г. Пермь |
|
18 мая 2023 г. |
Дело N А50-25270/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии:
заявителя, индивидуального предпринимателя Ревнивцева Владимира Александровича, личность удостоверена паспортом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Ревнивцева Владимира Александровича,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 марта 2023 года
по делу N А50-25270/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Ревнивцева Владимира Александровича (ОГРНИП 304595732800041, ИНН 595700008686 )
к администрации Чернушинского городского округа (ОГРН 1195958042620, ИНН 5959004134)
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ревнивцев Владимир Александрович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Ревнивцев В.А.) обратился в Чернушинский городской суд Пермского края с заявлением к администрации Чернушинского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий по не включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа на плановый период 2020-2024 г.г., утвержденную постановлением Администрации Чернушинского городского округа от 17.09.2020 N 23-261-01-04, торгового павильона, расположенного по адресу: Пермский край, город Чернушка ул. Коммунистическая, д.29.
Определением Чернушинского городского суда Пермского края по делу N 2а-584/2022 от 08.07.2022 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая, что решение вынесено с неправильным применением норм материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела и обстоятельствам спора, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.
По мнению апеллянта, суд пришел к ошибочному выводу о том, что торговый павильон размещен с нарушением противопожарных норм. Заявитель полагает, что судом необоснованно не учтен тот факт, что спорный торговый павильон никогда не включался в схему размещения нестационарных торговых объектов в Чернушинском городском округе, договоры на размещение торгового объекта ранее не заключались. Предприниматель отмечает, что выводы суда о законности действий Администрации по не включению торгового павильона в схему размещения НТО противоречат действующему законодательству, поскольку на основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктом 6 статьи 10 которого закреплено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражает против доводов апеллянта, считает решение суда законным и обоснованным; просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ИП Ревнивцев В.А. на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей, что на основании части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и Предпринимателем 28.08.2002 заключен договор аренды земельного участка N 61-88 в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 59:40:0011402:0060 общей площадью 43.4 кв.м по адресу: г.Чернушка, ул. Коммунистическая, 29, категория земель - земли поселений, целевое использование - предпринимательская деятельность (торговый павильон) (том 1 л.д. 65-66).
Уведомлением от 11.02.2021 N 01-09/52 договор аренды от 28.08.2002 N 16-88 земельного участка, расположенного по адресу: г. Чернушка, ул.Коммунистическая, 29 с кадастровым номером 59:40:0011402:60, предоставленного под торговый павильон расторгнут с 15.05.2021 (том 1 л.д. 105).
Данное уведомление Предпринимателем не оспорено.
Законом Пермского края от 23 февраля 2019 г. N 357-ПK "Об образовании нового муниципального образования Чернуишнекий городской округ" с 11 марта 2019 г. образовано новое муниципальное образование Чернушинский городской округ. Чернушинский муниципальный район утратил статус муниципального образования со дня вступления в силу указанного Закона, с 11 марта 2019 г. (часть 5 статьи 1).
Постановлением Администрации Чернушинского городского округа от 17.09.2020 N 23-261-01-04 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в Чернушинском городском округе на плановый период 2020-2024 г.г., которым место под размещение торгового объекта по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 29 отсутствует.
28.01.2022 в Администрацию поступило заявление Предпринимателя от 28.01.2022 о внесении изменений в Схему размещения НТО и включении в нее НТО по адресу: ул. Коммунистическая, д. 29, либо предоставлении равноценного компенсационного места без проведения конкурентных процедур (том 1 л.д.145-147).
Письмом от 25.02.2022 N 261-Исх-02-01-02-120 Администрация отказала заявителю во включении в Схему места размещения НТО по адресу:г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д. 29. Указала, на отсутствие возможности предоставления альтернативного места с учетом пользования земельным участком по пролонгированному договору аренды, заключенному без проведения аукциона. Также изложено требование о демонтаже торгового павильона и освобождении земельного участка (том 1 л.д. 18-21).
Заявитель, полагая, что действия Администрации по не включению в Схему НТО торгового павильона по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д. 29 являются незаконными, нарушают его права, обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что заинтересованным лицом доказана законность обжалуемого отказа, поскольку размещение нестационарного торгового объекта на спорном месте не соответствует требованиям муниципальных нормативных правовых актов и противопожарных норм.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями абзацев 10, 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (пункт 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N772).
Пунктом 2 Правил N 772 предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:
а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышение доступности товаров для населения.
Правилами также предусмотрен порядок внесения изменений в схему размещения объектов, согласно которому орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4-6 Правил N 772).
На основании Федерального закона N 381-ФЗ в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории Пермского края постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Порядок определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), процедуру разработки и утверждения Схемы, а также внесения изменений в Схему.
Порядок распространяется на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, которые находятся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности (п.1).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы (п.1.2 Порядка).
