Екатеринбург |
|
07 ноября 2023 г. |
Дело N А76-32573/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л.Н.,
судей Громовой Л.В., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 2" (далее - общество "ЖЭК N 2") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2023 от 20.04.2023 по делу N А76-32573/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Общество "ЖЭК N 2" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Златоустовский Водоканал" (далее - общество "Златоустовский Водоканал") о взыскании излишне предъявленной к оплате суммы за коммунальные услуги в размере 66 477 руб. 76 коп. (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Садыкова Гульсина Юнесовна.
Решением суда от 20.04.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЖЭК N 2", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Заявитель жалобы, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, указал, что на момент заключения договора управления с обществом "ЖЭК N 2" у общества "Златоустовский Водоканал" и собственников МКД уже имелись прямые договорные отношения на поставку водоснабжения и водоотведения, а также отметил, что в материалах дела имеется акт ввода в эксплуатацию счетчиков горячей и холодной воды от 16.09.2016, следовательно, ответчик располагал сведениями о наличии ИПУ по лицевому счету, однако проверки индивидуальных приборов учета вплоть до сентября 2020 года им не проводились.
В обоснование доводов кассационной жалобы податель жалобы также указывает на то, что общество "ЖЭК N 2" приступило к управлению МКД N 33 в 3 микрорайоне проспекта Гагарина в г. Златоуст только с 03.07.2018 и право на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также выставление жителям счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг возникло именно с этого момента, в связи с чем, как полагает кассатор, общество "Златоустовский Водоканал" вправе было предъявить сумму затрат на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, только с момента заключения договора на приобретение всего объема коммунальных ресурсов (01.09.2018).
Кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, судами нижестоящих инстанции не была дана оценка правомерности проведения перерасчета за период с 01.04.2017 по 31.10.2020, с учетом того, что дом 33 в 3 микрорайоне проспекта Гагарина находится в управлении общества "ЖЭК N 2" с июля 2018 года.
Доводы кассатора, аналогичные доводам, изложенным в суде апелляционной инстанции, подробно изложены в кассационной жалобе; по существу спора истец указывает на то, что сумма за потребление коммунального ресурса при содержании общего имущества и предъявленная к оплате обществу "ЖЭК N 2" должна быть рассчитана за период с 01.03.2020 по 01.10.2020.
Обществом "Златоустовский Водоканал" и третьим лицом отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Златоустовского городского округа Челябинской области, а истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществлял предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению в многоквартирные дома г. Златоуста, обслуживаемые обществом "ЖЭК N 2".
Протоколом от 29.06.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г. Златоуст, пр. Гагарина, 3 мкр. дом N 33 выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией обществом "ЖЭК N 2", утвержден перечень услуг и работ по управлению многоквартирным домом.
Судами также было установлено и материалами дела подтверждено, что между истцом (управляющая организация) и ответчиком (ресурсоснабжающая организация) заключен договор управления многоквартирным домом от 03.07.2018 N 7 адрес многоквартирного дома 3-й мкр, пр. Гагарина, дом N 33, предметом которого является возмездное оказание управляющей организацией в течение согласованного срока и в соответствии с заданием собственников помещений в многоквартирном доме комплекса услуг и работ по управлению многоквартирным домом услуг и/или работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Кроме того, между сторонами заключены договоры ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества от 01.09.2018 N 505, от 01.01.2021 N 27, по условиям которых ресурсоснабжающая организация обязуется подавать управляющей организации через присоединенную сеть (присоединенные сети) холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также принимать сточные бытовые воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, а управляющая организация обязуется оплачивать ресурсоснабжающей организации отпущенную колодную воду и отведенные сточные воды, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в объеме, порядке и сроки в соответствии с условиями договора, соблюдать предусмотренный договором режим потребления (отведения), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.
Поставка холодной воды управляющей организации осуществляется по централизованным сетям холодного водоснабжения ресурсоснабжающей организации до границ общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме (внешняя стена дома), согласно условиям договора в объеме, необходимом в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Прием сточных бытовых вод от управляющей организации осуществляется в централизованную систему водоотведения ресурсоснабжающей организации от границ общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (от стенок дворовых канализационных колодцев) - согласно условиям договора в объеме, необходимом в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень объектов водоснабжения и водоотведения МКД определяется приложением N 5 к договору (пункт 1.1 договора), а тарифы, сроки и порядок оплаты по договору предусмотрены разделом 3 договора.
Согласно пункту 4 договора Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.09.2018 и 01.01.2021 соответственно.
Расчетный период равен одному календарному месяцу. Окончательный расчет за поставленные коммунальные ресурсы в полной сумме, указанной в счете-фактуре и акте, осуществляется исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 7.2 договора), а для учета объемов поданной холодной воды и принятых сточных вод стороны используют ОДПУ, если иное не предусмотрено Правилами заключения договоров N 124 (пункт 14 договора).
