Екатеринбург |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А07-16500/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2023 по делу N А07-16500/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в здании Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель Прокуратуры Свердловской области по поручению Прокуратуры Республики Башкортостан (далее - прокуратура) Боброва А.А. (доверенность от 02.06.2023 N 8/2-15-2023).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к заместителю прокурора Нуримановского района Республики Башкортостан Алексееву К.О. (далее - заместитель прокурора Алексеев К.О.) и прокуратуре о признании незаконным представления от 28.04.2022 N 3-2-2022.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2023 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что то судами неправомерно не учтена позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в решении от 26.07.2022 N АКПИ22-310.
В кассационной жалобе общество обращает внимание суда округа на то, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют сроки предоставления платежных документов (пункт 67 Правил N 354), однако, не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
В связи с этим общество полагает, что указанное в подпункте "а" пункта 119 Правил N 354 предупреждение (уведомление) потребителя - должника об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги, включенное в платежный документ, является законным способом направления юридически значимого сообщения.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.05.2014 между обществом (гарантирующий поставщик) и Дьячковым Г.Ю. (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 430087-145-53, в соответствии с условиями которого, гарантирующий поставщик обязался осуществить продажу электрической энергии и мощности в жилой дом по адресу: Республика Башкортостан, Нуримановский район, село Красная Горка (село Павловка), ул. К. Маркса, 30/1, квартира 12.
В прокуратуру Нуримановского района Республики Башкортостан 31.03.2022 поступило обращение Башаровой М.Ю., проживающей по указанному адресу с несовершеннолетним сыном, содержащее сведения о неправомерном отключении электрической энергии.
По итогам рассмотрения данного обращения заместителем прокурора Алексеевым К.О. руководителю общества Сазонова А.В. вынесено представление от 28.04.2022 N 3-2-2022, которым установлено нарушение обществом законодательства в сфере электроэнергетики и предоставления коммунальных услуг при фактическом введении 29.03.2022 ограничения режима потребления электроэнергии по указанному адресу (введение ограничения без надлежащего уведомления потребителя), а также предложено принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, не допуская их совершения впредь, и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение.
Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из соответствия оспариваемого представления нормам действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их изменения или отмены.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 понятие "коммунальные услуги" определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; "исполнителем" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под "ресурсоснабжающей организацией" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
На основании подпункта "б" пункта 119 Правил N 354 при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
Подпунктом "в" пункта 119 Правил N 354 предусмотрено, что при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении десяти дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Таким образом, из содержания подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Условие об извещении потребителя-должника может считаться соблюденным лишь при фактическом извещении потребителя, и режим ограничения (приостановления) подачи коммунальной услуги потребителю может быть введен только при наличии доказательств получения им такого извещения и истечения 20-дневного срока для исполнения обязанности по погашению задолженности.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - исполнитель) 01.09.2018 заключен договор по передаче электрической энергии N 01110000000001, в соответствии с пунктом 3.4.2 которого исполнитель принял на себя обязательство по обеспечению, приостановлению и возобновлению передачи электрической энергии и мощности.
На основании подпункта "а" пункта 7.1 договора ответственность за направление заказчиком исполнителю необоснованной заявки, инициатором которой является заказчик, на введение ограничения режима потребления электроэнергии (мощности) в отношении потребителя заказчика, несет заказчик, то есть - общество.
На основании письменного уведомления на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении гражданина-потребителя, направленного обществом в адрес общества с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" (далее - общество "Башкирэнерго"), работниками общества "Башкирэнерго" 29.03.2022 введено ограничение режима потребления электрической энергии по указанному адресу, путем отключения жилого дома от электрических сетей.
При этом, уведомление о наличии задолженности за потребленную электроэнергию и предупреждение о последствиях непогашения задолженности в виде ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению общество направило потребителю-должнику посредством включения информации в платежный документ за расчетный период - февраль 2022 года.
В подтверждение направления потребителю этого платежного документа общество представило в материалы дела акт сдачи-приемки счетов-извещений, содержащий отметку органа связи о приеме корреспонденции от 08.09.2023.
Вместе с тем, как верно заключили суды, представленные обществом документы не позволяют определить конкретную дату доставки и вручения потребителю платежного документа за февраль 2022 года, что в свою очередь, исключает возможность проверки соблюдения заявителем установленного Правилами N 354 20-дневного срока, предоставленного для исполнения потребителем обязанности по погашению задолженности.
Иных подтверждающих факт надлежащего уведомления потребителя о наличии задолженности и о планируемом приостановлении подачи электроснабжения доказательств, заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с этим судами сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен уведомительный характер при совершении гарантирующим поставщиком действий по ограничению режима потребления электрической энергии.
Суд округа, соглашаясь с данными выводами, учитывает, что исходя из совокупного анализа положений пункта 119 Правил N 354, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, определении от 29.09.2011 N 11133-О-О, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 25.09.2013 N АКПИ 13-852, общие правила ГК РФ об извещении стороны договора, не могут быть применены в отношении потребителя, использующего такие услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и являющегося потребителем в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
При этом, доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией-исполнителем коммунальной услуги, на что неоднократно указывал в своих судебных актах Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20.12.2011 N 29-П, определение от 29.09.2011 N 1113-О-О), а также Верховный Суд Российской Федерации в решении от 25.09.2013 N АКПИ13-852).
Исходя из этого, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что применение ограничение режима потребления электрической энергии нельзя признать соразмерным существующей задолженности потребителя в размере 766,05 руб., поскольку ограничение электроснабжения произведено в холодный период; в жилом помещении потребителя проживают несовершеннолетний ребенок (2009 года рождения).
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого представления незаконным.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику, в том числе решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N АКПИ22-310 в подтверждение своих доводов, судом округа отклоняются, поскольку в указанном деле суд не рассматривал вопросы установления конкретных фактических обстоятельств, связанных с надлежащим уведомлением (доставлением) платежного документа.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают нарушение судами обеих инстанций норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, основаны на их неверном толковании и сводятся лишь к переоценке выводов судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, а также фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2023 по делу N А07-16500/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа, соглашаясь с данными выводами, учитывает, что исходя из совокупного анализа положений пункта 119 Правил N 354, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, определении от 29.09.2011 N 11133-О-О, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 25.09.2013 N АКПИ 13-852, общие правила ГК РФ об извещении стороны договора, не могут быть применены в отношении потребителя, использующего такие услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и являющегося потребителем в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1.
При этом, доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией-исполнителем коммунальной услуги, на что неоднократно указывал в своих судебных актах Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20.12.2011 N 29-П, определение от 29.09.2011 N 1113-О-О), а также Верховный Суд Российской Федерации в решении от 25.09.2013 N АКПИ13-852).
...
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику, в том числе решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N АКПИ22-310 в подтверждение своих доводов, судом округа отклоняются, поскольку в указанном деле суд не рассматривал вопросы установления конкретных фактических обстоятельств, связанных с надлежащим уведомлением (доставлением) платежного документа."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2023 г. N Ф09-4958/23 по делу N А07-16500/2022