Екатеринбург |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А60-55625/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования спортивная школа "Энергия" (далее - МБУ СШ "Энергия", учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2023 по делу N А60-55625/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - фонд) - Костылева С.Б. (доверенность от 24.03.2023).
МБУ ДО СШ "Энергия" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к фонду о признании недействительным решения N 661322400015305 от 20.09.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление культуры и молодежной политики" (далее - МКУ "УКМП"), Ильиных Юлия Сергеевна.
Решением суда от 19.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
МБУ ДО СШ "Энергия" указывает на то, что судом не приняты во внимание все факты, изложенные в жалобе на решение фонда, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, не учли нарушение прав и законных интересов заявителя. Заявитель отмечает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что в акте камеральной проверки N 661322400015303 от 17.08.2022 нет ни слова о том, что неправомерная выплата произошла по причине неверного указания в реестре номера свидетельства о рождении, представленного страхователем. Согласно акту нарушение сводилось лишь к тому, что не представлена справка с основного места работы, что привело к неправомерной выплате пособия.
Заявитель жалобы ссылается на применение судами норм права, не подлежащих применению (части 11, 16, 20 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)), поскольку они введены в действие Федеральным законом от 30.04.2021 N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", вступившим в силу только 01.01.2022, то есть за пределами рассматриваемого события.
В 2021 году назначение и выплата пособий осуществлялась в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375.
В отзыве на кассационную жалобу МКУ "УКМП" просит жалобу МБУ ДО СШ "Энергия" удовлетворить, обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Фонд в возражениях на кассационную жалобу заявителя просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, в августе 2022 года в отношении страхователя - МБУ ДО СШ "Энергия" фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия за период 01.01.2022-28.07.2022.
В ходе проверки фондом установлено, что страхователем в фонд подано заявление N Е_ 6607014043 2021_02_ 17 0002:1 о назначении застрахованному лицу - Ильиных Ю.С., как работнику, работающему на условиях внешнего совмещения ежемесячного пособия по уходу за ребенком - Смолиной Анастасией Евгеньевной (дата рождения 04.11.2020) до достижения ей возраста 1,5 лет. При этом были указаны данные свидетельства о рождении: серия V-АИ N 7_.8 от 09.11.2020. Однако, в ходе камеральной проверки была представлена заверенная копия свидетельства о рождении Смолиной Анастасии Евгеньевны дата рождения 04.11.2020 с другим номером. Кроме того фондом установлено, что при подаче заявления в фонд страхователь не удостоверился в отсутствии выплат указанного пособия по основному месту работы Ильиных Ю.С.
По результатам проверки фондом составлен акт от 17.08.2022 N 661322400015303.
По результатам рассмотрения на комиссии акта, материалов камеральной проверки и возражения страхователя фондом 20.09.2022 принято решение N 661322400015305 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 71077,07 руб.
Полагая, что решение является незаконным и подлежит признанию недействительным, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
Под страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных названным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение (пункт 2 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Под обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных данным законом (пункт 3 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ в числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию поименовано ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
На основании части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе, проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов. не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу части второй названной статьи страховщик обязан, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам; осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
На основании части 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 данной статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются (часть 7 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 255-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение).
На основании пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
В соответствии с пунктом 9 Положения страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.
В силу пункта 10 Положения после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
На основании пункта 19 Положения за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 19 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (пункт 20 Положения).
В силу пункта 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанные положения позволяют квалифицировать суммы излишне выплаченных пособий как убытки, понесенные территориальным органом Фонда и взыскиваемые по правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Из материалов дела следует, что в связи с указанием страхователем при подаче страховщику заявления о начислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованному лицу Ильиных Ю.С. неверного номера свидетельства о рождении у фонда отсутствовала возможность провести контроль за правильностью выплаты соответствующего обязательного страхового возмещения, что послужило основанием для неправомерного начисления и выплаты застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Только в рамках камеральной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия фондом был установлен факт представления страховщиком недостоверных сведений, а именно указание неверного номера свидетельства о рождении ребенка застрахованного лица, а также непредставление страховщиком справки с основного места работы застрахованного лица о не назначении ему соответствующего пособия.
Установив, что излишняя выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет произошла вследствие представления учреждением недостоверных сведений в отсутствие подтвержденного факта неполучения застрахованным пособия по основному месту работы, суды пришли к верному выводу о том, что именно допущенные страховщиком нарушения привели к неправомерному назначению и выплате Ильиных Ю.С. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с января по май 2022 года на общую сумму 71077,07 руб.
Довод МБУ СШ "Энергия" о том, что именно фонд обязан был проверить достоверность представленных сведений подлежит отклонению с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Кроме того, осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов и за недостоверность сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176, от 12.07.2018 N 306-КГ18-8584).
С учетом изложенного фонд, обладая контрольными полномочиями, правомерно в пределах своей компетенции принял решение о возмещении страхователем расходов в сумме сумме 71077,07 руб., излишне понесенных территориальным органом страховщика в связи с сокрытием и недостоверностью представленных страхователем МБУ СШ "Энергия" сведений.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение фонда соответствует законодательству и не нарушает законных прав и интересов заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Доводы общества о неправомерном применении судами положений частей 11, 16, 20 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, вступивших в силу только 01.01.2022, подлежат отклонению с учетом приведенных в настоящем постановлении норм права, действующих в спорном периоде, содержащих аналогичные положения.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов и не подтверждают, что суды неполно и необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства; другая оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о принятии судами неправильных решений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.04.2023 по делу N А60-55625/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования спортивная школа "Энергия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанные положения позволяют квалифицировать суммы излишне выплаченных пособий как убытки, понесенные территориальным органом Фонда и взыскиваемые по правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
...
Довод МБУ СШ "Энергия" о том, что именно фонд обязан был проверить достоверность представленных сведений подлежит отклонению с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Кроме того, осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов и за недостоверность сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176, от 12.07.2018 N 306-КГ18-8584)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф09-6202/23 по делу N А60-55625/2022