Екатеринбург |
|
23 августа 2023 г. |
Дело N А50-31159/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Татариновой И.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2023 по делу N А50-31159/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ПРЕССА-МАРКЕТ" (далее - общество "ПРЕССА-МАРКЕТ") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту о признании недействительными отказов в оформлении продления ранее заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта, выраженных в письмах от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2- 367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362.
Решением суда от 20.03.2023 заявленные требования удовлетворены, отказы Департамента в продлении ранее заключенных договоров на размещение нестационарного торгового объекта, изложенные в письмах от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362 признаны незаконными. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" путем повторного рассмотрения заявлений общества "ПРЕССАМАРКЕТ" в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу. С Департамента в пользу общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы заключенные между сторонами дополнительные соглашения продляли только одно обязательство - демонтаж НТО, а не срок действия всего договора, поскольку срок действия договора не предусматривал возможность его пролонгации. Также Департамент выражает несогласие с выводами судов о том, что исключение мест размещения нестационарных торговых объектов, которые были размещены до внесения изменений в Схему, не влечет автоматического прекращения заключенных договоров, не может являться основанием для отказа в заключении дополнительных соглашений. В обоснование свей позиции, заявителем кассационной жалобы приведены ссылки на судебную практику.
Обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым считает кассационную жалобу необоснованной, поскольку в ней не содержится указаний на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального права, которые привели к неправильному принятию судебных актов.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.09.2015 между Департаментом и обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" (Владелец) заключен договор N 82-15 (далее - договор от 10.09.2015) на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО), в соответствии с пунктом 1.1 которого на основании пункта 4.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27, Департамент предоставляет владельцу право на размещение НТО: - вид: киоск; - адресные ориентиры: ж/д станция Пермь-Сортировочная; - площадь: 8,0 кв. м.
Место размещения НТО предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, под учетным номером - Д-КП-6.
Владелец вносит плату за размещение НТО в порядке, установленном разделом III настоящего договора (пункт 1.2 договора от 10.09.2015).
Пунктом 2.1 договора от 10.09.2015 предусмотрено, что договор от 10.09.2015 вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 10.09.2020, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу НТО - до их полного исполнения.
В соответствии с постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" на основании поступившего заявления владельца НТО между Департаментом и обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" 24.07.2020 подписано дополнительное соглашение к договору от 10.09.2015 (далее - Соглашение от 24.07.2020), согласно пункту 1 которого обществу "ПРЕССА-МАРКЕТ" предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из договора от 10.09.2015, до 31.12.2020.
В соответствии с постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (в редакции постановления администрации города Перми от 05.04.2021 N 227) на основании поступившего заявления владельца НТО между Департаментом и обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" 31.12.2020 подписано дополнительное соглашение к договору от 10.09.2015 (с учетом соглашения от 24.07.2020) (далее - Соглашение от 31.12.2020), согласно пункту 1 которого обществу "ПРЕССА-МАРКЕТ" предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из договора, до 31.12.2022.
Пунктом 3 Соглашения от 31.12.2020 установлено, что владелец вносит на расчетный счет Департамента плату за фактическое размещение НТО, установленного по договору от 10.09.2015 в размере и сумме, установленными настоящим соглашением.
В силу пункта 10 Соглашения от 31.12.2020 во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, стороны руководствуются договором от 10.09.2015.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и является неотъемлемой частью договора от 10.09.2015 (пункт 11 Соглашения от 31.12.2020).
Общество "ПРЕССА-МАРКЕТ" 10.11.2022 обратилось в Департамент заявлением N 22/1 о продлении срока договора от 10.09.2015 на основании Постановления N 577-п.
Департаментом в адрес общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" направлено письмо от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362, в котором изложен отказ в продлении ранее заключенного договора от 10.09.2015.
В обоснование отказа в продлении договора от 10.09.2015 Департаментом указано единственное основание, а именно: истечение срока действия договора 10.09.2020, следовательно, названный договор под действие Постановления N 577-п не подпадает.
