г. Челябинск |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А07-42866/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2022 по делу N А07-42866/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства культуры Республики Башкортостан - Латыпова Альбина Маратовна (доверенность от 12.08.2022, паспорт, диплом);
общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" - Ягафарова Гульнара Билаловна (доверенность от 15.11.2022, паспорт, диплом).
Фонд строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в лице конкурсного управляющего Молина Дмитрия Евгеньевича (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству культуры Республики Башкортостан (далее - Минкультуры РБ, ответчик) о взыскании суммы неустойки в размере 10 110 477 руб. 25 коп. по соглашению N 106 от 22.04.2013 (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" (далее - ООО ГТ "БНЗС"), Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.12.2022 (резолютивная часть объявлена 30.11.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, удовлетворить иск в полном объеме.
Податель жалобы указал, что определением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-17772/2018 от 17.04.2019 помимо суммы основного долга признано обоснованным и подлежащим включению в реестр кредиторов требование ООО ГТ "БНЗС" о взыскании неустойки в размере 9 376 270 руб. 82 коп. При этом Арбитражным судом Республики Башкортостан при вынесении решения 16.12.2022 сделан неверный вывод, что данная неустойка в реестр требований кредиторов Фонда не включена. Материалами дела подтверждено, в том числе вступившим в силу судебными актами по делам N А07-17772/2018, что неперечисление денежных средств субсидии привело к образованию у истца задолженности перед подрядчиком по договору подряда NФСЗ от 17.01.2018 и впоследствии признании должника несостоятельным (банкротом). Учитывая изложенное, апеллянт считает, что требование о взыскании неустойки является законным и обоснованным. В данном случае неустойка является мерой ответственности за нарушение ответчиком принятых на себя обязательств по соглашению о предоставлении субсидии в связи с нарушением срока оплаты выполненных работ.
Также апеллянт считает, что ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Суд первой инстанции должен был вынести на обсуждение сторон вопрос о необходимости применения к правоотношениям норм о процентах за пользование чужими денежными средствами.
Также с вынесенным решением не согласилось третье лицо по делу, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО ГТ "БНЗС" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению апеллянта, ООО ГТ "БНЗС" имеет право на получение мораторных процентов, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О несостоятельности (банкротстве)". Конкурсным управляющим Фонда обоснованно и законно было подано заявление о взыскании неустойки по соглашению о предоставлении субсидий. Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, Арбитражный суд Республики Башкортостан не учел, что конкурсный управляющий подал иск, чтоб удовлетворить законные интересы кредиторов, которые имеют право на получение компенсации за несвоевременное исполнение обязательств Минкультуры РБ.
До начала судебного заседания Минкультуры РБ представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.04.2013 между Минкультуры РБ и Фондом заключено соглашение N 106 о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе.
В целях реализации взятых на себя соглашением N 106 обязательств Фондом 15.04.2013 заключен с ООО ГТ БНЗС (подрядчик) договор подряда N ФСЗ, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по заданию заказчика на объекте "Капитальный ремонт Дворца культуры "Нефтяник", г. Уфа выполнить строительно-монтажные, демонтажные, пусконаладочные работы.
По актам о приемке выполненных работ подрядчиком сданы, а заказчиком приняты работы в соответствии со сметной документацией на сумму 758 325 442 руб.
Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21.11.2016.
В связи с невыполнением заказчиком обязательств оплаты по договору подряда N ФСЗ от 15.04.2013 ООО ГТ "БНЗС" обратилось в Арбитражный суд РБ с заявление о банкротстве Фонда.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 Фонд признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Молин Д.Е.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 по заявлению конкурсного управляющего Фонда Молина Д.Е. удовлетворено частично, Минкультуры РБ привлечено к субсидиарной ответственности, с Минкультуры РБ за счет казны Республики Башкортостан в пользу Фонда взысканы 42 302 796, 67 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.1.2021 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2022 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по тому же делу изменены, резолютивная часть обжалуемого определения от 10.09.2021 изложена в следующей редакции: "Заявление конкурсного управляющего Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан Молина Дмитрия Евгеньевича удовлетворить частично. Взыскать с Республики Башкортостан в лице Министерства культуры Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан в пользу Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в порядке субсидиарной ответственности денежные средства в размере 42 302 796 руб. 67 коп. В остальной части заявленных требований отказать.".
Определением Верховного суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 309-ЭС22-9808 Министерству культуры Республики Башкортостан отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.
Как следует из уточненного искового заявления конкурсного управляющего от 12.05.2022, сумма неустойки определена из суммы долга Фонда перед ООО ГТ "БНЗС", установленного решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2018 по делу N А07-15312/2018 по исковому заявлению ООО ГТ "БНЗС" к Фонду о взыскании суммы долга в размере 8 202 094 руб. основного долга, 64 010 руб. расходов по оплате государственной пошлины, и суммы долга Фонда перед ООО ГТ "БНЗС", установленного решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.04.2018 по делу N А07-883/2018 по исковому заявлению ООО ГТ "БНЗС" к Фонду в размере 24 564 531, 31 руб. основного долга, 145 823 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Таким образом, как считает заявитель, вышеуказанными решениями подтверждена задолженность именно Фонда перед ООО ГТ "БНЗС".
