Екатеринбург |
|
23 августа 2023 г. |
Дело N А07-42866/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Краснобаевой И.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2022 по делу N А07-42866/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" - Ягафарова Г.Б. (доверенность от 19.06.2023).
Фонд строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в лице конкурсного управляющего Молина Дмитрия Евгеньевича (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству культуры Республики Башкортостан (далее - министерство) о взыскании неустойки в сумме 10 110 477 руб. 25 коп. по соглашению от 22.04.2013 N 106.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой", Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" (далее - общество "БНЗС") просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель настаивает на законности начисленной фондом неустойки, ссылается на то, что общество "БНЗС" имеет право на получение мораторных процентов, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". По мнению заявителя, вывод судов о том, что, поскольку ни в Порядке предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан Фонду в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.04.2013 N 146, ни в Бюджетном кодексе Российской Федерации не установлена ответственность за несвоевременное предоставление субсидии, оснований для удовлетворения требований не имеется, нельзя признать обоснованным, учитывая, что в силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации такие лица несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, по мнению заявителя, суды не учли, что конкурсный управляющий обратился с иском в суд в целях удовлетворения законных интересов кредиторов, имеющих право на получение компенсации за несвоевременное исполнение министерством возложенных на него обязательств.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе должны определять: порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, положения об осуществлении проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления.
В силу пункта 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 22.04.2013 между министерством и фондом в соответствии с Порядком N 146 заключено соглашение N 106 о порядке и условиях предоставления истцу субсидии из бюджета Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе.
На основании пункта 2.3 соглашения N 106 перечисление субсидии осуществляется ежемесячно на основании поданных фондом в министерство заявок по форме согласно приложению N 1 к настоящему соглашению с указанием необходимого объема субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего соглашения, а также при условии своевременного представления отчетов об использовании фондом полученной субсидии по формам согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему соглашению.
В целях реализации взятых на себя соглашением N 106 обязательств фондом 15.04.2013 с обществом "БНЗС" (подрядчик) заключен договор подряда N ФСЗ, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по заданию заказчика на объекте "Капитальный ремонт Дворца культуры "Нефтяник", г. Уфа выполнить строительно-монтажные, демонтажные, пусконаладочные работы.
По актам о приемке выполненных работ подрядчиком сданы, а заказчиком приняты работы в соответствии со сметной документацией на сумму 758 325 442 руб.
Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21.11.2016.
В связи с невыполнением заказчиком обязательств оплаты по договору подряда от 15.04.2013 N ФСЗ общество "БНЗС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о банкротстве фонда.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 по делу N А07-17772/2018 фонд признан несостоятельным (банкротом), в отношении фонда открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Молин Д.Е.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 заявление конкурсного управляющего фонда Молина Д.Е. удовлетворено частично, министерство привлечено к субсидиарной ответственности, с министерства за счет казны Республики Башкортостан в пользу фонда взыскано 42 302 796 руб. 67 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.1.2021 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 оставлено без изменения.
Вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2022 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по тому же делу изменены, резолютивная часть обжалуемого определения от 10.09.2021 изложена в следующей редакции: "Заявление конкурсного управляющего фонда Молина Д.Е. удовлетворить частично. Взыскать с Республики Башкортостан в лице министерства за счет казны Республики Башкортостан в пользу фонда в порядке субсидиарной ответственности денежные средства в сумме 42 302 796 руб. 67 коп. В остальной части заявленных требований отказать.".
С учетом уточненного искового заявления конкурсного управляющего от 12.05.2022 сумма неустойки определена из суммы долга фонда перед обществом "БНЗС", установленного решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2018 по делу N А07-15312/2018 по исковому заявлению общества "БНЗС" к фонду о взыскании задолженности в сумме 8 202 094 руб., 64 010 руб. расходов по оплате государственной пошлины, и суммы долга фонда перед обществом "БНЗС", установленного решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.04.2018 по делу N А07-883/2018 по исковому заявлению общества "БНЗС" к фонду о взыскании основного долга в сумме 24 564 531 руб. 31 коп., 145 823 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Сумма требований конкурсного управляющего фонда Молина Д.Е., включенных в реестр требований кредиторов фонда - 42 503 068 руб. 22 коп., взыскана с министерства за счет казны Республики Башкортостан в пользу фонда в полном объеме, в том числе сумма непогашенных текущих платежей фонда в порядке субсидиарной ответственности по делу N А07-17772/2018.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что министерство в соответствии с пунктом 3.30 Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.03.2013 N 83, осуществляет в соответствии с законодательством полномочия главного администратора и администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.
Министерство по отношению к фонду является главным распорядителем бюджетных средств, денежные средства из бюджета Республики Башкортостан фонду предоставляются через министерство.
Суды установили, что предоставление фонду субсидии из бюджета Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе, осуществлялось в соответствии с порядком N 146.
В силу пункта 5 Порядка N 146 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого между получателем субсидии и уполномоченным органом.
Суды приняли во внимание, что разделом 5 соглашения от 22.04.2013 N 106 предусмотрена ответственность сторон и порядок возврата субсидии.
Вместе с тем, исследовав и оценив положения пунктов 5.1 - 5.5 раздела 5 соглашения N 106, суды выявили, что ответственность установлена только для фонда - за нецелевое использование средств субсидии и в случае установления фактов нарушений условий предоставления субсидии. Положений об ответственности Министерства культуры Республики Башкортостан положения соглашения не содержат.
Кроме того, суды установили, что не установлена такая ответственность и Порядком N 146, а также нормами действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, исходя из буквального толкования условий соглашения N 106, Порядка N 146 предоставления субсидии, суды не усмотрели оснований для вывода об обоснованности требований фонда о взыскании с министерства неустойки в заявленной сумме.
При таких обстоятельствах, оценив предоставленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований фонда о взыскании с министерства неустойки в сумме 10 110 477 руб. 25 коп. по соглашению от 22.04.2013 N 106.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что конкурсный управляющий обратился с иском с целью удовлетворения законных интересов кредиторов, которые имеют право на получение компенсации за несвоевременное исполнение обязательств министерством, обоснованно отклонена судами с учетом изложенных в мотивировочной части постановления фактических обстоятельств настоящего дела.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводам общества "БНЗС", изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы основаны на верном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2022 по делу N А07-42866/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
...
С учетом уточненного искового заявления конкурсного управляющего от 12.05.2022 сумма неустойки определена из суммы долга фонда перед обществом "БНЗС", установленного решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2018 по делу N А07-15312/2018 по исковому заявлению общества "БНЗС" к фонду о взыскании задолженности в сумме 8 202 094 руб., 64 010 руб. расходов по оплате государственной пошлины, и суммы долга фонда перед обществом "БНЗС", установленного решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.04.2018 по делу N А07-883/2018 по исковому заявлению общества "БНЗС" к фонду о взыскании основного долга в сумме 24 564 531 руб. 31 коп., 145 823 руб. расходов по уплате государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2023 г. N Ф09-4161/23 по делу N А07-42866/2019