Между Департаментом и обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" (владелец) 15.01.2016 заключен договор N 11-16 (далее - договор от 15.01.2016) на размещение НТО, в соответствии с пунктом 1.1 которого на основании пункта 4.2 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27, Департамент предоставляет владельцу право на размещение НТО: вид: киоск; адресные ориентиры: ул. Писарева, 34; площадь: 10,0 кв. м.
Место размещения НТО предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, под учетным номером - О-КП-8.
Владелец вносит плату за размещение НТО в порядке, установленном разделом III настоящего договора (пункт 1.2 договора от 15.01.2016).
Пунктом 2.1 договора от 15.01.2016 предусмотрено, что договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 15.01.2021, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу НТО - до их полного исполнения.
В соответствии с Постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (в редакции постановления администрации города Перми от 22.12.2020 N 1286) на основании поступившего заявления владельца НТО 02.08.2021, между Департаментом и обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" 02.08.2021 подписано дополнительное соглашение к договору от 15.01.2016 (далее - Соглашение 02.08.2021), согласно пункту 1 которого обществу "ПРЕССА-МАРКЕТ" предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из договора от 15.01.2016, до 31.12.2022.
В соответствии с пунктом 2 Соглашения от 02.08.2021 на дату подписания настоящего дополнительного соглашения общество "ПРЕССА-МАРКЕТ" подтверждает, что объект, установленный им по договору от 15.01.2016, расположен в месте с адресными ориентирами: ул. Писарева, 34, и является нестационарным торговым объектом, вид, специализация, площадь Объекта соответствует требованиям, установленным договором от 15.01.2016.
Пунктом 3 Соглашения от 02.08.2021 установлено, что общество "ПРЕССА-МАРКЕТ" вносит на расчетный счет Департамента плату за фактическое размещение НТО, установленного по договору от 15.01.2016, рассчитанную из размера платы, установленной договором от 15.01.2016, за период:
- с 15.01.2021 по 31.12.2021, в размере 16 598 руб. 60 коп., в срок до 01.11.2021;
- с 01.01.2022 до 31.12.2022, в размере 17 247 руб. 71 коп., в срок до 01.11.2022.
В силу пункта 10 Соглашения от 02.08.2021 во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются договором от 15.01.2016.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и является неотъемлемой частью договора от 15.01.2016 (пункт 11 Соглашения от 02.08.2021).
Общество "ПРЕССА-МАРКЕТ" 10.11.2022 обратилось в Департамент с заявлением N 22/3 о продлении срока договора от 15.01.2016 на основании Постановления N 577-п.
Департаментом в адрес общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" направлено письмо от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, в котором изложен отказ в продлении ранее заключенного договора от 15.01.2016 на размещение НТО.
В обоснование отказа в продлении договора от 15.01.2016 Департаментом указано единственное основание, а именно: истечение срока действия договора 15.01.2021, следовательно, названный договор от 15.01.2016 под действие Постановления N 577-п не подпадает.
Между Департаментом и индивидуальным предпринимателем Пигасовой Лидией Ивановной (далее - предприниматель Пигасова Л.И.) (владелец) 01.04.2016 заключен договор N 27-16 (далее - договор от 01.04.2016) на размещение НТО, в соответствии с пунктом 1.1 которого на основании пункта 15.1 решения Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27, Департамент предоставляет владельцу право на размещение НТО: вид: киоск; адресные ориентиры: ул. Степана Разина, 75; площадь: 6,0 кв. м.
Место размещения НТО предусмотрено в схеме размещения НТО на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, под учетным номером - М-КП-23.
Владелец вносит плату за размещение НТО в порядке, установленном разделом III настоящего договора (пункт 1.2 договора от 01.04.2016).
Пунктом 2.1 договора от 01.04.2016 предусмотрено, что договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 01.04.2021, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу НТО - до их полного исполнения.
Соглашением от 08.06.2016 N 1 произведена замена стороны по договору от 01.04.2016 с предпринимателя Пигасовой Л.И. на общество "ПРЕССА-МАРКЕТ".
