Екатеринбург |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А50-25270/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Полуяктова А. С., Суспициной Л. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ревнивцева Владимира Александровича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.03.2023 по делу N А50-25270/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от предпринимателя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине болезни.
Рассмотрев заявленное ходатайство в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа отклоняет заявленное ходатайство, поскольку не усматривает оснований, предусмотренных в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное заявителем обстоятельство не препятствует рассмотрению доводов, приведенных в кассационной жалобе, и не создает препятствий по проверке законности обжалуемых судебных актов. По смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, является правом, а не обязанностью арбитражного суда. Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, суд отмечает, что предприниматель мог заявить ходатайство об участии в судебном заседании суда кассационной инстанции путем проведения онлайн-заседания или своевременно привлечь иного представителя.
Предприниматель обратился в Чернушинский городской суд Пермского края с заявлением к администрации Чернушинского городского округа (далее - администрация) о признании незаконными действий по не включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа на плановый период 2020-2024 г.г., утвержденную постановлением администрации от 17.09.2020 N 23-261-01-04, торгового павильона, расположенного по адресу: Пермский край, город Чернушка ул. Коммунистическая, д.29.
Определением Чернушинского городского суда Пермского края по делу N 2а-584/2022 от 08.07.2022 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Решением суда от 02.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что торговый павильон размещен с нарушением противопожарных норм. Заявитель полагает, что судами не учтен тот факт, что спорный торговый павильон никогда не включался в схему размещения нестационарных торговых объектов в Чернушинском городском округе, договоры на размещение торгового объекта ранее не заключались. По мнению предпринимателя, выводы судов о законности действий администрации по не включению торгового павильона в схему размещения НТО противоречат действующему законодательству, поскольку на основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ), пунктом 6 статьи 10 которого закреплено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как следует из материалов дела, между администрацией и предпринимателем заключен договор аренды земельного участка от 28.08.2002 N 61-88 в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 59:40:0011402:0060 общей площадью 43.4 кв. м по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 29, категория земель - земли поселений, целевое использование - предпринимательская деятельность (торговый павильон).
Уведомлением от 11.02.2021 N 01-09/52 договор аренды от 28.08.2002 N 16-88 земельного участка, расположенного по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 29 с кадастровым номером 59:40:0011402:60, предоставленного под торговый павильон расторгнут с 15.05.2021.
Отказ от договора предпринимателем не оспорен.
Законом Пермского края от 23.02.2019 N 357-ПK "Об образовании нового муниципального образования Чернуишнекий городской округ" с 11.03.2019 образовано новое муниципальное образование Чернушинский городской округ. Чернушинский муниципальный район утратил статус муниципального образования со дня вступления в силу указанного Закона, с 11 марта 2019 г. (часть 5 статьи 1).
Постановлением администрации от 17.09.2020 N 23-261-01-04 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в Чернушинском городском округе на плановый период 2020-2024 г.г., в которой место под размещение торгового объекта по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 29 отсутствует.
Предприниматель обратился в администрацию с заявление от 28.01.2022 о внесении изменений в Схему размещения НТО и включении в нее НТО по адресу: ул. Коммунистическая, д. 29, либо предоставлении равноценного компенсационного места без проведения конкурентных процедур.
Письмом от 25.02.2022 N 261-Исх-02-01-02-120 администрация отказала заявителю во включении в Схему места размещения НТО по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д. 29, указав на отсутствие возможности предоставления альтернативного места с учетом пользования земельным участком по пролонгированному договору аренды, заключенному без проведения аукциона. Также изложено требование о демонтаже торгового павильона и освобождении земельного участка.
Полагая, что отказ администрации о включении в Схему НТО торгового павильона по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д. 29 является незаконным, нарушает его права, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями абзацев 10, 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с законом от N 381-ФЗ.
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Утверждение схемы размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (пункт 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N772).
Пунктом 2 Правил N 772 предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения. Правилами также предусмотрен порядок внесения изменений в схему размещения объектов, согласно которому орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4-6 Правил N 772).
