Екатеринбург |
|
18 августа 2023 г. |
Дело N А50-18445/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Пермский свинокомплекс" (далее - общество "Пермский свинокомплекс") на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.11.2022 по делу N А50-18445/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" федерального дорожного агентства" (далее - учреждение УПРДОР "Прикамье") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу "Пермский свинокомплекс" об исправлении реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44, расположенного по адресу: Пермский край, р-н Краснокамский, СП Майское, в районе а/д моста через р. Сюзьва с лев. Стороны а/д "Пермь-Казань", на левом берегу р. Сюзьва, "водозабор "Сюзьва" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее также - Управление Росреестра), Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство), конкурсный управляющий Зуйкин Илья Сергеевич.
Решением суда от 25.11.2022 заявленные исковые требования удовлетворены, суд признал реестровой ошибкой сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44, расположенного по адресу край Пермский, р-н Краснокамский, СП Майское, в районе а/д моста через р. Сюзьва с левой стороны а/д "Пермь-Казань", на левом берегу р. Сюзьва, "водозабор "Сюзьва". Суд установил границы земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44, с площадью 95065,00 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, р-н Краснокамский, СП Майское, в районе а/д моста через р. Сюзьва с лев. Стороны а/д "Пермь-Казань", на левом берегу р. Сюзьва, "водозабор "Сюзьва" в координатах поворотных точек, указанных в решении суда.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермский свинокомплекс" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов о том, что граница земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44 не установлена, так как земельный участок с кадастровым номером 59:07:2430103:44 поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и согласованы в установленном порядке, право собственности общества "Пермский свинокомплекс" зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. По мнению общества "Пермский свинокомплекс" регистрация уполномоченным органом права собственности указанного общества на земельный участок, подтверждает факт того, что на момент постановки на кадастровый учет постановки на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 59:07:2430103:44 имел привязку к местности; координаты характерных точек границ земельного участка в установленном порядке внесены в ГКН в момент их формирования; кадастровые дела содержали первичные документы, на основании которых сформирован земельный участок; участок в установленном законом порядке был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным и незаконным выводы судов о законности заявленных учреждением УПРДОР "Прикамье" требований, только в связи с непредставлением со стороны общества "Пермский свинокомплекс" доказательств использования спорной части земельного участка и отсутствием пояснений о целях использования данного земельного участка. Общество "Пермский свинокомплекс" утверждает, что в материалах дела отсутствуют документы подтверждающие границы земельного участка с кадастровым номером 59:07:0000000:66, лесных участков Закамского лесничества и Краснокамского участкового лесничества, а при отсутствии данных документов установить факт пересечения границ спорных земельных участков невозможно. Заявитель кассационной жалобы считает, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости. Поскольку на земельный участок с кадастровым номером 59:07:2430103:44 зарегистрировано право собственности общества "Пермский свинокомплекс" 17.04.2009, то есть до 1 января 2016 года, то к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а принадлежность указанного земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. По мнению заявителя кассационной жалобы, у учреждения УПРДОР "Прикамье" отсутствуют полномочия на обращение в суд с настоящими требованиями, а также считает, что учреждением УПРДОР "Прикамье" избран неверный способ защиты нарушенного права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение УПРДОР "Прикамье" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а доводы приведенные в кассационной жалобе считает несостоятельными.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Федеральное дорожное агентство осуществляет деятельность на основании Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374.
В целях реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край" Федеральным дорожным агентством приняты решения об утверждении документации по планировке территории распоряжением от 14.10.2015 N 1926-р, от 09.09.2020 N 2832-р.
Федеральным дорожным агентством рассмотрено обращение учреждения УПРДОР "Прикамье", принято распоряжение от 07.10.2020 N 3081-р об изъятии объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги.
Во исполнение указанных распоряжений учреждением УПРДОР "Прикамье" проводятся работы по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Пермь на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край".
