г. Челябинск |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А47-8050/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2023 по делу N А47-8050/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Агропром" - Зорина Оксана Михайловна (доверенность от 03.04.2023 N 2, срок действия до 03.04.2024, паспорт, диплом, свидетельство о регистрации брака).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Агропром" (далее - заявитель, ООО "Агропром", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Оренбургской области) о признании незаконным решения, содержащееся в письме от 21.04.2020 N 56-НБ-03/1831, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность обществу земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56:17:10240010:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район и об обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области в срок не позднее 30 календарных дней с даты вступления в силу решения суда направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56.17.1024001:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район по кадастровой стоимости, действовавшей на дату подачи заявлений в ТУ Росимущества в Оренбургской области (17.12.2019 и 31.12.2019) (с учетом принятого судом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 05.10.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Определением суда от 06.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2023 (резолютивная часть от 16.01.2023) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным решение ТУ Росимущества в Оренбургской области, содержащееся в письме от 21.04.2020 N 56-НБ03/1831, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56:17:10240010:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район.
Обязал ТУ Росимущества в Оренбургской области в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56.17.1024001:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район по кадастровой стоимости, действовавшей на дату подачи заявлений в ТУ Росимущества в Оренбургской области (17.12.2019 и 31.12.2019).
С вышеуказанным решением не согласилось заинтересованное лицо (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Оренбургской области (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт.
Апеллянт указал, что на основании пунктов 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:1024001:3, 56:17:1019009:3 и 56:17:0000000:546 не представляется возможным.
Также апеллянт отметил, что согласно представленным материалам, в отношении данных земельных участков в 2019, 2020 годах заключены договоры аренды сроком на 5 лет. При этом, ранее заключенные договоры аренды, действовавшие в период 2014-2019 гг., в настоящее время являются неактуальными и юридической силы не имеют. В связи с этим, принимая во внимание не истекший срок с момента заключения договоров аренды рассматриваемых земельных участков, в принятии решения о передаче их в собственность ООО "Агропром" было отказано.
От заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Агропром") посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле (вх. N 16992 от 21.03.2023). Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и ООО "АгроПром" (арендатор) заключены на 5 лет договоры аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков:
- N 1193-ФА от 14.01.2015 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:0000000:546, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район. Асекеевский район;
- N 1197-ФА 14.01.2015 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:1019009:3, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- N 1169-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:0000000:543, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- N 1165-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:1014002:33, местоположение: Оренбургская область, Асекеевский район;
- N 1167-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:1024001:3, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- N 1168-ФА от 16.09.2014 по земельному участку с кадастровым номером 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район.
В связи с окончанием срока действия указанных договоров аренды, в соответствии с распоряжениями ТУ Росимущества в Оренбургской области N 355-р от 10.09.2019, N 184-р от 06.06.2019, N 181-р от 06.06.2019, N 182- р от 06.06.2019, N 185-р от 06.06.2019, N 357-р от 11.09.2019 указанные земельные участки были предоставлены обществу в аренду на 5 лет.
В связи с чем, между ТУ Росимущества в Оренбургской области (Арендодатель) и ООО "АгроПром" (арендатор) были заключены договоры аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков:
- N 1543-ФЗ от 24.09.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:546;
- N 1544-ФЗ от 24.09.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:1019009:3;
- N 1519-ФЗ от 24.09.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:1014002:33;
- N 1522-ФЗ от 06.06.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3;
- N 1520-ФЗ от 24.06.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:543;
- N 1521-ФЗ от 24.06.2019 на земельный участок с кадастровым номером 56:17:000000:545.
ООО "АгроПром" обратилось в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлениями исх. N 111 от 12.12.2019 и N 131 от 30.12.2019 о предоставлении в собственность следующих земельных участков без проведения торгов:
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:1019009:3, площадью 930000 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:543, площадью 975000кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:1014002:33, площадью 1775000 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3, площадью 301200 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:545, площадью 3624000 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район;
- Земельный участок с кадастровым номером 56:17:0000000:546, площадью 122163556 кв.м., расположенного по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район.
После получения заявлений исх. N 111 от 12.12.2019 и N 131 от 30.12.2019, ТУ Росимущества в Оренбургской области направило обращения ООО "АгроПром" о предоставлении в собственность земельных участков без проведения торгов, в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), для рассмотрения.