Так, согласно пункту 1 соглашения от 08.06.2016 N 1 предприниматель Пигасова Л.И. добровольно и с согласия Департамента передала, а общество "ПРЕССА-МАРКЕТ" приняло права на объект - киоск, а также права и обязанности по договору от 01.04.2016 на размещение НТО по адресу: г. Пермь, ул. Степана Разина, 75.
В соответствии с Постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (в редакции постановления администрации города Перми от 22.12.2020 N 1286) на основании поступившего заявления общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" между Департаментом и указанным обществом 08.04.2021 подписано дополнительное соглашение к договору от 01.04.2016 (далее - Соглашение 08.04.2021), согласно пункту 1 которого владельцу НТО предоставлена отсрочка для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из договора от 01.04.2016, до 31.12.2022.
В соответствии с пунктом 2 Соглашения от 08.04.2021 на дату подписания настоящего дополнительного соглашения владелец подтверждает, что объект, установленный им по договору от 01.04.2016, расположен в месте с адресными ориентирами: ул. Степана Разина, 75, и является нестационарным торговым объектом, вид, специализация, площадь объекта соответствует требованиям, установленным договором от 01.04.2016.
Пунктом 3 Соглашения от 08.04.2021 установлено, что владелец вносит на расчетный счет Департамента плату за фактическое размещение НТО, установленного по договору от 01.04.2016, рассчитанную из размера платы, установленной договором от 01.04.2016, за период:
- с 01.04.2021 по 31.12.2021, в размере 10 718 руб. 71 коп., в срок до 01.11.2021;
- с 01.01.2022 до 31.12.2022, в размере 14 291 руб. 61 коп., в срок до 01.11.2022.
В силу пункта 10 Соглашения от 08.04.2021 во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются договором от 01.04.2016.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и является неотъемлемой частью договора от 01.04.2016 (пункт 11 Соглашения от 08.04.2021).
Общество "ПРЕССА-МАРКЕТ" 10.11.2022 обратилось в Департамент заявлением N 22/2 о продлении срока договора от 01.04.2016 на основании Постановления N 577-п.
Департаментом в адрес общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" направлено письмо от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, в котором изложен отказ в продлении ранее заключенного договора от 01.04.2016 на размещение НТО.
В обоснование отказа в продлении договора от 01.04.2016 Департаментом указано единственное основание, а именно: истечение срока действия договора 01.04.2021, следовательно, названный договор от 01.04.2016 под действие Постановления N 577-п не подпадает.
Считая, что отказы в продлении договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" в сфере предпринимательской деятельности, указанное общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Из представленных в материалы дела документов судами установлено, что обществу "ПРЕССА-МАРКЕТ" на основании договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 предоставлено право на размещение 3 НТО. Срок действия указанных договоров составлял 5 лет.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р, Указом губернатора Пермского края от 29.03.2020 N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2020 N 156-п "О мерах, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства" администрацией города Перми издано Постановление от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (далее - Постановление N 411).
Пунктом 1 Постановления N 411 до 31.12.2022 установлена отсрочка исполнения обязательств по демонтажу (перемещению) нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, торгового автомата (вендингового автомата) и восстановлению нарушенного благоустройства по окончании срока действия договоров на размещение нестационарного торгового объекта, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, срок исполнения обязательств по демонтажу по которым предусмотрен с 28.03.2020 по 30.11.2022.
Отсрочка предоставляется при соблюдении субъектом малого и среднего предпринимательства следующих условий: отсутствие задолженности за период срока действия Договора; исполнение требований к виду, специализации, площади нестационарного торгового объекта, установленных Договором.
В пункте 2 Постановления N 411 установлено, что за период отсрочки исполнения обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, вносится плата за фактическое размещение нестационарного торгового объекта, рассчитываемая за период размещения из размера платы, предусмотренной договором, в срок до 20.12.2020, до 01.11.2021, до 01.11.2022.