В соответствии с документацией по планировке территории объекта, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 14.10.2015 N 1926-р, в целях увеличения полосы отвода реконструируемого объекта требуется изъятие части земельного участка площадью 117841,55 кв. м с кадастровым номером 59:07:2430103:44, расположенного по адресу: Пермский край, р-н Краснокамский, СП Майское, в районе а/д моста через р. Сюзьва с лев. Стороны а/д "Пермь-Казань", на левом берегу р. Сюзьва, "водозабор "Сюзьва", находящегося в собственности общества "Пермский свинокомплекс".
Учетный номер подлежащей изъятию части земельного участка 59:07:2430103:44:ЗУ37 площадью 967 кв. м.
При этом для выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков учреждением УПРДОР "Прикамье" заключен государственный контракт от 16.04.2020 N 48/20.
В рамках данного контракта подготовлены оценочные отчеты, заключение эксперта на отчет об оценке, произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44, подготовлен межевой план, при подготовке которого выявлено наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Указанное послужило основанием для подготовки межевого плана по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44, который подан в Управление Росреестра.
При проверке Управлением Росреестра установлено пересечение границ части участка с кадастровым номером 59:07:0000000:66/11.
По данным Министерства земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 59:07:0000000:66/11 (включая его учетную часть 11, пересекается с земельным участком с кадастровым номером 59:07:2430103:44. Сведения о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 59:07:0000000:66/11 содержатся в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости, расположен в границах Закамского лесничества, Краснокамского участкового лесничества. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 16.03.2009.
Ссылаясь на то, что наличие реестровой ошибки препятствует разделу и определению границ земельного участка, подлежащего включению в соглашение об изъятии, учреждение УПРДОР "Прикамье" обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.
Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса, лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с правилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (пункт 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе таксацию лесных участков.
Таксация лесов в соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов).
Документированная информация о землях лесного фонда содержится в Государственном лесном реестре (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основанием для внесения документированной информации в Государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства (приказ Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496). Государственный лесной реестр (далее - ГЛР), также как и Единый государственный реестр недвижимости, является государственным реестром.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование участка для ведения лесного хозяйства. Доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, с 01.01.2017 регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, определен в статье 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, согласно которому воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).
При этом в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Из представленных в материалы дела документов следует, что основанием обращения учреждения УПРДОР "Прикамье" в арбитражный суд с настоящими требованиями послужило выявление реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости при подготовке межевого плана по образованию земельного участка.
Управлением Росреестра при рассмотрении межевого плана учреждения УПРДОР "Прикамье" было установлено, что при построении по представленным координатам земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44 пересекает часть земельного участка 59:07:0000000:66/11, Министерство отказало обществу "Пермский свинокомплекс" в исключении из границ лесного фонда части земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44. Также Министерством представлены копии из материалов лесоустройства из которых следует наложение части земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44 на земли лесного фонда.
Согласно представленным Министерством пояснениям, спорная часть участка лесного фонда с кадастровым номером 59:07:0000000:66/11 в местах пересечения с земельным участком общества "Пермский свинокомплекс" используется в целях ведения лесного хозяйства. Указанные обстоятельства подтверждаются приложенной к отзыву Министерства таблицей координат схемы существующих границ участка 59:07:2430103:44 в сравнении с уточняемыми границами (в электронном виде), из которой следует, что спорная часть земельного участка покрыта лесными насаждениями.
Указанные сведения о наложении, а также о фактическом использовании обществом "Пермский свинокомплекс" документально не опровергнуты, о проведении экспертизы в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций заявлено не было.
Доводы общества "Пермский свинокомплекс" о том, что спорная часть земельного участка представляет собой поле, опровергается имеющимися в деле документами. Каких-либо доказательств того, каким образом фактически использовалась указанная часть земельного участка обществом "Пермский свинокомплекс" в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, межевой план, кадастровую выписку, выкопировку из материалов лесоустройства, суды установили факт пересечения земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44 с лесным участком 59:07:0000000:66/11, и пришли к обоснованному выводу о том, что фактически часть земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44 учтена в границах лесного участка 59:07:0000000:66/11, то есть в рассматриваемом случае имеется реестровая ошибка, подлежащая исправлению на основании судебного акта.