При этом ООО ГТ "БНЗС" неустойка на сумму задолженности Фонда перед подрядной организацией, подтвержденная вышеуказанными решениями судов, к Фонду не предъявлялась, в реестр требований кредиторов Фонда сумма неустойки в размере 8 668 296, 86 руб. не была включена.
Сумма требований конкурсного управляющего Фонда Молина Д.Е., включенные в реестр требований кредиторов Фонда в размере 42 503 068,22 руб., взысканы с Минкультуры РБ за счет казны Республики Башкортостан в пользу Фонда в полном объеме, в том числе сумма непогашенных текущих платежей Фонда, в порядке субсидиарной ответственности по делу N А07-17772/2018.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что из положений пунктов 5.1 - 5.5 раздела 5 соглашения следует, что ответственность установлена только для Фонда - за нецелевое использование средств субсидии и в случае установления фактов нарушений условий предоставления субсидии.
Положений об ответственности Министерства культуры Республики Башкортостан положения соглашения не содержат.
Не установлена такая ответственность и Порядком N 146, а также нормами действующего законодательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе должны определять: порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, положения об осуществлении проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления.
Министерство культуры Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 3.30 Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.03.2013 N 83, осуществляет в соответствии с законодательством полномочия главного администратора и администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.
Соответственно, Министерство является получателем средств бюджета Республики Башкортостан, и по отношению к Фонду является главным распорядителем бюджетных средств, то есть денежные средства из бюджета Республики Башкортостан Фонду предоставляются через Министерство культуры Республики Башкортостан на основании соглашения.
Предоставление Фонду субсидии из бюджета Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе, осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан Фонду в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.04.2013 N 146 (далее - Порядок N 146).
В силу пункта 5 Порядка N 146 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии (далее - соглашение), заключаемого между получателем субсидии и уполномоченным органом.
В соответствии с Порядком N 146 между Министерством культуры Республики Башкортостан и Фондом заключено соглашение N 106 от 22.04.2013 о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе.
На основании пункта 2.3 соглашения N 106 перечисление субсидии осуществляется ежемесячно на основании поданных Фондом в Министерство культуры Республики Башкортостан заявок по форме согласно приложению N 1 к настоящему соглашению с указанием необходимого объема субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего соглашения, а также при условии своевременного представления отчетов об использовании Фондом полученной субсидии по формам согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему соглашению.
Согласно последнему уточненному исковому заявлению (т. 5 л.д. 176-181), Фонд в лице конкурсного управляющего Молина Дмитрия Евгеньевича просил взыскать Министерства культуры Республики Башкортостан сумму неустойки в размере 10 110 477 руб. 25 коп. по соглашению N 106 от 22.04.2013.
Поскольку правовые основания предъявления иска устанавливает суд, однако истец заявил к возмещению неустойку в размере 10 110 477 руб. 25 коп. по соглашению N 106 от 22.04.2013, а суд не может выйти за пределы исковых требований, довод апелляционной жалобы Фонда о неверном применении судом норм материального права подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Разделом 5 соглашения N 106 от 22.04.2013 предусмотрена ответственность сторон и порядок возврата субсидии.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, из положений пунктов 5.1 - 5.5 раздела 5 соглашения следует, что ответственность установлена только для Фонда - за нецелевое использование средств субсидии и в случае установления фактов нарушений условий предоставления субсидии.
Положений об ответственности Министерства культуры Республики Башкортостан положения соглашения не содержат.
Не установлена такая ответственность и Порядком N 146, а также нормами действующего законодательства.
Доказательств иного в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При изложенных обстоятельствах, исходя из буквального толкования условий соглашения, Порядка предоставления субсидии, оснований полагать, что заявленные доводы истца являются достаточным основанием для вывода о взыскании с Минкультуры РБ неустойки в спорной сумме, апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционных жалоб о наличии оснований для взыскания с Министерства культуры Республики Башкортостан неустойки судом отклоняются как необоснованные и основанные на неверном толковании норм права.
То обстоятельство, что конкурсный управляющий подал настоящий иск с целью удовлетворения законных интересов кредиторов, которые имеют право на получение компенсации за несвоевременное исполнение обязательств Минкультуры РБ, не отменяет установленных выше обстоятельств спора.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционных жалоб не нашли подтверждения, основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Доводов, основанных на доказательственной базе в деле, позволяющих отменить обжалованный судебный акт, в апелляционных жалобах не содержится. Несогласие заявителей с оценкой суда имеющихся в деле доказательств само по себе не свидетельствует о том, что суд допустил нарушения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. По изложенным причинам доводы жалоб не могли повлиять на принятое судом решение по делу.
С учетом изложенных мотивов, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционным жалобам распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционных жалоб без удовлетворения относятся на их подателей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Фондом не была уплачена государственная пошлина за ее рассмотрение, а ООО ГТ "БНЗС" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, с апеллянтов в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. с каждого.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2022 по делу N А07-42866/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" - без удовлетворения.
Взыскать с Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "БашкортостанНефтезаводСтрой" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-42866/2019
Истец: Молин Д Е, ФОНД СТРОИТЕЛЬСТВА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Министерство финансов РБ, ООО ГТ "БНЗС"