Екатеринбург |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А76-38606/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Черкезова Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - фонд, истец) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2023 по делу N А76-38606/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
фонда - Гуськова Е.Н. (доверенность от 01.09.2023);
Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 9 г. Челябинск" (далее - учреждение, ответчик) - Рейхерт Е.С. (доверенность от 11.01.2023).
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к учреждению о взыскании излишне понесенных расходов в виде специальных социальных выплат работникам в размере 285 121 руб. 80 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2023 произведена процессуальная замена истца Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника - Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Детинина Ирина Владимировна и общество с ограниченной ответственностью "Прогрессивные медицинские технологии-Лаборатория".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств в сумме 276 644 руб. отменить, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Фонд не согласен с выводами судов о наличии оснований для социальных выплат биологам учреждения Губиной К.В., Парошиной B.C. и Самадовой Н.Н, поскольку отделение клинической микробиологии учреждения в спорный период не являлось перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством порядке структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красной зоной"). Ответчик также ссылается на то, что забор материала (крови) (факт контакта с зараженными пациентами) указанными работниками не подтвержден, выводы судов в указанной части не соответствуют имеющимся доказательствам, соответственно работники не имели право на специальные социальные выплаты, как не оказывающие медицинскую помощь, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Кроме того, учреждение полагает, что само по себе проведение исследований биоматериала на предмет выявления COVID-19 не свидетельствует о наличии бесспорного права для получения спорных социальных выплат.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам за период с 01.11.2020 по 31.01.2022 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление N 1762).
В ходе проверки фондом установлен факт перечисления в январе 2022 года по реестрам страхователя специальной социальной выплаты в общей сумме 276 644 руб. биологам отдела клинической микробиологии учреждения Губиной К.В., Парошиной B.C. и Самадовой Н.Н.
Согласно представленным реестрам за январь 2022 года в отношении данных работников указана категория "Медицинский работник с высшим (немедицинским) образованием, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях", код категории 22, стоимость нормативной смены - 3880 руб. (абзац 4 подпункт "а" пункта 2 Постановления N 1762).
По мнению фонда, указанные работники не имели право на получение специальной социальной выплаты за январь 2022 года по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, ввиду того, что с 01.01.2022 отдел клинической микробиологии, в который переведены Губина К.В., Парошина B.C. и Самадова Н.Н., не являлся перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством порядке структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красная зона").
Поскольку наличие подтвержденных случаев контакта медицинских работников с больными COVID-19 учреждением не подтверждено, фонд пришел к выводу об отсутствии оснований для выплат и по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762.
По итогам проверки фондом составлен акт от 25.05.2022 N 27, вынесено решение от 14.07.2022 N 27, которым учреждению предложено возместить обжалуемые в рамках кассационного производства излишне понесенные фондом расходы на специальную социальную выплату работникам в сумме 276 644 руб.
Неудовлетворение указанных требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд.
Отказывая в части взыскания с учреждения денежных средств в сумме 276 644 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) пунктом 2 Постановления N 1762 утверждены специальные социальные выплаты для следующих категорий работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К данной категории отнесены, в том числе, врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Как указали суды, из медицинских карт больных следует, что биологи учреждения Губина К.В., Парошина В.С., Самадова Н.Н. привлекались для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 (осуществлен забор крови и проведены ее лабораторные исследования), соответственно, по мнению судов, данные лица являются работниками, оказывающими медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, и имеют право на получение специальных выплат в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Кроме того, суды заключили, что контакт с больными COVID-19 не является обязательным для назначения и осуществления выплаты согласно Постановлению N 1762, поскольку заражение может произойти после контакта с зараженным биоматериалом.
Суд округа не может согласиться с данными выводами в силу следующего.
Предметом спора является требование фонда о выплате излишне понесенных расходов на специальную социальную выплату работникам учреждения (биологам), порядок предоставления которой закреплен в Постановлении N 1762.
Как указывалось ранее, из пункта 2 Постановления N 1762 следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подпункт "а").
Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Приказ N 198н).
Основные принципы организации медицинской помощи пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией при подозрении на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, содержатся в Приложении N 5 Приказа N 198н.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Приложения N 5 к Приказу N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией CОVID-19 в стационарных условиях.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Приложения N 5 к Приказу N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья утверждают схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией (далее - пациенты) в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов (далее - медицинские организации), с назначением ответственных лиц, исключая возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций, а также в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях.
