Екатеринбург |
|
22 августа 2023 г. |
Дело N А60-15368/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - заявитель, общество "Феникс", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2023 по делу N А60-15368/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Феникс" - Руф А.С. (доверенность от 10.01.2023 N 1, удостоверение адвоката).
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "Феникс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2023 заявленные требования удовлетворены: общество "Феникс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде предупреждения. Изъятая алкогольная продукция возврату обществу "Феникс" не подлежит. Алкогольная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота и направлению на уничтожение, в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Феникс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Заявитель не оспаривает наличие в действиях общества состава административного правонарушения, вместе с тем указывает, что устранение нарушений в части адреса осуществления спорной деятельности и предоставление необходимых документов, свидетельствует об отсутствии оснований для изъятия и уничтожения алкогольной продукции, ссылаясь также на нарушения со стороны административного органа при аресте и изъятии спорной алкогольной продукции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены либо изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что Управлением проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства при реализации алкогольной продукции.
В результате проведенной административным органом внеплановой документарной проверки (акт внеплановой документарной проверки от 19.12.2022 N у5-а352/04-06) установлено, что общество "Феникс" 04.10.2022 совершило административное правонарушение, выразившееся в обороте алкогольной продукции в обособленном подразделении (складском помещении) по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 (КПП 667645001), без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, в общем количестве 27 920 шт., в том числе пиво светлое, пивной напиток, напиток ароматизированный на основе пива, напиток, изготовленный на основе пива.
В качестве доказательств наличия состава административного правонарушения в действиях общества, Управлением представлены, в том числе материалы МО МВД России "Ирбитский" КУСП от 28.09.2022 N 10431:
- протокол осмотра места происшествия от 04.10.2022, в соответствии с которым 04.10.2022 в ходе осмотра складского помещения общества "Феникс", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3, выявлена и изъята немаркированная алкогольная продукция различных наименований и емкостей в общем количестве 27 920 штук, информация об обороте которой не зафиксирована в ЕГАИС и передана на ответственное хранение Трапезниковой Е.В.;
- объяснения Трапезниковой Е.В. от 04.10.2022, в которых она указывает, что является директором и единственным учредителем общества "Феникс".
Общество осуществляет деятельность по оптовой торговле продуктами и напитками, в том числе пивной продукцией. Юридический адрес общества: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23, кв. 57.
В собственности общества находится складское помещение, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3, которое используется для хранения продукции, в том числе алкогольной продукции.
Поставки проходят через ЕГАИС, но обособленное подразделение по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 не зафиксировано в учетных базах.
Таким образом, алкогольная продукция числится по юридическому адресу общества, по факту хранится в складском помещении в г. Ирбит;
- копия Требования о представлении документов от 02.12.2022, в соответствии с которым у общества "Феникс" истребованы копии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на основании которых обществом осуществлялась закупка выявленной и изъятой сотрудниками полиции вышеуказанной немаркированной алкогольной продукции по адресу обособленного подразделения: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 (КПП 667645001).
Требование о предоставлении документов от 02.12.2022 с сопроводительным письмом от 02.12.2022 N у5-14239/04-11 вручено нарочно директору общества "Феникс" Трапезниковой Е.В. 02.12.2022 в 10 ч. 25 мин., о чем на сопроводительном письме сделана соответствующая запись.
Требование о предоставлении документов от 02.12.2022 в части предоставления копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, хранящейся по месту осуществления деятельности: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3 по состоянию на 09.02.2023 обществом не исполнено;
- копии товарно-сопроводительных документов, представленных обществом "Феникс", на закупку алкогольной продукции: от 08.07.2022 N 17- 018265, 08.07.2022 N 17-01864, 29.07.2022 N 17-021074, 26.08.2022 N 17- 024728, 07.09.2022 N 17-025922, 30.09.2022 N 17- 028119, 12.07.2022 N 16346, 12.07.2022 N 15722, 19.07.2022 N 16838, 26.07.2022 N 17481, 02.08.2022 N 18158, 09.08.2022 N 18650, 16.08.2022 N 19275, 23.08.2022 N 19735, 06.09.2022 N 20981, 20.09.2022 N 22414, 27.09.2022 N 22984, 14.06.2022 N 116570, 12.07.2022 N 144105, 12.07.2022 N 143505, 151134, 26.07.2022 N 157318, 02.08.2022 N 164777, 09.08.2022 N 170635, 16.08.2022 N 177512, 23.08.2022 N 183770, 20.09.2022 N 207581.
В результате анализа представленных копий ТТН установлено, что поставки алкогольной продукции в адрес общества осуществлялись по адресам: 620072, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23; 620072, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23, кв. 57; 623851, Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, 15 Б, тогда как деятельность по обороту алкогольной продукции общество осуществляет по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, 15/3.
Документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, хранящейся по месту осуществления деятельности: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, стр. 15/3, обществом не представлены;
- объяснения директора общества "Феникс" Трапезниковой Е.В. от 05.12.2022, согласно которым общество осуществляет деятельность по обороту немаркированной алкогольной продукции по юридическому адресу: 620072, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 23, кв. 57 (КПП 667001001), а также по фактическому адресу нахождения складского помещения: 623851, Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Белинского, 15/3, которое в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2012, серия 66 АЕ N 500812 находится в собственности у Трапезниковой Е.В. Адрес фактического осуществления деятельности не зафиксирован в качестве обособленного подразделения общества в налоговых органах.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 09.02.2023 N АП04- 2023/004-ЮЛ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, указав также на необходимость разрешения вопроса с изъятой по протоколу от 04.10.2022 алкогольной продукцией, имеющей признаки нелегального оборота.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении; изъятая по протоколу от 04.10.2022 алкогольная продукция направлена на уничтожение.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены либо изменения.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектом указанного правонарушения является лицензиат.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) предусмотрена обязательная сертификация указанной продукции.
В соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Частью 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная, 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции.
Отсутствие указанных сопроводительных документов свидетельствует о не подтверждении законности прохождения реализуемой спиртосодержащей продукции от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации, то есть о нахождении такой продукции в нелегальном обороте.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет, в том числе на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями этого Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Исходя из изложенных норм права, суды обоснованно заключили, что законодателем установлено наличие строго определенной совокупности документов, подтверждающих легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции.
Судами установлено, что обществом 04.10.2022 осуществлен оборот алкогольной продукции в виде перечисленной выше продукции - пивных напитков (27 920 шт.), без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных Федеральным законом N 171-ФЗ.
Материалами дела подтвержден факт отсутствия на момент проведения осмотра места хранения спорной алкогольной продукции сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, а также непредставление обществом указанных документов в ходе проведения административного расследования (протокол осмотра места происшествия от 04.10.2022; протокол об административном правонарушении от 09.02.2023 N АП04- 2023/004-ЮЛ).
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, правильно применив нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, суды установили, что административный орган доказал факт реализации обществом алкогольной продукции без товарно-сопроводительных документов, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях подателя жалобы события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При разрешении вопроса о наличии вины общества в совершении вмененного административного правонарушения, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды приняли во внимание, что обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной продукции. При этом доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в действиях общества доказан.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Общество привлечено судом к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Между тем, установив, что в соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства общество "Феникс" относится к микропредприятию, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о привлечении общества ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд первой инстанции посчитал возможным избрать меру административного наказания в виде предупреждения, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Поскольку прямого запрета на применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ к статье 14.16 названного кодекса не предусмотрено, суд кассационной инстанции не может не согласиться с заменой денежного штрафа на предупреждение, учитывая также тот факт, что с кассационной жалобой обратилось лицо, привлеченное к административной ответственности.
В части, касающейся изъятия спорной алкогольной продукции из незаконного оборота и направлению на уничтожение, в порядке, установленном действующим законодательством, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В четвертом абзаце пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
В части 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в частности: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий и без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
На основании вышеизложенных норм суды пришли к обоснованному выводу, что алкогольная продукция, оборот которой производится без документов, подтверждающих легальность ее производства и (или) оборота и по адресу, не указанному в лицензии общества, подлежит изъятию в силу прямого указания закона.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела протоколом осмотра места происшествия от 04.10.2022 уполномоченными лицами полиции произведено изъятие поименованной в протоколе алкогольной продукции в количестве 27 920 шт.
В соответствии с распиской Трапезникова Е.В. получила на ответственное хранение немаркированную алкогольную продукцию в общем количестве 27 920 шт. Хранение алкогольной продукции осуществляется по адресу: 623851, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Белинского, 15/3.
Судами установлен факт хранения обществом алкогольной продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
На основании изложенного суды руководствуясь вышеизложенными нормами, пришли к обоснованному выводу, что алкогольная продукция возврату обществу "Феникс" не подлежит, так как алкогольная продукция, изъятая по протоколу от 04.10.2022, подлежит изъятию из незаконного оборота и направлению на уничтожение в силу прямого указания закона.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику в рассматриваемом случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Оснований для переоценки данных выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на нарушения, допущенные административным органом при изъятии алкогольной продукции, отклоняются как не нашедшие своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом округа изучены и отклонены, поскольку не содержат указания на обстоятельства и доказательства, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций и могли повлиять на обоснованность и законность принятых ими судебных актов.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка кассатором обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2023 по делу N А60-15368/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в частности: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий и без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
...
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2023 г. N Ф09-5349/23 по делу N А60-15368/2023