В силу п. 1.6 Порядка места размещения нестационарных торговых объектов, включенные в Схему, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Размещение нестационарного торгового объекта, место которого не предусмотрено в Схеме или в отношении которого не установлены правовые основания для его размещения, не допускается (п.1.9 Порядка).
Схема разрабатывается с учетом размещения существующих стационарных торговых объектов и планов по их развитию (п.2.1.3 Порядка).
Нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов, доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований (п. 2.2.2 Порядка).
В силу пункта 4.1 Порядка N 966-п изменения и (или) дополнения в Схему вносятся при наличии мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в следующих случаях: новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований Пермского края; ремонт и реконструкция автомобильных дорог; восполнение недостатка стационарных торговых объектов при недостижении установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; необходимость реализации муниципальных программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований Пермского края в сфере социально-экономического развития; принятие решений о развитии застроенных территорий; изменение градостроительных регламентов; изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; реализация мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов.
Положение о порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа утверждено постановлением Администрации Чернушинского муниципального района от 19.11.2019 N 1474-261-01-04 (далее - Положение).
Положением установлены аналогичные установленным Порядком условия размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно п.п.9 п.3.4 Положения об администрации Чернушинского городского округа, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 N 71 администрация разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа.
В соответствии с п.3.4.27 Положения об Управлении, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 N 74 Управление обеспечивает подготовку, согласование, внесение изменений, утверждение в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Чернушинского городского округа, а также схемы размещения нестационарных торговых объектов. Согласно п.3.4.29, указанного положения Управление заключает и расторгает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, договоры на установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов. Обеспечивает учет и хранение данных договоров.
Исходя из положений Закона N 381-ФЗ, с учетом определения Конституционного Суда от 29.01.2015 N 225-О, порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте.
Ка указано выше, постановлением Администрации от 17.09.2020 N 23-261-01-04 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа на плановый период 2020-2024 гг. Торговый павильон Предпринимателя, расположенный по адресу: г.Чернушка, ул. Коммунистическая, 29, в указанную Схему не включен.
При этом судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что Администрация, отказывая во включении объекта Предпринимателя в Схему размещения НТО, исходила из того, что спорный павильон расположен в охранной зоне коммуникаций, размещен в нарушение требований таблицы 1 СП 4.13130.2013 вблизи другого павильона "Наша булочная", также исключаемого из Схемы, и многоэтажного жилого дома 29 по ул.Коммунистическая, г. Чернушка. \соответственно, суд первой инстанции посчитал правомерным обжалуемый предпринимателем отказ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд оснований для иных выводов не усматривает, при этом учитывает следующее.
В соответствии с п.2.1. Положения НТО на территории Чернушинского городского округа размещаются с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, строительных норм и правил, требований технических регламентов, требований нормативных правовых актов о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, иных нормативных правовых и правовых актов Российской Федерации, Пермского края, настоящего Положения.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований указанного Федерального закона.
Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (п. 36 ст. 2 Федерального закона N 123-ФЗ).
Требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, установлены в СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденные Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288.
Согласно п. 4.3 СП 4.13130.2013 минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13 указанного свода правил.
Из содержания таблицы 1 СП 4.13130.2013 следует, что для определения минимального противопожарного расстояния требуются как данные о степени огнестойкости объектов, так и класса их конструктивной опасности зданий, сооружений; при этом в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности зданий минимальное противопожарное расстояние может составлять от 6 до 15 метров.
Как указывает Администрация и не опровергает предприниматель, в настоящее время расстояние между домом и временными постройками не обеспечивает нераспространение пожара на многоквартирный дом, с помещением, где находится аптека, являющимся общественным местом.
Из содержания представленного в материалы дела акта о выявлении самовольного (незаконного) нестационарного торгового объекта от 14.06.2022 (том 1 л.д. 70) следует, что торговый объект расположен на расстоянии 5.8 м от стены многоквартирного жилого дома, а также в непосредственной близости от другого павильона "Наша Булочная".
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, в случае пожара технические мобильные средства пожаротушения не будут иметь возможности вовремя его тушить, что может привести как к материальному ущербу, так и к человеческим жертвам, что обоснованно учел суд первой инстанции.
Кроме того, суд первой инстанции также обоснованно учел, что ранее в Администрацию поступало обращение с жалобой от жителей, о том, что по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д.29 у павильонов на тротуаре производят погрузку-разгрузку товаров, что мешает при следовании пешеходов, при этом правилами дорожного движения предусмотрен общий запрет на движение транспортных средств по разделительным полосам, обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам, а пунктом 9.9 ПДД в порядке исключения допускаются движение вышеуказанных машин и подъезд по кратчайшему нули транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиями объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда; при этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Более того, из представленной в материалы дела выкопировки схемы расположения сетей (том 1 л.д.71) следует, что спорный объект располагается в охранной зоне объектов электроснабжения, что является нарушением раздела III постановления Правительства Пермского края от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Данное обстоятельство заявителем также не опровергнуто.