Во исполнение требований Закона N 381-ФЗ постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Порядок определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), процедуру разработки и утверждения Схемы, а также внесения изменений в Схему.
Порядок распространяется на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности (п.1).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы (п.1.2 Порядка).
В силу п. 1.6 Порядка места размещения нестационарных торговых объектов, включенные в Схему, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Размещение нестационарного торгового объекта, место которого не предусмотрено в Схеме или в отношении которого не установлены правовые основания для его размещения, не допускается (п.1.9 Порядка).
Схема разрабатывается с учетом размещения существующих стационарных торговых объектов и планов по их развитию (п.2.1.3 Порядка).
В силу пункта 4.1 Порядка изменения и (или) дополнения в Схему вносятся при наличии мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в следующих случаях: новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований Пермского края; ремонт и реконструкция автомобильных дорог; восполнение недостатка стационарных торговых объектов при недостижении установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; необходимость реализации муниципальных программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований Пермского края в сфере социально-экономического развития; принятие решений о развитии застроенных территорий; изменение градостроительных регламентов; изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; реализация мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов.
Положение о порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа утверждено постановлением администрации от 19.11.2019 N 1474-261-01-04 (далее - Положение), которым установлены аналогичные установленным Порядком условия размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно подп.9 п.3.4 Положения об администрации, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 N 71 администрация разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа.
В соответствии с п. 3.4.27 Положения об Управлении, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 N 74 Управление обеспечивает подготовку, согласование, внесение изменений, утверждение в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Чернушинского городского округа, а также схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно п.3.4.29, указанного положения Управление заключает и расторгает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, договоры на установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов. Обеспечивает учет и хранение данных договоров.
Исходя из положений Закона N 381-ФЗ, с учетом определения Конституционного Суда от 29.01.2015 N 225-О, порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте.
Как установлено судами, постановлением администрации от 17.09.2020 N 23-261-01-04 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа на плановый период 2020- 2024 гг. Торговый павильон предпринимателя, расположенный по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 29, в указанную Схему не включен.
Отказывая во включении объекта предпринимателя в Схему размещения НТО, администрация исходила из того, что спорный павильон расположен в охранной зоне коммуникаций, павильон размещен в нарушение требований таблицы 1 СП 4.13130.2013 вблизи другого павильона "Наша булочная", также исключаемого из Схемы, и многоэтажного жилого дома 29 по ул. Коммунистическая, г. Чернушка.
В соответствии с п.2.1. Положения НТО на территории Чернушинского городского округа размещаются с учетом требований санитарно- эпидемиологических правил и норм, строительных норм и правил, требований технических регламентов, требований нормативных правовых актов о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, иных нормативных правовых и правовых актов Российской Федерации, Пермского края, настоящего Положения.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований указанного Федерального закона.
Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (п. 36 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ).
Требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, установлены в СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденные Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288.
Согласно п. 4.3 СП 4.13130.2013 минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13 указанного свода правил.
Из содержания таблицы 1 СП 4.13130.2013 следует, что для определения минимального противопожарного расстояния требуются как данные о степени огнестойкости объектов, так и класса их конструктивной опасности зданий, сооружений; при этом в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности зданий минимальное противопожарное расстояние может составлять от 6 до 15 метров.
Как указывает администрация и не опровергает предприниматель, настоящее время расстояние между домом и временными постройками не обеспечивает нераспространение пожара на многоквартирный дом, с помещением, где находится аптека, являющимся общественным местом.
Из акта о выявлении самовольного (незаконного) нестационарного торгового объекта от 14.06.2022 следует, что торговый объект расположен на расстоянии 5.8 м от стены многоквартирного жилого дома, а также в непосредственной близости от другого павильона "Наша Булочная".
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, в случае пожара у технических мобильных средств пожаротушения будет отсутствовать возможность вовремя его тушить, что может привести как к материальному ущербу, так и к человеческим жертвам, что обоснованно учтено судами.
