.12.2019) (с учетом принятого судом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 05.10.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Определением суда от 06.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2023 (резолютивная часть от 16.01.2023) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным решение ТУ Росимущества в Оренбургской области, содержащееся в письме от 21.04.2020 N 56-НБ03/1831, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56:17:10240010:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район.
Обязал ТУ Росимущества в Оренбургской области в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56.17.1024001:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район по кадастровой стоимости, действовавшей на дату подачи заявлений в ТУ Росимущества в Оренбургской области (17.12.2019 и 31.12.2019).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Оренбургской области просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что на основании пунктов 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:1024001:3, 56:17:1019009:3 и 56:17:0000000:546 не представляется возможным. Настаивает на том, что согласно представленным материалам, в отношении данных земельных участков в 2019, 2020 годах заключены договоры аренды сроком на 5 лет. При этом, ранее заключенные договоры аренды, действовавшие в период 2014-2019 гг., в настоящее время являются неактуальными и юридической силы не имеют. В связи с этим, принимая во внимание не истекший срок с момента заключения договоров аренды рассматриваемых земельных участков, в принятии решения о передаче их в собственность обществу "Агропром" было отказано.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Агропром" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и обществом "АгроПром" (арендатор) заключены на 5 лет договоры аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков:
- N 1193-ФА от 14.01.2015 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:0000000:546, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район. Асекеевский район;
- N 1197-ФА 14.01.2015 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:1019009:3, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- N 1169-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:0000000:543, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- N 1165-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:1014002:33, местоположение: Оренбургская область, Асекеевский район;
- N 1167-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:1024001:3, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- N 1168-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район.
В связи с окончанием срока действия указанных договоров аренды, в соответствии с распоряжениями ТУ Росимущества в Оренбургской области N 355-р от 10.09.2019, N 184-р от 06.06.2019, N 181-р от 06.06.2019, N 182- р от 06.06.2019, N 185-р от 06.06.2019, N 357-р от 11.09.2019 указанные земельные участки были предоставлены обществу в аренду на 5 лет.
В связи с чем, между ТУ Росимущества в Оренбургской области (Арендодатель) и обществом "АгроПром" (арендатор) были заключены договоры аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков:
- N 1543-ФЗ от 24.09.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:546;
- N 1544-ФЗ от 24.09.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:1019009:3;
- N 1519-ФЗ от 24.09.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:1014002:33;
- N 1522-ФЗ от 06.06.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3;
- N 1520-ФЗ от 24.06.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:543;
- N 1521-ФЗ от 24.06.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:000000:545.
Общество "АгроПром" обратилось в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлениями исх. N 111 от 12.12.2019 и N 131 от 30.12.2019 о предоставлении в собственность следующих земельных участков без проведения торгов:
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:1019009:3, площадью 930000 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:543, площадью 975000 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:1014002:33, площадью 1775000 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3, площадью 301200 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:545, площадью 3624000 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:546, площадью 122163556 кв. м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район.
После получения заявлений исх. N 111 от 12.12.2019 и N 131 от 30.12.2019, ТУ Росимущества в Оренбургской области направило обращения обществу "АгроПром" о предоставлении в собственность земельных участков без проведения торгов, в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), для рассмотрения.
16.04.2020 в ТУ Росимущества в Оренбургской области поступило поручение Росимущества N ЕГ-10/12339 от 16.04.2020 "О предоставлении информации в отношении земель сельскохозяйственного назначения". 21.04.2020 (исх. N 56-НБ-03/1831) ТУ Росимущества в Оренбургской области ответило отказом в предоставлении в собственность общества "АгроПром" земельных участков.
Основаниями для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, послужило следующее:
- согласно документам территориального планирования, утвержденным решением Администрации поселения Сарай-Гирский сельсовета от 04.12.2013 N 33, земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3 входит в санитарно-защитную зону ввиду расположения на нем водного объекта.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:17:0000000:546 установлена территория лицензионных участков общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть".
- исходя из сведений, полученных при использовании общедоступных web-карт, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 56:17:1019009:3 и 56:17:0000000:546 также расположены водные объекты.
- в отношении данных земельных участков в 2019, 2020 годах заключены договоры аренды сроком на 5 лет, ранее заключенные договоры аренды, действовавшие в период 2014-2019 гг., в настоящее время являются неактуальными и юридической силы не имеют.
В связи с этим, принимая во внимание не истекший срок с момента заключения договоров аренды рассматриваемых земельных участков, принятие решения о передаче их в собственность обществу не представляется возможным.
Ссылаясь на то, что, решение ТУ Росимущества в Оренбургской области, содержащееся в письме от 21.04.2020 N 56-НБ-03/1831, является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, подтвердил правильность содержащихся в нем выводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, согласно подпункту 9 пункта 2 указанной статьи без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2022, установлен порядок предоставления земель находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц без проведения торгов. Для этого необходимо наличие 2-ух обстоятельств: земля должна быть в аренде и использоваться гражданином или юридическим лицом не менее трех лет; при использовании земельного участка не должно быть не устраненных нарушений земельного законодательства.