В пункте 4 Приложения N 10 к Приказу N 198н указано, что структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с Временными штатными нормативами (Приложения NN 16 и 17 Приказу N 198н). Руководитель медицинской организации утверждает Временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Кодексом.
Из вышеуказанных положений следует, что осуществление специальной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, производится при соблюдении совокупности условий: 1) лица должны оказывать медицинскую помощь (участвуют в оказании, обеспечивают оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях; 2) отделение, в котором трудоустроены указанные лица, должно быть перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством порядке структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красная зона").
Вместе с тем материалами дела подтверждено, и сторонами не оспаривается факт того, что биологи Губина К.В., Парошина В.С., Самадова Н.Н. с 01.01.2022 были переведены работодателем из структурного подразделения инфекционного стационара N 1, созданного на основании Приказа Минздрава Челябинской области от 07.04.2020 N 502 "О маршрутизации пациентов и поэтапном перепрофилировании медицинских организаций Челябинской области для работы в условиях регистрации новой коронавирусной инфекции COVID-19", на прежнее место работы в отдел клинической микробиологии в связи сокращением количества коек госпитальной базы ("красной зоны").
Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 24.04.2020 N 596 "Об организации проведения лабораторной диагностики коронавирусной инфекции (COVID-19) в Челябинской области" учреждение не было включено в число лабораторных баз, в которые подлежал направлению биологический материал для исследования на коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Учитывая, что в спорный период отделение клинической лаборатории учреждения не относилось к перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством структурным подразделениям (лабораториям), оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 ("красная зона"), фонд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об обратном признаются судом округа несостоятельными, поскольку в силу буквального толкования указанных выше нормативных положений Постановления N 1762 право на получение специальных социальных выплат обусловлено, помимо прочего, выполнением условий Приказа N 198н, который предусматривает создание структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления N 1762 правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Согласно Разъяснениям по применению Постановления N 1762, изложенным в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 N 894н, специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются, например, в случае, если пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации (структурного подразделения), оказывающей помощь пациенту с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с Временным порядком.
Таким образом, осуществление специальной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, производится при соблюдении совокупности условий: 1) лица не оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), 2) лица контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что согласно медицинским картам больных в ходе стационарного лечения в учреждении с подтвержденным диагнозом (COVID-19) у пациентов лаборантами Губиной К.В., Парошиной B.C. и Самадовой Н.Н. осуществлен забор крови и проведены ее лабораторные исследования, соответственно факт контакта с пациентами с диагнозом новой коронавирусной инфекции установлен. Кроме того, по мнению судов, контакт с больными COVID-19 не является обязательным для назначения и осуществления выплаты согласно Постановлению N 1762, поскольку заражение может произойти после контакта с зараженным биоматериалом.
По мнению учреждения, указанное обстоятельство является основанием для назначения специальной социальной выплаты по подпункту "б" пункта 2 Постановления N 1762.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, медицинские карты содержат информацию лишь о проведенных анализах без указания работников, которые осуществляли забор крови и контактировали с пациентами. В представленных трудовых договорах, дополнительных соглашениях к ним и должностных инструкциях работников отсутствует выполнение обязанностей по забору биоматериала.
Как пояснил представитель учреждения в судебном заседании суда округа, иными доказательствами, подтверждающими случаи контакта медицинских работников с больными COVID-19, ответчик не располагает (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Право на получение социальных выплат, предусмотренных Постановлением N 1762, учреждение связывает с проведением исследований биоматериала на предмет выявления COVID-19.
Суд округа не может согласиться с данными выводами, поскольку подпункт "б" пункта 2 Постановления N 1762, с учетом разъяснений, содержащихся в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, не предполагает выплаты работникам клинико-диагностической лаборатории за контакт с биоматериалом при отсутствии непосредственного контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С учетом изложенного, поскольку доказательств контакта в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 учреждением не представлено, суд полагает, что правовые основания для назначения выплат работникам по подпункту "б" пункта 2 Постановления N 1762 у фонда также отсутствовали.
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Поскольку учреждением не представлено доказательств обоснованности выплаты своим работникам специальной социальной выплаты на основании Постановления N 1762 в общей сумме 276 644 руб., суд округа признает доводы кассационной жалобы фонда обоснованными, полагает, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2023 по делу N А76-38606/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств в сумме 276 644 руб.
В указанной части исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 9 г. Челябинск" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области денежные средства в сумме 276 644 руб.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2023 г. N Ф09-6141/23 по делу N А76-38606/2022