Пунктом 3 Постановления N 411 Департаменту поручено по договорам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, обеспечить в течение 5 рабочих дней со дня обращения субъекта малого и среднего предпринимательства заключение дополнительного соглашения, предусматривающего отсрочку обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, внесение платы, предусмотренной пунктом 2 настоящего Постановления, а также случаи, при наступлении которых дополнительное соглашение расторгается в связи с односторонним отказом департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми, от его исполнения.
Как указывалось ранее в мотивировочной части постановления между Департаментом и обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" были заключены дополнительные соглашения от 31.12.2020, от 02.08.2021 и от 08.04.2021 которыми был продлен срок исполнения обязательства общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" по демонтажу НТО, по внесению арендной платы с определением срока оплаты, по соблюдению требований к виду, специализации, площади, размерам НТО, а также права и обязанности Департамента, предусмотренные пунктами 4.3, 4.4 договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016.
Частью 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации) в качестве одного из основных принципов, создающих надлежащий уровень прав и свобод человека и гражданина, признается общеправовой принцип правовой определенности, включающий в себя требования разумности правового регулирования и стабильности правопорядка, устойчивости сложившейся системы правоотношений (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 27.05.2003 N 9-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 16.05.2007 N 6-П, от 10.10.2013 N 20-П и другие).
Принцип защиты правомерных ожиданий может применяться, если ожидания того или иного лица основаны на явном, безусловном и последовательном подтверждении правомерности его поведения со стороны государства.
Таким образом, принимая во внимание цель заключения дополнительных соглашений - поддержка малого и среднего предпринимательства, буквальное толкование условий дополнительных соглашений, систему принятых в целях поддержки малого и среднего предпринимательства нормативных актов, а также исходя из принципов соблюдения разумных ожиданий, поддержания доверия к закону и действиям государства, суды обоснованно признали правомерным довод общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" о продлении срока действия указанных выше договоров в результате заключения указанных выше дополнительных соглашений.
Поскольку при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (пункт 1 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды пришли к обоснованному выводу, что сторонами достигнуто соглашение о продлении договоров на срок до 31 декабря 2022 года.
На основании вышеизложенного, доводы Департамента о том, что заключение дополнительных соглашений не является пролонгацией договоров, а лишь предоставляет обществу "ПРЕССА-МАРКЕТ" отсрочку демонтажа НТО, правомерно отклонены судам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" (далее - Постановление N 353) установлены особенности разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах.
Пунктом 1 приложения N 15 к Постановлению N 353 предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства N 353 по 31.12.2026.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к Постановлению N 353 сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации приложения N 15 к Постановлению N 353 Правительством Пермского края издано Постановление от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" (далее - Постановление N 577-п), устанавливающее порядок продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов.
В пункте 1 Постановления N 577-п содержится указание продлить на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2026, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов.
В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления N 577-п продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1 - 4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящего постановления, продлевает сроки действия договора, разрешительных документов с учетом требований, указанных в пунктах 1 - 4 настоящего постановления.
Администрацией города Перми издано Постановление от 25.08.2022 N 710 "О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов".
В соответствии с подпунктом 1.1 указанного выше постановления Департаменту предписано обеспечить однократное заключение дополнительного соглашения, предусматривающее продление договора на размещение нестационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе) по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14.03.2022 по 31.12.2026, на срок, указанный в пунктах 1, 2 постановления N 577-п в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от лица, с которым заключен вышеуказанный договор.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что законодательством предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет без проведения торгов договоров на размещение НТО, сроки действия которых, истекают в период с 14.03.2022 по 31.12.2026.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что срок действия заключенных с обществом "ПРЕССА-МАРКЕТ" договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 истек 31.12.2022, то есть в период с 14.03.2022 по 31.12.2026, соответственно, суды пришли к верному выводу о том, что у Департамента не имелось основания для отказа в продлении их сроков действия на основании поступившего заявления владельца НТО.
