Екатеринбург |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А60-69275/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Суспициной Л. А., Краснобаевой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу финансового управляющего индивидуального предпринимателя Маналаки Надежды Васильевны Кудашева Сергея Михайловича (далее - финансовый управляющий Маналаки Н.В.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2023 по делу N А60-69275/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя Маналаки Н.В.- Малхасьян А.Л. (доверенность от 24.06.2023), финансового управляющего Маналаки Н.В. Кудашева Сергея Михайловича - Алиев Ю.Ш. (доверенность от 04.08.2022).
До начала судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - министерство) посредством системы "Мой Арбитр" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью предоставления времени для урегулирования спора мирным путем.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, возникновения у суда обоснованных сомнений относительно того, что в судебном заседании участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Положения статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации носят диспозитивный характер и применяются по усмотрению суда. В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд округа не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку в силу положений статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью, указанный вопрос решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. В данном случае судом учтена позиция представителя предпринимателя, который возражал против отложения судебного разбирательства. С учетом указанной позиции на стадии кассационного производства мировое соглашение не может быть заключено. Такая возможность может иметь место в рамках исполнительного производства.
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Маналаки Надежде Васильевне (далее - предприниматель Маналаки Н.В.) о расторжении договора аренды лесного участка N 644 от 29.10.2010; обязании предпринимателя передать министерству лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 09.06.2023 по делу N А70-4527/2023 предприниматель Маналаки Н.В. признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина сроком на 4 месяца. Финансовым управляющим утвержден Кудашев Сергей Михайлович.
Не согласившись с указанными судебными актами, финансовый управляющий предпринимателя Маналаки Н.В. Кудашев Сергей Михайлович обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, в результате расторжения договора аренды лесного участка произойдет уменьшение размера имущества предпринимателя, подлежащего включению в конкурсную массу, что причинит вред имущественным правам кредиторов. Между тем за счет включения в конкурсную массу спорного имущества и его реализации возможно погашение требований кредиторов должника полностью или частично.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (в настоящее время - министерство) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 29.10.2010 N 644, по которому арендатору был предоставлен лесной участок для заготовки древесины общей площадью 4637 га, расположенный по адресу: Свердловская область, Таборинский район, Таборинское лесничество, Александровское участковое лесничество, урочище совхоз "Добринский", в кварталах 18,20-27,31-34,37,38-40.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора аренды от 29.10.2010 N 644 по внесению арендной платы и наличием задолженности, истцом в адрес ответчика направлено предложение от 11.11.2022 N 12-25-10/20644 о расторжении договора аренды.
Поскольку ответ на указанное предложение не последовал, истец, ссылаясь на систематическое невыполнение ответчиком обязанностей по внесению арендной платы, обратился в суд с требованием расторгнуть вышеназванный договор на основании статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности факта систематического нарушения ответчиком обязанностей по внесению арендных платежей по договору, что явилось основанием для расторжения договора.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (часть 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Необходимым условием удовлетворения иска арендодателя о досрочном расторжении договора аренды на основании ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации является установление в ходе судебного разбирательства факта получения арендатором письменного предупреждения арендодателя о необходимости исполнения договорного обязательства (пункт 30 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").
Пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованием статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факт систематического нарушения ответчиком обязанностей по внесению арендных платежей по договору.
Установив, что в адрес ответчика министерством направлялось предложении от 11.11.2022 N 12-25-10/20644 о погашении задолженности и расторжении договора аренды (список отправлений, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с сайта ФГУП "Почта России"), которое последним не получено, почтовое отправление возвращено за истечением срока хранения, при этом нарушений органом почтовой связи доставки корреспонденции не установлено, суды пришли к правильному выводу о соблюдении истцом досудебного порядка досрочного расторжения договора аренды, предусмотренного вышеназванными нормами права и правомерно расторг договор аренды от 29.10.2010 N 644, возложив на предпринимателя обязанность передать лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
Довод финансового управляющего о том, что в результате расторжения договора аренды лесного участка произойдет уменьшение размера имущества предпринимателя, подлежащего включению в конкурсную массу, что причинит вред имущественным правам кредиторов, судом округа отклоняется ввиду следующего.
Согласно статье 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имущество должника, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, если иное не установлено законом.
По общему правилу со дня принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования подлежат предъявлению и рассмотрению только в деле о банкротстве (абзац 7 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"). Данный процессуальный механизм направлен на создание условий равной правовой защиты интересов должника, его контрагентов и кредиторов, чьи притязания затрагивают конкурсную массу, предоставляет им возможность доказать свою позицию в открытом состязательном процессе.
По смыслу приведенных норм порядок рассмотрения спора, направленного на прекращение права аренды должника, зависит от того, является ли это право действительным активом, который подлежит реализации для соразмерного удовлетворения требований кредиторов несостоятельного арендатора.
Данная правовая позиция изложена в пункте 44 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2016 N 305-ЭС18-8136), а также в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 309-ЭС16-4636.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, действовавшей на момент заключения спорного соглашения) предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Подпунктом "г" пункта 11 спорного договора аренды предусмотрено, что арендатор вправе передавать свои права и обязанности по договору другим лицам с согласия арендодателя.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению правила пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса, и для передачи предпринимателем прав и обязанностей по договору аренды требовалось согласие арендодателя в силу императивного требования закона и условий договора.
Приведенная правовая позиция по передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, заключенному в момент действия указанной редакции Лесного кодекса, с согласия арендодателя, соответствует позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 26.07.2016 N 302-ЭС15-19746, от 01.09.2020 N 305-ЭС20-6940.
Такое согласие получено не было, а молчание или бездействие не считаются согласием на совершение сделки, поскольку иное не установлено законом. Более того, предприниматель за получением согласия к арендодателю не обращалось.
Из материалов дела, искового заявления и объяснений представителей истца в судах следует, что воля арендодателя направлена на прекращение права аренды и возврат имущества собственнику.
При таких обстоятельствах, вопреки позиции арбитражного управляющего, право аренды лесного участка не могло рассматриваться в качестве актива предпринимателя, который оно могло свободно ввести в оборот путем отчуждения за плату и тем самым удовлетворить требования кредиторов. В силу как нормативного, так и договорного регулирования правоотношений по аренде лесных участков кредиторы предприятия не имели разумных ожиданий относительно того, что публичный собственник наверняка даст согласие на перенаем, и их требования вне всякого сомнения будут удовлетворены путем продажи права аренды.
Таким образом, предъявленный министерством иск о расторжении договора аренды лесного участка не затрагивает права и законные интересы кредиторов должника (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2021 N 303-ЭС20-22801).
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2023 по делу N А60-69275/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управляющего индивидуального предпринимателя Маналаки Надежды Васильевны Кудашева Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела, искового заявления и объяснений представителей истца в судах следует, что воля арендодателя направлена на прекращение права аренды и возврат имущества собственнику.
При таких обстоятельствах, вопреки позиции арбитражного управляющего, право аренды лесного участка не могло рассматриваться в качестве актива предпринимателя, который оно могло свободно ввести в оборот путем отчуждения за плату и тем самым удовлетворить требования кредиторов. В силу как нормативного, так и договорного регулирования правоотношений по аренде лесных участков кредиторы предприятия не имели разумных ожиданий относительно того, что публичный собственник наверняка даст согласие на перенаем, и их требования вне всякого сомнения будут удовлетворены путем продажи права аренды.
Таким образом, предъявленный министерством иск о расторжении договора аренды лесного участка не затрагивает права и законные интересы кредиторов должника (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2021 N 303-ЭС20-22801)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2023 г. N Ф09-6089/23 по делу N А60-69275/2022