Екатеринбург |
|
30 ноября 2023 г. |
Дело N А07-27169/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Лазарева С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федюниной Е.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2023 по делу N А07-27169/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Латыпова А.М. (доверенность от 29.06.2023 N ФН-МО4-04-1/4884-10);
общества с ограниченной ответственностью Специализированного застройщика "СтроительГрупп" (далее - общество СЗ "СтроительГрупп", заявитель) - Усманова Г.Ф. (доверенность от 30.12.2022 N 11/22) - посредством использования систем онлайн-заседания в режиме веб-конференции.
Общество СЗ "СтроительГрупп" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству о признании незаконным отказа, изложенного в письме N АММ04-06-2/2878 от 11.08.2022, и об обязании направить проект договора передачи в собственность земельного участка.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2023 требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Министерства в пользу общества СЗ "СтроительГрупп" взыскано 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы отмечает, что в силу положений статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации после постановки на учет заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в то время как общество СЗ "СтроительГрупп" обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208, не соблюдая последовательность действий, установленных действующим законодательством и не внося при этом плату за увеличение площади земельного участка в размере 1 183 312 руб. 80 коп., исчисленную в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2015 N 234 "Об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". По мнению Министерства, суды, обязывая направить в адрес заявителя проект договора передачи в собственность бесплатно земельного участка, не учли то обстоятельство, что перечень оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является закрытым, и такой формы договора как договор передачи в собственность бесплатно земельного участка статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает. Кроме того, заявитель жалобы настаивает на том, что в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208 расположен земельный участок, находящийся в частной собственности с кадастровым номером 02:55:020405:1206, в то время как полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в частной собственности, Министерство не обладает.
В отзыве на кассационную жалобу общество СЗ "СтроительГрупп" просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2010 N 322 "О развитии застроенной территории и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории.
Право на заключение договора приобрело муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика и технического надзора" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП СЗ и ТН г. Уфы).
Между Администрацией и МУП СЗ и ТН г. Уфы заключен договор от 25.03.2010 N 10-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых Бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
28.03.2014 между Администрацией, обществом СЗ "СтроительГрупп" и МУП СЗ и ТН г. Уфы заключено соглашение об уступке части прав требования по договору от 25.03.2010 N 10-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицей Транспортной, бульваром Баландина, бульваром Тухвата Янаби и улицей им. Фронтовых Бригад в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - соглашение об уступке).
В соответствии с соглашением об уступке (в редакции дополнительных соглашений от 31.03.2014 N 1 и от 26.09.2014 N 2) общество СЗ "СтроительГрупп" приняло на себя обязательство застроить территорию квартала в части площади ориентировочно 7,35 га, оплатить за уступку прав в адрес МУП СЗ и ТН г. Уфы 240 000 000 руб., в адрес Администрации - 10 000 000 руб. на условиях, указанных в дополнительном соглашении от 09.10.2013 N 2 к договору N 10-РТ, произвести за свой счет изъятие земельных участков, жилых и нежилых помещений у землепользователей и собственников, передать Администрации 3% от общей вводимой площади в виде служебных помещений с чистовой отделкой, 2,09% от общей вводимой площади жилых помещений с чистовой отделкой на социальные нужды города. При этом Администрация обязалась заключить с заявителем договор аренды земельного участка под проектирование и строительство на территории, не требующей сноса жилых домов, в течение 45 дней с момента подписания сторонами соглашения об уступке, а также оформить аренду территории, занятой частными домовладениями, после выполнения заявителем обязательств по их сносу.
Договором от 25.03.2010 N 10-РТ предусмотрено обязательство заявителя разработать проект планировки и проект межевания застроенной территории, обязательства Администрации создать необходимые условия для выполнения обязательств другой стороны договора и предусмотренные пунктами 3.2.1.-3.2.5 договора.
Предусмотренный пунктом 3.1.8 договора от 25.03.2010 N 10-РТ срок застройки квартала (6 лет с момента заключения договора), истекавший 25.03.2016, продлен до 08.02.2022, о чем между Администрацией и обществом СЗ "СтроительГрупп" заключено дополнительное соглашение от 25.03.2016 к договору N 10-РТ.
В дальнейшем во исполнение решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.04.2022 по делу N А07-6808/2021, оставленного без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, стороны заключили дополнительное соглашение от 17.08.2022 N 5 к договору N 10-РТ, в соответствии с которым срок застройки квартала продлен до 08.02.2028.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.10.2017 N 1469 утверждены проекты планировки и межевания квартала, ограниченного улицами Транспортной, Фронтовых бригад, бульварами Баландина и Тухвата Янаби в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Письмом от 21.04.2022 исх. N 52 общество СЗ "СтроительГрупп" обратилось в адрес Министерства с просьбой о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208, на что получен ответ от 11.08.2022 исх. N АМ-М04-06-2/2878 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по причине неисполнения обязательств по расселению жилых домов.