Доводы Департамента о том, что в действующей схеме размещения НТО на территории города Перми не предусмотрено места для размещения НТО, размещенного ранее на основании договора от 10.09.2015, владельцем которого является общество "ПРЕССА-МАРКЕТ", а также, что площади НТО, размещенных по договорам от 15.01.2016, от 01.04.2016, не соответствуют требованиям Правил благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими в виду следующего.
Из анализа писем от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362 следует, что единственным основанием для отказов в продлении Договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 явились выводы Департамента о том, что срок действия Договора от 10.09.2015 истек 10.09.2020, договора от 15.01.2016 истек 15.01.2021, а договора от 01.04.2016 истек 01.04.2021.
Таким образом, отсутствие места для размещения НТО, размещенного ранее на основании договора от 10.09.2015, в действующей схеме размещения НТО на территории города Перми и несоответствие площади НТО, размещенных по договорам от 15.01.2016 и от 01.04.2016, требованиям Правил благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, не явились основаниями для отказа в продлении договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016.
Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (пункт 6 статьи 10 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов" утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы.
Пунктом 4.5 Порядка предусмотрено, что внесение в Схему изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до внесения соответствующих изменений.
В случае внесения в Схему изменений по основаниям, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка, в результате которых место размещения нестационарного торгового объекта исключается из Схемы, уполномоченный орган обязан предложить субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в данном нестационарном торговом объекте, альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы.
Порядок предоставления субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, размещенном на месте, исключаемом из Схемы, альтернативного места размещения нестационарного торгового объекта на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы, устанавливается правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Пермского края. В случае согласия субъекта торговли на изменение места размещения нестационарного торгового объекта орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края заключает с данным субъектом торговли дополнительное соглашение к договору на право размещения нестационарного торгового объекта в части изменения места размещения нестационарного торгового объекта.
Альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта должно обеспечивать сохранение вида, площади и специализации нестационарного торгового объекта.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что исключение мест размещения нестационарных торговых объектов, которые были размещены до внесения изменений в схему, не влечет автоматического прекращения заключенных договоров, не может являться основанием для отказа в заключении дополнительных соглашений, поскольку ограничивает уровень тех правовых гарантий, которые представлены владельцам нестационарных торговых объектов законодателем.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что решением Пермского краевого суда от 16.02.2023 дело N 3а-56/2022 признан недействующим со дня вступления в законную силу пункт 1 Постановления N 577-п в части слов "при соблюдении требований правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края установленных для данных объектов".
При изложенных обстоятельствах, требования общества "ПРЕССА-МАРКЕТ" правомерно удовлетворены судами.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по сути, сводятся к изложению своей правовой позиции по существу спора, содержат собственное представление заявителя о толковании приведенных норм права, что само по себе не свидетельствует об их неправильном применении судами. Предложенное заявителем толкование указанных норм права влечет необоснованное лишение вышеуказанных мер социальной поддержки лиц, легитимно размещающих НТО на земельных участках на предусмотренных договорами условиях на момент издания Постановления N 353, в связи с чем правомерно не принято во внимание судами.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.03.2023 по делу N А50-31159/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа писем от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-366, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-367, от 01.12.2022 N 059-13-06-02/2-362 следует, что единственным основанием для отказов в продлении Договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016 явились выводы Департамента о том, что срок действия Договора от 10.09.2015 истек 10.09.2020, договора от 15.01.2016 истек 15.01.2021, а договора от 01.04.2016 истек 01.04.2021.
Таким образом, отсутствие места для размещения НТО, размещенного ранее на основании договора от 10.09.2015, в действующей схеме размещения НТО на территории города Перми и несоответствие площади НТО, размещенных по договорам от 15.01.2016 и от 01.04.2016, требованиям Правил благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, не явились основаниями для отказа в продлении договоров от 10.09.2015, от 15.01.2016 и от 01.04.2016.
Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (пункт 6 статьи 10 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2023 г. N Ф09-5596/23 по делу N А50-31159/2022