16.04.2020 в ТУ Росимущества в Оренбургской области поступило поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) N ЕГ-10/12339 от 16.04.2020 "О предоставлении информации в отношении земель сельскохозяйственного назначения". 21.04.2020 (исх. N 56-НБ-03/1831) ТУ Росимущества в Оренбургской области ответило отказом в предоставлении в собственность ООО "АгроПром" земельных участков.
Основаниями для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, послужило следующее:
- согласно документам территориального планирования, утвержденным решением Администрации поселения Сарай-Гирский сельсовета от 04.12.2013 N 33, земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3 входит в санитарно-защитную зону ввиду расположения на нем водного объекта.
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:17:0000000:546 установлена территория лицензионных участков ООО "Бугурусланнефть".
- исходя из сведений, полученных при использовании общедоступных web-карт, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 56:17:1019009:3 и 56:17:0000000:546 также расположены водные объекты.
- в отношении данных земельных участков в 2019, 2020 годах заключены договоры аренды сроком на 5 лет, ранее заключенные договоры аренды, действовавшие в период 2014-2019 гг., в настоящее время являются неактуальными и юридической силы не имеют.
В связи с этим, принимая во внимание не истекший срок с момента заключения договоров аренды рассматриваемых земельных участков, принятие решения о передаче их в собственность обществу не представляется возможным.
Полагая, что, решение ТУ Росимущества в Оренбургской области, содержащееся в письме от 21.04.2020 г. N 56-НБ-03/1831, является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судами, заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего кодекса.
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, согласно подпункту 9 пункта 2 указанной статьи без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судом установлено, что в 2014 - 2015 годах между ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и ООО "АгроПром" (арендатор) были заключены договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков сроком на пять лет.
В связи с окончанием срока действия указанных договоров аренды на основании распоряжений ТУ Росимущества в Оренбургской области в 2019 году были заключены новые договора аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков сроком на пять лет.
Общество до истечения действия договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков 17.12.2019 и 31.12.2019 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов.
21.04.2020 (исх. N 56-НБ-03/1831) ТУ Росимущества в Оренбургской области ответило отказом в предоставлении в собственность ООО "АгроПром" земельных участков с кадастровыми номерами: 56:17:0000000:546,56:17:1019009.3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56:17:1024001:3, 56:17:0000000:545 по следующим основаниям:
1. Согласно документам территориального планирования, утвержденным решением Администрации поселения Сарай-Гирского сельсовета от 04.12.2013 N 33 земельный участок 56:17:1024001:3 входит в санитарно - защитную зону ввиду расположения на нем водного объекта.
2. В отношении земельного участка с кадастровым номером 56:17:0000000.546 установлена территория лицензионных участков ООО "Бугурусланнефть".
3. Исходя из сведений, полученных при использовании общедоступных web-карт, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 56:17:10,19009:3 и 56:17:0000000:546 также расположены водные объекты.
4. Согласно представленным материалам, в отношении земельных участков в 2019, 2020 годах заключены договоры аренды сроком на 5 лет. При этом необходимо отметить, что ранее заключенные договоры аренды, действовавшие в период 2014-2019г.г, в настоящее время являются неактуальными и юридической силы не имеют. В связи с этим, принимая во внимание не истекший срок с момента заключения договоров аренды рассматриваемых земельных участков, принятие решения о передаче их в собственность обществу не представляется возможным
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2022, установлен порядок предоставления земель находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц без проведения торгов. Для этого необходимо наличие 2-ух обстоятельств: земля должна быть в аренде и использоваться гражданином или юридическим лицом не менее трех лет; при использовании земельного участка не должно быть не устранённых нарушений земельного законодательства.
Так, во исполнение указанных требований действующего законодательства, в материалах дела имеются заключённые договоры аренды на испрашиваемые земельные участки. В период 2014-2015 годах между ТУ Росимущества в Оренбургской области и ООО "АгроПром" были заключены договоры аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков сроком на 5 лет. В связи с окончанием их срока действия, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Оренбургской области в 2019 году были заключены новые договоры аренды так же со сроком действия ещё 5 лет.
ООО "АгроПром" до истечения действия договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков, обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов.
Так же в материалах дела, равно как и у уполномоченного органа, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельных участков.
Таким образом, оба пункта, устанавливающие особый порядок предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц без проведения торгов, выполнены (использование земли по договорам аренды более 3-х лет, и отсутствие нарушений).