Не согласившись с данным отказом, общество СЗ "СтроительГрупп" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность недействительным. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на заинтересованное лицо обязанности в срок не превышающий 7 дней со дня вступления решения в законную силу направить заявителю проект договора передачи в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208, площадью 2941 кв.м, с местоположением: Республика Башкортостан, г. Уфа, ограниченного улицами Транспортной, Фронтовых бригад, бульварами Баландина и Тухвата Янаби.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что заявление общества СЗ "СтроительГрупп" о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208, основано на правоотношениях, возникших из договора о развитии застроенной территории от 25.03.2010 N 10-РТ, по которому обществом СЗ "СтроительГрупп" в соответствии с соглашением об уступке от 28.03.2014 (в редакции дополнительных соглашений от 31.03.2014 N 1 и от 26.09.2014 N 2) принято обязательство застроить территорию квартала в части площади ориентировочно 7,35 га.
В качестве основания для оспариваемого отказа Министерство сослалось на то, что в соответствии с пунктом 4 договора о развитии застроенной территории земельные участки могут быть предоставлены после исполнения обществом СЗ "СтроительГрупп" всех обязательств, предусмотренных договором, в то время как обществом обязательства исполнены не в полном объеме, в частности по причине неисполнения обязательств по расселению жилых домов.
Отношения, связанные с вопросами развития застроенной территории, на момент заключения договора о развитии застроенной территории регулировались положениями статей 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом согласно части 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора о развитии застроенной территории) предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществлялось лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора о развитии застроенной территории) по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора о развитии застроенной территории) определены существенные условия договора о развитии застроенной территории, к числу которых, в том числе отнесены обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (пункт 4); обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома (пункт 5); обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей части (пункт 9).
В силу подпункта пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату заключения договора о развитии застроенной территории) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
На основании подпункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего на дату заключения договора о развитии застроенной территории и утратившего силу на основании Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (далее - Федеральный закон N 494-ФЗ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе в случае предоставления земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор.
Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона N 494-ФЗ договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), а также договоры аренды земельных участков единого института развития сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров. Предоставление земельных участков единого института развития в целях реализации указанных договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено, что исходя из условий пункта 3.2.3 договора от 25.03.2010 N 10-РТ Администрация обязалась предоставить заявителю после выполнения обязательств по договору о развитии застроенной территории земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2019 по делу N А07-21477/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2019, с участием общества СЗ "СтроительГрупп", Администрации и Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, установлено, что подлежащие исполнению сторонами обязательства, указанные в договоре N 10-РТ, следует рассматривать с учетом соглашения об уступке, расцениваемого как неотъемлемую часть договора N 10-РТ.
Указанным решением суда установлен факт оплаты обществом СЗ "СтроительГрупп" в адрес МУП СЗ и ТН г. Уфы цены уступленного права в размере 240 000 000 руб., а также в адрес Администрации 10 000 000 руб. на развитие социальной инфраструктуры города (пункт 3.1.5 договора N 10-РТ, пункт 2.4 соглашения об уступке с учетом дополнительного соглашения от 26.09.2014 N 2 к нему), а также факт утверждения разработанных обществом СЗ "СтроетильГрупп" проектов планировки и межевания квартала, ограниченного улицами Транспортной, Фронтовых бригад, бульварами Баландина и Тухвата Янаби в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.10.2017 N 1469, наличие на застраиваемой территории частных домовладений и отсутствие многоквартирных аварийных домов.
В данном решении суд также указал, что, учитывая требования статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и частей 1 и 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона N 494-ФЗ) договор N 10-РТ должен содержать в первую очередь императивно установленные существенные условия, в связи с чем условие пункта 3.2.3 договора N 10-РТ подлежит рассмотрению во взаимосвязи с пунктом 9 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона N 494-ФЗ), поскольку иное будет противоречить существу законодательного регулирования.
При этом суд в указанном решении указал, что пункт 3.2.3 договора 10-РТ изменен сторонами при заключении соглашения об уступке (пункт 2.7), установил, что заявителем исполнены обязательства, указанные в качестве условия предоставления земельных участков в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2022 по делу N А07-6808/2021 указано на существенную задержку исполнения условий договора N 10-РТ Администрацией, в том числе невыполнение обязательств по предоставлению застройщику земельных участков, по выкупу объектов по ул. Транспортная, 1/1 (данный объект не включен в перечень подлежащих выкупу застройщиком объектов в пункте 2.6 соглашения от 28.03.2014).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено и материалами дела подтверждено создание запрошенного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208, в границах которого запланировано строительство очереди П-5.2 жилого дома, после выкупа заявителем у общества с ограниченной ответственностью "Дий" земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:2 и нежилого здания с кадастровым номером 02:55:020405:203 (впоследствии снесенного).