Судами принято во внимание, что ранее в администрацию поступало обращение с жалобой от жителей, о том, что по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д.29 у павильонов на тротуаре производят погрузку-разгрузку товаров, что мешает при следовании пешеходов, при этом правилами дорожного движения предусмотрен общий запрет на движение транспортных средств по разделительным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам, а пунктом 9.9 ПДД в порядке исключения допускаются движение вышеуказанных машин и подъезд по кратчайшему нули транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиями объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда; при этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Из представленной в материалы дела выкопировки схемы расположения сетей следует, что спорный объект располагается в охранной зоне объектов электроснабжения, что является нарушением раздела III постановления Правительства Пермского края от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Данное обстоятельство заявителем также не опровергнуто.
Нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов, доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований (пункт 2.2.2 Порядка N 966-п).
Факт осуществления погрузо-разгрузочных работ на пешеходном тротуаре, в связи с чем граждане обращались в администрацию с соответствующими жалобами заявитель не оспаривает.
Предприниматель в судебном заседании 24.11.2022 пояснял, что данные работы осуществляются всего лишь 1 раз в день, что не создает препятствий для пешеходов.
В силу пункта 9.9. Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Таким образом, суды сочли доказанным факт несоблюдения при размещении спорного объекта установленных вышеуказанными нормативными актами требований.
Апелляционным судом учтено, что письмом от 11.02.2021 предприниматель уведомлен о прекращении права аренды на земельный участок по договору аренды от 28.08.2002 N 61-88 (N 01- 09/52) с 15.05.2021, к письму приложены соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 10.02.2021, акт приема-передачи земельного участка. Трехмесячный срок уведомления о расторжения с договора соблюден.
Договор N 61-88 расторгнут с 15.05.2021.
Предприниматель соглашение о расторжении договора земельного участка от 10.02.2021, акт приема-передачи земельного участка, не подписал.
Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В связи с расторжением договора аренды предприниматель обязан освободить земельный участок и передать его истцу по акту приема-передачи.
Судом указано, что, исходя из названного, гражданское и земельное законодательство признает ограничение срока договора аренды земельного участка, которое не может быть преодолено конклюдентными действиями сторон.
Так, на основании части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Договоры аренды земельных участков, в том числе заключенные до 1 марта 2015 года и действующие на 01.03.2015, подлежат безусловному прекращению после истечения срока аренды, на который они заключались, без права их пролонгации в соответствии с требованиями части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка для размещения павильона в порядке реализации преимущественного права без проведения торгов, на что верно указано судом.
Апелляционным судом принято во внимание, что по факту отказа во включении НТО предпринимателя в Схему размещения НТО, последний обращался с заявлениями в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае, прокуратуру Чернушинского района Пермского края, Министерство промышленности Пермского края, по результатам рассмотрения которых уполномоченными органами даны ответы, аналогичные содержанию ответа администрации Чернушинского городского округа от 25.02.2022 N 261-Исх-02-01-02-120.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления включить НТО в схему только на основании поступившего заявления хозяйствующего субъекта, установив несоответствие заявленного предпринимателем торгово- остановочного павильона объектам, подлежащим включению в схему (торгово- остановочные комплексы) и несоответствие места его размещения правилам дорожного движения, суды пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение является законным и не нарушает прав заявителя.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.03.2023 по делу N А50-25270/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ревнивцева Владимира Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом указано, что, исходя из названного, гражданское и земельное законодательство признает ограничение срока договора аренды земельного участка, которое не может быть преодолено конклюдентными действиями сторон.
Так, на основании части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Договоры аренды земельных участков, в том числе заключенные до 1 марта 2015 года и действующие на 01.03.2015, подлежат безусловному прекращению после истечения срока аренды, на который они заключались, без права их пролонгации в соответствии с требованиями части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления включить НТО в схему только на основании поступившего заявления хозяйствующего субъекта, установив несоответствие заявленного предпринимателем торгово- остановочного павильона объектам, подлежащим включению в схему (торгово- остановочные комплексы) и несоответствие места его размещения правилам дорожного движения, суды пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение является законным и не нарушает прав заявителя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2023 г. N Ф09-6036/23 по делу N А50-25270/2022