Относительно довода заинтересованного лица о том, что участки не могут быть предоставлены в собственность, поскольку земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3 входит в санитарно-защитную зону ввиду расположения на нём водного объекта, и в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 56:17:1019009:3 и 56:17:0000000:546 находятся водные объекты, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Так, в материалах дела имеется письменный ответ Нижне-Волжского бассейнового водного управления, что документов подтверждающих факт или опровергающих факт нахождения на земельных участках водных объектов не имеется.
Кроме того, по ходатайству ТУ Росимущества в Оренбургской области судом была назначена по делу судебная экспертиза (определение от 26.11.2021), на разрешение которой суд поставил следующие вопросы:
- расположены ли в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:1024001:3, 56:17:1019009:3, 56:07:0000000:546 водные объекты, отвечающими признаками водного объекта в соответствии с Водным кодексом РФ;
- входит ли земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3 в санитарно-защитную зону в виду расположения на нем или рядом водного объекта.
Проведение экспертизы было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "ГЕОЭФФЕКТ" Марковой Анне Сергеевне.
07.09.2022 в материалы дела от общества с ограниченной ответственностью "ГЕОЭФФЕКТ" было представлено заключение эксперта (т. 5, л.д. 54-96), согласно которому экспертом Марковой А.С. установлено, что:
- в границах земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:1024001:3, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:546 отсутствуют водные объекты, отвечающие признаками водного объекта в соответствии с Водным кодексом РФ;
- земельный участок с кадастровым номером 56:17:1024001:3 не входит в водоохранную зону и границы прибрежных защитных полос ввиду расположения на нем или рядом водного объекта. Санитарно -защитная зона в отношении водных объектов не устанавливается.
Данные выводы изложены на страницах 27-28 заключения эксперта.
Выводы судебной экспертизы ни одна из сторон не оспаривала, ходатайств о проведении повторной экспертизы от лиц участвующих в деле не поступало.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод о том, что вотношении земельного участка с кадастровым номером 56:17:0000000:546 установлена территория лицензионных участков ООО "Бугурусланнефть", поскольку согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "Бугурусланнефть" (ОГРН 1075658007611) прекратило свою деятельность 25.08.2017.
Кроме того, сам факт наличия лицензии на осуществление работ связанных с выполнением условий пользования недрами, не может являться основанием для отказа в передаче земельного участка в частную собственность.
Как верно отметил суд первой инстанции, заключённые договоры аренды в период 2014-2019 г.г., в настоящее время неактуальны и юридической силы не имеют, в связи с этим не истёк трехлетний срок использования земельных участков дающий право их выкупа без торгов, так же отклонён судом первой инстанции, так как истечение срока должно считаться с даты заключения договоров в 2014 году. Поскольку договоры носят непрерывный характер, весь период их действия участки используются заявителем в соответствии с их целевым назначением, задолженностей по оплате арендных платежей никогда не имелось.
Доказательств наличия задолженности по арендной плате, ненадлежащего использования спорных земельных участков, либо не в соответствии с его целевым назначением заинтересованным лицом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Таким образом, заявитель отвечает критериям предоставления земельного участка в собственность за плату, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является исчерпывающим.
При этом заинтересованным лицом не было представлено доказательств наличия хотя бы одного из перечисленных в указанной статье оснований.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 N 2556-О, пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предполагающие возложение на органы, наделенные публичными полномочиями, должностных лиц обязанности по устранению допущенных нарушений, направлены на восстановление прав граждан и организаций, выступают гарантией обеспечения каждому полной и действенной судебной защиты, притом что определение конкретных действий, обязанность совершить которые возлагается судом на уполномоченное лицо, зависит от фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет дискреции рассматривающего его суда, во всяком случае связанного требованиями законности, обоснованности и мотивированности своих актов.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
С учетом приведенной нормы, поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, в качестве восстановительной меры, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции верно обязал Управление в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:17:0000000:546, 56:17:1019009:3, 56:17:0000000:543, 56:17:1014002:33, 56.17.1024001:3, 56:17:0000000:545, местоположение: Оренбургская область, Матвеевский район, Асекеевский район по кадастровой стоимости, действовавшей на дату подачи заявлений в ТУ Росимущества в Оренбургской области (17.12.2019 и 31.12.2019).
Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, коллегией отклоняются, поскольку указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.01.2023 по делу N А47-8050/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8050/2020
Истец: ООО "АгроПром"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
Третье лицо: Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "ГЕОЭФФЕКТ" Марковой А.С.