Екатеринбург |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А76-34310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТСО Кыштым" (далее - общество "ТСО Кыштым", заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "ТСО Кыштым" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления городского хозяйства Администрации Кыштымского городского округа (далее - Управление, заинтересованное лицо) о предоставлении субсидии в сумме 11 489 000 руб, изложенного в протоколе заседания комиссии по предоставлению победителю отбора акционерному обществу "Челябкоммунэнерго" субсидии в целях возмещения затрат организациям коммунального комплекса, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для производства энергии от 26.08.2022 N 62.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Челябкоммунэнерго" (далее - общество "Челябкоммунэнерго"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Финансовое управление администрации Кыштымского городского округа.
Решением суда от 08.02.2023 (судья Наконечная О.Г. ) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023(судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТСО Кыштым", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель опровергает установленный судами факт размещения информации о приеме заявок на официальном сайте Администрации Кыштымского городского округа 12.08.2022, ссылаясь на представленный им в материалы дела нотариально удостоверенный протокол осмотра электронной почты, подтверждающий, по мнению общества "ТСО Кыштым", что подписание постановления об объявлении конкурса произошло не ранее 16.08.2022.
Полагает, что с учетом превышения размера средств, запрашиваемых участниками конкурса, над размером лимитов выделяемых субсидий, при равенстве баллов ими набранных, Управлению следовало распределить субсидию поровну в соответствии с пунктом 22 Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат организациям коммунального комплекса связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для производства (реализации) тепловой энергии, утвержденного постановлением Администрации от 08.08.2022 N 1699 (далее - Порядок).
Заинтересованное лицо и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23.08.2022 обществом "ТСО Кыштым" в адрес главы Кыштымского городского округа направлена заявка на получение субсидии на возмещение затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов для производства энергии (далее - субсидия) с приложением документов, подтверждающих право на получение такой субсидии.
Протоколом заседания комиссии по предоставлению субсидии от 26.08.2022 N 62 победителем отбора признано общество "Челябкоммунэнерго", размер выделенной ему субсидии составил 11 489 000 руб.
Полагая, что, предоставив субсидию обществу "Челябкоммунэнерго", Управление тем самым отказало в её предоставлении обществу "ТСО Кыштым", последнее, выражая несогласие с таким решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении требований заявителя, признав решение Управления законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Постановлением Администрации Кыштымского городского округа (далее - Администрация) от 08.08.2022 N 1699 утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения затрат организациям коммунального комплекса связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для производства (реализации) тепловой энергии.
На основании постановления Администрации от 25.08.2022 N 1802 создана комиссия по проведению конкурсного отбора получателей субсидий за счет средств бюджета Кыштымского городского округа на возмещение затрат по приобретению топливно-энергетических ресурсов организациям коммунального комплекса, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, утвержден состав данной комиссии, а также утверждено положение о комиссии.
В соответствии с пунктом 7 Порядка отбор получателей для предоставления субсидий осуществляется посредством запроса предложений на основании заявок на участие в отборе юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продаж) тепловой энергии потребителям, расположенным на территории Кыштымского городского округа по регулируемым тарифам, исходя из соответствия участников отбора критериям отбора в соответствии с приложением 1 к Порядку и очередности поступлений заявок.
Пунктом 9 Порядка установлено, что для участия в отборе заявители в сроки, указанные в пункте 12 Порядка, представляют уполномоченному органу заявку на бумажном носителе с приложением к ней необходимых документов. В соответствии с пунктом 11 Порядка отбор проводится на основании заявок, направленных заявителями для участия в отборе, исходя из соответствия заявителя критериям отбора и очередности поступления заявок.
В соответствии с пунктом 16 Порядка процедура отбора проводится комиссией по проведению отбора заявок Кыштымского городского округа на предоставление субсидий в целях возмещения затрат организациям коммунального комплекса связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для производства (реализации) тепловой энергии (далее - Комиссия), состав которой утверждается постановлением Администрации.
Согласно пункту 18 Порядка по каждому критерию, указанному в приложении 1 Порядка, Комиссией выставляются баллы. Для сопоставления заявок результаты оценки комиссия заносит в сравнительную таблицу.
Пунктом 19 Порядка установлено, что победителями отбора признаются заявители, чьи заявки наберут наибольшее количество итоговых баллов.
