• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2023 г. N Ф09-4516/23 по делу N А60-52511/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, возможность снижения размера штрафа "ниже низшего предела" существует в отношении тех норм, в соответствии с которыми размер минимального штрафа - не менее 100 000 руб. В этом случае штраф может быть снижен судом менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.

В данном случае, размер минимального штрафа был рассчитан Управлением по правилам части 2 статьи 14.31 КоАП РФ с учетом смягчающих обстоятельств, принятых административным органом в качестве таковых; размер штрафа составил сумму более 100 000 руб., а именно - 46 634 713 руб. 26 коп.

Соответственно, по тем основаниям, которые суды установили в настоящем деле, части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ могли быть применены в виде снижения минимального штрафа 46 634 713 руб. 26 коп. в два раза, поскольку сниженный судом штраф не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.

Таким образом, в части определения размера назначенного штрафа в сумме 100 000 руб. решение суда и постановление апелляционного суда являются ошибочными.

Однако, суд кассационной инстанции не усматривает возможности принять по делу новое решение, определив размер штрафа по вышеприведенным правилам, поскольку судами в ходе рассмотрения дела по существу не достаточно полно установлены существенные для дела обстоятельства, на которые ссылалось в свою защиту лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Так, в ходе рассмотрения дела в УФАС по Свердловской области обществом были заявлены следующие обстоятельства, которые лицо, привлекаемое к административной ответственности, просило учесть в качестве смягчающих ответственность и влияющих на расчет административного штрафа по правилам части 2 статьи 14.31 КоАП РФ:

1.) добровольное прекращение нарушения, общество "Облкоммунэнерго" возобновило режим потребления энергии 03.08.2020;

2.) совершение правонарушения впервые по статье 14.31 КоАП РФ;

3.) общество "Облкоммунэнерго" обеспечило Горбачснко В.Н. и ООО "ЕАГ" альтернативными источниками электроэнергии (выдало генераторы);

4.) оказание обществом содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (общество "Облкоммунэнерго" своевременно и в полном объеме представляло исчерпывающие пояснения и доказательства, необходимые для установления обстоятельств по делу);

5) социальная направленность - деятельности общества, которое является системообразующим предприятием коммунальной энергетики региона, который осуществляет регулируемый вид деятельности, наложение на общество несоразмерно высокого административного штрафа повлечет существенное ограничение прав общества и приведет к наступлению необратимых негативных имущественных последствий, у компании возникнет дефицит собственных денежных средств для поддержания объектов электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии;

6) права и интересы Горбаченко В.Н. и ООО "ЕАГ" не нарушены.

Однако, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность общества "Облкоммунэнерго", Управлением признаны только два обстоятельства:

1) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, впервые;

...

Управление, в свою очередь, мотивированно указывало на свою позицию относительно несогласия в принятии части приведенных обществом обстоятельств в качестве смягчающих ответственность.

Между тем, из судебных актов не следует, что указанные доводы общества и соответствующие возражения Управления судами были рассмотрены и им дана оценка, которая бы могла повлиять на разрешение вопроса о законности размера назначенного оспариваемым постановлением административного штрафа. А также - на правильное применение частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом деле."