Екатеринбург |
|
30 августа 2023 г. |
Дело N А07-7955/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Татариновой И.А., Тороповой М.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Главархитектура) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2022 по делу N А07-7955/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в режиме онлайн принял участие представитель акционерного общества "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" (далее - общество "УЗЭМИК") - Садыкова Г.Р. (доверенность от 27.02.2023 N 15д).
Общество "УЗЭМИК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главархитектуре о признании недействительным градостроительного плана земельного участка N РФ-02-2-55-0-00-2022-0022 от 17.01.2022, выданного Главархитектурой в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454 в следующей части:
- в разделе Лист 2. "Чертеж градостроительного плана земельного участка":
графического изображения границ зон с особыми условиями использования территорий площадью 3 489,66 кв. м;
- в разделе 5 "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий:
Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - площадь земельного участка, покрываемая ЗОУИТ, составляет 3489,66 кв. м.
Реквизиты акта, установившего ограничения (обременения): вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ; срок действия с 2020-03-04; реквизиты документа-основания: постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" от 03.03.2018 N 222, выдан: Правительство Российской Федерации; Содержание ограничения (обременения): В санитарно-защитной зоне не допускается использования земельных участков в целях; а) размещения жилой застройки, объектов образования и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организации отдыха детей их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химические, физические и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиям.; Реестровый номер границ: 02.55.2.17142.
- в разделе 6 "Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон":
Информацию о границах ЗОУИТ площадью 3489,66 кв. м, со следующими координатами:
Наименование зоны с особыми условиями использования территории с указанием объекта, в отношении которого установлена такая зона |
Перечень координат характерных точек в системе координат, используемый для ведения Единого государственного реестра недвижимости |
||
Номер точки |
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
659885.03 |
1360684.97 |
|
2 |
659878.03 |
1360684.94 |
|
3 |
659871.05 |
1360685.4 |
|
4 |
659864.11 |
1360686.35 |
|
5 |
659857.26 |
1360687.78 |
|
6 |
659850.53 |
1360689.68 |
|
7 |
659843.94 |
1360692.05 |
|
8 |
659841.81 |
1360692.99 |
|
9 |
659837.75 |
1360704.06 |
|
10 |
659833.75 |
1360714.97 |
|
11 |
659841.73 |
1360713.28 |
|
12 |
659849.99 |
1360711.54 |
|
13 |
659854.91 |
1360713.21 |
|
14 |
659854.42 |
1360714.65 |
|
15 |
659889.02 |
1360726.03 |
|
16 |
659891.4 |
1360726.82 |
|
17 |
659892.83 |
1360727.28 |
|
18 |
659901.53 |
1360729.46 |
|
19 |
659917.24 |
1360733.4 |
|
20 |
659917.82 |
1360730.44 |
|
21 |
659926.65 |
1360732.21 |
|
22 |
659930.55 |
1360730.29 |
|
23 |
659944.65 |
1360699.38 |
|
24 |
659912.49 |
1360689.94 |
|
25 |
659905.77 |
1360687.98 |
|
26 |
659898.93 |
1360686.49 |
|
27 |
659892.01 |
1360685.49 |
Обязать Главархитектуру в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, внести изменения в градостроительный план N РФ-02-2-55-0-00-2022-0022 от 17.01.2022 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454, исключив из него следующую информацию:
- в разделе Лист 2. "Чертеж градостроительного плана земельного участка":
графического изображения границ зон с особыми условиями использования территорий площадью 3 489,66 кв. м;
- в разделе 5 "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий:
Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - площадь земельного участка, покрываемая ЗОУИТ, составляет 3489,66 кв. м.
Реквизиты акта, установившего ограничения (обременения): вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ; срок действия с 2020-03-04; реквизиты документа-основания: постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" от 03.03.2018 N 222, выдан: Правительство Российской Федерации; Содержание ограничения (обременения): В санитарно-защитной зоне не допускается использования земельных участков в целях; а) размещения жилой застройки, объектов образования и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организации отдыха детей их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химические, физические и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиям.; Реестровый номер границ: 02.55.2.17142.