При рассмотрении спора судами установлено, что в 2014 - 2015 годах между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и обществом "АгроПром" (арендатор) были заключены договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков сроком на пять лет.
В связи с окончанием срока действия указанных договоров аренды на основании распоряжений ТУ Росимущества в Оренбургской области в 2019 году были заключены новые договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков сроком на пять лет.
Общество до истечения действия договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков 17.12.2019 и 31.12.2019 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов.
При этом отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельных участков.
Таким образом, оба пункта, устанавливающие особый порядок предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц без проведения торгов, выполнены (использование земли по договорам аренды более 3-х лет, и отсутствие нарушений).
Однако, 21.04.2020 (исх. N 56-НБ-03/1831) ТУ Росимущества в Оренбургской области ответило отказом в предоставлении в собственность обществу "АгроПром" земельных участков с кадастровыми номерами: 56:17:0000000:546,56:17:1019009.3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56:17:1024001:3, 56:17:0000000:545 по следующим основаниям:
1. Согласно документам территориального планирования, утвержденным решением Администрации поселения Сарай-Гирского сельсовета от 04.12.2013 N 33 земельный участок 56:17:1024001:3 входит в санитарно - защитную зону ввиду расположения на нем водного объекта.
2. В отношении земельного участка с кадастровым номером 56:17:0000000.546 установлена территория лицензионных участков общества "Бугурусланнефть".
3. Исходя из сведений, полученных при использовании общедоступных web-карт, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 56:17:10,19009:3 и 56:17:0000000:546 также расположены водные объекты.
4. Согласно представленным материалам, в отношении земельных участков в 2019, 2020 годах заключены договоры аренды сроком на 5 лет. При этом необходимо отметить, что ранее заключенные договоры аренды, действовавшие в период 2014-2019 г.г, в настоящее время являются неактуальными и юридической силы не имеют. В связи с этим, принимая во внимание не истекший срок с момента заключения договоров аренды рассматриваемых земельных участков, принятие решения о передаче их в собственность обществу не представляется возможным.
Относительно того, что участки не могут быть предоставлены в собственность, поскольку земельный участок входит в санитарно-защитную зону ввиду расположения на нем водного объекта, и в границах земельных участков находятся водные объекты, суды установили следующее.
Согласно ответу Нижне-Волжского бассейнового водного управления, документов подтверждающих факт или опровергающих факт нахождения на земельных участках водных объектов не имеется.
По ходатайству ТУ Росимущества в Оренбургской области судом была назначена по делу судебная экспертиза.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению:
- в границах земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:1024001:3, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:546 отсутствуют водные объекты, отвечающие признаками водного объекта в соответствии с Водным кодексом РФ;
- земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3 не входит в водоохранную зону и границы прибрежных защитных полос ввиду расположения на нем или рядом водного объекта. Санитарно -защитная зона в отношении водных объектов не устанавливается.
Выводы судебной экспертизы ни одна из сторон не оспаривала, ходатайств о проведении повторной экспертизы от лиц участвующих в деле не поступало.
Довод о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:17:0000000:546 установлена территория лицензионных участков общества "Бугурусланнефть", поскольку согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, общество "Бугурусланнефть" (ОГРН 1075658007611) прекратило свою деятельность 25.08.2017 не нашел своего подтверждения материалами дела.
Сам факт наличия лицензии на осуществление работ связанных с выполнением условий пользования недрами, не может являться основанием для отказа в передаче земельного участка в частную собственность.
Как верно отметили суды, заключенные договоры аренды в период 2014-2019 г.г., в настоящее время неактуальны и юридической силы не имеют, в связи с этим не истек трехлетний срок использования земельных участков дающий право их выкупа без торгов, так же отклонен судом первой инстанции, так как истечение срока должно считаться с даты заключения договоров в 2014 году. Поскольку договоры носят непрерывный характер, весь период их действия участки используются заявителем в соответствии с их целевым назначением, задолженностей по оплате арендных платежей никогда не имелось.
Доказательств, опровергающие указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Доказательств наличия задолженности по арендной плате, ненадлежащего использования спорных земельных участков, либо не в соответствии с его целевым назначением заинтересованным лицом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявитель отвечает критериям предоставления земельного участка в собственность за плату, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 N 2556-О, пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предполагающие возложение на органы, наделенные публичными полномочиями, должностных лиц обязанности по устранению допущенных нарушений, направлены на восстановление прав граждан и организаций, выступают гарантией обеспечения каждому полной и действенной судебной защиты, притом что определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда, во всяком случае связанного требованиями законности, обоснованности и мотивированности своих актов.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При таких обстоятельствах, требования общества "Агропром" удовлетворены судами правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, в части, выражают несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судов о фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Как пояснил представитель общества "Бугурусланнефть", присутствовавший в судебном заседании, договор купли-продажи спорного земельного участка заключен 12.05.2023, произведена оплата в полном объеме, зарегистрирован переход права собственности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2023 по делу N А47-8050/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2023 г. N Ф09-4591/23 по делу N А47-8050/2020