Екатеринбург |
|
31 октября 2023 г. |
Дело N А34-14722/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М. В.,
судей Беляевой Н. Г., Суспициной Л. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А34-14722/2022 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель:
публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" - Вайсброд Я.В. (доверенность от 26.12.2022 N 274-22).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 25.10.2023 произведена замена судьи Рябовой С.Э. на судью Суспицину Л.А.
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - заявитель, общество "ФСК ЕЭС", после смены наименования - публичное акционерное общество - "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - общество "ФСК-Россети")) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительными приказа от 30.05.2022 N 246 "Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов ПАО "ФСК ЕЭС" договор аренды N 23-л от 01.01.2010" и заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов публичным акционерным обществом "ФСК ЕЭС" от 30.05.2022. Кроме того, заявитель просил обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения положительного заключения в отношении проекта освоения лесов к договору аренды от 01.01.2010 N 23-л.
Решением суда от 14.03.2023 заявленные требования удовлетворены. Приказ от 30.05.2022 N 246 "Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов ПАО "ФСК ЕЭС" договор аренды N 23-л от 01.01.2010" и заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов ПАО "ФСК ЕЭС от 30.05.2022 Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области признано недействительным. Суд обязал Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества - "Федеральная сетевая компания - Россети" путем вынесения положительного заключения в отношении проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды от 01.01.2010 N 23-л, в предоставленной редакции. Кроме того, с Департамента в пользу общества - "Федеральная сетевая компания - Россети" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 решение суда отменено. В удовлетворении требований общества "Федеральная сетевая компания - Россети" отказано.
В кассационной жалобе общество "ФСК ЕЭС" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что апелляционным судом применена норма не подлежащая применению, а именно распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р "Об утверждении перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов", которое не имеет обратной силы и к правоотношениям сторон, возникшим 01.01.2010, не применима. Суд не принял во внимание, что линия электропередачи 500 кВ Курган - Козырево построена и введена в эксплуатацию в 2011 году, в феврале 2011 года Департаментом утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы объекта освоения лесов, в настоящее время требуется только эксплуатация данного объекта.
По мнению заявителя жалобы, при рассмотрении данного спора применимой является норма подпункта 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 301-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", вступившего в законную силу 01.03.2022, которым запрет на эксплуатацию существующих линий электропередач в лесопарковых зонах из указанной нормы исключен.
Дополнительные документы, направленные обществом "ФСК-Россети" в пояснениях к кассационной жалобе, поименованные в пунктах 3-7 приложения, судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой суд кассационной инстанции не имеет полномочий принимать и исследовать доказательства по существу спора. Учитывая, что документы представлены только в электронном виде, они не возвращаются заявителю.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом и обществом "ФСК ЕЭС" заключен договор аренды лесного участка от 01.01.2010 N 23-л (далее - договор), которым последнему в аренду предоставлены лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи дорог, трубопроводов и других линейных объектов - эксплуатации линии электропередачи ВЛ 500 Кв Курган - Козырево в Кетовском районе Курганской области.
Срок действия договора с 01.01.2010 по 31.12.2058.
Согласно условиями договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы до начала производства работ (подпункт "в" пункта 12 договора).
Во исполнение условий договора общество "Россети" разработало и направило Департаменту проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду на основании договора от 01.01.2010 N 23-л. Приказом от 24.02.2011 N 124 Департамент утвердил положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду на основании договора от 01.01.2010 N 23-л.
Линия электропередачи 500 Кв Курган - Козырево в Кетовском районе Курганской области построена и введена в эксплуатацию в 2011 году (разрешение на ввод в эксплуатацию от 01.09.2011).
Зарегистрировано право собственности на объект недвижимости (свидетельство о государственной регистрации права от 29.11.2011).
Общество "ФСК ЕЭС" 05.05.2022 вновь обратилось в Департамент с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда в рамках действия обозначенного договора аренды лесного участка от 01.01.2010 N 23-л с целью дальнейшей эксплуатации линии электропередачи ВЛ 500 Кв Курган - Козырево в Кетовском районе Курганской области.
Приказом Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 30.05.2022 N 246 "Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов ПАО "ФСК ЕЭС" договор аренды N 23-л от 01.01.2010" утверждено отрицательное Заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 01.01.2010 N 23-л (далее - Заключение от 30.05.2022).
В заключении экспертная комиссия Департамента пришла к выводам о несоответствии проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующим лесные отношения, поскольку часть лесных участков расположена в лесопарковых зонах, а проектом освоения лесов предусмотрена эксплуатация, ремонт, реконструкция объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, на части арендованного лесного участка, представленного лесопарковой зоной, что не соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р.
Проект освоения лесов не может быть принят к руководству при использовании арендованного земельного участка до осуществления перевода арендованных лесных участков общей площадью 264,592 га из лесов, расположенных в лесопарковой зоне, в леса, расположенные в зеленой зоне.