- в разделе 6 "Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон":
Информацию о границах ЗОУИТ площадью 3489,66 кв. м, со следующими координатами:
Наименование зоны с особыми условиями использования территории с указанием объекта, в отношении которого установлена такая зона |
Перечень координат характерных точек в системе координат, используемый для ведения Единого государственного реестра недвижимости |
||
Номер точки |
X |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
659885.03 |
1360684.97 |
|
2 |
659878.03 |
1360684.94 |
|
3 |
659871.05 |
1360685.4 |
|
4 |
659864.11 |
1360686.35 |
|
5 |
659857.26 |
1360687.78 |
|
6 |
659850.53 |
1360689.68 |
|
7 |
659843.94 |
1360692.05 |
|
8 |
659841.81 |
1360692.99 |
|
9 |
659837.75 |
1360704.06 |
|
10 |
659833.75 |
1360714.97 |
|
11 |
659841.73 |
1360713.28 |
|
12 |
659849.99 |
1360711.54 |
|
13 |
659854.91 |
1360713.21 |
|
14 |
659854.42 |
1360714.65 |
|
15 |
659889.02 |
1360726.03 |
|
16 |
659891.4 |
1360726.82 |
|
17 |
659892.83 |
1360727.28 |
|
18 |
659901.53 |
1360729.46 |
|
19 |
659917.24 |
1360733.4 |
|
20 |
659917.82 |
1360730.44 |
|
21 |
659926.65 |
1360732.21 |
|
22 |
659930.55 |
1360730.29 |
|
23 |
659944.65 |
1360699.38 |
|
24 |
659912.49 |
1360689.94 |
|
25 |
659905.77 |
1360687.98 |
|
26 |
659898.93 |
1360686.49 |
|
27 |
659892.01 |
1360685.49 |
и выдать обществу "УЗЭМИК" исправленный ГПЗУ N РФ-02-2-55-0-00-2022-0022 от 17.01.2022 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2022 требования общества "УЗЭМИК" удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Главархитектура просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что ПЗЗ непосредственно не устанавливают, а только отображают охранные зоны. Отмечает, что отображение этих зон на карте ПЗЗ не конституирует их установление, а может рассматриваться исключительно в качестве одного из способов обеспечения публичного доступа к сведениям о соответствующих зонах. В оспариваемом градостроительном плане земельного участка в разделе N 5 содержится информация относительно нахождения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454 в границах ЗОУИТ. Источником указанных сведений является Единый государственный реестр недвижимости. К компетенции администрации и Главархитектуры не относится внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454. По мнению податель жалобы, оспариваемый градостроительный план земельного участка подготовлен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УЗЭМИК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "УЗЭМИК" является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454.
Заявитель указывает, что по заявлению общества "УЗЭМИК" от 11.01.2022 N 1720441574 Главархитектурой на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010515:454 выдан градостроительный план земельного участка N РФ-02-2-55-0-00-2022-0022 от 17.01.2022 с недостоверными сведениями.
Общество "УЗЭМИК" не согласившись с полученным градостроительным планом земельного участка N РФ-02-2-55-0-00-2022-0022 от 17.01.2022, считая выданный ему градостроительный план ненормативным правовым актом, который принят с нарушениями норм действующего законодательства, в частности Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также других законов и подзаконных актов, и нарушает его права, как собственника земельного участка и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод о том, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, градостроительный план земельного участка признан не соответствующим закону.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, подтвердил правильность содержащихся в нем выводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 26 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится выдача ГПЗУ.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Понятие градостроительного плана закреплено статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной, в частности, в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу является обобщенной выпиской из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план земельного участка не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Форма градостроительного плана земельного участка и порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка утверждены приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр (далее - Порядок).
В соответствии с требованиями раздела VII Порядка раздел 5 ГПЗУ "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий" содержит информацию об ограничениях использования земельного участка, расположенного, в том числе частично, в границах зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации для объектов, в отношении которых установлены такие зоны.
Информация раздела включает: а) наименование ограничения (обременения) земельного участка и реквизиты акта, установившего соответствующие ограничения (обременения); б) площадь территории земельного участка, ограниченной в использовании, в том числе в границах зон с особыми условиями использования территорий. В случае, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, в строке пишется "Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет "N" кв. м" или иная информация, соответствующая установленным ограничениям (обременениям); в) содержание ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом.
Согласно статье 12 Федерального закона N 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1); при разработке схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки жилых районов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве зданий, строений, сооружений должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п. 3.1, 4.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. п. 3.17, 18. 23, 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенные в границах санитарно-защитных зон, утв. Постановлением Правительства РФ N 222 от 03.03.2018 актом, устанавливающим соответствующие ограничения (обременения) по санитарно-защитной зоне является решение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ "Об установлении окончательной санитарно-защитной зоны", принятое на основании проекта санитарно-защитной зоны.
При рассмотрении спора судами установлено, что при выдаче ГПЗУ заинтересованное лицо должно было руководствоваться в соответствии с часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации совокупностью данных из действующих на дату выдачи ГПЗУ Правил землепользования и застройки г. Уфы.
Между тем, в оспариваемом ГПЗУ, в нарушение требований статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и разделов III, IV, VII, VIII Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, п. 3.1, 4.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 п. 3, 17, 18, 23, 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенные в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, отсутствуют сведения о наименовании ЗОУИТ площадью 3489,66 кв. м, с реестровым номером границ: 02.55.2.17142, реквизиты акта, установившего ЗОУИТ, а также сведения об органе, принявшем решение об установлении указанной зоны.
Суды установили, что в настоящее время в Проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Пархоменко, Кировоградская, Большая Гражданская и бульваром Ибрагимова в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, планируется внести изменения, в том числе связанные с изменением функциональных классов объектов капитального строительства (нежилых на жилые многоквартирные здания).
В частности, заявитель намерен на данном земельном участке, изменив класс объекта капитального строительства с апартаментов на многоэтажное жилое здание, запроектировать и осуществить строительство многоквартирного жилого дома. С целью внесения соответствующих изменений между обществом "УЗЭМИК" (заказчик) и МУП АПБ г. Уфы (исполнитель) заключен договор N 2022-364 от 23.06.2022.
Суды первой и апелляционной инстанций установив, что ГПЗУ является документом необходимым для получения разрешения на строительство и для реализации строительства объекта, пришли к обоснованному выводу, что указание в спорном ГПЗУ ограничений, не предусмотренных Правилами землепользования и застройки, привело к чрезмерному обременению и ограничению прав и интересов заявителя повлекшее уменьшение площади разрешенной к застройке жилыми многоэтажными зданиями.
С учетом изложенного, отклоняются возражения заинтересованного лица о том, что в оспариваемом градостроительном плане земельного участка в разделе N 5 содержится информация относительно нахождения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454 в границах ЗОУИТ, при этом источником указанных сведений является Единый государственный реестр недвижимости, и внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости не относится к компетенции администрации и Главархитектуры.
Довод заинтересованного лица о том, что определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.10.2021 по делу N 66а-2870/2021 (3 га-945/2021) Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 в редакции от 23.12.2020 N 72/8 признаны недействующими, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций как не соответствующий материалам дела.
Данным судебным актом ППЗ в редакции от 23.12.2020 N 72/8 признаны недействующими в части не затрагивающей сведения о границах СЗЗ. Изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с учетом определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.10.2021, не затрагивают сведения относительно границ СЗЗ, расположенных в границах кадастрового квартала 02:55:010515.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ГПЗУ не соответствует требованиям законодательства, содержит недостоверные и противоречивые сведения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования в полном объеме.
Вместе с тем, суды верно определили в качестве надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя возложение обязанности на Главархитектуру в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, внести изменения в градостроительный план N РФ-02-2-55-0-00-2022-0022 от 17.01.2022 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454, исключив из него следующую информацию:
- в разделе Лист 2. "Чертеж градостроительного плана земельного участка": графическое изображение границ зон с особыми условиями использования территорий площадью 3 489,66 кв. м;
- в разделе 5 "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий:
- Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - площадь земельного участка, покрываемая ЗОУИТ, составляет 3489,66 кв. м Реквизиты акта, установившего ограничения (обременения): вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ; срок действия с 2020-03-04; реквизиты документа-основания: постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" от 03.03.2018 N 222, выдан: Правительство Российской Федерации; Содержание ограничения (обременения): В санитарно-защитной зоне не допускается использования земельных участков в целях; а) размещения жилой застройки, объектов образования и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организации отдыха детей их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химические, физические и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиям.; Реестровый номер границ: 02.55.2.17142.
- в разделе 6 "Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.11.2022 по делу N А07-7955/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заинтересованного лица о том, что определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.10.2021 по делу N 66а-2870/2021 (3 га-945/2021) Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 в редакции от 23.12.2020 N 72/8 признаны недействующими, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций как не соответствующий материалам дела.
Данным судебным актом ППЗ в редакции от 23.12.2020 N 72/8 признаны недействующими в части не затрагивающей сведения о границах СЗЗ. Изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с учетом определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.10.2021, не затрагивают сведения относительно границ СЗЗ, расположенных в границах кадастрового квартала 02:55:010515.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ГПЗУ не соответствует требованиям законодательства, содержит недостоверные и противоречивые сведения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования в полном объеме.
Вместе с тем, суды верно определили в качестве надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя возложение обязанности на Главархитектуру в срок, не превышающий 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, внести изменения в градостроительный план N РФ-02-2-55-0-00-2022-0022 от 17.01.2022 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010515:454, исключив из него следующую информацию:
- в разделе Лист 2. "Чертеж градостроительного плана земельного участка": графическое изображение границ зон с особыми условиями использования территорий площадью 3 489,66 кв. м;
- в разделе 5 "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий:
- Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - площадь земельного участка, покрываемая ЗОУИТ, составляет 3489,66 кв. м Реквизиты акта, установившего ограничения (обременения): вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ; срок действия с 2020-03-04; реквизиты документа-основания: постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" от 03.03.2018 N 222, выдан: Правительство Российской Федерации; Содержание ограничения (обременения): В санитарно-защитной зоне не допускается использования земельных участков в целях; а) размещения жилой застройки, объектов образования и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организации отдыха детей их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химические, физические и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиям.; Реестровый номер границ: 02.55.2.17142.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2023 г. N Ф09-2805/23 по делу N А07-7955/2022