Согласно протоколу заседания Комиссии от 26.08.2022 N 62 совокупный размер средств запрашиваемых участниками конкурса - обществом "Челябкоммунэнерго" и обществом ТСО "Кыштым" составил 61 478 017,46 руб. и 18 022 251,51 руб. соответственно, при этом количество набранных им баллов итогового рейтинга являлось одинаковым.
В соответствии с пунктом 20 Порядка, в случае если в результате сопоставления заявок установлено, что величина итогового рейтинга нескольких заявителей имеет одинаковое значение, заявки ранжируются по дате и времени регистрации заявок. В этом случае победителем становится заявитель, направивший заявку раньше.
Руководствуясь данным пунктом и установив, что заявка общества "Челябкоммунэнерго" поступила раньше (15.08.2022), чем заявка общества ТСО "Кыштым" (24.08.2022), суды сочли обоснованным решение Комиссии, признавшей победителем конкурса общество "Челябкоммунэнерго".
Доводы заявителя о необоснованном сокращении Управлением установленного 30-дневного срока на подачу заявок (предложений) и преждевременном вынесении ею оспариваемого решения, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на особые условия предоставления субсидий, действовавшие в указанный период и введенные в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 590 "О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году".
Данным постановлением Правительство позволило представительным органам муниципальных образований сокращать минимальный срок для представления заявок на получение субсидий с тридцати до десяти календарных дней с момента размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае проведения отбора в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет") или на ином сайте, на котором обеспечивается проведение отбора, объявления о проведении отбора.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановление Администрации от 12.08.2022 N 1740, которым объявлен конкурс на получение субсидии, в тот же день было размещено на её официальном сайте. Согласно названному постановлению сроки проведения отбора для предоставления субсидии установлены с 10-00 часов 15.08.2022 по 17-00 часов 25.08.2022.
Установив данное обстоятельство, суды отклонили доводы заявителя, оспаривающего возможность размещения постановления от 12.08.2022 N 1740 на сайте Администрации в ту же дату, и утверждающего о том, что подписание названного постановления главой Кыштымского городского округа произошло только 16.08.2022. Оценивая содержание представленного заявителем в материалы дела нотариально удостоверенного протокола осмотра электронной почты заинтересованного лица, согласно которому датой подписания постановления от 12.08.2022 N 1740 электронной цифровой подписью главы является 16.08.2022, суды признали данный документ не опровергающим факт того, что подписание указанного постановления на бумажном носителе состоялось в дату его вынесения. Кроме этого, суды справедливо указали, что первостепенное значение для участников отбора с точки зрения начала течения срока для подачи ими заявок имеет дата публичного размещения объявления о проведении отбора, а не дата электронной подписи такого объявления.
Довод заявителя о необходимости применения пункта 22 Порядка, судами также признан ошибочным и правомерно отклонен.
В соответствии с названным пунктом в случае, если совокупный объем запрашиваемых субсидий превышает объем средств, предусмотренный для предоставления субсидий на соответствующий год, распределение средств между победителями отбора осуществляется в соответствии с количеством набранных баллов, в порядке убывания по остаточному принципу.
Таким образом, данный пункт регулирует ситуации, когда имеет место несколько победителей отбора. Вместе с тем, согласно протоколу Комиссии от 25.08.2022 победителем конкурса на получение субсидии объявлено лишь общество "Челябкоммунэнерго", сведений об иных организациях - победителях данный документ не содержит. Отсутствие формулировки об отказе обществу "ТСО Кыштым" в предоставлении субсидии не означает присвоение ему статуса победителя отбора, несмотря на равенство баллов итогового рейтинга.
Исходя из изложенного, учитывая, что оснований для применения пункта 22 Порядка у заинтересованного лица не имелось, суды правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны тем, что были рассмотрены судами и обоснованно ими отклонены. Несогласие заявителя с данной судами правовой оценкой обстоятельств спора не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Между тем нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "ТСО Кыштым" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТСО Кыштым" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
...
Доводы заявителя о необоснованном сокращении Управлением установленного 30-дневного срока на подачу заявок (предложений) и преждевременном вынесении ею оспариваемого решения, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на особые условия предоставления субсидий, действовавшие в указанный период и введенные в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 590 "О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2023 г. N Ф09-5238/23 по делу N А76-34310/2022