Полагая, что приказ от 30.05.2022 N 246 "Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов ПАО "ФСК ЕЭС" договор аренды N 23-л от 01.01.2010" и Заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов ПАО "ФСК ЕЭС" от 30.05.2022 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что у Департамента отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемых актов, указав, что действующим в настоящее время законодательством не запрещена эксплуатация уже существующих объектов капитального строительства, расположенных в лесопарковых зонах, в частности построенной и введенной в эксплуатацию в 2011 году линии электропередачи ВЛ 500 кВ Курган-Козырево.
Как указал суд первой инстанции, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано обществом "ФСК ЕЭС", объект построен и введен в эксплуатацию в 2011 году, право собственности на объект зарегистрировано 29.11.2011, ранее подготовленный проект освоения лесов по договору аренды от 01.01.2010 N 23-л получил положительное заключение государственной экспертизы, а обозначенный Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации N 849 позднее - 27.05.2013, соответственно, положения пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации N 1084-р в рассматриваемом случае также не применимы. Применение Департаментом обозначенных нормативных правовых актов при рассмотрении проекта освоения лесов на арендуемом обществом по договору, заключенному до даты принятия указанных актов, участке, при наличии на нем объекта - линейного сооружения - ВЛ 500 кВ Курган-Козырево, построенного и введенного в эксплуатацию также ранее указанной даты, свидетельствует о распространении данных правовых актов на правоотношения, возникшие до их принятия, и о придании им обратной силы, что противоречит действующему законодательству. Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р и Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849, не содержат указаний о распространении их действия на правоотношения, возникшие до их принятия, обоснованность их применения Департаментом не доказана.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что на дату введения спорного линейного сооружения в эксплуатацию действовали положения Лесного кодекса Российской Федерации (до внесения изменений Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ), которыми в лесопарковых зонах запрещалось размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, в связи с чем действующие на дату вынесения оспариваемого ненормативного акта, то есть на момент совершения административным органом оспариваемого процессуального действия, положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-Р, которым возможность размещения линейного объекта в лесопарковой зоне не предусмотрена, поскольку не предусматривается возможность размещения там объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежали примению; в таком случае оснований для вывода о распространении действия распоряжения Правительства Российской Федерации на прошлое время не имеется.
Довод заявителя о правомерности возведения в 2011 году спорного линейного сооружения на предоставленном ему в аренду лесном участке в силу статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации апелляционным судом отклонен со ссылкой на то, что ни одним из утвержденных Правительством Российской Федерации на основании указанной статьи перечней объектов капитального строительства, не связанных с лесной инфраструктурой, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, не предусмотрено строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов капитального строительства в лесопарковых зонах, в связи с чем суд пришел к выводу о невозможности эксплуатации построенной в 2011 году линии электропередачи ВЛ 500 кВ Курган-Козырево.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьей 26, 88 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (части 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, соответствует материалам дела и не оспаривалось сторонами, лесной участок находится во владении заявителя на основании договора аренды лесного участка N 23-л от 01.01.2010, в соответствии с которым лесной участок предоставлен в аренду на 49 лет для строительства, реконструкции, эксплуатации линии электропередачи ВЛ 500 кВ Курган-Козырево в Кетовском районе Курганской области; 100% территории лесного участка 265,878 га относится к защитным лесам, в т.ч. леса, расположенные в лесопарковых зонах - 264,592 га (99,5%).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действующей на момент обращения заявителя и принятия заинтересованным лицом оспариваемого ненормативного акта) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса и с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению, осуществляется в соответствии со статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, а также изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (части 6 и 7 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств, которые обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 4 статьи 111, статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
Одной из категорий защитных лесов являются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, к которым относятся, в том числе леса, расположенные в лесопарковых зонах (пункт 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации).
Для лесов этой категории установлен правовой режим, обусловленный их целевым назначением, а именно: организация отдыха населения, сохранение санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов.
Как установлено судами, общество "ФСК ЕЭС" 05.05.2022 обратилось в Департамент с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда в рамках действия договора аренды лесного участка от 01.01.2010 N 23-л, с целью эксплуатации построенной и введенной в эксплуатацию в 2011 году линии электропередачи ВЛ 500 Кв Курган - Козырево в Кетовском районе Курганской области.
Основанием для выдачи и утверждения 30.05.2022 заинтересованным лицом отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 01.01.2010 N 23-л (далее - Заключение от 30.05.2022) указано несоответствие проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующим лесные отношения, поскольку часть лесных участков расположена в лесопарковых зонах, а проектом освоения лесов на части арендованного лесного участка в лесопарковой зоне предусмотрена эксплуатация, ремонт, реконструкция объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, что не соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р утвержден Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень N 1084-р).