Вопреки доводам общества "Пермский свинокомплекс", согласно сведениям об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44 его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно представленному в материалы дела отзыву управления Росреестра площадь земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44 декларативная, границы не установлены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Аналогичная информация указана в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.06.2020, имеющейся в деле и от 21.11.2022, представленной сами обществом "Пермский свинокомплекс" в материалы дела, согласно которым (раздел 1 выписки) граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства
Доводы общества "Пермский свинокомплекс" о том, что у учреждения УПРДОР "Прикамье" отсутствуют полномочия на обращение в суд с настоящими требованиями бы предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены им в виду следующего.
Из материалов дела следует, что для выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков учреждением УПРДОР "Прикамье" был заключен государственный контракт от 16.04.2020 N 48/20.
В рамках данного контракта подготовлены оценочные отчеты, заключение эксперта на отчет об оценке, произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44, подготовлен межевой план, при подготовке которого выявлено наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. Данное наличие послужило основанием для подготовки межевого плана по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 59:07:2430103:44, который подан в управление Росреестра. При проверке управлением Росреестра установлено пересечение границ части участка с кадастровым номером 59:07:0000000:66/11. Наличие реестровой ошибки препятствует разделу и определению границ земельного участка, подлежащих включению в соглашение об изъятии.
Учреждение УПРДОР "Прикамье" является заинтересованным лицом в проведении мероприятий в целях изъятия земельных участков для размещения автомобильной дороги, в связи с чем при выявлении неточностей в сведениях Единого государственного реестра недвижимости при проведении межевых работ учреждение УПРДОР "Прикамье" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Учитывая изложенное суды пришли к верному выводу о наличии у учреждения УПРДОР "Прикамье" правового интереса, за защитой которого оно обратилось в арбитражный суд.
Поскольку реестровая ошибка заключается в выявленном факте наложения границ смежных участков, в отношении которых у их правообладателей имеется спор, суды правомерно рассмотрели данный спор в настоящем деле, к участию в котором привлечен, в том числе уполномоченный представитель правообладатель смежного земельного участка лесного фонда.
Само по себе установление факта наличия кадастровой ошибки не привело бы к защите интересов истца, заинтересованном в наиболее скором установлении границ земельного участка, часть которого подлежит изъятию для государственных нужд, и устранении препятствий для такого изъятия.
Спор о границах земельного участка разрешен в исковом порядке, где ответчику представлена возможность доказать обстоятельства правильности установления границ спорного земельного участка, в том числе отсутствие лесных насаждений в спорных границах земельного участка.
С учетом установления судами наличия лесных насаждений в спорных границах земельного участка отнесение соответствующей части земельного участка к категории земель лесного фонда и выводы о наличии реестровой ошибки являются правильными.
Доводы общества "Пермский свинокомплекс" о том, что поскольку на земельный участок с кадастровым номером 59:07:2430103:44 зарегистрировано право собственности указанного общества 17.04.2009, то есть до 1 января 2016 года, то к спорным правоотношениям подлежит применению часть 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а принадлежность указанного земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости подлежат отклонению в виду следующего.
Согласно правовой позиции изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438 в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (Единым государственным реестром недвижимости и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Едином государственном реестре недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Данные обстоятельства судами исследованы, выводы судов соответствуют материалам дела, с учетом установленных обстоятельств выводы судов не нарушают положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Доводы общества "Пермский свинокомплекс" об отсутствии надлежащей правовой оценки судами первой и апелляционной инстанций его доводам, приведенным в обоснование своей правовой позиции, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств и доводов заявителя не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 305-КГ17-13553).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, в части, выражают несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судов о фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (части 3, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.11.2022 по делу N А50-18445/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Пермский свинокомплекс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (Единым государственным реестром недвижимости и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Едином государственном реестре недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Данные обстоятельства судами исследованы, выводы судов соответствуют материалам дела, с учетом установленных обстоятельств выводы судов не нарушают положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Доводы общества "Пермский свинокомплекс" об отсутствии надлежащей правовой оценки судами первой и апелляционной инстанций его доводам, приведенным в обоснование своей правовой позиции, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств и доводов заявителя не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 305-КГ17-13553)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2023 г. N Ф09-3252/23 по делу N А50-18445/2022