В обоснование заявленных им требований (с учетом неоднократных уточнений), истец, ссылаясь на то, что 16.09.2016 по результатам осмотра прибора учета был составлен акт N 005879 ввода в эксплуатацию узлов ИПУ горячей и холодной воды, а 22.09.2020 составлен акт осмотра ИПУ расхода холодной/горячей воды, а также на то, что письмом от 23.10.2020 (в ответ на заявление истца о проведении перерасчета по адресу пр. Гагарина, 3-й мкр, д. 33, кв. 27), ответчик сообщил об отсутствии сведений о наличии ИПУ, в связи с чем рассмотрение заявления было приостановлено до предоставления паспортов на ИПУ и акта ввода в эксплуатацию приборов учета, и на то, что обществом "Златоустовский Водоканал" был произведен перерасчет по лицевому счету 150330270 за период с 01.04.2017 по 31.10.2020 в сумме 80 142 руб. 20 коп., в то время как из служебной записки ответчика также следует, что по адресу пр. Гагарина, 3-й мкр, д. 33, кв. 27 с марта 2017 года в связи с отсутствием информации о наличии индивидуальных приборов учета начисления производились в соответствии с пунктом 56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а после предоставления жителями акта ввода ИПУ от 16.09.2016 и акта обследования ИПУ от 22.09.2020 в ноябре 2020 им был произведен перерасчет согласно пункту 61 Правил 354, общество "ЖЭК N 2" направило в адрес общества "Златоустовский Водоканал" претензию о проведении перерасчета.
В связи с неисполнением обязанности в досудебном порядке истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Возражая относительно предъявленных к нему требований, ответчик указывал в частности на отсутствие сведений о наличии у потребителей, введенных в эксплуатацию приборов учета, следовательно, отсутствие оснований проводить проверку таких приборов, а также на то, что при представлении ведомостей с начислениями ИПУ расхождений выявлено не было.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного истцом иска, суд первой инстанции исходил из того, что у РСО отсутствовали сведения о наличии у потребителей, введенных в эксплуатацию приборов учета, следовательно, не имелось оснований проводить проверку таких приборов, а сумма, предъявленная истцом ко взысканию с ответчика, не является задолженностью ответчика в смысле статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является неосновательным обогащением ресурсоснабжающей организации в смысле статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции у об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца поддержал, также указав, что вопреки доводам апеллянта, поскольку у общества "Златоустовский Водоканал" отсутствовали сведения о наличии у потребителей, введенных в эксплуатацию приборов учета, оснований проводить проверку таких приборов не имелось.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По смыслу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
В силу норм статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 5, пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации правоотношения по вопросу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.
В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя, в том числе: - адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; - сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их- показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; - сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истец полагает, что в связи с непринятием обществом "Златоустовский Водоканал" к расчетам показаний индивидуальных приборов учета на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде излишне оплаченной истцом суммы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды МКД в размере 66 477 руб. 76 коп.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к возникшему между сторонами спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что ответчик не располагал сведениями о наличии у потребителей введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, показания которых должны были учитываться при определении объемов потребления в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и, соответственно, при расчете ресурса, потребленного на нужды ОДН и предъявленного управляющей компании к оплате, а также учитывая то обстоятельство, при последующем получении ответчиком ведомостей с показаниями ИПУ расхождений в объемах выявлено не было, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Помимо этого, суды исходили из того, что ввиду того, что на основании абз. 5 подп. "а" п. 21(1) Правил N 124 отрицательная величина ОДН должна подлежать учету в последующих расчетах между ресурсоснабжающей организацией и организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, за поставленный на ОДН коммунальный ресурс, то по общему правилу требование последней о взыскании суммы, составляющей отрицательную величину ОДН, в качестве неосновательного обогащения является ненадлежащим способом защиты права. Сумма, составляющая величину отрицательного ОДН, может быть взыскана в качестве неосновательного обогащения только в исключительных случаях в ситуации длительного отказа ресурсоснабжающей организации от учета данной величины в расчетах за коммунальный ресурс. В рассматриваемом случае таких обстоятельств судами не установлено.
Иными словами по общему правилу в случае наличия "положительного ОДН" по конкретному многоквартирному дому в каком-либо месяце спорного периода и в случае наличия "отрицательного ОДН" в данном многоквартирном доме ранее (начиная с отсуженного периода), такое отрицательное значение ОДН должно быть учтено ресурсоснабжающей организацией в том периоде, где имелось положительное значение потребления на ОДН, то есть потребление в конкретном многоквартирном доме было скорректировано на величину переплаты ("отрицательное ОДН") в данном жилом доме.
Таким образом, поскольку, исследовав доводы, проанализировав спорные правоотношения, суд кассационной инстанции считает, что отказ в иске по указанным судами мотивам соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным ими в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обжалуемых судебных актах суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав выводы, на основании которых отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, а также мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа также не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2023 от 20.04.2023 по делу N А76-32573/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Черемных |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя, в том числе: - адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; - сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их- показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; - сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 ноября 2023 г. N Ф09-6864/23 по делу N А76-32573/2021