Так, судами учтено, что после выкупа земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:2 подготовлен межевой план от 29.09.2021, в соответствии с которым данный участок разделен на 2 части. 29.10.2021 один из образованных земельных участков с присвоением кадастрового номера 02:55:020405:1206 постановлен на кадастровый учет, второму земельному участку присвоен условный номер ЗУ 1. Поскольку один из участков находился в собственности заявителя, а второй - в ведении Министерства, произведено перераспределение указанных земельных участков, для чего разработан межевой план от 18.11.2021. После получения согласия Министерства (письмо исх. N АМ-06-1/У-06-исх-257), 16.02.2022 подготовлен новый межевой план с учетом указанного согласия. Образованный в результате перераспределения земельный участок с присвоением кадастрового номера 02:55:02405:1208 поставлен на кадастровый учет 25.02.2022.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в том числе установленные вступившими в законную силу судебными актами, свидетельствующие об исполнении обществом СЗ "СтроительГрупп" обязательств, указанных в качестве условия предоставления земельных участков в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и о неисполнении Администрацией обязанности по предоставлению обществу соответствующих земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020405:1208 свободен от какого-либо имущества, в связи с чем предоставление в собственность земельного участка заявителю не нарушает права третьих лиц, более того, соответствует целям, установленным договором N 10-РТ, учитывая, что с 01.01.2021 Министерство является органом государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющим полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления, в отсутствие препятствий для реализации заявителем права на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208, обоснованно пришли к выводу о неправомерности оспариваемого отказа и о наличии оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности в срок, не превышающий 7 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, направить в адрес заявителя договор передачи в собственность бесплатно данного земельного участка.
Оснований для несогласия с указанными выводами у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, заявителем кассационной жалобы не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе доводы Министерства со ссылкой на нарушение заявителем норм статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствие у Министерства полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в частной собственности, с указанием на то, что в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208 расположен земельный участок, находящийся в частной собственности с кадастровым номером 02:55:020405:1206, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Так, из материалов дела, в том числе обстоятельств, установленных вышеуказанными судебными актами по ранее рассмотренным арбитражными судами делам с участием общества СЗ "СтроительГрупп" и Администрации, связанных с выполнением сторонами обязательств по договору от 25.03.2010 N 10-РТ о развитии застроенной территории, следует, что спорная ситуация явилась следствием неправомерного бездействия Администрации по выкупу и предоставлению обществу, как застройщику, земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:2, не указанного в пункте 2.6 соглашения от 28.03.2014 об уступке в качестве подлежащего выкупу самим обществом, вместе с тем вынужденно приобретенного им в собственность за свой счет. При этом из данного земельного участка впоследствии были образованы спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020405:1208 и земельный участок с кадастровым номером 02:55:020405:1206.
При указанных обстоятельствах обращение общества СЗ "СтроительГрупп" с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208 является реализацией обществом своего права на получение соответствующего земельного участка без проведения торгов в целях строительства многоквартирных домов в рамках исполнения обязательств по договору от 25.03.2010 N 10-РТ в порядке подпункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего на дату заключения договора о развитии застроенной территории), в то время как приведенные Министерством доводы не являются основаниями, исключающими его обязанность, как уполномоченного органа, по предоставлению спорного земельного участка в соответствии с указанной нормой.
Суд округа также полагает необходимым отметить, что ранее при рассмотрении дела соответствующие доводы Министерством не заявлялись, обстоятельства формирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208 спорными не являлись.
Таким образом, оснований для несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций по приведенным доводам у суда округа не имеется.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2023 по делу N А07-27169/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные в кассационной жалобе доводы Министерства со ссылкой на нарушение заявителем норм статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствие у Министерства полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в частной собственности, с указанием на то, что в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208 расположен земельный участок, находящийся в частной собственности с кадастровым номером 02:55:020405:1206, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Так, из материалов дела, в том числе обстоятельств, установленных вышеуказанными судебными актами по ранее рассмотренным арбитражными судами делам с участием общества СЗ "СтроительГрупп" и Администрации, связанных с выполнением сторонами обязательств по договору от 25.03.2010 N 10-РТ о развитии застроенной территории, следует, что спорная ситуация явилась следствием неправомерного бездействия Администрации по выкупу и предоставлению обществу, как застройщику, земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:2, не указанного в пункте 2.6 соглашения от 28.03.2014 об уступке в качестве подлежащего выкупу самим обществом, вместе с тем вынужденно приобретенного им в собственность за свой счет. При этом из данного земельного участка впоследствии были образованы спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020405:1208 и земельный участок с кадастровым номером 02:55:020405:1206.
При указанных обстоятельствах обращение общества СЗ "СтроительГрупп" с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020405:1208 является реализацией обществом своего права на получение соответствующего земельного участка без проведения торгов в целях строительства многоквартирных домов в рамках исполнения обязательств по договору от 25.03.2010 N 10-РТ в порядке подпункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего на дату заключения договора о развитии застроенной территории), в то время как приведенные Министерством доводы не являются основаниями, исключающими его обязанность, как уполномоченного органа, по предоставлению спорного земельного участка в соответствии с указанной нормой."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2023 г. N Ф09-7267/23 по делу N А07-27169/2022