Указанный перечень утвержден Правительством Российской Федерации во исполнение требований части 10 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 301-ФЗ) содержит нормы, регламентирующие основания и условия строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.
Пункт 3 части 1 указанной статьи допускает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Перечень таких объектов для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утверждается Правительством Российской Федерации в силу части 10 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Утвержденный Перечень N 1084-р, действительно, не предусматривает объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в защитных лесах, расположенных в лесопарковой зоне.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 301-ФЗ в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений.
Исходя из разрешительного типа правового регулирования лесных отношений, строительство в лесопарковых зонах объектов электросетевого хозяйства (в том числе воздушных и кабельных линий электропередачи) возможно только для целей энергоснабжения объектов, размещение которых допускается лесным законодательством в данных зонах. Исключение составляют объекты, возведенные до утверждения границ территории лесопарковой зоны либо до утверждения соответствующих ограничений.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, лесной участок по договору аренды N 23-л от 01.01.2010 используется обществом исключительно для эксплуатации уже построенного и введенного в установленном порядке в эксплуатацию в 2011 году линейного объекта - ВЛ 500 кВ Курган-Козырево, право собственности на который зарегистрировано обществом в Едином государственном реестре прав 29.11.2011; общество предоставило на государственную экспертизу проект освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда в рамках действующего договора аренды, с целью дальнейшей эксплуатации указанного линейного объекта. Выводов о том, что спорный проект освоения лесов предусматривает в качестве видов освоения строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, обжалуемые судебные акты не содержат.
Положения части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции не содержат запрета на эксплуатацию уже построенного и введенного в гражданский оборот линейного объекта в лесопарковой зоне.
Предусмотренный пунктом 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ запрет на эксплуатацию объектов капитального строительства, в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, исключен из положений данной статьи Федеральным законом от 02.07.2021 N 301-ФЗ.
Положения пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р предусматривают условия возможности эксплуатации для объектов, строительство которых начато или планируется на момент принятия данного нормативного акта, и не содержат каких-либо ограничений относительно возможности эксплуатации существующих объектов.
Напротив, отсутствие возможности эксплуатации, создания для этого необходимых условий, обеспечения технической исправности, охраны и безопасности существующих линейных объектов электроснабжения (как того требуют Правила, установленные уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации) не только повлечет возникновение правовой неопределенности относительно судьбы таких объектов, но и создаст угрозу безопасности граждан.
С учетом изложенного, вывод апелляционного суда о соответствии оспариваемого ненормативного акта действующему на момент его принятия законодательству противоречит вышеуказанным нормам права.
Вопрос о правомерности строительства в 2011 году на указанном лесном участке спорного линейного объекта, право собственности на который зарегистрировано обществом в Едином государственном реестре прав, может быть разрешен только в исковом порядке (с одновременным разрешением его юридической и фактической судьбы), а не при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем вывод апелляционного суда о возведении спорного объекта в лесопарковой зоне в нарушение существовавшего на момент его строительства запрета является преждевременным и не имеет правового значения для рассмотрении настоящего дела.
Суд первой инстанции, признавая необоснованным выдачу отрицательного заключения на представленный обществом проект освоения лесов, также правомерно принял во внимание, что на просеке, занятой трассой существующей линии электропередачи, лесные земли отсутствуют, что исключает необходимость вырубки древесно-кустарниковой растительности для цели эксплуатации линейного объекта, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, установив, что изначально во исполнение условий договора аренды общество "Россети" разработало и направило Департаменту проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду на основании договора N 23-л от 01.01.2010, приказом от 24.02.2011 N124 Департамент утвердил положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы указанного проекта освоения лесов, суд первой инстанции не исследовал надлежащим образом обстоятельства необходимости повторного представления заявителем проекта освоения лесов, требующего государственной экспертизы.
Согласно пункту 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду по договору N 23-л, получивший положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное приказом Департамента от 24.02.2011 N124, на предмет его действительности в спорный период не исследовался.
Доводы Департамента об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемым отрицательным заключением нового проекта освоения лесов апелляционным судом также оставлены без внимания.
Между тем, основанием для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, привело к принятию неправильных судебных актов.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, спор в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, правильно определить норму права, подлежащую применению к установленным обстоятельствам, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом положений, установленных статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разрешить спор в соответствии требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14.03.2023 по делу N А34-14722/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, признавая необоснованным выдачу отрицательного заключения на представленный обществом проект освоения лесов, также правомерно принял во внимание, что на просеке, занятой трассой существующей линии электропередачи, лесные земли отсутствуют, что исключает необходимость вырубки древесно-кустарниковой растительности для цели эксплуатации линейного объекта, в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ, в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в соответствии с частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно пункту 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2023 г. N Ф09-5857/23 по делу N А34-14722/2022
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2024 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-14722/2022
31.10.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5857/2023
07.06.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6436/2023
14.03.2023 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-14722/2022