Как указывалось ранее, нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов, доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований (пункт 2.2.2 Порядка N 966-п).
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, заявитель не оспаривает факт осуществления погрузо-разгрузочных работ на пешеходном тротуаре, в связи с чем граждане обращались в Администрацию с соответствующими жалобами. Предприниматель в судебном заседании 24.11.2022 пояснил, данные работы осуществляются всего лишь 1 раз в день, что не создает препятствий для пешеходов.
В то же время при оценке соответствующих доводов предпринимателя судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
В силу пункта 9.9. Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что несоблюдение при размещении спорного объекта установленных вышеуказанными нормативными актами требований подтверждается материалами дела.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что пунктом 1.6 Договора N 61-88 установлено, что настоящий Договор заключен на 5 лет с 28.08.2002 по 28.08.2007 и вступает в силу с момента его регистрации Арендодателем, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Условия настоящего Договора распространяются на отношения, возникшие между Сторонами с даты подписания акта приема-передачи Участка (приложение 3) или с даты фактического использования указанного Участка (приложение 4).
В силу пункта 6.3 Договора 61-88, Арендатор, надлежащим образом выполнивший принятые на себя по Договору обязательства, по окончании срока действия Договора имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
ИП Ревнивцев В.А. после окончания срока договора продолжал пользоваться земельным участком.
Пунктом 6.5 Договора 61-88 предусмотрено, что Арендатор, желающий продлить Договор аренды, обязан уведомить об этом Арендодателя не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия настоящего Договора. Невыполнение этого условия является основанием к отказу в продлении срока действия настоящего Договора. Если Арендодатель до истечения срока настоящего Договора не отказался от продления (перезаключения) Договора, и Арендатор продолжает пользоваться Участком после истечения срока Договора, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как указано выше, 11.02.2021 Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа (далее также Управление) в адрес ИП Ревницева В.А. направлено уведомление о прекращении права аренды на земельный участок по договору аренды от 28.08.2002 N 61-88 (N 01-09/52) с 15 мая 2021 года, с приложением Соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от 28 августа 2002 года N 61-88 (59:40:0011402:60) от 10.02.2021 и Актом приема-передачи земельного участка. Трехмесячный срок уведомления о расторжения с Договора соблюден.
Однако, ИП Ревнивцевым В.А. соглашение о расторжении договора земельного участка от 28 августа 2002 года N 61-88 (59:40:0011402:60) от 10.02.2021 года и Акт приема-передачи земельного участка, не подписаны.
В то же время Договор N 61-88 считается расторгнутым с 15.05.2021 в соответствии с Уведомлением.
Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. В связи с расторжением договора аренды, ИП Ревпицев В.А. обязан освободить земельный участок и передать его истцу по акту приема-передачи, что предусмотрено условиями Договора N 61-88.
Исходя из указанного, гражданское и земельное законодательство признает ограничение срока договора аренды земельного участка, которое не может быть преодолено конклюдентными действиями сторон.
Так, на основании части 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Договоры аренды земельных участков, в том числе заключенные до 1 марта 2015 года и действующие на 01 марта 2015 г., подлежат безусловному прекращению после истечения срока аренды, на который они заключались, без права их пролонгации в соответствии с требованиями части 2 статьи 621 ГК РФ.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка для размещения павильона в порядке реализации преимущественного права без проведения торгов.
Также апелляционным судом принято во внимание, что по факту отказа во включении НТО ИП Ревнивцева В.А. в Схему размещения НТО, Ревницев В.А. обращался с заявлениями в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае, прокуратуру Чернушинского района Пермского края, Министерство промышленности Пермского края, по результатам рассмотрения которых уполномоченными органами даны ответы, аналогичные содержанию ответа администрации Чернушинского городского округа от 25.02.2022 N 261-Исх-02-01-02-120.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает безусловной обязанности органа местного самоуправления включить НТО в схему только на основании поступившего заявления хозяйствующего субъекта, установив несоответствие заявленного предпринимателем торгово-остановочного павильона объектам, подлежащим включению в схему (торгово-остановочные комплексы) и несоответствие места его размещения правилам дорожного движения, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение является правомерным и не нарушающим прав заявителя.
В отношении указаний апеллянта на то, что данный павильон необходим покупателям апелляционный суд учитывает предоставленные заинтересованным лицом данным о том, что соответствующий норматив обеспеченности в округе соблюден.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы заявителя о нарушении его прав, так как изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства носят предположительный характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов предпринимателя оспариваемым отказом заинтересованного лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в порядке ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2023 года по делу N А50-25270/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ревнивцеву Владимиру Александровичу (ОГРНИП 304595732800041) из федерального бюджета излишне уплаченную по чек-ордеру от 31.03.2023 государственную пошлину в сумме 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25270/2022
Истец: Ревнивцев Владимир Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНУШИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА